- Преподавателю
- Обществознание
- Программа элективного учебного предмета Социологические исследования
Программа элективного учебного предмета Социологические исследования
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шестерикова С.М. |
Дата | 30.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"
Пояснительная записка
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
Основная цель курса ознакомить обучающихся с ролью и местом социологических исследований в современном мире.
Задачи:
- обучение технологии организации и проведения социологических исследований;
- содействие профессиональному определению старшеклассников; - содействие социализации старшеклассников;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие умений и навыков публичного выступления.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:
Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Социология» А.И. Кравченко, дополнена авторскими материалами.
Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:
Авторская программа Кравченко А.И. «Социология» отражает базовый уровень социологической подготовки учеников по обществознанию, в программе изучаются теоретические и практические основы социологического исследования, виды социологических исследований, значение социологических исследований в современном мире.
Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование:
В авторскую программу Кравченко А.И. «Социология» внесены следующие изменения:
-
Добавлены практические задания, способствующие закреплению теоретических знаний, приобретению элементарных умений проведения социологических исследований.
Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом:
Элективный учебный предмет«Социологические исследования» позволяет закрепить, систематизировать и расширить знания и умения,обучающихся по обществознанию, более детально знакомит с особенностями социологических исследований, а также содействует вопросам профессиональной ориентации обучающихся 10 классов.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:
Рабочая программа рассчитана на 35 часов, в том числе теоретические и практические занятия, для итогового повторения отводится 1 час.
Информация об используемом УМК:
Артемов Г.М. Политическая социология - электронная библиотека социологии
Гидден Э. Социология. Методы исследования.
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2001
Радугин А.А. Социология. М., 1999
Содержание рабочей программы
Введение.Значение и роль социологических исследований в современном мире (1 час).
Часть 1. Теоретическая.
Тема 1.Понятие и классификация социологических исследований (7 часов).
Критерии классификации. Разведывательные. Описательные. Аналитические. Опрос. Наблюдение. Анализ документов. Эксперимент. Точечное и повторное.
Тема 2. Программа социологического исследования (10 часов).
Проработка проблемы. Выдвижение гипотез. Построение теоретической модели. Разработка инструментария. Сбор первичных данных и их обработка. Теоретический анализ данных и их интерпретация в соответствии с выдвинутой теорией. Разработка практических рекомендаций.
Тема 3. Выборка (2 часа).
Выборочное обследование. Генеральная совокупность. Репрезентативность выборки. Структура выборки.
Тема 4. Обработка социологической информации и разработка рекомендаций (2 часа).
Математико-статистическое преобразование данных. Метод корреляции. Разработка практических рекомендаций.
Тема 5. Организации, проводящие социологические исследования (2 часа).
Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения (ВЦСИОМ). Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ).Агентство ПолоСоцис. «Левада-Центр».
Тема 6. Профессия -социолог (2 часа).
Описание деятельности. Востребованность профессии. Специальность. Уровень образования. Трудовые обязанности. Уровень сложности профессии. Возможности карьерного роста. Учебные заведения.
Часть 2. Практическая.
Практическая работа № 1 (2 часа).
Тренинг с применением методики «мозговой штурм».
Цель исследования - проблемы дедовщины в армии. Социолог опросил по выборке всех, кто когда-либо служил в армии и пришел к выводу.
Цель исследования - социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров.
Цель исследования - выяснить мнение подписчиков «Комсомольской правды» о своей газете. Редакция опубликовала анкету и намерена получить объективную информацию из тех писем, которые придут по почте.
Подумайте и ответьте: в каких случаях произошла ошибка; во всех ли случаях выборка служит точной копией генеральной совокупности? Какие еще претензии можно выдвинуть к социологу?
Практическая работа № 2 (7 часов).
Разработать программу и провести социологическое исследование (по выбранной самостоятельно проблеме). Подготовить презентацию для выступления перед одноклассниками.
Итоговое повторение (1 час).
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Обучающиеся должны знать:
-
Роль и место социологических исследований в современном мире.
-
Классификацию социологических исследований.
-
Понятия (выборка, генеральная совокупность, репрезентативность, социологический инструментарий, обработка данных, интерпретация данных).
-
Организации, проводящие социологические исследования.
-
Формулу профессии «социолог».
Обучающиеся должны уметь:
-
Разработать программу социологического исследования (определить проблему, выдвинуть гипотезу, построить теоретическую модель, разработать инструментарий)
-
Организовать и провести социологическое исследование.
-
Обработать социологические данные и интерпретировать их согласно выдвинутой гипотезы.
-
Разработать практические рекомендации по результатам проведенного социологического исследования.
-
Публично выступать с презентацией своей работы перед аудиторией.
-
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности по предмету «Обществознание» и во внеурочное время.
Литература и средства обучения
Основная и дополнительная литература
-
Кравченко А.И. Социология: общий курс. М., 2009
Учебные и справочные пособия
-
Артемов Г.М. Политическая социология - электронная библиотека социологии
-
Гидден Э. Социология. Методы исследования.
-
Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2001
-
Радугин А.А. Социология. М., 1999
Учебно-методическая литература
-
Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2003
Средства обучения
-
раздаточный материал
-
компьютер
-
проектор
-
интерактивная доска
Календарно-тематическое планирование
№
Тема раздела,
урока
Количество
часов, отведенное на изучение тем, разделов
Виды и формы
контроля
Дата
прохождения темы, раздела
Введение.Значение и роль социологических исследований в современном мире
1 час
Беседа
Тема № 1. Понятие и классификация социологических исследований (7 часов).
7 часов
Представить схему
2.
Социологические исследования и критерии их классификации
1
Тестирование
3-4.
Разведывательные, описательные, аналитические, точечные и повторные социологические исследования
2
Тестирование, устный опрос
5-6.
Метод опроса. Анализ документов.
2
Разработать анкету с закрытыми и открытыми вопросами
7-8.
Эксперимент. Наблюдение.
Составить план наблюдения (эксперимента)
Тема № 2. Программа социологического исследования (10 часов).
10
9-10.
Проработка проблемы и выдвижение гипотезы,
построение теоретической модели.
2
Построить схему теоретической модели социологического исследования
11-12.
Разработка инструментария.
2
Разработать вопросы для интервью
13-14.
Сбор первичных данных и их обработка.
2
Составить статистическую таблицу
15-16.
Теоретический анализ данных и их интерпретация в соответствии с выдвинутой теорией.
2
Проанализировать таблицу значений и представить возможные варианты интерпретации
17-18.
Разработка практических рекомендаций.
2
Разработать практические рекомендации
Тема № 3. Выборка
2
19-20.
Выборочное обследование. Генеральная совокупность. Репрезентативность выборки. Структура выборки.
2
Тестирование
Тема № 4. Обработка социологической информации и разработка рекомендаций
2 часа
21.
Математико-статистическое преобразование данных. Метод корреляции.
1
Подготовить сообщение «Математические методы обработки социологических данных»
22.
Разработка практических рекомендаций.
1
Разработать памятку по теме «Как подготовить практические рекомендации по проведенному социологическому исследованию»
Тема 5. Организации, проводящие социологические исследования
2 часа
23-24.
Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения (ВЦСИОМ). Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ). Агентство ПолоСоцис. «Левада-Центр».
2
Подготовить сообщение о международных организациях, проводящих социологические исследования, сравнить их методы работы с российскими.
Тема 6. Профессия -социолог
2 часа
25-26.
Описание деятельности. Востребованность профессии. Специальность. Уровень образования. Трудовые обязанности. Уровень сложности профессии. Возможности карьерного роста. Учебные заведения.
2
Составить формулу профессии и профессиограмму
Практическая часть
9 часов
27-28.
Практическая работа № 1.
2
28-34.
Практическая работа № 2.
7
Итоговое повторение
1 час
Аннотация
Рабочая программа элективного учебного предмета «Социологические исследования» составлена на основе авторской программы «Социология» А.И. Кравченко. Рабочая программа предназначена для обучающихся 10 классов.
Цель: ознакомить обучающихся с ролью и местом социологических исследований в современном мире.
Задачи:
- обучение технологии организации и проведения социологических исследований;
- содействие профессиональному определению старшеклассников; - содействие социализации старшеклассников;
- развитие коммуникативных умений и навыков;
- развитие умений и навыков публичного выступления.
Рабочая программа «Социологические исследования» позволяет расширить представления и практические умения обучающихся, более подробно и детально познакомиться с социологическими исследованиями, их классификацией, технологией организации и проведения. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 учебных недель, 1 час в неделю).
В программе предусмотрено изучение 6 тем: Тема 1 «Понятие и классификация социологических исследований (7 часов); тема 2. Программа социологического исследования (10 часов); тема 3. Выборка (2 часа);
тема 4. Обработка социологической информации и разработка рекомендаций (2 часа); тема 5. Организации, проводящие социологические исследования (2 часа); тема 6.Профессия -социолог (2 часа).Практическая работа № 1 (2 часа); Практическая работа № 2 (7 часов).Итоговое повторение (1 час).
Обучающиеся должны знать:
Роль и место социологических исследований в современном мире.Классификацию социологических исследований. Понятия (выборка, генеральная совокупность, репрезентативность, социологический инструментарий, обработка данных, интерпретация данных). Организации, проводящие социологические исследования. Формулу профессии «социолог».
Обучающиеся должны уметь:
Разработать программу социологического исследования (определить проблему, выдвинуть гипотезу, построить теоретическую модель, разработать инструментарий). Организовать и провести социологическое исследование. Обработать социологические данные и интерпретировать их согласно выдвинутой гипотезы.Разработать практические рекомендации по результатам проведенного социологического исследования. Публично выступать с презентацией своей работы перед аудиторией.Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности по предмету «Обществознание» и во внеурочное время.