Урок обществознания п по теме: Выборы-доступно и понятно

Цели урока: ·        познакомить обучающихся с основами избирательного права в РФ, принципами избирательного права в демократическом обществе; ·        обучающиеся расширять навыки работы с текстовой информацией, получат опыт работы в группах; ·        помочь обучающимся в формировании своего отношения к выборам  как демократического института; ·        формирование чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор. Планируемые результаты: обучающиеся должны ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

I этап. Организационное начало. Мотивация. Сообщение темы урока

Пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи на этот урок.
Работать мы с вами будем по группам.
Вспомним правила работы в группах: друг друга не перебивать, давать высказаться каждому, не мешать остальным группам.
У каждой группы есть рабочий лист, с которым вы и будете работать по ходу урока, так же есть таблица для оценок, в которую вы будете выставлять баллы, в конце урока мы подведем итоги, запишите в эту таблицу свои фамилии.
Мы продолжаем учиться добывать самостоятельно знания.
Первое задание на рабочем листе определить тему исходя из основных понятий урока за верный ответ- 1б, по ходу урока без моего напоминания вы работаете с оценочным листом.

Актуализация опорных знаний

Учитель: В политической жизни, так или иначе принимают участие все люди, независимо от социального положения, уровня образования, возраста. Нужно хорошо помнить, что любая проблема приобретает политический характер, если ее решение связано с интересами социальных групп, с вопросами власти. Каждый человек входит в состав той или иной социальной группы, такой, как семья, класс, коллектив спортивной секции, кружок художественной самодеятельности и т.д. Хотим мы этого или нет, но все мы являемся участниками политической жизни, даже если не осознаем этого. Например, человек, который не участвует в голосовании во время очередных выборов в государственные ими местные органы власти, тоже выражает свою политическую позицию. Чтобы определить, что такое избирательное право и избирательный процесс? Мы обратимся к учебнику "Обществознания", политическим словарям, лежащим у вас на столах. Заполните схему: Виды избирательного права ( в рабочем листе - за каждый верный ответ - 1 б)

Разминка для групп: продолжите фразу

1. Чтобы реализовать свое активное избирательное право мы должны… (проголосовать) - когда мы голосуем, то называемся - избирателями, всех избирателей называют электоратом (от латинского elector- избиратель)
2. Чтобы реализовать свое пассивное избирательное право мы должны… (выдвинуть свою кандидатуру на выборах) - когда выдвигаем свою кандидатуру, то называемся - кандидатами
Изучение проблемы

Учитель: Во время предвыборной кампании кандидаты на различные посты, например, Президента Российской Федерации, депутата Государственной Думы, губернатора Липецкой области или мэра города и Липецка используют практически один и тот же прием для завоевания симпатий избирателей. Все они, как правило, щедро обещают своим избирателям в случае избирания на тот или иной пост выполнить......, сделать...., решить..., разобраться... помочь.,, и т.д. Многие из них обещания свои выполняют или по крайней мере стремятся их выполнить.

Но есть и такие, кто почти сразу обо всем забывают. И в течение всего срока пребывания на избранной должности занимаются решением совсем других вопросов. Следует подчеркнуть, что такие «народные избранники» есть практически во всех странах. Именно они формируют стойкое недоверие к политикам со стороны обычных граждан. Давайте вместе подумаем над причинами возникновения такого недоверия к политикам.

( ответы обучающихся)

Во всех цивилизованных странах приняты Конституции, где зафиксированы права граждан и гарантии их соблюдения. Но увы.. Жизнь часто преподносит неприятные сюрпризы в виде нарушения прав. Что в этом случае делать гражданину?

Одни сразу начинают активно бороться за свои права, требовать их восстановления, обращаются в суд, в государственные, общественные органы, чтобы найти поддержку в борьбе за свои права

Другие по разным причинам не предпринимают никаких попыток восстановить справедливость и законность. Как вы думаете, почему они так поступают?

Работа в группах

Учитель - используя Конституцию РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Федеральный закон «об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ», учебник "Обществознание", определите принципы избирательного права, кто имеет право избирать и быть избранным, кто не имеет права избирать и быть избранным? ( Статьи Конституции Р.Ф. ст.81, стст.96,97, ст.130)

(за каждый верный - 1 балл).

Заполните таблицу.

Группа №1

Мой выбор - участвовать в выборах

№ П/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1

2

3


Группа №2

В некоторых странах, например, в Италии, избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. Справедливо ли это? Почему граждане не всегда участвуют в выборах?

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1

2

3


Группа №3

Существует мнение: когда ты не голосуешь, на самом деле ты все-таки голосуешь. Согласны ли вы с этим мнением? Почему?

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1

2

3

Группа №4

Какому политику вы отдадите предпочтение на выборах:

А) Политику, о котором вы ничего не знаете, но тезисы его программы вас полностью устраивают.

Б) Политику, которого вы хорошо знаете, но с программой, которого вы не знакомы. Объясните свой выбор.

№ п/п

Аргументы «за»

Аргументы «против»

1

2

3

(Проверка выполненных заданий)

Творческая работа в группах

Нарисуйте плакат на тему: « Человек и политика», объясните его значение.

Напишите эссе по теме: « Тот, кто будет управлять всеми, должен быть избран среди всех» Полиний Младший- римский писатель

Используя Интернет, ресурсы подготовьте презентацию по данной теме

( не менее 6 слайдов).

Составьте кроссворд, используя понятия этого урока.

Отчёт групп о проделанной работе

Задание для учащихся: Кто быстрее?

  • Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.

  • Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.

  • Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте.

Ситуация 1

11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. Б выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).

Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

Ситуация 2

Гражданка Ф., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в больнице и явиться на избирательный участок не может. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Закрепление I этапа

  • Что такое избирательное право?

  • Кто имеет право избирать и быть избранным?

  • Каковы принципы избирательного права?

II этап Ролевая игра «Голосование»

Учебная мотивация

Мы с вами сегодня узнали, что такой избирательное право - право участвовать в управлении страной - выбирать органы власти, выяснили, кого мы можем выбирать.

Давайте применим полученные знания на практике и проведем мини - игру «Голосование» Для проведения игры вы заранее знали дату выборов и проведение выборов; образованны избирательные участки (спортзал, кабинет истории, кабинет информатики), составлены списки избирателей в соответствии с тем, что ближе к вам т.е условно будим считать место вашей регистрации, вы видели списки кандидатов. Они были зарегистрированы в соответствующей избирательной комиссии, предоставив заявление в письменной форме, набравшие определенное количество подписей избирателей, вы получили достаточно информации о кандидатах, была проведена предвыборная агитация , они знакомили вас с своими предвыборными программами, многие из вас были агитаторы, наблюдатели.

Вы видели , что за день до голосования закончилась вся предвыборная агитация. Сегодня мы с вами приступаем к самому ответственному моменту голосованию. Каждый из вас идет в соответствующую избирательную комиссию, и получает бюллетень для голосования.

Приглашенный член избирательной комиссии объясняет процедуру голосования:

  • каждый гражданин получает один бюллетень с текстом вопроса;

  • при получении бюллетеня он ставит личную подпись в списке голосующих, подтверждая тем самым, что он получил этот бюллетень;

  • внимательно прочитав бюллетень, гражданин должен сделать свой выбор, поставив «галочку» напротив выбранного ответа;

  • опустить заполненный бюллетень в урну для голосования;

  • после голосования избирательная комиссия подсчитывает количество голосов, поданных за каждого кандидата;

  • результаты голосования сообщаются

( Элементы игры представлены в виде презентации)

( Бюллетень для голосования)

С какого возраста гражданин РФ может принимать участие в выборах государственных органов власти ?

С 14лет

С 16лет

С 18лет

С 20лет

Кандидаты в президенты школы:

1.Бачурин Виталий Юрьевич

2. Колябин Дмитрий Сергеевич

II этап Председатель избирательной комиссии подводит итог выборов.

Победителем стал Колябин Дмитрий Сергеевич набравший - 46,5%

Бачурин Виталий Юрьевич набрал -42%

Испорченных бюллетеней -11,5%

Результаты голосования также размещаются на школьном сайте, информация отражается в общешкольной газете.

III этап Подведение итогов работы и выводы.

Вопросы для обсуждения:

Какие знания вы получили во время проведения игры «Голосование»?

Какие затруднения вы испытали?

Что повлияло на ваш выбор?

Сложна ли роль избирателя в сегодняшних условиях?

Какие положительные и отрицательные последствия каждого выбора вы считаете наиболее важными?

IV Рефлексия

Ответьте на вопрос: Нужно ли идти на выборы и почему? (Ответы учащихся)
Как вы считаете - урок у нас с вами получился? Мы научились добывать знания? Вы время на уроке провели с пользой? Вам понадобятся добытые вами знания на уроке в дальнейшей жизни?
Это самое главное, вы меня сегодня порадовали, спасибо вам за доставленную радость от общения с вами.

V Подведение итогов урока

Баллы, переведенные в оценки, вы подсчитаете сами - переведете в оценки, поставьте оценку в дневник, а я в журнал.


Информационные ресурсы:

  • Конституция РФ

  • Федеральные конституционные законы

  • Федеральные законы

  • Указы Президента РФ

  • Постановления Правительства РФ

  • Избирательное право и избирательный процесс в постановлениях и определениях судов Российской Федерации

  • Постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ

  • Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ

  • Комментарии к законам

  • Законопроекты, заключения ЦИК России на законопроекты

  • Ответы на обращения, поступившие в ЦИК России


  • Международные договоры по вопросам реализации избирательных прав граждан и права на участие в референдуме



  • Учебник «Обществознание» 9 класс под редакцией Кравченко А.И. Изд. «Русское слово» 2010год








© 2010-2022