Технологическая карта по обществознанию 5 класс на тему Гражданин РФ

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МАОУ «Гимназия №7 имени святителя Питирима, епископа Тамбовского»

Технологическая карта урока обществознания

Учитель: Долгова Светлана Алексеевна;

Предмет: обществознание

Класс: 5

Тема урока: Гражданин России

УМК: Обществознание. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2014.

Обществознание. Электронное приложение к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс (CD)

Л.Ф. Иванова, Я.В.Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс.

Л.Ф. Иванова. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс.

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы.

Тип урока: объяснение нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с важнейшими правами и обязанностями граждан РФ. Способствовать формированию у пятиклассников представления о гражданине как полноправном и законопослушном представителе постоянного населения государства.

Планируемые результаты:

1. Регулятивные:

  • Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, учащиеся смогут назвать права, которыми, уже пользуются

  • Умение работать в группах

  • Контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

2. Познавательные:

  • Умение работать с текстом;

  • На основе групповой работы учащиеся научатся задавать вопросы, контролируя друг друга

  • Умение анализировать, обобщать полученную информацию

  • Структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы

  • Самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач

3. Коммуникативные:

  • планирование учебного сотрудничества;

  • достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций

4. Личностные:

  • умение понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

  • развитие учебно-познавательного интереса.

5. Предметные:

Знать: понятие гражданин, основные права и обязанности граждан РФ

Уметь: отличать права от обязанностей, объяснять понятие гражданственности, приводить примеры из истории и литературы настоящего гражданина.

Оборудование урока: мультимедиа, выдержки из текста Конституции РФ, раздаточный материал.

Применяемые технологии:

  • системно-деятельностного подхода;

  • здоровьесберегающая;

  • личностно-ориентированного обучения.

Метод: коммуникативный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.







Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

1.Организа-

ционный этап

Цель: настрой на работу,

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. (2 мин.)


2. Создание проблемной ситуации для формулирования темы (5 мин.)

Цели: Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. Определение темы урока.

Проверяют готовность к уроку.




В процессе разговора с учителем формулируют тему урока

Предлагают ответы.

Оценивают ответы и деятельность друг друга.




Записывают тему урока в тетрадь

Проверяет готовность учащихся к уроку.

(Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, показать себя с лучшей стороны.)

Организует работу учащихся.

В форме подводящего диалога подводит учащихся к формулированию темы урока. На прошлом уроке мы говорили о государственных символах России, сегодня пойдет разговор о жителях России - гражданах.

Акцент делается на знании из истории Древних Афин



Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

Сегодня на уроке у нас гости. Постарайтесь проявить все свои знания, умения, показать себя с лучшей стороны

Фронтальная работа.


Предлагают ответы на поставленные вопросы. С понятием гражданин мы уже знакомы из курса истории Древнего мира - Афин. На что имели право граждане Древних Афин?

(-участвовать в Народном собрании;

-участвовать в управлении государством;

-голосовать;

-занимать государственные должности;

-входить в состав суда)

Можно ли в современной России участвовать в решении государственных дел её гражданам?

Учащиеся могут давать положительные ответы (избираться на государственные должности, участвовать в выборах)

Т.о. темой нашего урока сегодня является ГРАЖДАНИН РОССИИ

Записываем тему урока в тетрадь


Развитие интереса к предмету, к теме урока



Определять важные для себя и окружающих поступки и правила поведения.



Формулируют позитивную оценку деятельности в связи с полученными знаниями

Целеполагание (принятие учебной задачи)



Самостоятельно формулировать цель деятельности Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества)


Аргументация собственного мнения, самооценка своих действий.





Понимание роли граждан в жизни государства

Вербальное




вербальное

3.Постановка целей и задач урока. (2 мин.)

Цели: определение целей и задач на урок.

Предполагает ответы на поставленные учителем вопросы.

Организует работу и направляет деятельность учеников по формулированию темы и задач.

Определение источников работы - текст учебника, текст Конституции РФ (раздаточный материал)

Как вы думаете, что будет ключевым определением нашего сегодняшнего урока? - ГРАЖДАНИН.

О чем пойдет речь при раскрытии понятия гражданин? - О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ ГРАЖДАН РОССИИ.

И есть еще одна составляющая урока - какого гражданина можно назвать достойным?

Слово «достойный» означает «заслуживающий похвалы, уважаемый, почетный» На уроке мы постараемся назвать примеры настоящих граждан страны.

Формулируют цели и задачи урока

Самостоятельно формулировать цель деятельности Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Построение речевого высказывания в устной форме на основе анализа предложенных вариантов.

Вербальное

4.Открытие нового знания и формулирование вывода. (15 мин.) Цели: знакомство с историей происхождения слова «гражданин»

Предполагает узнавание нового; запись определения в тетрадь





Предполагает выдвижение самостоятельных версий ответа на вопрос.

Через слайд презентации урока знакомит со смыслом слова «гражданин» по В.Далю Рассказ из истории почетного гражданина города Тамбова Э.Д.Нарышкина.

Работа в группах с текстами.

Выписать в тетрадь определение В.Даля «гражданин».

«Гражданин» - член общины или народа, состоящего под одним общим управлением; каждое лицо или человек из составляющих народ, землю, государство.

В наше время гражданин- это человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности.

Тогда что можно отнести к правам и обязанностям современного гражданина РФ?

Что Вам кажется узнаваемым в этом определении в сравнении со значением гражданин в Древних Афинах?

(человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства, подчиняется его законам и имеет определённые права и обязанности)

Развитие интереса к теме урока





Объяснять главное в предложенном суждении

Принятие учебной задачи. Действие по плану.





Связать действия с целью

Учебное сотрудничество учащихся с учителем.





Учебное сотрудничество учащихся с учителем

Узнавание исторического и современного значения понятия «гражданин».




Выделять общее для понятия гражданин в прошлом и настоящем

Вербальное





Оценка

Предполагает самостоятельные ответы на основании изученного

материала.

Работа по группам: 1 группа - политические права;

2 группа - личные права; 3 группа - социально-экономические; 4 группа - обязанности.

Постановка подводящего проблемного вопроса учащимся, для переходя к понятию ребёнок.

Постановка подводящего проблемного вопроса учащимся: «Кого можно назвать достойным гражданином?»

Изучение текста Конституции РФ. Найти в тексте предложенного группам права гражданина - политические, гражданские, социально-экономические, обязанности.

Проиллюстрировать примером каждую группу прав.

Все ли, права и обязанности, перечисленные нами, могут использовать дети?

Выписать в тетрадь понятие «ребёнок -каждый человек до достижения им возраста 18 лет.»

Вопрос учащимся: «Кого можно назвать достойным гражданином?» Гражданин не может быть безразличным к судьбе России. Он делает все, что в его силах для благополучия своей Отчизны.

Формирование личностного отношения к новой информации. Понимание сути основных прав и обязанностей граждан



Оценивать понятие гражданственности с позиции правовых и нравственных норм.

Принятие учебной задачи.



Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия, внесение корректив в действие после его завершения.

Связать действия с целью, находить и исправлять ошибки

Умение работать в группе, выслушивать мнение одноклассников.


Умение выслушивать мнение одноклассников, приходить к единому пониманию сути проблемы.

Умение выслушивать мнение одноклассников, приходить к единому пониманию сути понятия.

Поиск и выделение необходимой информации.

Умение отличать права гражданина от обязанностей.

Узнавание понятия ребенок и его основных прав и обязанностей


Узнавать значение понятия гражданственности

вербальная

оценка


оценка



оценка


6. Первичное закрепление.

(7 мин.)

Цель: узнавать понятие гражданин в примерах

Предполагает закрепление знания понятия гражданин через конкретные примеры, предложенные учителем

Организует работу и направляет деятельность учеников по отработке понятия гражданин через иллюстрации и информацию к ним, предложенную учителем

Учитель предлагает иллюстративный и информационный материал учащимся и ставит вопрос:

«Почему именно этот пример, этот человек является проявлением понятия настоящий гражданин?»

Объяснять оценку поступка с позиции гражданственности.

Осуществление самоконтроля по результату и по способу действия.

Умение выслушивать мнение одноклассников

Определять понятия гражданин и гражданственность.

оценка

7. Закрепление

(3 мин.)

Цель: определять понятие гражданин

Предполагает закрепление знания понятия гражданин


Организует работу и направляет деятельность учеников

Выберите из перечня слов те, которые можно использовать для понятия настоящий гражданин:

Преданный; Застенчивый;

Сопереживающий; Эгоист; Смелый; Личность; Корыстный; Патриот; Грамотный.

Объясните свой выбор.

Объяснять свой выбор на основе полученных на уроке знаний

Связать действия с целью, находить и исправлять ошибки

Аргументация собственного мнения, самооценка своих действий.

Поиск и выделение необходимой информации.

оценка

8. Рефлексия учебной деятельности

Цель: самооценка результатов деятельности на уроке.

Оценивают собственную работу, объясняют, что нового узнали, что было сложно, что осталось непонятным. Записывают домашнее задание.

Организует обсуждение работы на уроке и результатов работы учащихся

Дает домашнее задание. §13, вопросы, записи. Найти самостоятельно примеры достойного гражданина.

Выставляет оценки за урок.

Я узнал на уроке -?

Мне понравилось - ?

Меня удивило - ?

Развивать у учащихся навык объективной самооценки выполненной работы.

Оценка результатов достигнутого на уроке, сравнение уровня владения новым знанием в начале и в конце урока.

Самооценка своих действий

Определять главное.

Самооценка



© 2010-2022