Новые технологии при изучении дисциплины «Право»

Основной формой технологического процесса в обучении по дисциплине «Право»- это урок. Планируя урок я учитываю:1.     особенность темы и степень ее изученности;2.     место и роль данной темы в курсе и воспитании личностных качеств учащихся;3.     уровень способностей и познавательную активность учащихся;4.      анализ и отбор учебного материала;5.     сравниваю учебное содержание с необходимыми и достаточными умениями и знаниями;6.     постановку целей и задач урока;7.     соотношение самостоят... В совокупности все эти элементы определяют выбор типа технологии и представляют собой ее основу.
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Новые технологии в образовании

Асеева Е.А.

( Ставропольский край, ГБОУ СПО «Григорополисский сельскохозяйственный техникум имени атамана М.И. Платова»)

На заре становления человеческого общества образование существовало как вид деятельности и осуществлялось в ходе выполнения социальных и трудовых обязательств. В настоящее время образование представляет собой один из социальных институтов, главные функции которого заключаются:

1) в развитии духовной жизни общества;

2) формировании и развитии интеллектуального, научно-технического и кадрового потенциала общества;

3)обеспечении безопасности общества.

Если, недавно, конечной целью образования был выпускник, усвоивший и овладевший знаниями в пределах учебной программы, то в настоящее время, в ходе модернизации образования, основной акцент делается на способность учащихся овладеть интеллектуальными общеучебными и предметными умениями. Это в свою очередь актуализировать проблему поиска эффективных форм и методов повышения качества образования.

Сегодня и ученые, и преподаватели в большей степени заняты вопросом: «Как преподавать?». Будучи носителем и организатором учебно-познавательной деятельности, формируя компетенции, преподавателя беспокоит вопрос: какие технологии применять, как наиболее рационально построить урок для развития общеучебных и предметных умений, формирования компетенций.

Важным для педагога является выбор наиболее эффективного методического инструментария изучения конкретной темы.

Основной формой технологического процесса в обучении по дисциплине «Право»- это урок. Планируя урок преподавателю необходимо учесть:

  1. особенность темы и степень ее изученности;

  2. место и роль данной темы в курсе и воспитании личностных качеств учащихся;

  3. уровень способностей и познавательную активность учащихся;

  4. анализ и отбор учебного материала;

  5. сравнить учебное содержание с необходимыми и достаточными умениями и знаниями;

  6. постановку целей и задач урока;

  7. соотношение самостоятельной и коллективно - распределительной работы на уроке;

  8. связь с предыдущим материалом;

  9. форму и тип урока;

  10. оптимальный набор приемов и методов для данной темы урока.

В совокупности все эти элементы определяют выбор типа технологии и представляют собой ее основу.

Этимология слова «технология» обращает нас в историю, напоминая о первоначальном смысле как « искусстве, мастерстве, умении что-либо делать».

Технология-совокупность знаний о способах и средствах осуществления тех или иных процессов (В.А. Сластелин).

Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с обусловленным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Манахов).

Пытаясь определить роль педагогических технологий в образовании необходимо понять:

- существуют ли закономерности в обучении;

- возможно ли выбрать педагогическую метасистему формально выраженных приемов и средств обучения, адекватных обучению и воспитанию.

Если в учебниках конца 20 в. присутствовали вопросы типа: «сравни», «объясни», «почему», «зачем», «сделай вывод», то современные тенденции обучения требуют активизировать познавательную деятельность учащихся вопросами: «узнай», «выскажи свое мнение», «аргументируй позицию», «оцени», «предложи свой вариант решения проблемы».

Одной из новых педагогических технологий используемых в обучении по дисциплине «Право» является модульная технология.

Методика модульной системы основана на представлении о том, что каждый урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

При этом логично использовать блоковую организацию подачи материала: лекция; семинар, исследование, практическая работа; коллоквиум, зачет.

К существенным элементам модуля относят:

а) блочное построение учебного материала;

б) мотивацию учебной деятельности на основе целеполагания;

в) преобладание самостоятельной творческой деятельности по усвоению знаний и умений;

г)организацию самоконтроля и внешнего контроля формирования учебной деятельности, усвоению учебного материала на основе рефлексии.

Методическая схема модели модульной технологии

-модель актуализации;

-теоретический модуль;

-практические модули;

-модуль ошибок;

-модуль контроля;

-технологическая карта учебного процесса.

Технология разноуровнего обучения

Главной целью дифференциации обучения является создание условий для усвоения учащимися элементов современной культуры, обеспечение гармоничного развития для последующей социализации.

Дифференциация предполагает не уменьшение объемов учебной информации по дисциплине, а обеспечение учащихся разноуровневым алгоритмом ее усвоения. Таким образом, данная технология направлена на обеспечение условий для усвоения учебного материала каждым учащимся на основе особенностей его восприятия, мышления, субъективного опыта.

Для достижения эффективности технологии разноуровнего обучения по дисциплине «Право» необходимо учитывать следующие факторы:

-особенности субъективного опыта учащихся;

-особенности личностно-смысловой сферы;

-особенности психического развиия;

-уровень обученности по дисциплине.

В содержании при планировании занятия по дисциплине «Право» выделяют несколько уровней:

  1. овладение содержанием учебного материала;

  2. понимание;

  3. применение;

  4. обобщение;

  5. определение ценности и значения изученной информации.

Технологии развивающего обучения

Данные технологии направлены на решение задач развития и воспитания личности. К технологиям развивающего обучения относятся: технология проблемного обучения; технология деловой игры; технология дискуссий; технология проектного обучения; лекционно-семинарско-зачетная технология; технология развития критического мышления; технология «мозгового штурма»; технология интерактивного обучения и т. д.

Весьма результативным в правовом обучении являются технологии «ПОПС-ФОРМУЛЫ», представляющие собой вариант технологии профессора Дейвида Майкойда-Мейсона из ЮАР. Данная технология используется при организации споров, дискуссий на уроке. Её суть заключается в следующем:

Учащийся высказывает-

П- позицию (поясняет свою точку зрения);

О- обоснование (доказывает свою позицию);

П- пример (использует конкретные примеры);

С- следствие (вывод по результатам обсуждения).

В правовом обучении необходимо обратить внимание на один важный принцип методики: изучение нового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено.

Таким образом, все эти технологии, используемые при проведении занятий по дисциплине «Право», позволяют развить у будущего специалиста такие качества как самостоятельность, ответственность, мобильность, восприимчивость к новому, адаптивность к жизненным ситуациям.

Литература

  1. Педагогические технологии :Учебное пособие для студентов педагогических специальностей/Под общей редакцией В.С. Кукушина. Ростов н/Д: «МАРТ»,2002.

  2. Искусство современного урока: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/О.С. Булатова.-М: «Академия»,2006.

  3. Теория и методика обучения праву: учебник для студентов высших учебных заведений.-М.: ВЛАДОС,2003.

  4. Педагогические технологии: Учебник. Н.И. Шевченко. 2012.











© 2010-2022