Разработка занятия по обществознанию на тему Цивилизация и общество. Цивилизация России (10 класс)

Человечество развивается много сотен тысяч лет. Все человеческие общества развивались с одного уровня – первобытно - общинного строя.  За это время оно много раз менялось. Сегодня мы живем в обществе, достигшем наибольшего развития за всю известную историю.   Мы часто слышим понятие «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Но то же это? Сегодня «Цивилизация» имеет более 100 определений. Цивилизация – это… 1)историческая эпоха (античная, средневековая, современная); 2)географическое место (локальные, региональные. Глобал...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина, специальность: обществознание.

Тема: Цивилизация и общество. Цивилизация России.

Мотивация изучения темы:

Человечество развивается много сотен тысяч лет. Все человеческие общества развивались с одного уровня - первобытно - общинного строя. За это время оно много раз менялось. Сегодня мы живем в обществе, достигшем наибольшего развития за всю известную историю.

Мы часто слышим понятие «ЦИВИЛИЗАЦИЯ». Но то же это?

Цели занятия:

Учебные:

а) познакомиться с понятиями «цивилизация», «признаки цивилизации», «культурно-исторические типы», «культура» и т.д.; узнать о том, что такое цивилизация и каковы её признаки;

б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;

в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;

г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.

Воспитательные:

- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.

Развивающие:

- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.

Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.

Оснащение (средства обучения):

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации;

  • фильм «Юлий Цезарь» (2002, реж.- Ули Эдел) ;

  • учебник;

  • тетради.

Основные этапы занятия :

1) организационный момент;

2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;

3) изучение нового материла;

4) закрепление изученного материала ;

5) инструктаж д/з;

6) итог урока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

Изучение новой темы.

Какие теории происхождения человека Вам известны?

Много тысяч лет они развивались одинаково:

  • Была одинаковая структура;

  • Приёмы трудовой деятельности;

  • Верования;

  • Быт и духовная культура.

Но сегодня общества находятся на разных уровнях развития (Европа и Африка).

*Почему?

*Что стало главным фактором развития?

Просмотр отрывка фильма «Юлий Цезарь» (1 серия минута 1.11-1.18.)

*Видите ли Вы различия между римлянами и варварами?

Цивилизация (лат. Civilis- государственный)

Термин появился в середине 19 века в Европе.

Тогда считали, что КУЛЬТУРА=ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Но со временем их стали разделять.

Сегодня «Цивилизация» имеет более 100 определений.

Цивилизация - это…

1)историческая эпоха (античная, средневековая, современная);

2)географическое место (локальные, региональные. Глобальные. Например, восточная западная цивилизация);

3)религиозные цивилизации (христианская, мусульманская и т.д.);

4)степень развития общества (вершиной считают современную цивилизацию).

Признаки цивилизации:

  • Уровень грамотности населения;

  • Степень развития культуры;

  • Уровень смертности;

  • Экология и т.д.

Теория культурно-исторических типов(Автор- Данилевский Н.Я.)

Задание - прочитать определение термина «культурно-исторический тип» (с.33)

Похоже ли это понятие на понятие «цивилизация»?

Черты цивилизации определяют:

  • Географическая среда (природа);

  • Система ведения хозяйства;

  • Социальная структура;

  • Религия;

  • Духовные ценности;

  • Политико-правовая система.

Менталитет - образ мышления.

*Что вам известно о различиях менталитетов представителей разных народов?

*Отличается ли менталитет восточных и западных народов?

Задание (устно):

Сегодня ученые выделяют 3 цивилизации по религиозному принципу и 2 по территориальному.

Назовите эти цивилизации, выбрав из вариантов ответа.

По религиозному:

1) языческая, межрелигиозная, христианская;

2)мусульманская, буддистская, христианская;

3)индийская, китайская, европейская.

По территории:

1)большая и маленькая;

2)восточная и западная;

3)северная и южная.

Цивилизация существует от 1 до 1,5 тысяч лет.

Есть исключения:

Египет - 3 тыс.лет;

Китай - более 4 тыс.лет;

Индия - более 5 тыс.лет.

Цивилизации переживают периоды зарождения, становления, развития, пика развития, упадка.

Задание - изобразите развитие цивилизации на графике.

Народы, у которых нет письменности, нельзя считать цивилизованными (некоторые племена Полинезии и Океании).

Некоторые ученые выделяют их в отдельную цивилизацию.

Цивилизация России.

Умом Россию не понять.

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить…

Ф. Тютчев.

Цивилизационные признаки устойчивы и заданы объективными географическими и климатическими факторами.

Российская цивилизация испытывала на себе влияние не Запада (Священной Римской империи), а окраин Запада (Византии), не Востока (китайская цивилизация), а окраин Востока (Золотая Орда).

Двойственное географическое и культурное развитие и расположение вызывали философские исследования, споры по поводу цивилизационного места России.

Россия - это Восток или Запад?

*А как бы вы ответили на этот вопрос (соц.опрос):

1)восток;

2)запад;

3)и восток, и запад;

4)не восток и не запад;

5)затрудняюсь ответить

Вариант №1. Россия - это Запад.

Русский философ ХIХ века Н.Я. Данилевский в книге "Россия и Европа" писал: "Если Россия… не принадлежит к Европе по праву рождения, она принадлежит к ней по праву усыновления".

А, по словам социолога А. Тойнби, у западноевропейской и российской цивилизации есть "общая мать", сестринское родство.

"Западники" ХIХ века - историки Т.Н. Грановский и С.М. Соловьев, юрист К.Д. Кавелин, литераторы И.С. Тургенев и П.В. Анненков считали Россию и Западную Европу нераздельными частями единого культурно-исторического целого.

Вариант № 2. Россия - это Восток.

А. Блок писал:

Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы.

С раскосыми и жадными очами!

Мы широко по дебрям и лесам

Перед Европою пригожей

Расступимся! Мы обернемся к вам

Своею азиатской рожей!

А.П. Чехов: "Самолюбие у нас европейское, а развитие и поступки азиатские".

А. Хомяков в стихотворении "Мечта" (1835 год) показал направление пути России, ее цивилизационного места:

Задернут Запад весь.

Там будет мрак глубок

Услышь же глас судьбы, воспрянь в сиянье новом,

Проснися, дремлющий Восток!

Вариант №3. Россия - ни Запад, ни Восток

На уникальность положения российской цивилизации обращал внимание философ П.Я. Чаадаев: "…Раскинувшись между двух великих делений мира, между Востоком и Западом, опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, мы бы должны были сочетать в себе две великие основы духовной природы - воображение и разум, и объединить в своем просвещении исторические судьбы всего земного шара. Но проведение предоставило нас всецело самим себе".

Вариант № 4. Россия - и Запад и Восток.

Историк П.Н. Милюков изобрел термин для обозначения цивилизационного места России - АЗИОПА.

Слово довольно неуклюжее, но, создавая его, историк поставил на первое место Азию, считая что она дала больше для развития России и сильнее повлияла на становление государства, нежели Европа.

Другой термин - ЕВРАЗИЯ - был сконструирован русскими философами начала ХХ века С. Трубецким, П. Савицким. П. Красавиным, Г. Флоровским, Г. Вернадским и др. Их так и стали называть - евразийцы.

Н. Щербина:

У нас чужая голова,

А убежденья сердца хрупки…

Мы - европейские слова

И азиатские поступки.

М. Волошин в поэме "Россия" пишет:

На дне души мы презираем Запад.

Но мы оттуда в поисках богов

Выкрадываем Гегелей и Марксов,

Чтоб, взгромоздив на варварский Олимп,

Курить в их честь стираксою и серой

И головы рубить родным богам,

А год спустя - заморского болвана

Тащить к реке, привязанным к хвосту.

Таким образом, споры между "западниками" и "славянофилами" сохраняются и по сей день…

Закрепление изученного.

Задание.

Дайте письменный ответ на вопрос «Россия: Восток или Запад?»

(объясните свое мнение, приведите примеры)

Подведение итогов. Формулирование выводов.

Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):

  • Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое

  • Да, но я уже всё знал раньше

  • Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание: §4, тетрадь.

Литература:

1. Боголюбов Л.Н. Человек и общество. М.: Просвещение, 2002 г.

2. Захарова Е.Н. Особенности Российской цивилизации. М., АРКТИ, 2002 г.

3. Кравченко А.И. Обществознание. М.: Русское слово, 2006 г.

4. Курбатов В.И. Обществознание. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000 г.

5. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца 17 века. М.: Просвещение, 2003 г.

6. Человек и общество. Современный мир. М.: Просвещение, 1994 г.

© 2010-2022