Программа элективного учебного предмета Социологические исследования

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА "СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ"

Пояснительная записка

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:

Основная цель курса ознакомить обучающихся с ролью и местом социологических исследований в современном мире.

Задачи:
- обучение технологии организации и проведения социологических исследований;

- содействие профессиональному определению старшеклассников; - содействие социализации старшеклассников;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- развитие умений и навыков публичного выступления.

Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа:

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Социология» А.И. Кравченко, дополнена авторскими материалами.

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

Авторская программа Кравченко А.И. «Социология» отражает базовый уровень социологической подготовки учеников по обществознанию, в программе изучаются теоретические и практические основы социологического исследования, виды социологических исследований, значение социологических исследований в современном мире.

Информация о внесенных изменениях в программу и их обоснование:

В авторскую программу Кравченко А.И. «Социология» внесены следующие изменения:

  • Добавлены практические задания, способствующие закреплению теоретических знаний, приобретению элементарных умений проведения социологических исследований.

Определение места и роли учебного курса, предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки в соответствии с государственным образовательным стандартом:

Элективный учебный предмет«Социологические исследования» позволяет закрепить, систематизировать и расширить знания и умения,обучающихся по обществознанию, более детально знакомит с особенностями социологических исследований, а также содействует вопросам профессиональной ориентации обучающихся 10 классов.

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа:

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, в том числе теоретические и практические занятия, для итогового повторения отводится 1 час.

Информация об используемом УМК:

Артемов Г.М. Политическая социология - электронная библиотека социологии

Гидден Э. Социология. Методы исследования.

Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2001

Радугин А.А. Социология. М., 1999

Содержание рабочей программы


Введение.Значение и роль социологических исследований в современном мире (1 час).

Часть 1. Теоретическая.

Тема 1.Понятие и классификация социологических исследований (7 часов).

Критерии классификации. Разведывательные. Описательные. Аналитические. Опрос. Наблюдение. Анализ документов. Эксперимент. Точечное и повторное.

Тема 2. Программа социологического исследования (10 часов).

Проработка проблемы. Выдвижение гипотез. Построение теоретической модели. Разработка инструментария. Сбор первичных данных и их обработка. Теоретический анализ данных и их интерпретация в соответствии с выдвинутой теорией. Разработка практических рекомендаций.

Тема 3. Выборка (2 часа).

Выборочное обследование. Генеральная совокупность. Репрезентативность выборки. Структура выборки.

Тема 4. Обработка социологической информации и разработка рекомендаций (2 часа).

Математико-статистическое преобразование данных. Метод корреляции. Разработка практических рекомендаций.


Тема 5. Организации, проводящие социологические исследования (2 часа).

Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения (ВЦСИОМ). Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ).Агентство ПолоСоцис. «Левада-Центр».


Тема 6. Профессия -социолог (2 часа).

Описание деятельности. Востребованность профессии. Специальность. Уровень образования. Трудовые обязанности. Уровень сложности профессии. Возможности карьерного роста. Учебные заведения.

Часть 2. Практическая.

Практическая работа № 1 (2 часа).

Тренинг с применением методики «мозговой штурм».

Цель исследования - проблемы дедовщины в армии. Социолог опросил по выборке всех, кто когда-либо служил в армии и пришел к выводу.

Цель исследования - социальная защита населения. Социолог опросил по выборке пенсионеров.

Цель исследования - выяснить мнение подписчиков «Комсомольской правды» о своей газете. Редакция опубликовала анкету и намерена получить объективную информацию из тех писем, которые придут по почте.

Подумайте и ответьте: в каких случаях произошла ошибка; во всех ли случаях выборка служит точной копией генеральной совокупности? Какие еще претензии можно выдвинуть к социологу?

Практическая работа № 2 (7 часов).

Разработать программу и провести социологическое исследование (по выбранной самостоятельно проблеме). Подготовить презентацию для выступления перед одноклассниками.

Итоговое повторение (1 час).

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся должны знать:


  • Роль и место социологических исследований в современном мире.

  • Классификацию социологических исследований.

  • Понятия (выборка, генеральная совокупность, репрезентативность, социологический инструментарий, обработка данных, интерпретация данных).

  • Организации, проводящие социологические исследования.

  • Формулу профессии «социолог».

Обучающиеся должны уметь:

  • Разработать программу социологического исследования (определить проблему, выдвинуть гипотезу, построить теоретическую модель, разработать инструментарий)

  • Организовать и провести социологическое исследование.

  • Обработать социологические данные и интерпретировать их согласно выдвинутой гипотезы.

  • Разработать практические рекомендации по результатам проведенного социологического исследования.

  • Публично выступать с презентацией своей работы перед аудиторией.

  • применять приобретенные знания и умения в практической деятельности по предмету «Обществознание» и во внеурочное время.


Литература и средства обучения


Основная и дополнительная литература

  • Кравченко А.И. Социология: общий курс. М., 2009

Учебные и справочные пособия

  • Артемов Г.М. Политическая социология - электронная библиотека социологии

  • Гидден Э. Социология. Методы исследования.

  • Кравченко А.И. Введение в социологию. М., 2001

  • Радугин А.А. Социология. М., 1999

Учебно-методическая литература

  • Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 2003

Средства обучения


  • раздаточный материал

  • компьютер

  • проектор

  • интерактивная доска





Календарно-тематическое планирование




Тема раздела,

урока


Количество

часов, отведенное на изучение тем, разделов


Виды и формы

контроля


Дата

прохождения темы, раздела

Введение.Значение и роль социологических исследований в современном мире

1 час

Беседа


Тема № 1. Понятие и классификация социологических исследований (7 часов).

7 часов

Представить схему


2.

Социологические исследования и критерии их классификации

1

Тестирование


3-4.

Разведывательные, описательные, аналитические, точечные и повторные социологические исследования

2

Тестирование, устный опрос


5-6.

Метод опроса. Анализ документов.

2

Разработать анкету с закрытыми и открытыми вопросами


7-8.

Эксперимент. Наблюдение.

Составить план наблюдения (эксперимента)


Тема № 2. Программа социологического исследования (10 часов).

10


9-10.

Проработка проблемы и выдвижение гипотезы,
построение теоретической модели.

2

Построить схему теоретической модели социологического исследования

11-12.

Разработка инструментария.

2

Разработать вопросы для интервью

13-14.

Сбор первичных данных и их обработка.

2

Составить статистическую таблицу

15-16.

Теоретический анализ данных и их интерпретация в соответствии с выдвинутой теорией.

2

Проанализировать таблицу значений и представить возможные варианты интерпретации

17-18.

Разработка практических рекомендаций.

2

Разработать практические рекомендации

Тема № 3. Выборка

2

19-20.

Выборочное обследование. Генеральная совокупность. Репрезентативность выборки. Структура выборки.

2

Тестирование

Тема № 4. Обработка социологической информации и разработка рекомендаций

2 часа

21.

Математико-статистическое преобразование данных. Метод корреляции.

1

Подготовить сообщение «Математические методы обработки социологических данных»

22.

Разработка практических рекомендаций.

1

Разработать памятку по теме «Как подготовить практические рекомендации по проведенному социологическому исследованию»

Тема 5. Организации, проводящие социологические исследования

2 часа

23-24.

Всероссийский Центр Изучения Общественного мнения (ВЦСИОМ). Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ). Агентство ПолоСоцис. «Левада-Центр».

2

Подготовить сообщение о международных организациях, проводящих социологические исследования, сравнить их методы работы с российскими.

Тема 6. Профессия -социолог

2 часа

25-26.

Описание деятельности. Востребованность профессии. Специальность. Уровень образования. Трудовые обязанности. Уровень сложности профессии. Возможности карьерного роста. Учебные заведения.

2

Составить формулу профессии и профессиограмму

Практическая часть

9 часов

27-28.

Практическая работа № 1.

2

28-34.

Практическая работа № 2.

7

Итоговое повторение

1 час

































Аннотация

Рабочая программа элективного учебного предмета «Социологические исследования» составлена на основе авторской программы «Социология» А.И. Кравченко. Рабочая программа предназначена для обучающихся 10 классов.

Цель: ознакомить обучающихся с ролью и местом социологических исследований в современном мире.

Задачи:
- обучение технологии организации и проведения социологических исследований;

- содействие профессиональному определению старшеклассников; - содействие социализации старшеклассников;

- развитие коммуникативных умений и навыков;

- развитие умений и навыков публичного выступления.
Рабочая программа «Социологические исследования» позволяет расширить представления и практические умения обучающихся, более подробно и детально познакомиться с социологическими исследованиями, их классификацией, технологией организации и проведения. Рабочая программа рассчитана на 35 часов (35 учебных недель, 1 час в неделю).

В программе предусмотрено изучение 6 тем: Тема 1 «Понятие и классификация социологических исследований (7 часов); тема 2. Программа социологического исследования (10 часов); тема 3. Выборка (2 часа);
тема 4. Обработка социологической информации и разработка рекомендаций (2 часа); тема 5. Организации, проводящие социологические исследования (2 часа); тема 6.Профессия -социолог (2 часа).Практическая работа № 1 (2 часа); Практическая работа № 2 (7 часов).Итоговое повторение (1 час).
Обучающиеся должны знать:

Роль и место социологических исследований в современном мире.Классификацию социологических исследований. Понятия (выборка, генеральная совокупность, репрезентативность, социологический инструментарий, обработка данных, интерпретация данных). Организации, проводящие социологические исследования. Формулу профессии «социолог».

Обучающиеся должны уметь:

Разработать программу социологического исследования (определить проблему, выдвинуть гипотезу, построить теоретическую модель, разработать инструментарий). Организовать и провести социологическое исследование. Обработать социологические данные и интерпретировать их согласно выдвинутой гипотезы.Разработать практические рекомендации по результатам проведенного социологического исследования. Публично выступать с презентацией своей работы перед аудиторией.Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности по предмету «Обществознание» и во внеурочное время.






© 2010-2022