Статья на тему: «Технологии личностного и духовно-нравственного развития обучающихся на уроках обществознания»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Автор: Михальченко Надежда Николаевна

учитель обществознания,

ГБОУ СОШ с. Бузаевка

м. р. Кинельский Самарской области


Статья на тему: «Технологии личностного и духовно-нравственного развития обучающихся на уроках обществознания».


«Есть много родов образования

и развития, и каждое из них важно

само по себе, но всех их выше должно

стоять образование нравственное».

В.Г. Белинский


Обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания как основного условия возрождения современного российского общества и человека не случайно. Нравственная деградация, утрата смысла жизни и культ потребления, подростковая наркомания и алкоголизм - вот те характеристики состояния современного общества и человека, которые свидетельствуют о духовном кризисе общества и утрате духовного здоровья личности.

Во всех стратегических документах федерального уровня духовно - нравственное становление подрастающего поколения провозглашается приоритетной государственной задачей.

Согласно Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, основными направлениями государственной политики в области воспитания детей на ближайшие 10 лет являются: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение.

Уясним некоторые понятия. Духовность, нравственность - базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Нравственность - это внутренние качества, которыми руководствуется человек и правила поведения, определяемые этими качествами.

Духовность - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Эти два понятия соотносятся между собой как матрёшки, встроенные друг в друга. Самая маленькая матрёшка - нравственность, а самая большая - духовность.

Нельзя рассчитывать, что необходимые для общества нравственные качества сами «произрастут» в сознании подрастающего поколения, их надо активно и искусно культивировать, формировать. Огромными возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы. Обществознание - это учебная дисциплина, где внимание учащихся привлекается к доброте, истине, нравственным нормам поведения и нравственным идеалам, нравственной деятельности и нравственным проступкам. Эти ценности проявляются в убеждениях, сознательных действиях, вере, совести, нравственной жизни и моральных поступках личности. Нет средства более важного, чтобы стать личностью, семьянином и гражданином, чем свободное творчество и каждодневный труд.

Курс предмета обществознание на разных этапах реализации включает тему «Труд», как одну из ключевых. Первичные основы, значения и ценности труда, творчества, инициативности, бережливости уже рассматриваются в 5 классе. Конкретная тематика уроков может включать следующие: «Труд - основа жизни», «Труд и творчество», «Творчество в науке и искусстве».

Приоритетной задачей этих тем является понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.

В труде проявляются особенности поведения ребенка - активность, стремление к самостоятельности, утверждение своей позиции.

Трудолюбие - черта характера, заключающаяся в положительном отношении личности к процессу трудовой деятельности.

Необходимо помочь ребенку ощутить пользу своих трудовых усилий, научить испытывать радость от того, что его деятельность полезна окружающим.

Для этого чаще всего использую анализ художественных произведений. Современного школьника нелегко убедить в необходимости любить труд. И здесь на помощь приходит парадокс. Одна народная мудрость: «Труд кормит и одевает» легко опровергается другой: «От трудов праведных не наживешь палат каменных». Вопрос о том, почему же надо любить труд, то есть дело, которое требует немалых усилий, стараний, напряжения, но не приносит больших материальных благ, по существу стал проблемным. Ответ на него можно дать, совместно с детьми поразмышляв над сказкой К.Д. Ушинского «Два плуга»: «Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел, покрылся ржавчиной. "Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь?" - спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца. "От труда, мой милый, - ответил тот, - а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая"».

Значимость индивидуального труда для целого общества можно раскрыть по анализу басни «Старик и яблони».

«Как - то раз Старик сажал яблони. Один молодой человек ему сказал: «Зачем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут!». Для обсуждения учащимся (5-6 классы) предлагаются следующие вопросы:

-Ребята, как вы понимаете смысл этой басни? (Старик выращивал яблони не для себя, а для других. Он трудился на общую пользу).

- Как можно охарактеризовать труд старика? (безвозмездный) Что будет для него вознаграждением? (похвала тех, кто пользуется плодами яблони).

- Давайте подумаем, можно ли труд сравнить с яблоней? Что такое ствол яблони? А яблоки? (Ствол это основа, а яблоки - это плоды, результат роста яблони).

Дети усваивают, что результат будет только тогда, когда человек приложит усилия. И результат важен для общества, так как все мы пользуемся плодами чужого труда.

Нравственное отношение к труду помогает сформировать притча «Пчела и трутни», которая показывает непринятие лености, бездельничества.

«- Управы на вас нет, бездельники! - не выдержала как-то рабочая пчела, урезонивая трутней, летавших попусту вокруг улья.

- Вам бы только не работать! Постыдились бы! Куда ни глянь, все трудятся, все делают запасы впрок. Возьмите, к примеру, крохотного муравья. Мал, да удал. Все лето работает в поте лица, стараясь не упустить ни одного дня. Ведь зима не за горами.

- Нашла, кого ставить в пример! - огрызнулся один из трутней, которому очень наскучили наставления пчелы.

- Да твой хваленый муравей губит семена каждого урожая. Этот крохобор тащит всякую мелочь в свой муравейник.

Бездельника хлебом не корми, а дай порассуждать, да и в умении очернить других ему не откажешь».

- Кто является героями притчи?

- За что ругала пчела трутней? Как пчела назвала трутней? (бездельники)

- Выделите приставку в слове «бездельники». Что означает это слово?

- Посмотрите на слова, в которых также имеется приставка без: безденежный, бездомный, беззаботный, безлюдный, безрадостный.

- То есть, чего человек лишается, если он не трудится, не работает? (человек не имеет дома, забот, денег, радости, общения).

- Ведь не даром говорят: «Счастье в воздухе не вьется - оно трудом дается».

- Символом чего в притче выступает рабочая пчела, муравей, а трутни?

- Откуда берутся трутни? (это люди, которые не хотят работать. Живут за счет труда других людей, пользуются благами других.)

-Кто заслуживает нашего уважения?

Обсуждение притчи заставляет учащихся задуматься о нравственном отношении к труду.

Очень эффективно проходит работа с пословицами и поговорками. Детям предлагаются пословицы, но с перевернутыми словами. Чтобы восстановить первоначальный смысл пословицы, нужно каждое слово заменить на противоположное. К антонимам можно подбирать синонимы.

Например:

-Весела ночь до утра, коли лениться есть что. (Скучен день до вечера, коли делать нечего.)

-Большое безделье хуже маленького дела. (Маленькое дело лучше большого безделья).

-Животное от труда здоровеет, а от лени болеет. (Человек от лени болеет, а от труда здоровеет).

Далее анализируются получившиеся пословицы, выделяется основная мораль.

Определить значимость своего труда, личный вклад в трудовую, творческую и созидательную деятельность помогает выполнение индивидуальных и групповых проектов. В процессе выполнения проекта школьники знакомятся с результатами народного труда, различными видами творчества, ремесел. Самостоятельно изготавливают макеты объектов, творческие зарисовки, изделия. Детям очень важно представить результаты собственной работы, определить их ценность, нужность, нравственную оценку, так как это создаст основу их собственного опыта.

Воспитательные результаты работы можно разделить на три уровня. Первый уровень результатов - приобретение школьниками социально значимых знаний о труде. Второй уровень результатов - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества в отношении труда, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного трудового действия, формирование у них социально значимых моделей трудовой деятельности.

Таким образом, личностное и духовно-нравственное развитие обучающихся происходит через воспитание ценностного отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; элементарные представления о различных профессиях; соответствующие возрасту навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, индивидуальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и индивидуальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Закончить хотелось бы словами выдающегося советского педагога-новатора, писателя Васи́лия Алекса́ндровича Сухомли́нского «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков и юношества от одной из самых больших бед - пустоты души и бездуховности…»


© 2010-2022