- Преподавателю
- Обществознание
- Мы жители одной планеты
Мы жители одной планеты
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Коренева Н.Г. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок - занятие «Мы - жители одной планеты»
(5 класс и начальная школа)
Цели: показать учащимся, что они абсолютно разные и непохожие друг на друга, но каждый из них - это личность; дать возможность каждому ученику задуматься над своим поведением в классе, в семье, в кругу друзей и оценить поведение других.
Задачи: воспитание толерантности - терпимого отношения к любому человеку, независимо от его национальности, цвета кожи, языка и т.д.
-
РАЗМИНКА
Учитель задаёт вопросы:
-
Поднимите руки - кто родился зимой…, весной и т.д.
-
Встаньте те, у кого глаза голубые…, карие…, зелёные…
-
Встаньте в шеренгу по росту (от самого маленького до самого высокого), по цвету волос (от самого тёмного до самого светлого).
Учитель: Вот видите, какие вы все разные. А что вас объединяет?
Учащиеся: - мы учимся в одном классе
- мы живём в одном городе
- одинаковые по возрасту и т.д.
Учитель: Вас объединяет коллектив, определённые правила, которые действуют в обществе.
-
ВЫЗОВ
Учитель: Мы живём на большой планете - Земля. Рядом с нами живут люди разных национальностей. Назовите известные вам национальности, живущие на планете.
Учащиеся называют известные им национальности.
Учитель: посмотрите на доску (презентация о людях разных национальностей - картинки людей в национальных костюмах и музыка). Чем отличаются национальности друг от друга?
Учащиеся называют отличия.
Учитель: Я прочитаю вам стихотворение А. Усачёва, а вы представьте себе главного героя.
У речки стоял удивительный домик,
В домике жил удивительный гномик,
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот Гном.
Звезда освещала собою весь дом
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И Гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И Гном, распростившись с насиженной печкой,
С рассветом отправился в город за речкой.
А в городе том не носили бород.
«Ха-ха, хи-хи-хи» - стал смеяться народ.
«Вот чучело» - каждый ему говорил.
И Гном испугался, и бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом,
Живёт в этом доме обычнейший Гном.
Опять отросла у него борода,
Но больше к нему не вернулась Звезда.
Учитель: каким вы видите Гномика? Нарисуйте.
Почему люди отнеслись к нему так, а не иначе?
Как бы вы поступила в такой ситуации?
Учитель выслушивает ответы учащихся и делает выводы, которые дети записывают в тетрадь: каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек - личность, имеющая права и обязанности перед собой и другими людьми.
-
ОСМЫСЛЕНИЕ.
Учитель: давайте подумаем о Золотом правиле - «Поступай с другими людьми так, как ты хотел бы, чтоб они поступали с тобой». Можете ли вы ответить, почему люди должны следовать этому правилу и заботиться о других?
Ученики: - так советуют вести себя родители и учителя. Если вести себя иначе, можно попасть в беду.
- если заботишься об окружающих, то они, скорее всего, будут заботиться о тебе.
- если ты добрый и честный человек, о тебе будут хорошо думать окружающие.
- возможны другие варианты ответов.
Учитель: допустим, что вы представляете общество, где уже царят жестокость и гнёт, ваше собственное поведение должно соответствовать установленным правилам. Значит ли это, что следует плохо вести себя по отношению к окружающим?
Учащиеся: Нет, люди имеют право на то, чтобы к ним относились с уважением. У других людей есть такие же права, как и у тебя.
Этот вывод записывается в тетради.
Учитель: подумайте, почему на этом уроке я читаю вам сказку? (Дитрих А., Юрмин Г., Кошурникова Р. «Сказка про Колобка». См: ПОЧЕМУЧКА. Москва, «Педагогика», 1991, стр.378-379).
После прочтения сказки о Колобке, учитель заслушивает ответы учащихся.
Дети сами подводят итоги урока.
Домашнее задание: подобрать рассказы или стихи о жизни детей в разных странах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Жил-был старик со старухой…
Просит старик: «Испеки, старуха, колобок… По коробу поскреби, по сусеку помети, авось, мука и наберётся».
Старуха по коробу поскребла, сусек помела, колобок в печи испекла.
Был Колобок, как тебе известно, круглым, румяным, непоседливым. Но известно ли тебе про то, что Колобок вдобавок оказался ещё и своенравным? Ему - так, он - эдак, по-своему. Ему говорят: «Нельзя!», а он: «Хочу и буду!». Всё поёт:
- Я от бабушки уйду! Я от дедушки уйду! Я волю люблю!
- А тебе дома воли не хватает? - говорит бабушка. - Хочешь - на печи лежи, хочешь - на столе, хочешь - на лавке сиди. Не хочешь - по избе катайся. Что хочешь, то и делай.
- А снова в печку?
- Нельзя тебе, печёному, в печку - сгоришь.
- А в ведро залезть?
- И в ведро нельзя: в воде ты размокнешь-раскиснешь, - уговаривает Колобка бабушка.
- Хочу тогда чашки да блюдца по полу гонять!
- Что ты, что ты! Нельзя! - закричали вместе бабушка и дедушка.
- Какая же тут воля, ежели всё нельзя да нельзя, - рассердился Колобок.
Услыхали это кувшины, горшки и давай хором кричать:
- СВО - БО - ДУ КО-ЛОБ-КУ!!! Сво-бо-ду!
- Слыхали?! - обрадовался Колобок и давай гонять по полке чашки, да так, что звона на всю избу и черепки в разные стороны.
- Ах, негодник! Так нельзя! - рассердились дедушка и бабушка.
- Какая же тут у вас свобода?! Свобода, воля - это когда что хочу, то и делаю! - настаивал Колобок. - Вот очень захочу - прыгну на маятник ходиков и буду качаться, как на качелях.
Сказано - сделано. Прыг, а ходики на пол - и вдребезги.
- От твоей свободы нам одни невзгоды! - плачут дедушка и бабушка.
А колобок - скок! - и за порог. Только его и видели. «Я, - говорит, - колобок - свободный, вольный - куда захочу, туда покачу!» - и запел:
Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл.
Я теперь совсем свободный - до чего же хорошо!
Навстречу - медведь:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Как же, - слышит в ответ, - ты меня съешь, коли я колобок свободный, а ты - нет!
- УУУУУ! - заревел медведь. - Да я всему лесу хозяин!
- Лесу, может, и хозяин, а себе самому не хозяин. Вот скажи - можешь ты всю зиму по лесу гулять?
- Не, не могу, - закричал медведь. - Зимой я должон не гулять, а в берлоге спать.
- А раз «должон», какой ты «сам себе хозяин», где твоя свобода? - и покатил Колобок, напевая свою песенку, дальше.
Навстречу волк:
- Колобок, Колобок, я тебя съем!
- Как же, - слышит в ответ, - ты меня съешь, коли я колобок свободный, а ты - нет!
- Это я-то несвободный? - взвыл волк. - Да меня все на свете бояться: зубами щёлкну - и поминай как звали! Что хочу, то делаю.
- А вон охотники с ружьями да со злыми собаками.
- Где? - повел носом, насторожил уши волк и наутёк.
А Колобок катит себе с песенкой дальше. Навстречу лиса.
- Ну, - думает Колобок, - сейчас рыжая тоже: «Колобок, Колобок, я тебя съем!», а вместо этого слышит ласковые слова:
- Колобочек, Колобочек, хочешь я тебе про полную свободу, про вольную волю шепну? Сядь-ка, дружочек, на мой черный носочек - лучше слышно будет.
Только уселся Колобок на чёрный кончик длинного лисьего носа, рыжая его - ам - и съела! Облизывается да приговаривает:
- У тебя своя свобода, а у меня - своя свобода - посвободней, чем твоя, - очень уж мне захотелось «колобчинки».