- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Рабочая программа по обществознанию, 8 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Савицкая Н.А. |
Дата | 06.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
____________________________________________
протокол № ______ от «____» ___________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________________________________
«_____»___________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Обществознание»
в 8 классах
на 2015 - 2016 учебный год
Составитель программы: Савицкая Н.А.
Количество часов в году: 35
Количество часов в неделю: 1
Количество плановых контрольных уроков: 2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» для 8 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Стандарт основного общего образования по истории. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089
Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы, М.: Просвещение, 2004;
С учетом авторской программы: Рабочая программа под ред. Л.Н.Боголюбова. 5 - 9 кл., Просвещение, 2014.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный план образовательных учреждений отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 1 учебный час в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI в., основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Человек. Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Сфера духовной культуры. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Экономика. Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
К/Ч
Тема урока
Обязательный минимум
Планируемые результаты
Основные виды учебной деятельности
Дата
план
факт
1
1
Введение
Знакомство с курсом «Обществознание». Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности
Знать термины, общие представления об обществознании,
Уметь отвечать на поставленные вопросы, высказывать собственное мнение.
Знакомство с предметом, учебником, его требованиями
Общество. Человек.
2
1
Что делает человека человеком
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI в., основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание. Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.
Уметь давать определение понятий; высказывать свое мнение; работать с текстом учебника; отвечать на поставленные вопросы.
Устный опрос;
проблемные задания.
3
1
Человек, общество, природа
Знать, какое значение имеет понятие «общество»; какую роль в жизни человека играют социальные нормы.
Уметь анализировать, объяснять смысл основных понятий; определять ступени развития общества
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
4
1
Общество как форма жизнедеятельности людей
Знать, в чем выражается эволюционный характер развития общества.
Уметь характеризировать воздействие социальной революции на общественное развитие; находить отличие реформ от революций; называть последствия, к которым ведет процесс глобализации.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
5
1
Развитие общества
Знать суть эволюционного развития общества, закономерности общественных изменений, противоречия и перспективы в развитии человечества.
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки Умение анализировать, обобщать, работать со схемой, отвечать на проблемные вопросы
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
6
1
Как стать личностью
Знать признаки индивидуальности, индивида и личности, типы мировоззрения, этапы социализации личности.
Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций, и их анализ.
7
1
Личность и общество
Личность. Социализация личности. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
Знать, основные этапы эволюционного развития общества.
Уметь характеризовать общество как форму жизнедеятельности людей; сравнивать суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать раннее изученный материал для решения познавательных задач.
Практикум
Сфера духовной культуры
6
1
Сфера духовной жизни
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Знать, что включает в себя понятие «культура».
Уметь характеризовать развитие культуры в современной России, духовную жизнь современного общества; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме; различать в социальной информации факты и мнения
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
7
1
Мораль
Знать, что такое мораль и зачем она нужна людям; почему гуманизм считается высшей моральной ценностью.
Уметь определять, в каких поступках проявляется любовь к ближнему; использовать приобретенные знания для выполнения практических и творческих заданий.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
8
1
Долг и совесть
Знать, что такое долг, совесть и объективные обязанности.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; работать с текстом учебника, выделять главное; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач и выполнения творческих заданий.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
9
1
Моральный выбор - это ответственность
Знать, в чем выражается свобода выбора.
Уметь определять, как связаны свобода и ответственность; оценивать поведение людей с точки зрения моральных норм общества; используя приобретенные раннее знания, решать проблемные задания
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
10
1
Образование
Знать, в чем заключается приоритет образования; основные элементы системы образования в России.
Уметь объяснять, почему в информационном обществе возрастает приоритет образования, а непрерывное образование является ключевой задачей общества; работать с документами по заданному алгоритму.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
11
1
Наука в современном обществе
Знать, какие черты отличают науку как систему государственных и общественных организаций.
Уметь характеризовать науку как особую систему знаний; определять нравственные принципы ученого в современной науке.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
12
1
Религия как одна из форм культуры
Знать, что такое религия, что характерно для религиозной веры.
Уметь характеризовать основные виды религиозных организаций; объяснять , в чем заключается принцип свободы совести; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
13
1
Сфера духовной культуры
Сфера духовной культуры. Мораль, долг, совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия.
Знать основные понятия по теме.
Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культура, в чем заключается взаимосвязь науки и образования, в чем состоит роль религии в современном обществе.
Практикум
Социальная сфера
14
1
Социальная структура общества
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство. Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование. Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества. Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания. Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни. Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения. Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями. Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.
Знать, что определяет статус человека, каковы особенности статусной позиции в обществе.
Уметь характеризовать различные социальные группы; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; моделировать социальные ситуации на основе ранее изученного материала.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
15
1
Социальные статусы и роли
Знать социальные позиции человека в обществе.
Уметь определять социальные статусы и социальные роли; приводить примеры социальных отношений, поведенческих ситуаций; работать с терминами.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
16
1
Нации и междунациональные отношения
Знать соотношения понятий «нация» и «этнос».
Уметь характеризовать межнациональные отношения в современном обществе; осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных источников.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
17
1
Отклоняющееся поведение
Знать, что называют отклоняющимся поведением.
Уметь приводить примеры социальных отношений; работать с документом по заданному алгоритму; анализировать виды отклоняющегося поведения.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
18
1
Социальная сфера
Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.
Знать основные положения раздела.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.
Практикум
Экономика
19
1
Экономика и ее роль в жизни общества
Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора). Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля. Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют. Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике. Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда. Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги). Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве. Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях. Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Знать, что такое экономика и в чем сложность экономического выбора.
Уметь объяснять, прочему природные ресурсы нельзя считать неисчерпаемыми:; оценивать поведение людей с точки зрения экономической рациональности; работать с документом
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
20
1
Главные вопросы экономики
Знать, что такое экономическая эффективность; типы экономических систем.
Уметь определять экономические функции; работать с документами; работать с учебником; отвечать на вопросы.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
21
1
Собственность
Знать, что такое собственность; что называют имущественными отношениями.
Уметь называть формы собственности, существующие в РФ; характеризовать формы собственности; определять, как защищены права собственников согласно российскому законодательству; делать выводы, отвечать на вопросы.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
22
1
Рыночная экономика
Знать, каковы условия функционирования рынка.
Уметь определять, как спрос влияет на предложение в условиях рыночной экономики, от чего зависит рыночное равновесие; решать проблемные задачи
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
23
1
Производство - основа экономики
Знать, в чем заключается роль производства в экономике; что способствует повышению производительности труда.
Уметь характеризовать особенности услуги как товара; называть ресурсы, необходимые для осуществления производства.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
24
1
Предпринимательская деятельность
Знать, чем предпринимательская деятельность отличается от других форм хозяйствования.
Уметь называть преимущества и недостатки основных организационно - правовых форм предпринимательства.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
25
1
Роль государства в экономике. Государственный бюджет Российской Федерации.
Знать, какие способы воздействия на экономику может использовать государство.
Уметь называть круг экономических проблем, регулируемых любым государством; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
26
1
Распределение доходов.
Знать основные источники доходов населения.
Уметь объяснять, зачем людям нужна социальная поддержка государства; характеризовать экономические меры социальной поддержки населения; решать проблемные задания.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
27
1
Потребление
Знать, что влияет на объем и структуру потребительских расходов; как защищаются права потребителей в РФ.
Уметь характеризовать зависимость степени благосостояния граждан от структуры расходов граждан; работать с документами; выполнять проблемные задания.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
28
1
Инфляция и семейная экономика. Бюджет государства и семьи
Знать, какое влияние инфляция оказывает на доходы граждан.
Уметь объяснять, чем реальный доход отличается от номинального, каковы формы сбережения граждан; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
29
1
Безработица, ее причины и последствия
Знать, чем вызвана безработица, каковы ее экономические и социальные последствия.
Уметь объяснять, почему безработица сопутствует рыночной экономике; определять роль государства в обеспечении занятости населения; работать с таблицей, анализировать письменные источники.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
30
1
Мировое хозяйство и международная торговля
Знать, что такое мировое хозяйство.
Уметь называть особенности политики протекционизма и свободной торговли; объяснять, какие условия влияют на
обменный курс валют; работать с документом по заданному алгоритму.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
31
1
Экономика в жизни общества
Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Собственность. Безработица.
Знать основные понятия по теме.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; давать определение понятий.
Практикум
32
1
Личность и общество. Духовная культура общества
Личность. Общество как форма жизнедеятельности людей. Развитие общества. Сфера духовной жизни. Мораль, долг, совесть. Моральный выбор. Образование. Наука в современном обществе. Религия.
Знать основные положения раздела.
Уметь характеризовать, что вмещает в себя сфера духовной культуры; в чем заключается взаимосвязь науки и образования; в чем состоит роль религии в современном обществе.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
33
1
Государство и экономика
Роль экономической деятельности в жизни общества. Рыночная экономика. Функционирование экономических систем. Собственность. Безработица.
Знать основные положения раздела.
Уметь высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для моделирования ситуаций в различных сферах деятельности людей.
Работа с текстом учебника по заданиям; выполнение проблемных заданий и моделирование ситуаций и их анализ
34
1
Итоговая контрольная работа
Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
Итоговое тестирование
35
1
Итоговая контрольная работа
Знать основные положения курса.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные
Итоговое тестирование
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
-
для учителя
для учащихся
-
Обществознание. Рабочая программа под ред. Л.Н.Боголюбова. 5-9 кл.: М.: Просвещение, 2014.
-
КИМ. Обществознание. 8 класс. Сост. А.В.Поздеев. - М.:ВАКО, 2014
-
Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. - М.: ВАКО. 2014.
-
Рабочая тетрадь. Обществознание. 8 класс. Котова О.А., Лискова Т.Е. М.: Просвещение, 2015
-
Обществознание .8 кл.: учебник для ОУ под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, 2014
-
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
-
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
-
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
-
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
-
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
-
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
-
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
-
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
-
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
-
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
-
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
-
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
-
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
-
первичного анализа и использования социальной информации;
-
сознательного неприятия антиобщественного поведения.
МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Используемые педагогические технологии
-
Проблемного обучения
-
Группового и коллективного способов обучения (И.Д. Первин, В.К. Дьяченко)
-
Компьютерные (информационные) технологии.
ОЦЕНОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
-
№
Тема контрольной работы
Текст контрольной работы.
1
Входной контрольный срез за 7 класс
Приложение № 1
2-3
Итоговая контрольная по курсу за 8 класс.
Приложение № 2, 3
Приложение № 1
Входной контрольный срез за курс 7 класса
ЧАСТЬ А
1. К правам ребенка не относится право на:
1) выбор имени и фамилии 2. имущество родителей 3) жизнь и воспитание в семье4) выражение своего мнения
2. Государство, признавая права и свободы человека обязуется: принимать законы, гарантирующие каждому его права; 2 ) признавать Декларацию прав человека основным законом страны.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1 , и 2; г) нет верного ответа.
3. Из приведенных ниже прав человека выделите, какое не является гражданским правом.
1) право на жизнь; 2) право на свободу; 3) право на неприкосновенность личности; 4) право на труд.
4. В чем проявляется свобода человека? а) право каждого поступать так, как ему хочется; б) возможность пользоваться своими правами;
в) строгое соблюдшие законов в обществе всеми гражданами; г) обучение в юридическом институте
5.Угроза ядерной войны в современном мире является: а) частной б) внутренней; в) региональной; г) глобальной.
6. Кем обеспечиваются права человека. 1) город; 2) область; 3) правительство; 4) государство.
7. Внешняя дисциплина бывает основана: на самосознании и самоконтроле; 2) на страхе перед наказанием.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно 1 и 2
8. Закон относит к соучастникам преступления наряду с преступником: 1) человека, подстрекавшего к совершению преступления; 2) человека, не сообщившего об увиденном им преступлении,
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1,и 2; г) нет верного ответа.
9. Несовершеннолетний будет привлечен к уголовной ответственности с 14 лет за следующие преступления:
-
терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за приведение в негодность транспортных средств; 2) подделку документов, изготовление фальшивых денег, взяточничество.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа,
10.Какое утверждение является правильным?
-
к правоохранительным органам не относятся таможня, ФСБ, частные детективные агентства;
-
милиция в нашей стране делится на криминальную и милицию общественной безопасности.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
11. Деловые отношения отличаются от личных тем, что это 1)отношения людей, имеющих близкие взгляды 2) отношения, основанные на общей деятельности
3) отношения, связанные с соблюдением официальных правил 4) кратковременные отношения
12.Правильным утверждением о заработной плате будет: 1) она бывает сдельной и повременной; 2) это трудовое денежное вознаграждение
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
13. Прибыль предприятия можно определить: 1) разницей между доходами и расходами; 2) умножением цены на количество.
а) верно только 1; б) верно только 2; в) верно и 1, и 2; г) нет верного ответа.
14. Менее опасные поступки людей называются: 1. преступлением 2. нарушением 3. проступками 4. хулиганством
15. Ответственность за совершённые преступления несёт: 1. только человек 2. только организация 3. только фирма 4. только группа людей
ЧАСТЬ Б
1. Найдите общее определение для перечисленных терминов.
1. Знакомство, приятельство, товарищество, дружба_________________. 2. Мера стоимости, средство платежа, всеобщий эквивалент, средство обмена___________________
2. В логическом ряду перечислены проступки. Укажите пример, выпадающий из общего ряда: Мелкое хулиганство, безбилетный проезд, проезд на красный свет, подделка денежных знаков.
3. Установите соответствие между видами норм и конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго:
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВИДЫ НОРМ
А) Все знакомые люди должны
приветствовать друг друга при встрече
Б) Посещая Санкт-Петербург, 1) Этикет
туристы стараются попасть на набережную
Фонтанки и прикоснуться на удачу 2) Обычаи
к статуе Чижика-Пыжика
В) Мужчина при выходе пропускает
даму впереди себя и придерживает дверь
Г) Друзья ежегодно отмечают день
своего знакомства загородным пикником
4. Прочитайте текст и выполните задания: «Жителям крупного российского города был задан вопрос «Как вы поступаете, когда по телевизору начинается реклама»? Результаты опроса представлены в виде таблицы.
-
ВАРИАНТ ОТВЕТА
КОЛИЧЕСТВО ОПРШЕННЫХ В %
Переключаюсь на другой канал
35
Иду делать другие дела
27
Смотрю рекламные ролики от начала и до конца
8
Выключаю звук телевизора
23
Вообще выключаю телевизор
11
Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы и запишите цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания:
-
Большинство опрошенных россиян не смотрят рекламу.
-
Каждый второй россиянин смотрит рекламные ролики полностью.
-
Телевизионная реклама не интересует основную массу опрошенных россиян.
-
Более половины опрошенных негативно относятся к рекламе и вообще выключают телевизор.
5. Выберите номера, под которыми указаны факты экономической жизни общества? Запишите номера в порядке возрастания: 1) проведение научной конференции о международной торговле 2) изучение экономической теории в университете 3) разработка плана развития завода 4) участие в митинге о повышении пенсий 5) использование новой технологии в производстве
6. О каком виде правонарушения говорится в тексте? Укажите возраст, с достижением которого наступает частичная и полная юридическая ответственности по данному виду правонарушений? «15-ти летний гражданин Петров вынес из магазина «Сотовая связь» дорогой смартфон. Пропажу обнаружили только спустя несколько часов, когда проверили полки с товаром. Вычислить похитителя помогли записи с камер наблюдения, расположенные в помещении магазин
Приложение № 2, 3
Итоговая контрольная по курсу за 8 класс
Вариант 1
1. Человек как один из людей: 1) индивид 2) индивидуальность 3) гражданин 4) личность
2.Личность в отличие от индивида: 1) является биосоциальным существом; 2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;
3) обладает определенными желаниями и стремлениями; 4)способна оказывать влияние на общество.
3. К числу наиболее древних социальных норм относятся: 1) указ 2) право 3) закон 4) обычай
4.Верны ли суждения об обществе: а) объединение людей в общество не зависит от чьего-то желания; б) общество состоит из больших и малых групп?
1) верно только а 2) верно только б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
5. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «духовная сфера». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1) искусство 2) архитектура 3 религия 4) нравственность 5) закон 6) наука
6.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает: 1) престижную потребность; 2) физиологическую потребность; 3) потребность в безопасности; 4 )социальную потребность.
7.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе. 1) токарь; 2) демократ; 3) житель мегаполиса; 4) ребенок
8. Основной функцией семьи является: 1) организация производства с целью получения при были; 2)проведение совместного досуга; 3)воспитание детей; 4)контроль за порядком в обществе.
9. К основным экономическим ресурсам относится: 1) рынок; 2) капитал; 3) обмен; 4) налоги.
10. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется: 1 )отсутствием товарно-денежных отношений; 2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей; 3) уравнительным распределением продукции; 4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения.
11. Положение при котором, доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
1) профицит бюджета; 2) дефицит бюджета; 3) государственный долг; 4) сбалансированный бюджет.
12. Главной проблемой экономики является: 1)Взаимодействие спроса и предложения 2)Низкий уровень экономических знаний 3)Ограниченность ресурсов
4) Высокая степень специализации в мировом хозяйстве
13. Верны ли суждения об экономическом выборе? А. Совершая экономический выбор, человек всегда принимает самое рациональное решение.
Б. Экономическое решение потребителя не связано с понятием альтернативной стоимости.
1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Верны оба суждения ; 4. Оба суждения неверны.
14. Какая экономическая система приводит к чрезмерному неравенству доходов населения? 1.Смешанная 2. Рыночная 3. Плановая 4. Традиционная
15. Что лежит в основе отношений между людьми? 1.Собственность 2. Конкуренция 3. Прибыль 4. Закон .
16. Конкуренция в условиях рыночной экономики позволяет предпринимателю: 1) Снижать качество продукции 2)Принимать самостоятельные экономические решения 3)Нарушать экономические законы 4) Платить налоги государству
17. Верны ли суждения о факторах производства? А. К факторам производства относят способности и квалификацию работников.
Б. Факторы производства - это свободные блага. 1. Верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны.
18. Верны ли суждения об акционерном обществе? А. Акционерное общество - самая распространенная форма организации предпринимательской деятельности.
Б. Финансовые возможности акционерных обществ выше, чем у других форм бизнеса. 1. Верно только А; 2. Верно только Б; 3. Верны оба суждения; 4. Оба суждения неверны.
19. Признаком прирожденного статуса человека является: А - квалификация; Б - социальное происхождение; В - национальность; Г - образование.
20. Положение человека, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, относится к понятию:
А. Престиж Б; Социальный статус; В Авторитет.
21. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях? А. Межнациональными являются отношения, возникающие между разными нациями-государствами. Б. Межнациональные отношения возникают между различными национальностями внутри одного государства.
1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
22.Найдите в приведенном списке этнообразующие факторы. 1) Кровное родство; 2) общая культура; 3) отсутствие межпоколенной общности;
4) общая территория; 5) единый язык. Номера, под которыми указаны этнообразующие факторы, выпишите в порядке возрастания.
Вариант 2
1. Характеристика человека в обществе: 1) индивид 2) индивидуальность 3) гражданин 4) личность
2.Что из перечисленного характеризует традиционное общество?
1) взгляды философов 2) накопленные обществом знания 3) составленные государством законы 4) проживание основной массы населения в деревне
3. Традиция праздновать Новый год как социальная норма имеет форму: 1) дозволения 2) предписания 3) запрета 4) закона
4. Какие из перечисленных признаков характерны для традиционного общества?
1) господство общинных принципов 2) важная роль религии и армии 3) государственный контроль над технологическими изменениями 4) урбанизация
5) научно-техническая революция 6) натуральное хозяйство
5.Верны ли следующие суждения о природе и обществе? А. Природа в отличие от общества является развивающейся системой. Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
6. Примером общения не является: 1) зрители аплодируют певцу после выступления; 2) начальник дает указания подчиненному; 3) двое друзей беседуют о личных проблемах; 4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитанной книги.
7. Верны ли следующие суждения о роли семьи? А. В семье происходит формирование индивида как личности. Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определенному социальному слою общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.
8.Верны ли следующие суждения о безработице? А. Уровень безработицы является одним из важных показателей уровня экономического развития государства.
Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
9. Характеристикой нации в отличие от племени является: 1) общность традиций; 2) устойчивая государственность; 3)собственный язык; 4) общность территорий.
10.Верны ли следующие суждения о характеристиках денег? А.. Деньги существовали на всех этапах развития общества. Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с: 1)момента знакомства юноши и девушки; 2) заключения брака; 3)отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире); 4) появления первого ребенка.
12. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере: 1) тяжелой промышленности; 2) легкой промышленности;3) сельского хозяйства; 4) в сфере обслуживания
13. Верны ли следующие суждения о заработной плате? А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег. Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
14. Сдельную форму заработной платы получает: 1) врач; 2) учитель; 3) ювелир; 4) инженер.
15. Все термины, приведенные ниже, за исключением одного, связаны с понятием «налог». Укажите термин, не связанный с этим понятием.
1.Акциз 2. Обязательный платеж 3. Косвенный 4. Прямой 5. Добровольность
16. В каких отраслях производства наблюдается явление сезонной безработицы? 1.Сельское хозяйство 2. Торговля 3. Строительство 4. Металлургия 5. Приборостроение 6. Отдых и туризм.
17. Наиболее общее понятие, обозначающее способность человека быть субъектом творческой деятельности - это: А. Сознание Б. Совесть
В. Социализация Г. Адаптация
18. Адаптироваться в новом для себя обществе - значит: А. Принять ценности определенного социального окружения Б. Проявлять инициативу и несогласие с тем, что кажется неверным В. Не реагировать на мнение окружающих, «уйти в себя».
19. Наименьшая по численности кровнородственная группа, связанная единством, происхождением, называется: 1) клан; 2) семья; 3) народность; 4) род.
20. Верны ли следующие суждения о свойствах этноса? А. Этнос сочетает в себе как биологические, так и социальные свойства. Б. Этнос обладает большой устойчивостью. 1) Верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.
21. Нации возникают: 1) с появлением человека разумного; 2) с возникновением государства; 3) с развитием капиталистических отношений; 4) на современном этапе развития общества.
22. Найдите черты сходства и отличия племени и нации. 1.Исторически первая ступень формирования этноса; 2.характеризуется наличием общей территории;
3.развитая социальная структура; 4.наличие единого языка; 5.устойчивая государственность. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.
Черты сходства
Черты отличия