Проектная деятельность на уроках обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность на уроках обществознания

Жибинова Евгения Станиславовна

Всем известно, что новые знания можно получать от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило, они прочнее и глубже, чем сведения, которые получены путем выучивания.

Вот уже несколько лет использую на уроках обществознания проектный метод. Свое предназначение как учителя вижу в том, чтобы учить детей всему тому, что способствует развитию свободного и системного мышления, формирует у них умения и навыки исследования, и в том, чтобы при этом учиться самой. Проектная методика позволяет реализовать эти цели.

На первом этапе работы по этой методике ставится задача - развитие познавательного мотива: интереса к предмету и любознательности. Строя учебный план, столкиваешься с необходимостью согласования его с интересами учащихся, учебный план должен был включать в себя "картину мира" ученика, связываться с его повседневным жизненным опытом.

На уроках обществознания стараюсь создавать проблемные ситуации, которые подтолкнули бы учащихся к изучению объекта, то есть изучение через открытие, когда учащиеся в значительной степени работают сами, и управляемое открытие, когда процессом управляет учитель.

Вместо объяснения как решить проблему, поощряю учащихся делать наблюдения и выдвигать гипотезы, проверять решения. Задаю наводящие вопросы, поощряю догадки учащихся, основанные на неполных данных, а затем мы вместе подтверждаем или опровергаем эти догадки при анализе проблемы. Секрет успеха проектной методики на уроках обществознания состоит в том, чтобы связать проект с реальной жизнью. Когда учащиеся осознают, что они имеют дело с «настоящими проблемами», уровень их мотивации к проектированию резко повышается.

Результативность подобной работы проявляется в том, что дети познают азы приемов исследования, учатся аргументировать свою точку зрения, свои выводы, у школьников воспитываются такие качества, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность. Проектные работы школьников защищаются на школьных конкурсах, районных конференциях, учащиеся достойно выступают со своими проектами, занимая призовые места.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования. Активное включение учащихся в создание проектов дает им возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, что развивает навыки и умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом.

1.Цели и задачи проекта в обучении обществознания.

Современные дети получают так много информации извне, что просто нельзя не учитывать. Поэтому в современной школе учитель не является единственным источником информации для ребенка. Но дети часто не умеют перерабатывать полученную информацию в знания, не умеют анализировать, структурировать, выделять главное, т.е. не владеют элементарными навыками поисковой работы и исследовательской деятельности.

Основной задачей учителя является : подготовить и выпустить в жизнь человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию и усваивать ее в виде новых знаний, т. е. формировать у учащихся информационную компетенцию. Любая компетентность предполагает не только наличие необходимых знаний, но и сформированность умения их использовать. Считаю, что помочь в решении данной задачи на уроках обществознания может как раз метод учебного проекта.

Используя проектную технологию в работе, приоритетным направлением является процесс познания, для того, чтобы подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.

При использовании проектной технологии на уроках обществознания решаются следующие задачи:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

расширение кругозора учащихся;

активизация учебного процесса в направлении повышения его эффективности, придание уроку современных динамичных форм.

Кроме того, проектное обучение:

способствует повышению личной уверенности учащихся;

развивает "командный дух", развивает коммуникабельность и умение сотрудничать;

обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы;

развивает у учащихся творческие способности.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Уроки обществознания позволяют широко применять данную технологию. Как любая технология, метод учебного проекта в преподавании обществознания имеет четкую организационную структуру.

1. Включение ребенка в данную поисковую деятельность.
2. Выбор проблемы постановка цели и задач.
3. Сбор и переработка информации.
4. Завершение работы, составление "Портфолио" работы.
5. Защита проекта.

Тема проекта должна быть интересна в первую очередь учащимся. Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью его решения при привлечении знаний учащихся из разных областей, изучаемых в школе наук.

На своих уроках часто применяю метод учебного проекта после изучения какой - либо темы. Например: «Сильная личность - какая она?» - 6 класс, «Сохранится ли семья в будущем?» - 11 класс, «Как сделать бизнес успешным» - 7 класс, «В чем смысл жизни?» " - 10 класс и т. д.

Существуют определённые принципы проектной деятельности:

вариативности (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы, выбор темы, изучение материалов, составление таблиц, диаграмм, карт, анкет);

решения проблемы (проблема заставляет учащихся думать, а значит - учиться);

самостоятельности (уточнение формулировки задачи, выбор формы проекта, распределение заданий в группе, систематизация промежуточных материалов);

создания комфортной обстановки на уроке (отсутствие страха перед ответом помогает лучше усваивать трудные темы программы);

учения с увлечением (усвоение материала идёт легче, если процесс учащимся нравится);

личностного фактора (проектная работа предоставляет ребятам возможность думать и говорить о себе, своей жизни, своих интересах, увлечениях);

При обучении обществознания наиболее популярными видами проектов являются исследовательские, информационные, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы

Важным достоинством метода проектной работы является развитие мотивации учащихся. Ребята начинают понимать, зачем они изучают предмет или выполняют определенные виды работ. Это в свою очередь приводит к большей заинтересованности учащихся к изучению обществознания, которое ранее казался или неинтересным или ненужным.

Метод учебного проекта предполагает опору на творчество школьников, приобщение их к исследовательской деятельности, позволяет использовать различные режимы работы учащихся, организовать обучение в сотрудничестве. Проектная деятельность более полно способствует учету интересов, склонностей и способностей учащихся, а также развивает необходимые умения и навыки, например, умение анализировать ситуацию, развивать логическое мышление, умение делать выводы, навык написания и оформления результатов исследования, умение работать творчески. Как индивидуально, так и в группе. Умения составления и проведения презентации.

И последнее - метод проекта предполагает возможность вариативности постановки проблем проекта и видов деятельности в работе над ним. Следовательно, результат обусловлен в первую очередь творчеством учащихся и учителя, их готовностью работать вместе, чем опытом учителя и умениями и навыками учащихся. Проектный метод - один из компонентов системы методов, относящийся к педагогическим технологиям, которые могут успешно интегрироваться в учебный процесс.

Предлагаю проект, главное достоинство которого состоит в том, что он являются самостоятельной творческой и исследовательской работой учащихся 11класса.

«Визитная карточка» учебного проекта

Тема пректа: Семейное право

Типология проекта: информационно- исследовательский проект

Категория уащихся: 11 класс, продолжительность проекта: 2 недели

Предметная область: обществознание, социология

Учебные темы: Семейное право 2 часа

Ключевые понятия: семейное право, брачный контракт, попечительство

Образовательные цели: знать правовые основы семейно- брачных отношений.

Развивающие цели: способствовать формированию информационной культуры, развитию критического мышления, формировать умения и навыки исследования;

Воспитательные цели: способствовать формированию коммуникативной культуры, выявлению и осмыслению собственной позиции.

Основополагающий вопрос: Сохранится ли семья в будущем как социальный институт и один из основных факторов социализации личности?

Гипотезы: Какая семья сохранится в будущем?

Традиционная семья;

Патриархальная традиционная;

Встречающаяся семья ( брак зарегистрирован, но супруги живут каждый в своем доме)

Партнерская семья;

Мусульманская семья ( право мужчин иметь несколько жен, оставаясь бесспорным главой семьи)

Проблемные вопросы:

За» и «против» гражданского брака;

-« За» и « против» брачного договора.

- Нужен ли омбусмен в школе?;

Попечительство и опекунство: решение проблемы брошенных детей?

Темы исследований:

1-Вступление в брак и расторжение брака

2- Права и обязанности супругов

3 - Права и обязанности детей и родителей

4- Воспитание детей, оставшихся без родителей

Методические материалы, созданные в ходе работы над проектом:

Анкеты: Причины развода; За и против гражданского брака

Рекомендации- пожелания: «10 правил хороших отношений в семье», «18 шагов навстречу подростку»

Разработки уроков: «Семья и брак», «Правовые основы брака и семьи»

Классный час: «Детская жестокость»

Родительское собрание: «Роль семьи в формировании позитивной самооценки школьника»

Исследовательские работы:

«Все мы родом из детства», « Крепка семья, крепка Россия» Михайленко А.

Эссе «Моя семья»- Остапенко Марина.

Работы уащихся по проекту: Презентации

1 Вступление и расторжение брака. Гражданский брак.

2 Договорный режим имущества супругов.

3 Проблема «отцов» и «детей» в современном обществе

4 Мир детства

Заключение

Наши предложения для сохранения семьи

- Заключать юридический брак, желательно и религиозный для усиления ответственности

- Заключение контракта, как сдерживающий стимул сохранения семьи

- ввести омбусмена в школьный совет с целью предотвращения детской агрессии по отношению друг к другу, взрослых по отношению к детям

- популизировать среди населения ответственность за тех « кого произвели на свет».

Мы рассмотрели правоотношения супругов, родителей и детей в семье и пришли к согласию с мнением Оноре де Бальзака « Семья всегда будет основой общества»; семья остается высшей ценностью в жизни каждого из нас, она воспитывает и развивает чувство взаимной связанности людей, их умение служить друг другу.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н.Толстой.

Справочная литература

Конституция РФ, Семейный кодекс РФ

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат.- М., 2000.

Сальникова Т.П. Педагогические технологии. - М.,2005.

Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов.//Директор школы, 1998, № 4.

Гузеев В.В. Образовательные технологии. Характерные черты образовательных технологий разных поколений. //Завуч, 2004,№6.

Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения.//Практика административной работы в школе, 2003, №6.

Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся». //Практика административной работы в школе, 2004, №5.










© 2010-2022