- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программапо обществознанию 5 класс
Рабочая программапо обществознанию 5 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Пыхтина Л.А. |
Дата | 16.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» с. Алексеевка
муниципального района Алексеевский Самарской области
Утверждаю. Согласовано. Программа рассмотрена
Директор Председатель методического на заседании кафедры
совета истории и обществознания
______ Е.А. Чередникова ________ Н.И.Колпакова Руководитель кафедры
«____» _________ 2013г «_____» ________ 2013г. __________О.В.Щавелева
Протокол №1
от «___» ______ 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
в 5 классах
Общее количество часов - 34
(1 час в неделю)
Программа: Л.Н.Боголюбов ,Н.И. Городецкая , Л.Ф.Иванова., А.Ю.Лазебникова, А.И. Матвеев -М., «Просвещение», 2013
Учебник: Л.Н.Боголюбов «Обществоведение: гражданин, общество, государство: 5 класс» - М., «Просвещение» 2012г
Учитель: Л.А. Пыхтина
Пояснительная записка
РАЗДЕЛ I. Место курса в учебном плане
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 139 часов: 5 и 6 классы - 35 часов; 7, 8 классы - по 35 часов; 9 класс - 34 часа. Данная программа рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю).
Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной программой по обществознанию для 5 - 9х классов (2011 г., стандарты второго поколения), Рабочей программы Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И.5 класс: -М., «Просвещение», 2013 г
Цели и задачи изучения курса.
Цели:
-
способствовать развитию личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитывать в духе общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-
осваивать на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.
Задачи:
- формирование умения понимать и объяснять связи, взаимоотношения между людьми в
обществе, чтобы ориентироваться в нем;
- формирование навыка занимать свою позицию в обществе, чтобы строить
взаимоотношения с людьми, в том числе с теми, кто придерживается иных позиций,
взглядов, ценностей;
- формирование умения действовать в пределах правовых и нравственных норм, чтобы успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений
Структура курса и последовательность предъявления материала.
Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5 - 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представление об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Раздел II. Результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании
своей страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к
человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению
исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия
народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи
и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и
грядущими поколениями.
Метапредметные результаты
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных
перспектив;
- способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей, свойственных подросткам;
- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог,
дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с
использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике,
на:
1.использование элементов причинно-следственного анализа;
2. исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3. определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных
критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4. поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в
таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др ).; выбор знаковых систем
адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
6. подкрепление изученных положений конкретными примерами;
7. оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом
мнения других
людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей
среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм,
экологических требований;
8. определение собственного отношения к явлениям современной жизни,
формулирование своей точки зрения.
Предметные результаты:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с
опорой на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных
источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие
термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать,
обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с
собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых
в современном российском обществе социальных ценностей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и
правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
- знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм,
регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
- понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими
способами познания;
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
- знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими
видами деятельности;
- знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение
использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки
необходимой социальной информации;
- понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее
осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты,
аргументы, оценочные суждения;
- понимание значения коммуникации в межличностном общении;
- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог,
участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
III РАЗДЕЛ. СОДЕРЖАНИЕ.
Содержание курса по обществознанию
Введение - 1 час
Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома.
Глава I. Человек - 5 часов.
Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных наследственность.
Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости.
Глава II. Семья - 5 часов.
Семья и семенные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Глава III. Школа - 6 часов.
Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учеба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Глава IV. Труд - 6 часов.
Труд - основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Глава V. Родина - 10 часов.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык - государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.
Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности гражданина. Гражданственность.
Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Знакомство с Конституцией (поиск ответа на вопрос: «Почему она является основным законом государства») - статьи о человеке, семье, образовании, труде, гражданстве, многонациональном составе.
Итоговое повторение и контроль - 1 час
Повторение и обобщение «Человек. Соц. институты: семья, школа. Важнейшая
сторона человеческой жизни - труд. Родина».
К/р «Человек. Семья. Школа. Труд. Родина» - тестирование.
Выполнение учащимися компетентностно-ориентированных заданий.
Раздел V.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
-
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.
-
Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.
-
Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.
-
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.
Дидактический материал:
1. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М.,
«Просвещение», 2011.
2. Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентностно-ориентированные
задания: Ростов-на-Дону. «Легион», 2011.
3. Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.