- Преподавателю
- Обществознание
- Проектная деятельность на уроках обществознания
Проектная деятельность на уроках обществознания
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Жибинова Е.С. |
Дата | 13.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Проектная деятельность на уроках обществознания
Жибинова Евгения Станиславовна
Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.
Вот уже несколько лет использую на уроках обществознания проектный метод. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.
На первом этапе работы по этой методике ставится задача - развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Строя учебный план, столкиваешься с необходимостью согласования его с интересами учащихся, учебный план должен был включать в себя "картину мира" ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом.
На уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель.
Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы. Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.
Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места.
Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.
1.Цели и задачи проекта в обучении обществознания.
Современные дети получают так много информации извне, что просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для ребенка. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.
Основной задачей учителя является : подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е. формировать у учащихся информационную компетенцию. Любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использовать. Считаю, что помочь в решении данной задачи на уроках обществознания может как раз метод учебного проекта.
Используя проектную технологию в работе, приоритетным направлением является процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.
При использовании проектной технологии на уроках обществознания решаются следующие задачи:
развитие познавательных умений и навыков учащихся;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
расширение кругозора учащихся;
активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.
Кроме того, проектное обучение:
способствует повышению личной уверенности учащихся;
развивает "командный дух", развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;
обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;
развивает у учащихся творческие способности.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).
Уроки обществознания позволяют широко применять данную технологию. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания имеет четкую организационную структуру.
1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.
2. Выбор проблемы постановка цели и задач.
3. Сбор и переработка информации.
4. Завершение работы, составление "Портфолио" работы.
5. Защита проекта.
Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.
На своих уроках часто применяю метод учебного проекта после изучения какой - либо темы. Например: «Сильная личность - какая она?» - 6 класс, «Сохранится ли семья в будущем?» - 11 класс, «Как сделать бизнес успешным» - 7 класс, «В чем смысл жизни?» " - 10 класс и т. д.
Существуют определённые принципы проектной деятельности:
вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц, диаграмм, карт, анкет);
решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит - учиться);
самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);
создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом помогает лучше усваивать трудные темы программы);
учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);
личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);
При обучении обществознания наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы
Важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся к изучению обществознания, которое ранее казался или неинтересным или ненужным.
Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей учащихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умение работать творчески. Как индивидуально, так и в группе. Умения составления и проведения презентации.
И последнее - метод проекта предполагает возможность вариативности постановки проблем проекта и видов деятельности в работе над ним. Следовательно, результат обусловлен в первую очередь творчеством учащихся и учителя, их готовностью работать вместе, чем опытом учителя и умениями и навыками учащихся. Проектный метод - один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.
Предлагаю проект, главное достоинство которого состоит в том, что он являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся 11класса.
«Визитная карточка» учебного проекта
Тема пректа: Семейное право
Типология проекта: информационно- исследовательский проект
Категория уащихся: 11 класс, продолжительность проекта: 2 недели
Предметная область: обществознание, социология
Учебные темы: Семейное право 2 часа
Ключевые понятия: семейное право, брачный контракт, попечительство
Образовательные цели: знать правовые основы семейно- брачных отношений.
Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры, развитию критического мышления, формировать умения и навыки исследования;
Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры, выявлению и осмыслению собственной позиции.
Основополагающий вопрос: Сохранится ли семья в будущем как социальный институт и один из основных факторов социализации личности?
Гипотезы: Какая семья сохранится в будущем?
Традиционная семья;
Патриархальная традиционная;
Встречающаяся семья ( брак зарегистрирован, но супруги живут каждый в своем доме)
Партнерская семья;
Мусульманская семья ( право мужчин иметь несколько жен, оставаясь бесспорным главой семьи)
Проблемные вопросы:
-« За» и «против» гражданского брака;
-« За» и « против» брачного договора.
- Нужен ли омбусмен в школе?;
Попечительство и опекунство: решение проблемы брошенных детей?
Темы исследований:
1-Вступление в брак и расторжение брака
2- Права и обязанности супругов
3 - Права и обязанности детей и родителей
4- Воспитание детей, оставшихся без родителей
Методические материалы, созданные в ходе работы над проектом:
Анкеты: Причины развода; За и против гражданского брака
Рекомендации- пожелания: «10 правил хороших отношений в семье», «18 шагов навстречу подростку»
Разработки уроков: «Семья и брак», «Правовые основы брака и семьи»
Классный час: «Детская жестокость»
Родительское собрание: «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»
Исследовательские работы:
«Все мы родом из детства», « Крепка семья, крепка Россия» Михайленко А.
Эссе «Моя семья»- Остапенко Марина.
Работы уащихся по проекту: Презентации
1 Вступление и расторжение брака. Гражданский брак.
2 Договорный режим имущества супругов.
3 Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе
4 Мир детства
Заключение
Наши предложения для сохранения семьи
- Заключать юридический брак, желательно и религиозный для усиления ответственности
- Заключение контракта, как сдерживающий стимул сохранения семьи
- ввести омбусмена в школьный совет с целью предотвращения детской агрессии по отношению друг к другу, взрослых по отношению к детям
- популизировать среди населения ответственность за тех « кого произвели на свет».
Мы рассмотрели правоотношения супругов, родителей и детей в семье и пришли к согласию с мнением Оноре де Бальзака « Семья всегда будет основой общества»; семья остается высшей ценностью в жизни каждого из нас, она воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой.
Справочная литература
Конституция РФ, Семейный кодекс РФ
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.
Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.
Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.