Рабочая программа по обществознанию, 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


РАССМОТРЕНО

на заседании МО

____________________________________________

протокол № ______ от «____» ___________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________________________

«_____»___________2015г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Обществознание»

в 8 классах

на 2015 - 2016 учебный год

Составитель программы: Савицкая Н.А.

Количество часов в году: 35

Количество часов в неделю: 1

Количество плановых контрольных уроков: 2



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 8 класса составлена на основе:

Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Стандарт основного общего образования по истории. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089

Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы, М.: Просвещение, 2004;

С учетом авторской программы: Рабочая программа под ред. Л.Н.Боголюбова. 5 - 9 кл., Просвещение, 2014.

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный план образовательных учреждений отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 1 учебный час в неделю.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI в., основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

К/Ч

Тема урока

Обязательный минимум

Планируемые результаты

Основные виды учебной деятельности

Дата

план

факт

1

1

Введение

Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности

Знать термины, общие представления об обществознании,

Уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение.

Знакомство с предметом, учебником, его требованиями

Общество. Человек.

2

1

Что делает человека человеком

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI в., основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Уметь давать определение понятий; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы.

Устный опрос;

проблемные задания.

3

1

Человек, общество, природа

Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы.

Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

4

1

Общество как форма жизнедеятельности людей

Знать, в чем выражается эволюционный характер развития общества.

Уметь характеризировать воздействие социальной революции на общественное развитие; находить отличие реформ от революций; называть последствия, к которым ведет процесс глобализации.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

5

1

Развитие общества

Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества.

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

6

1

Как стать личностью

Знать признаки индивидуальности, индивида и личности, типы мировоззрения, этапы социализации личности.

Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.

7

1

Личность и общество

Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

Знать, основные этапы эволюционного развития общества.

Уметь характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей; сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач.

Практикум

Сфера духовной культуры

6

1

Сфера духовной жизни

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Знать, что включает в себя понятие «культура».

Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

7

1

Мораль

Знать, что такое мораль и зачем она нужна людям; почему гуманизм считается высшей моральной ценностью.

Уметь определять, в каких поступках проявляется любовь к ближнему; использовать приобретенные знания для выполнения практических и творческих заданий.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

8

1

Долг и совесть

Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

9

1

Моральный выбор - это ответственность

Знать, в чем выражается свобода выбора.

Уметь определять, как связаны свобода и ответственность; оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм общества; используя приобретенные раннее знания, решать проблемные задания

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

10

1

Образование

Знать, в чем заключается приоритет образования; основные элементы системы образования в России.

Уметь объяснять, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества; работать с документами по заданному алгоритму.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

11

1

Наука в современном обществе

Знать, какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций.

Уметь характеризовать науку как особую систему знаний; определять нравственные принципы ученого в современной науке.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

12

1

Религия как одна из форм культуры

Знать, что такое религия, что характерно для религиозной веры.

Уметь характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять , в чем заключается принцип свободы совести; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

13

1

Сфера духовной культуры

Сфера духовной культуры. Мораль, долг, совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия.

Знать основные понятия по теме.

Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культура, в чем заключается взаимосвязь науки и образования, в чем состоит роль религии в современном обществе.

Практикум

Социальная сфера

14

1

Социальная структура общества

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

Знать, что определяет статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе.

Уметь характеризовать различные социальные группы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; моделировать социальные ситуации на основе ранее изученного материала.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

15

1

Социальные статусы и роли

Знать социальные позиции человека в обществе.

Уметь определять социальные статусы и социальные роли; приводить примеры социальных отношений, поведенческих ситуаций; работать с терминами.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

16

1

Нации и междунациональные отношения

Знать соотношения понятий «нация» и «этнос».

Уметь характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных источников.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

17

1

Отклоняющееся поведение

Знать, что называют отклоняющимся поведением.

Уметь приводить примеры социальных отношений; работать с документом по заданному алгоритму; анализировать виды отклоняющегося поведения.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

18

1

Социальная сфера


Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Практикум

Экономика

19

1

Экономика и ее роль в жизни общества

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Знать, что такое экономика и в чем сложность экономического выбора.

Уметь объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми:; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

20

1

Главные вопросы экономики

Знать, что такое экономическая эффективность; типы экономических систем.

Уметь определять экономические функции; работать с документами; работать с учебником; отвечать на вопросы.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

21

1

Собственность

Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями.

Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

22

1

Рыночная экономика

Знать, каковы условия функционирования рынка.

Уметь определять, как спрос влияет на предложение в условиях рыночной экономики, от чего зависит рыночное равновесие; решать проблемные задачи

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

23

1

Производство - основа экономики

Знать, в чем заключается роль производства в экономике; что способствует повышению производительности труда.

Уметь характеризовать особенности услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

24

1

Предпринимательская деятельность

Знать, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования.

Уметь называть преимущества и недостатки основных организационно - правовых форм предпринимательства.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

25

1

Роль государства в экономике. Государственный бюджет Российской Федерации.

Знать, какие способы воздействия на экономику может использовать государство.

Уметь называть круг экономических проблем, регулируемых любым государством; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

26

1

Распределение доходов.

Знать основные источники доходов населения.

Уметь объяснять, зачем людям нужна социальная поддержка государства; характеризовать экономические меры социальной поддержки населения; решать проблемные задания.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

27

1

Потребление

Знать, что влияет на объем и структуру потребительских расходов; как защищаются права потребителей в РФ.

Уметь характеризовать зависимость степени благосостояния граждан от структуры расходов граждан; работать с документами; выполнять проблемные задания.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

28

1

Инфляция и семейная экономика. Бюджет государства и семьи

Знать, какое влияние инфляция оказывает на доходы граждан.

Уметь объяснять, чем реальный доход отличается от номинального, каковы формы сбережения граждан; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

29

1

Безработица, ее причины и последствия

Знать, чем вызвана безработица, каковы ее экономические и социальные последствия.

Уметь объяснять, почему безработица сопутствует рыночной экономике; определять роль государства в обеспечении занятости населения; работать с таблицей, анализировать письменные источники.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

30

1

Мировое хозяйство и международная торговля

Знать, что такое мировое хозяйство.

Уметь называть особенности политики протекционизма и свободной торговли; объяснять, какие условия влияют на

обменный курс валют; работать с документом по заданному алгоритму.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

31

1

Экономика в жизни общества

Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Собственность. Безработица.

Знать основные понятия по теме.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; давать определение понятий.

Практикум

32

1

Личность и общество. Духовная культура общества

Личность. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Сфера духовной жизни. Мораль, долг, совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия.

Знать основные положения раздела.

Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культуры; в чем заключается взаимосвязь науки и образования; в чем состоит роль религии в современном обществе.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

33

1

Государство и экономика

Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Собственность. Безработица.

Знать основные положения раздела.

Уметь высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для моделирования ситуаций в различных сферах деятельности людей.

Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ

34

1

Итоговая контрольная работа

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Итоговое тестирование

35

1

Итоговая контрольная работа

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные

Итоговое тестирование



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

для учителя

для учащихся

  1. Обществознание. Рабочая программа под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 кл.: М.: Просвещение, 2014.

  2. КИМ. Обществознание. 8 класс. Сост. А.В.Поздеев. - М.:ВАКО, 2014

  3. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. - М.: ВАКО. 2014.

  1. Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2015

  2. Обществознание .8 кл.: учебник для ОУ под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Используемые педагогические технологии

  1. Проблемного обучения

  2. Группового и коллективного способов обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко)

  3. Компьютерные (информационные) технологии.

ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Тема контрольной работы

Текст контрольной работы.

1

Входной контрольный срез за 7 класс

Приложение № 1

2-3

Итоговая контрольная по курсу за 8 класс.

Приложение № 2, 3

Приложение № 1

Входной контрольный срез за курс 7 класса

ЧАСТЬ А

1. К правам ребенка не относится право на:

1) выбор имени и фамилии 2. имущество родителей 3) жизнь и воспитание в семье4) выражение своего мнения

2. Государство, признавая права и свободы человека обязуется: принимать законы, гарантирующие каждому его права; 2 ) признавать Декларацию прав человека основным законом страны.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1 , и 2; г) нет верного ответа.

3. Из приведенных ниже прав человека выделите, какое не является гражданским правом.

1) право на жизнь; 2) право на свободу; 3) право на неприкосновенность личности; 4) право на труд.

4. В чем проявляется свобода человека? а) право каждого поступать так, как ему хочется; б) возможность пользоваться своими правами;

в) строгое соблюдшие законов в обществе всеми граж­данами; г) обучение в юридическом институте

5.Угроза ядерной войны в современном мире является: а) частной б) внутренней; в) региональной; г) глобальной.

6. Кем обеспечиваются права человека. 1) город; 2) область; 3) правительство; 4) государство.
7. Внешняя дисциплина бывает основана: на самосознании и самоконтроле; 2) на страхе перед наказанием.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно 1 и 2

8. Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником: 1) человека, подстрекавшего к совершению преступления; 2) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении,
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1,и 2; г) нет верного ответа.

9. Несовершеннолетний будет привлечен к уголовной ответственности с 14 лет за следующие преступления:

  1. терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за приведение в негодность транспортных средств; 2) подделку документов, изготовление фальшивых денег, взяточничество.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа,

10.Какое утверждение является правильным?

  1. к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агентства;

  2. милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественной безопасности.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

11. Деловые отношения отличаются от личных тем, что это 1)отношения людей, имеющих близкие взгляды 2) отношения, основанные на общей деятельности

3) отношения, связанные с соблюдением официальных правил 4) кратковременные отношения

12.Правильным утверждением о заработной плате будет: 1) она бывает сдельной и повременной; 2) это трудовое денежное вознаграждение
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

13. Прибыль предприятия можно определить: 1) разницей между доходами и расходами; 2) умножением цены на количество.

а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.

14. Менее опасные поступки людей называются: 1. преступлением 2. нарушением 3. проступками 4. хулиганством

15. Ответственность за совершённые преступления несёт: 1. только человек 2. только организация 3. только фирма 4. только группа людей

ЧАСТЬ Б

1. Найдите общее определение для перечисленных терминов.

1. Знакомство, приятельство, товарищество, дружба_________________. 2. Мера стоимости, средство платежа, всеобщий эквивалент, средство обмена___________________

2. В логическом ряду перечислены проступки. Укажите пример, выпадающий из общего ряда: Мелкое хулиганство, безбилетный проезд, проезд на красный свет, подделка денежных знаков.

3. Установите соответствие между видами норм и конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго:

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВИДЫ НОРМ

А) Все знакомые люди должны

приветствовать друг друга при встрече

Б) Посещая Санкт-Петербург, 1) Этикет

туристы стараются попасть на набережную

Фонтанки и прикоснуться на удачу 2) Обычаи

к статуе Чижика-Пыжика

В) Мужчина при выходе пропускает

даму впереди себя и придерживает дверь

Г) Друзья ежегодно отмечают день

своего знакомства загородным пикником

4. Прочитайте текст и выполните задания: «Жителям крупного российского города был задан вопрос «Как вы поступаете, когда по телевизору начинается реклама»? Результаты опроса представлены в виде таблицы.

ВАРИАНТ ОТВЕТА

КОЛИЧЕСТВО ОПРШЕННЫХ В %

Переключаюсь на другой канал

35

Иду делать другие дела

27

Смотрю рекламные ролики от начала и до конца

8

Выключаю звук телевизора

23

Вообще выключаю телевизор

11

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания:

  1. Большинство опрошенных россиян не смотрят рекламу.

  2. Каждый второй россиянин смотрит рекламные ролики полностью.

  3. Телевизионная реклама не интересует основную массу опрошенных россиян.

  4. Более половины опрошенных негативно относятся к рекламе и вообще выключают телевизор.

5. Выберите номера, под которыми указаны факты экономической жизни общества? Запишите номера в порядке возрастания: 1) проведение научной конференции о международной торговле 2) изучение экономической теории в университете 3) разработка плана развития завода 4) участие в митинге о повышении пенсий 5) использование новой технологии в производстве

6. О каком виде правонарушения говорится в тексте? Укажите возраст, с достижением которого наступает частичная и полная юридическая ответственности по данному виду правонарушений? «15-ти летний гражданин Петров вынес из магазина «Сотовая связь» дорогой смартфон. Пропажу обнаружили только спустя несколько часов, когда проверили полки с товаром. Вычислить похитителя помогли записи с камер наблюдения, расположенные в помещении магазин


Приложение № 2, 3

Итоговая контрольная по курсу за 8 класс

Вариант 1

1. Человек как один из людей: 1) индивид 2) индивидуальность 3) гражданин 4) личность

2.Личность в отличие от индивида: 1) является биосоциальным существом; 2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;

3) обладает определенными желаниями и стремлениями; 4)способна оказывать влияние на общество.

3. К числу наиболее древних социальных норм отно­сятся: 1) указ 2) право 3) закон 4) обычай

4.Верны ли суждения об обществе: а) объединение лю­дей в общество не зависит от чьего-то желания; б) обще­ство состоит из больших и малых групп?

1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1) искусство 2) архитектура 3 религия 4) нравственность 5) закон 6) наука

6.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает: 1) престижную потребность; 2) физиологическую потребность; 3) потребность в безопасности; 4 )социальную потребность.

7.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе. 1) токарь; 2) демократ; 3) житель мегаполиса; 4) ребенок

8. Основной функцией семьи является: 1) организация производства с целью получения при были; 2)проведение совместного досуга; 3)воспитание детей; 4)контроль за порядком в обществе.

9. К основным экономическим ресурсам относится: 1) рынок; 2) капитал; 3) обмен; 4) налоги.

10. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется: 1 )отсутствием товарно-денежных отношений; 2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей; 3) уравнительным распределением продукции; 4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения.

11. Положение при котором, доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:

1) профицит бюджета; 2) дефицит бюджета; 3) государственный долг; 4) сбалансированный бюджет.

12. Главной проблемой экономики является: 1)Взаимодействие спроса и предложения 2)Низкий уровень экономических знаний 3)Ограниченность ресурсов

4) Высокая степень специализации в мировом хозяйстве

13. Верны ли суждения об экономическом выборе? А. Совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение.

Б. Экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения ; 4. Оба суждения неверны.

14. Какая экономическая система приводит к чрезмерному неравенству доходов населения? 1.Смешанная 2. Рыночная 3. Плановая 4. Традиционная

15. Что лежит в основе отношений между людьми? 1.Собственность 2. Конкуренция 3. Прибыль 4. Закон .

16. Конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет предпринимателю: 1) Снижать качество продукции 2)Принимать самостоятельные экономические решения 3)Нарушать экономические законы 4) Платить налоги государству

17. Верны ли суждения о факторах производства? А. К факторам производства относят способности и квалификацию работников.

Б. Факторы производства - это свободные блага. 1. Верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны.

18. Верны ли суждения об акционерном обществе? А. Акционерное общество - самая распространенная форма организации предпринимательской деятельности.

Б. Финансовые возможности акционерных обществ выше, чем у других форм бизнеса. 1. Верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны.

19. Признаком прирожденного статуса человека является: А - квалификация; Б - социальное происхождение; В - национальность; Г - образование.

20. Положение человека, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, относится к понятию:

А. Престиж Б; Социальный статус; В Авторитет.

21. Верны ли следующие суждения о межнациональных от­ношениях? А. Межнациональными являются отношения, возника­ющие между разными нациями-государствами. Б. Межнациональные отношения возникают между раз­личными национальностями внутри одного государства.

1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

22.Найдите в приведенном списке этнообразующие факторы. 1) Кровное родство; 2) общая культура; 3) отсутствие межпоколенной общности;

4) общая территория; 5) единый язык. Номера, под которыми указаны этнообразующие факто­ры, выпишите в порядке возрастания.

Вариант 2

1. Характеристика человека в обществе: 1) индивид 2) индивидуальность 3) гражданин 4) личность

2.Что из перечисленного характеризует традиционное общество?

1) взгляды философов 2) накопленные обществом знания 3) составленные государством законы 4) проживание основной массы населения в деревне

3. Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму: 1) дозволения 2) предписания 3) запрета 4) закона

4. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?

1) господство общинных принципов 2) важная роль религии и армии 3) государственный контроль над технологическими изменениями 4) урбанизация

5) научно-техническая революция 6) натуральное хозяйство

5.Верны ли следующие суждения о природе и обществе? А. Природа в отличие от общества является развивающейся системой. Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

6. Примером общения не является: 1) зрители аплодируют певцу после выступления; 2) начальник дает указания подчиненному; 3) двое друзей беседуют о личных проблемах; 4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитанной книги.

7. Верны ли следующие суждения о роли семьи? А. В семье происходит формирование индивида как личности. Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определенному социальному слою общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

8.Верны ли следующие суждения о безработице? А. Уровень безработицы является одним из важных показателей уровня экономического развития государства.

Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

9. Характеристикой нации в отличие от племени является: 1) общность традиций; 2) устойчивая государственность; 3)собственный язык; 4) общность территорий.

10.Верны ли следующие суждения о характеристиках денег? А.. Деньги существовали на всех этапах развития общества. Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с: 1)момента знакомства юноши и девушки; 2) заключения брака; 3)отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире); 4) появления первого ребенка.

12. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере: 1) тяжелой промышленности; 2) легкой промышленности;3) сельского хозяйства; 4) в сфере обслуживания

13. Верны ли следующие суждения о заработной плате? А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег. Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

14. Сдельную форму заработной платы получает: 1) врач; 2) учитель; 3) ювелир; 4) инженер.

15. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «налог». Укажите термин, не связанный с этим понятием.

1.Акциз 2. Обязательный платеж 3. Косвенный 4. Прямой 5. Добровольность

16. В каких отраслях производства наблюдается явление сезонной безработицы? 1.Сельское хозяйство 2. Торговля 3. Строительство 4. Металлургия 5. Приборостроение 6. Отдых и туризм.

17. Наиболее общее понятие, обозначающее способность человека быть субъектом творческой деятельности - это: А. Сознание Б. Совесть

В. Социализация Г. Адаптация

18. Адаптироваться в новом для себя обществе - значит: А. Принять ценности определенного социального окружения Б. Проявлять инициативу и несогласие с тем, что кажется неверным В. Не реагировать на мнение окружающих, «уйти в себя».

19. Наименьшая по численности кровнородственная группа, связанная единством, происхождением, называется: 1) клан; 2) семья; 3) народность; 4) род.

20. Верны ли следующие суждения о свойствах этноса? А. Этнос сочетает в себе как биологические, так и со­циальные свойства. Б. Этнос обладает большой устойчивостью. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

21. Нации возникают: 1) с появлением человека разумного; 2) с возникновением государства; 3) с развитием капиталистических отношений; 4) на современном этапе развития общества.

22. Найдите черты сходства и отличия племени и нации. 1.Исторически первая ступень формирования этноса; 2.характеризуется наличием общей территории;

3.развитая социальная структура; 4.наличие единого языка; 5.устойчивая государственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы поряд­ковые номера черт сходства, а во вторую колонку - по­рядковые номера черт отличия.

Черты сходства

Черты отличия


© 2010-2022