• Преподавателю
  • Обществознание
  • Конспект деловой игры-драматизации по обществознанию по ликвидации правовой безграмотности для учащихся 10 и 11 классов

Конспект деловой игры-драматизации по обществознанию по ликвидации правовой безграмотности для учащихся 10 и 11 классов

"Описание материала: Данная методическая разработка направлена на ликвидацию правовой безграмотности, представлена в игровой форме для школьников 10 и 11 классов, предусматривает участие и взаимодействие обучающихся, а также полное включение их в процесс обучения. Они становятся активными участниками ситуации (чаще всего конфликтной), а не пассивно перенимают опыт взрослого человека. Предназначена для урока обществознания или права. Это может быть и отработка определенных моделей поведения, и... "К результатам игры- драматизации следует отнести: личностные, предметные и метапредметные результаты. Формирование правомерной модели поведения; Формирование умения отстаивать свою точку зрения и понять противоположенную сторону; Изучить разные точки зрения на проблему; Применение на практике правовых знаний; Формирование у обучающихся моральных и правовых принципов; Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, систематизация знаний о праве, развитии правовых интересов.
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка деловой игры-драматизации

Автор разработки: Чистякова Елена Вячеславовна

НПОШ «Содружество», 141702, Московская область, г. Долгопрудный, ул. Гранитная, д. 6, (495) 408-75-86, [email protected]

Должность: учитель истории, обществознания и права

Опыт участия автора в правовом воспитании: факультативные занятия «Основы правовых знаний»

Контактный телефон, электронный адрес автора: 8-926-987-96-33, [email protected]

Тема работы: Методическая разработка деловой игры-драматизации по ликвидации правовой безграмотности для учащихся 10 и 11 классов.

Данная модель использовалась в НПОШ «Содружество» в 10 и 11 классах;

Год подготовки работы: 2014год







Методическая разработка деловой игры-драматизации по ликвидации правовой безграмотности для учащихся 10 и 11 классов.

В Российской Федерации правовое воспитание становится общегосударственной задачей, так как качество правовой воспитанности граждан напрямую влияют на развитие страны, особенно это важно для развития правового государства, цель построения которого провозглашается в ст.1 Конституции РФ. Конституция Российской Федерации. Формирование правосознания означает создание условий, когда у молодежи появляется положительное и позитивное отношение к праву.

В Федеральном государственном стандарте общего образования среди прочих направлений определена приоритетность на « воспитания и формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности способности успешной социализации в обществе…»

Правовое воспитание должно начинаться с раннего возраста. Школа как важный социальный институт, а также как агент социализации должна помочь становлению личности обучающихся и стать агитатором участия школьников в общественной жизни общества.

Главная задача правового воспитания школьников состоит в усвоении правовых норм, в выработке правильной правовой ориентации, в приобретении и применении на практике основ законодательства, а также в формировании уважения к праву и потребности соблюдать закон.

Встречающиеся негативные явления в молодежной среде, такие как подростковая наркомания, алкоголизм, проституция, отсутствие занятости, преступность, беспризорность с одной стороны, недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании правового сознания школьников, а также потребностью современного общества в активных гражданах и низким уровнем правовой компетентности населения, особенно молодого поколения - с другой. Отмеченные противоречия обусловили постановку проблемы - поиск путей повышения правового воспитания школьников.

Все это актуализируют рассматриваемую проблему. Одна из актуальнейших проблем современного российского общества является нежелание граждан, и молодежи в первую очередь, участвовать в политической и социальной жизни. Особую озабоченность вызывают тенденции к пассивной позиции среди молодежи. Проблемы, связанные с организацией правового воспитания, являются, актуальными, так как их теоретическое, правовое и практическое разрешение позволит поднять престиж права и воспитать уважение к закону у молодежи; создать условия для развития гражданской и правовой активности.

Цель методической разработки заключается в ликвидации правовой безграмотности школьников.

Важным направлением в педагогической деятельности современного педагога является проведение работ по агитации и разъяснению правового законодательства среди школьников, так как приобретаются не только правовые знания, но и развивается чувство гражданственности, потребность иметь свою точку зрения и умение ее выражать, а также учить заботиться не только о собственном благополучии, но и о преуспевании своего государства.

Сегодня использование активных методов обучения на уроках обществознания и права, работа в группах, позволяет школьникам формировать коммуникативные умения и навыки (игры нужны для того чтобы «научить школьников общаться»), повышать учебную мотивацию, так как активные методики интересны школьникам, потому что они могут в большой степени проявить свою индивидуальность, научиться размышлять, не бояться дать неправильный ответ, задавать вопросы, делать собственные выводы, самостоятельно искать пути решения проблемы, получают навык устного выступления, а также развивает умение оценивать свою работу и работу одноклассников.

Именно игры-драматизации в западной литературе называют ролевыми. Ребята распределяют роли и разыгрывают сюжетное взаимодействие между персонажами.

Игра-драматизация рассматривается педагогической наукой как одно из средств всестороннего воспитания ребенка и развития его личности. Во время игр-драматизаций у детей снижается тревожность и беспокойство. Тем самым создаются необходимые личностные предпосылки для успешного протекания обучения.

В методической разработке, направленной на ликвидацию правовой безграмотности школьников, решаются следующие задачи:

1. формирование у обучающихся чувство гражданственности;

2. формирование гражданской позиции обучающегося: «Я - россиянин»;

3. формирование потребности иметь свою точку зрения и умение ее выражать;

4. формирование уважения к праву и потребности соблюдать закон;

5. формирование умения разрешать конфликты мирным путем;

Для эффективности решения поставленных задач происходит взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, родителями, педагогическим коллективом школы и внешними социальными структурами, а также при этом используются различные методы, способы, приемы и формы работы.

Педагогическая работа каждого учителя с обучающимися должна носить разносторонний характер. Во-первых, направлена на, профилактику правонарушений, во-вторых устремлена на формирование потребности в ведении здорового образа жизни и саморазвитии личности, а в-третьих, помощь и поддержка в школьнике стремления к самостоятельности, самопознанию и самооценке. Данную проблему можно решить, если сотрудничать с родителями по формированию жизненных ценностей и ориентиров личности обучающегося, а также преодолевать неправомерные поступки и асоциальное поведение.

От правового воспитания школьников, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть экономическое, политическое и культурное развитие России.

Данная методическая разработка направлена на ликвидацию правовой безграмотности, представлена в игровой форме для школьников 10 и 11 классов, предусматривает участие и взаимодействие обучающихся, а также полное включение их в процесс обучения. Они становятся активными участниками ситуации (чаще всего конфликтной), а не пассивно перенимают опыт взрослого человека. Предназначена для урока обществознания или права. Это может быть и отработка определенных моделей поведения, и умения подобрать аргументы и произнести речь в определенной ситуации.

К результатам игры- драматизации следует отнести: личностные, предметные и метапредметные результаты.

  1. Формирование правомерной модели поведения;

  2. Формирование умения отстаивать свою точку зрения и понять противоположенную сторону;

  3. Изучить разные точки зрения на проблему;

  4. Применение на практике правовых знаний;

  5. Формирование у обучающихся моральных и правовых принципов;

Целью правового обучения является формирование теоретической основы правового сознания и правовой культуры, систематизация знаний о праве, развитии правовых интересов. Только тщательно продуманная и эффективная методика преподавания сможет повысить правовую культуру и будет способствовать повышению уровня правосознания школьников.

Деловая игра-драматизация по ликвидации правовой безграмотности школьников.

Тема: «Правительство РФ» (целесообразно провести на этапе закрепления темы: «Органы государственной власти РФ»)

Цели:

Образовательные цели:

Способствовать формированию понимания теоретических основ органов государственной власти Российской Федерации;

Развивающие цели:

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (анализу, выделению главного, сравнению, обобщению и систематизации).

Способствовать формированию и развитию познавательного интереса обучающихся к дисциплине "Основы права"

Воспитательные цели:

Способствовать возникновению и развитию у обучающихся чувства уверенности в своих силах и знаниях;

Способствовать формированию отождествления себя как части гражданского общества

Подготовительный этап:

Учитель заранее среди учеников распределяет роли:

- Министр образования и науки (инициатор проекта постановления)

- Министр обороны

- Председатель правительства

- Заместители председательства правительства (4 человека)

- Министр здравоохранения

- Эксперты-ученые (педагоги, юристы, медицинские работники)

Потом учитель раздает проект постановления всем обучающимся (Проект, устанавливающий норму права, согласно которому учебные занятия во всех школах страны начинаются в 7 ч. 15 мин.) и просит дома подготовить аргументированные речи на 3-5 минут.

Содержание игры:

Председатель правительства открывает заседание, объявляет его повестку. Затем председатель правительства предоставляет слово пожелавшим выступить министрам.

Выступающий называет министерство, которое он возглавляет и старается своим выступлением отразить специфику своего министерства.

Министр образования и науки обосновывает свой проект, приводит веские аргументы, факты.

Министр здравоохранения анализирует проект с точки зрения, как проект скажется на здоровье школьников.

Эксперты-ученые высказывают свое мнение за и против проекта

Председатель правительства высказывает свое мнение, подводит итог обсуждения.

Затем проект постановления ставится на голосование. Постановление считается принятым, если за него проголосовали большинство.

В конце урока учитель вместе с классом обсуждает увиденное и услышанное, оценивает речи и аргументы всех персонажей.

Подведение итогов урока:

  • сообщение учителя о достижении целей урока

  • объективная оценка результатов коллективного и индивидуального труда обучающихся на уроке.

Заключение

ФГОС второго поколения (основная школа) строится на системно - деятельностном подходе, что означает, что процесс обучения понимается не только как усвоение знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности, обретения социального опыта через деятельность. Данное мероприятие правового воспитания частично реализует эти задачи, позволяя применять полученные знания на практике в нестандартных ситуациях.

Таким образом, игру-драматизацию надо рассматривать как особый вид игровой деятельности, имеющей свою специфику. Обучающиеся вживаются в данные обстоятельства, осознают нравственные и правовые нормы, помогают узнать и изучить разные точки зрения, учат отстаивать свою точку зрения. Игры-драматизации удобны для отработки умений и навыков - можно раз за разом повторять сценку пока участники игры не освоят правильную модель поведения. А все это имеет особое значение в развитии и формирование личности школьников.

Список литературы:

  1. Борисова О. Журнал «Ребенок в школе»: Правовое образование дошкольников. №4, - С.77, 2002;

  2. Гражданское воспитание в среднем школьном возрасте: журнал «Мир образования». №2, - С. , 1996.

  3. Живцов В.Ю. Студенчество как субъект правовой культуры // Сборник научных трудов психологического факультета Самарского государственного университета. Самара, 2008. № 6. С. 138-141.

  4. Конституция Российской Федерации. - М. , 1993.

  5. Пашкевич И.А. «Патриотическое воспитание», «Учитель» 2010.

  6. Певцова Е.А. Формирование правового сознания школьной молодежи // Государство и право. 2005. № 4. С. 30.

  7. Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. 2003. № 8. С. 44-48.


© 2010-2022