• Преподавателю
  • Обществознание
  • Введение в экономику. Определение понятия “рынок” (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Введение в экономику. Определение понятия “рынок” (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Определение понятия "рынок".

Эволюция взглядов на рынок

Рынок - обязательный компонент товарищеского хозяйства. По словам Н.И. Бухарина, рынок - это обратная сторона товарного производства, основа рыночного хозяйства (табл. 5.1).

Причины возникновения рынка: 1) общественное разделение труда; 2) экономическая обособленность рыночных субъектов; 3) связь с мировой экономикой.

Рынок связан с обменом, товарным обращением, торговлей и торговыми услугами. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда. Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат производителей и торговцев, получению прибыли и удовлетворению платёжеспособности спроса покупателей (рис. 5.2).

Таблица 5.1

Эволюция понятия «рынок»

Автор

Понятие рынка

Первоначально

Базар, место розничной торговли, рыночная площадь

Августин Курно (фр. экономист 19 века)

Не рыночная площадь, а в целом всякий район, где отношения продавцов и покупателей свободны, цены легко и быстро уравниваются

У. Джевонс

всякая группа лиц, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара

В. Даль. (Ожегов)

Рынок - место розничной торговли как сферы обмена

Ф. Котлер (со стороны субъектов)

Совокупность покупателей или группы людей, вступающие в тесные деловые отношения и заключающие крупные сделки

Тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования

Л. фон Мизес

Рынок есть общественная система разделения труда в условиях частной собственности на средства производства. Рынок не является ни местом, ни вещью, ни коллективной сущностью. Рынок - это процесс, приводимый в движение взаимодействием множества индивидов, сотрудничающих в условиях разделения труда

С. Мосс

Товары и услуги обмениваются на рынках. Процесс обмена включает установление и обнародование цен, уведомление потенциальных клиентов о том, что произведенные фирмой товары или услуги имеются в продаже, информирование поставщиков о спросе на их продукцию, транспортировку товаров и ресурсов, необходимых для предоставления поставщиками услуг клиентам.

Дж. Ходжсон

Набор социальных институтов, в рамках которых происходит большое количество актов обмена специфического типа, причем данные институты в известной мере способствуют актам обмена и придают им структуру. Рынок - это организованный и институционализированный обмен

Место рынка в структуре экономической системы смешанной экономики представлено на рисунке 5.1

Рынок как самостоятельная подсистема

Государство

Натуральное

хозяйство

Рис. 5.1 Структура экономической системы смешанной экономики




Функции рынка

  1. Согласование прав потребителей в ассортиментной структуре сбалансированности спроса и предложения по объёму и структуре.

  1. Установление ценностных эквивалентов для обмена товаров.

  2. Экономическое стимулирование эффективности.

  3. Обеспечение динамичной пропорциональности.

  4. Обеспечение экономичности потребления, сокращение издержек обращения.

Сфера обращения

Форма движения

Тип хозяйственных связей

Самостоятельная подсистема в экономике

Формы организации и функции рыночной экономики



Рынок

Рис. 5.2 Сущность рынка: родовые черты, функции и роль в общественном процессе

Введение в экономику. Определение понятия “рынок” (Факультатив по экономической теории для учащихся старших классов образовательных учреждений)

Роль рынка

  1. Выдавать сигнал производству о тех или иных потребностях.

  1. Уравновешивать спрос и предложение.

  2. Дифференцировать производителей.

  3. Вымывать неконкурентноспособные предприятия.

Существует несколько классификаций типов рынка одна из них приведена в таблице 5.2.

Типология рынка

I Рынок благ

  • рынок на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируются цены на все наши желаемые вещи и явления, удовлетворяющие определенную человеческую потребность;

- материальные блага - материальные вещи, права (авторские, патентные и т.п.), все виды монополий и привилегий;

- не материальные блага - блага, воздействующие на развитие способностей человека;

- внутренние блага - блага, данные человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле;

- внешние блага - те, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей человека.


II Рынок природных ресурсов

  • рынок на котором в результате взаимодействия спроса и предложения формируется цена на природные ресурсы в форме ренты;

  • виды ренты:

- земельная - доход от использования земли;

- арендная плата - кроме ренты может включать амортизацию за постройки на земле, проценты на вложенный в землю капитал, часть прибыли фермера и другие элементы, не связанные с оплатой за использование земли.

  • формы ренты:

- чистая экономическая рента - доход, приносимый природными ресурсами только в силу его ограниченности;

- дифференциальная рента - доход, приносимый природными ресурсами в зависимости от его качества.

III Рынок труда

  • рынок, на котором в результате взаимодействия спроса и предложения сформировалась цена на труд;

  • виды заработной платы:

- номинальная - денежная сумма, полученная работником за время труда;

- реальная - объем товара и услуг, которые могут быть приобретены работником на его номинальную заработную плату по сложившимся ценам;

  • формы заработной платы:

- повременная;

- сдельная.

IV Рынок капитала

  • рынок на котором в результате взаимодействия спроса и предложения цена капитала формируется в форме процентного дохода

  • формы капитала:

- рынок краткосрочных капиталов или денежный рынок;

- рынок долгосрочных капиталов или финансовый рынок.

Таблица 5.2

Типология рынка

Тип

Описание

1. Неразвитый рынок

Рыночные отношения носят случайный характер (товарный бартер и т.д.)

2. Свободный
(классический) рынок

Некоторое число участников рыночных отношений.

Абсолютно свободный доступ к любой хозяйственной деятельности.

Абсолютная стабильность факторов.

Абсолютно полная информация о рынке.

Абсолютная однородность. Ни один участник рынка не может оказать влияние на решение другого.

Преимущества

Функционирует на основе саморегулируемого механизма, основу составляет движение цен на основе спроса.

Механизм свободного рынка - механизм заведомо бездефицитного рынка.

Недостатки

Дифференциация в уровне жизни. Нет социального механизма защиты населения. Распределение на основе полученного дохода.

Механизм свободной конкуренции не обеспечивает достаточное количество денег. Деятельность хозяйствующих эффектов приводит к нежелательному эффекту.

Свободный рынок не создаёт стимулов для производства товаров коллективного пользования.

Не обеспечивает действенную мотивацию для фундаментального исследования.

Экономика развивается по типу рецессионному (спад рынка не распространяется на сферы, которые нельзя подчинить коммерческим критериям).

Полной свободы нет, и быть не может, но должно быть достаточно экономической свободы.

3. Регулируемый рынок

Результат цивилизации - гуманизация общества. Государство смягчает удары рынка.

И.Д. Кондратьев

Регулирование смягчается госсобственностью:

Рынок может
регулироваться:

1) с помощью собственного рыночного механизма (конкуренция, спрос, предложение),

2) государством (прямо и косвенно).

В. Леонтьев

Найти оптимальное сочетание рыночного и государственного регулирования. Мониторинговый (напоминающий) характер:

4. Деформация рынка
в России

1) отсутствие многочисленных субъектов,

2) чрезмерная централизация в распределении ресурсов


© 2010-2022