- Преподавателю
- Обществознание
- Самостоятельная нагрузка по обществознанию в виде рабочей тетради
Самостоятельная нагрузка по обществознанию в виде рабочей тетради
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Даудиш И.А. |
Дата | 22.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Хакасия
среднего профессионального образования
«Черногорский механико-технологический техникум»
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НАГРУЗКА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для студентов I курсов
Разработала: преподаватель
истории и обществознания
Даудиш И.А.
Черногорск 2014
Пояснительная записка
Данная самостоятельная нагрузка разработана на основе:
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
-
Федеральной примерной программы основного общего образования по обществознанию, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Курс обществознания очень важен для становления гибкости подростка, члена общества, юного гражданина.
Цель данной самостоятельной нагрузки - систематизировать, актуализировать, обобщить знания учащихся об обществе и человеке; формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала; формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения; формировать гражданский патриотизм; развивать навыки самостоятельной работы в условиях Стандартов третьего поколения.
Основной принцип отбора материала - актуальность и научность изучаемого материала. Особое внимание в самостоятельной нагрузке уделено развитию навыков самостоятельной работы учащихся в связи с переходом на Стандарты третьего поколения. Задания в самостоятельной нагрузки построены по принципу дифференциации, индивидуализации, оптимизации процесса обучения.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять самостоятельный поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания.
Содержание
-
Справочный материал
-
Рабочая тетрадь
-
Контрольно-измерительные материалы
Справочный материал
Основные источники:
-
А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования. М.: «Академия», 2014.
-
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 1-2. - 11 кл. - М., 2013.
-
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2013
-
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М., 2005
-
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2013.
-
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2014.
-
Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2012.
-
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М., 2011.
-
Моисеев Е.Т. Обществознание. Учебное пособие для старшеклассников. - М., 2011.
-
Никитин А.Ф., Метлик И.В. Обществознание. 10 кл. - М., 2012.
-
Никитин А.Ф., Метлик И.В. Обществознание. 11 кл. - М., 2012.
Дополнительные источники:
-
Введение в обществознание: учебник для 8-9 кл. общеобразовательных учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова. - 8-е изд., перераб. и доп. - М., 2013.
-
Северинов К.М. Обществознание в схемах и таблицах. - СПб., 2012.
-
Сборник нормативных документов. Обществознание. - М., 2013.
-
Интернет-ресурсы.
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
______________________________________________
Рабочая тетрадь
по самостоятельной нагрузке
Студент ________________________
Группа _________________________
Раздел «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»
Тема: Введение в предмет Обществознание.
План:
1. Что такое обществознание?
2. История развития социальных наук.
3. Общество: понятие, признаки.
1. _______________________- содружество родственных дисциплин: философии, психологии, экономики, социологии, политологии, права и т.д., которые образуют самостоятельную подсистему научного знания.
Социальные науки Гуманитарные науки
Чаще оперируют количественными методами:
математическими;
статистическими.
Чаще оперируют качественными методами:
описательными-оценочными
2. Античность: (Аристотель, Платон, Сократ)
Аристотель Платон Сократ
Итог: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Средневековье:
Теология = Teos + Logos
Бог + Наука
Итог: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Возрождение (Ренессанс):
Итог: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Просвещение (XVII-XVIII вв.): (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк)
Изучали функции права.
Изучали природу общества.
Изучали законы действия разума.
Итог: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
XIX век:
Итог: __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3.
любая совокупность исторически сложившихся форм
совместной деятельности людей.
Общество
социальная организация, основой которой является
социальная структура.
______________- часть света или территории, которая имеет определенные границы.
Государство - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА:
(амер. Эдвард Шилз)
__________ не является частью какой-либо более крупной системы;
Браки заключаются между представителями данного ___________;
Пополняется за счет _________ тех, кто входит в общество;
Имеет ________, собственное _________ и свою _____________;
Обладает собственной системой управления;
Существует дольше средней _____________________________ отдельного индивида;
Общая система ценностей (_______________________________).
Домашнее задание:
1. знать определения «страна», «государство», «общество»;
2. уметь определять социальные и гуманитарные науки.
3.стр. 5-9. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
Тема: Общество как система. Сферы и институты общества.
План:
1. Основные сферы общества
2. Институты общества.
1. _________________- то, что позволяет обществу запустить в производство имеющиеся ресурсы и создать такое количество товаров и услуг, которое удовлетворит потребности людей.
Основа экономической сферы - __________________________________.
Почему в экономической жизни напрямую участвуют 50-60% населения, а косвенно - 100%?
__________________________- это государственные и местные органы власти, армия, полиция, т.е. государство.
Основная задача: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
Духовная сфера (_______________________________________)
Задачи:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
Социальная сфера
совокупность организаций, учреждений, отвечающих за благополучие населения ( ).
совокупность организаций, учреждений, отвечающих за социально незащищенные слои населения ( ).
Горизонтальная структура общества | Вертикальная структура общества |
2. _______________________- исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
Функции и структурные элементы основных институтов общества.
Институты
Функции
Основные роли
Физич. черты
Символ. черты
1.Институт семьи и брака
2.Экономический институт
3. Политический институт
4. Религиозный институт
5. Институт образования
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2.стр. 94-105. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. выполнить задания (выполнение задания 1 оценивается на «удовлетворительно»; выполнение заданий 1 и 2 оценивается на «хорошо» и «отлично»):
Задание 1: Каждому животному свойственен инстинкт агрессии. Можно ли этим инстинктом объяснить все преступления и войны в человеческом обществе?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2: Какое из трех высказываний вы считаете правильным и почему?
а) свобода - это возможность выбора;
б) свобода - это самовыражение личности;
в) нет свободы без ответственности.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Многообразие путей и форм общественного развития.
План:
1. Мировое сообщество.
2. Модернизация.
3. Н.Т.П.
1. Мировое сообщество (квазиобщество) - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Международная организация О.О.Н. - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Функции О.О.Н.: 1)__________________________________________________ 2)__________________________________________________ 3)__________________________________________________
Мировая система
Мировая империя -
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
Мировая экономическая система -_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Особенности:
1._______________________________
_______________________________
2._______________________________
_______________________________
Особенности:
1._____________________________ _______________________________
2. _____________________________
_____________________________
2. Модернизация - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________.
Формы модернизации:
а) _______________________________.
- является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции;
- начинается с культуры и изменения общественного сознания.
Пример: Англия Ткацкая фабрика в Англии
б) ________________________________.
- являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран, так называемый способ «догоняющего» развития;
- начинается с экономики и политики.
Пример: Япония
3.Н.Т.П. -____________________________________________________________.
Н.Т.П. на примере источников энергии:
просто общество_________________________________________________.
аграрное общество________________________________________________.
индустриальное общество__________________________________________.
постиндустриальное общество______________________________________.
Домашнее задание:
1. Подготовиться к терминологическому диктанту (страна, государство, общество, прогресс, регресс, мировая империя, мировое сообщество, мировая экономическая система, модернизация, О.О.Н., Н.Т.П.).
2. стр.109-137. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. используя данные СМИ составить характеристику современных стран мира.
Тема: Противоречия общественного развития. Глобальные проблемы.
План:
1. Н.Т.П. и материальное производство.
2. Глобальные проблемы современности.
1. Н.Т.Р. = Н.Т.П. + наука
___________________________________________- это скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
I -й этап Н.Т.Р. начался в 60-70-е гг. ХХ века:
- автоматизация
- микроэлектроника
- молекулярная биология, генная инженерия.
Противоречия Н.Т.Р.:
Автоматизация производства
____________________________________
____________________________________
Увеличение эффективности здравоохранения
____________________________________
____________________________________
Достижения культуры стали достоянием миллионов (ТВ, СМИ, Интернет)
____________________________________
____________________________________
2. Глобальные (лат.) - Земля, земной шар.
Эти проблемы взаимосвязаны друг с другом.
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы, критерии глобальности проблем;
2.стр. 137-141. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. выполнить задание:
Задание: выберите одну глобальную проблему и предложите несколько, возможных на ваш взгляд, вариантов ее решения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Человек, как результат биологической, социальной и культурной эволюции.
План:
1. Человек, индивид, личность.
2. Физическое развитие человека.
3. Влияние общества на развитие личности.
1. __________________- высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической и культурной деятельности.
Вехи познания человеческой сущности:
Античность:_______________________________________________________
«Познай самого себя!»
Средневековье:_____________________________________________________
Ренессанс:_________________________________________________________
XVII век:___________________________________________________________
«Я мыслю - следовательно, существую»
Р. Декарт
Р.Декарт
XVIII век:__________________________________________________________
XIX - XX век:_______________________________________________________
Индивид -____________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальность -____________________________________________________________________________________________________________________________________
Личность -______________________________________________________________
2. Физическое развитие начинается с ________, достигает расцвета в _______, начинает снижаться к _______.
Продолжительность жизни:
на конец ХХ века: 80 лет -________________.
72 года -_______________.
Нижний предел продолжительности жизни___________.
Высший предел продолжительности жизни___________.
- возрастные изменения это не болезнь, а естественная утрата функциональных возможностей организма. Они увеличивают вероятность болезни, но не смерть.
- успехи медицины могут увеличить лишь среднюю продолжительность жизни, но повлиять на смерть - нет.
3. Живые организмы можно расположить на лестнице видов от простых до сложных. Чем сложнее вид - тем дольше приспосабливается к окружающей среде.
_______________ - специальный период времени, в течение которого ребенок обучается и приспосабливается к взрослому миру.
У человека самый продолжительный период приспособления = детство + юность.
Феральные люди («маугли») -____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2.стр. 10-22. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. решить тесты:
1. И человек, и животное
1) свободно определяют цель своего поведения
2) имеют индивидуальные интересы
3) осознают свою уникальность
4) зависят от природных условий
2. Верны ли следующие суждения о личности
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
3. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека
1) Существо биологическое
2) Сознательно выдвигает цели деятельности
3) Живет среди себе подобных
4) Обладает способностью к творчеству
5) Производит орудия труда с помощью других людей
6) Обладает врожденными инстинктами самосохранения
4. Какое понятие включает в себя совокупность природных и общественных компонентов?
1) индивид 2) индивидуальность
3) личность 4) гражданин
5. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЕ
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя
А. Индивидуальность
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода
Б. Индивид
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств
В. Личность
6. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.
Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.
Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.
Тема: Бытие человека.
План:
1.Понятие бытия.
2.Филосовское понятие о человеке.
1. У человека возникают вопросы, которые требуют ответа. Отвечая на эти вопросы, человек вырабатывает своё______________________________
-
своё отношение к этому миру;
-
определяет своё место в нём.
таким образом, формируется
_____________________________
Исходной категорией является «бытие»
________________________=_______________________=_________________
Формы бытия
а)_________________________________________________________________
- существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей.
б)_________________________________________________________________
- существует субъективно, т.е. зависит от воли, сознания людей.
Задание: К какому миру принадлежит человек? Ответ аргументируйте.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________ - это диалектическое единство
объективного и субъективного, тела и духа.
Задание: К какому миру принадлежит материальная культура, наука, религия, мораль?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. _________________ - это единая, целостная совокупность всевозможных форм, вся реальность.
1. Сложилось так, что частные проявления человека изучают многие науки:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Философия пытается дать общую картину, показать сущность человека.
Признаки человека:
1._________________________________________________________________
2._________________________________________________________________
3._________________________________________________________________
4._________________________________________________________________
5._________________________________________________________________
6._________________________________________________________________
Задание: Какой признак самый отличительный.
Ответ аргументируйте.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Человек
биологическое существо психологическое существо социальное существо
Гены или социум?
1 мнение: наследственность человека столь велика, что может служить неограниченно долго.
2 мнение: человек, как биологический вид, клонится к участию.
Причины:
-
Создание собственной среды жизни;
-
Успехи медицины, благодаря которым человек отклонился от естественного отбора и накапливает мутации.
3 мнение: человек - слишком молодой биологический вид, несёт много генов животных.
Наука должна осуществлять целенаправленный контроль над воспроизводством человеческого рода, частную селекцию для «пользы» человечества.
Это направление называется Евгеника.
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2.стр. 60-67. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. выполнить задания, используя данные СМИ, исторические знания:
Задание: 1. Как определить, кто обладает нужным генотипом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: 2.Кто вообще должен и может решать вопрос о том, какие гены желательны?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Деятельность
План.
1.Деятельность, её культура.
2.Мотивы деятельности.
3.Виды деятельности.
1.Развитие общества - это результат деятельности людей.
_________________- активность какого-либо рода__________________
(в литературе) действие, поступок
«Деяние»
(в юриспруденции) действие или бездействие
Структура деятельности:
1._____________________ - тот, кто осуществляет деятельность.
2._____________________ - то, на что направлена деятельность.
Пример: Земледелец выращивает пшеницу.
Бригада строителей строит дом.
Субъект => Объект
Субъект => Субъект
Субъект
3._________________________ - это то, что представляется в ____________________ и ожидается в ____________________.
Не любой образ желаемого, а лишь такой, который соответствует реальным возможностям окружающего мира и самого субъекта.
4.Средства достижения
Задание:
«Палить из пушки по воробьям»
-__________________________________________________________________
«Победителей не судят»
-__________________________________________________________________
«Цель оправдывает средства»
-__________________________________________________________________
5.Результат.
Деятельность состоит из отдельных действий.
Пример:
учебная деятельность = _________+__________+_____________
деятельность земледельца = ___________+____________+_______________+
___________________________
2. Что движет человеческой деятельностью?
-
Потребности человека:
а) биологические:______________________________________________
б) социальные:________________________________________________
в) идеальные:__________________________________________________
II. Установки - общая ориентация человека на определённый объект,
выражающая предрасположенность действовать определённым образом.
-
___________________________________ - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь.
-
___________________________________ (от латин. «имеет значение, важно»).
Деятельность
Практическая
Духовная
- направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
- связана с изменением сознания людей.
а) Творческая деятельность:
Творчество
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Воображение
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Фантазия
______________________________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________
Интуиция
______________________________________________________
_________________________________________________________________
б) Трудовая деятельность
_____________ - вид человеческой деятельности, которой направлен на достижение практически полезного результата.
«Мартышкин труд», «Сизифов труд», «Бочка Данид»
в) Игровая деятельность
Особенности:
1)___________________________________________________________________________________________________________________________________
2)___________________________________________________________________________________________________________________________________
3)___________________________________________________________________________________________________________________________________
Виды игр:
а)_________________________________________________________________ б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
г)_________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2.стр. 26-31. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. составить синквейн.
Тема: Социализация
План:
1. Социализация, стадии.
2. Кризисы социализма.
3. Социальные барьеры.
1. Социализация - __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Стадии социализации:
I._________________________________________________________________
II.________________________________________________________________
III.________________________________________________________________
IV.________________________________________________________________
2. Возрастные кризисы -______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Психологи выделяют:
1-й:______________________________________________________________
2-й:______________________________________________________________
3-й:______________________________________________________________
4-й:______________________________________________________________
5-й:______________________________________________________________
6-й:______________________________________________________________
7-й: _____________________________________________________________
Социологи выделяют иные фазы:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.______________________________ - это односторонне направленный механизм отсева кандидатов, не способных или не достойных занимать освободившиеся вакансии.
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2. составить тезисы ответа.
Раздел «Основы знаний о духовной культуре человека и общества»
Тема: Чувственное и рациональное познание.
План.
1. Познание.
2. Истина.
«Знание - ________!» Ф.Бэкон
I.В наших знаниях собран тысячелетний опыт материальной и духовной деятельности людей. Конечно, не всё становится достоянием отдельного человека. При всём огромном потоке информации, который обрушивается на человека, каждый усваивает и использует только часть.
Знания не возникают сами по себе. Они - результат особого процесса -
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
а) _______________________________________ ________________познание
Пример: __________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
Пример: __________________________________________________________________
Процесс познания =___________________________+___________________________
Органы чувств:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
Задание: Какие органы чувств дают наибольший объём информации человеку? Почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) Чувственное познание осуществляется в таких формах:
_________________- отражение свойств предметов и процессов, возникающие в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.
Пример:____________________________________________________________________________________________________________________________
_____________- воздействие на органы чувств целостного образа предмета.
Пример:____________________________________________________________________________________________________________________________
______________- чувственный образ предметов и явлений, сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия.
Б) Рациональное познание, т.е._____________________________________________
Человек не может ограничиться лишь чувственным познанием, он стремится проникнуть в глубь вещей.
Формы рационального познания:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________3)_________________________________________________________________
Понятие - _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
___________- это средство выражения мысли.
Задание: Разум или чувства являются определяющими в познавательной деятельности человека?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Истина -__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Объективна ли истина?
Наши знания объективны, т.е. независимы от людей, их пристрастий и интересов.
Наши знания субъективны, т.е. зависят исключительно от познающего субъекта.
Абсолютная истина - __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Большинство философов рассматривают Абсолютную истину как образец, предел, к которому стремится знание.
Относительная истина - __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2. стр. 67-78. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. решите тесты. По желанию выполните задания:
Тесты
1. Эмпирический и теоретический уровни знания присущи
1) любому виду познания
2) научному познанию
3) обыденному познанию
4) рациональному познанию
2. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина может быть только относительной
Б. Истина может быть только абсолютной
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Допишите пропущенные слова:
слух, осязание, обоняние, ________________, _________________.
4. Рациональное познание существует в следующих формах:
1) понятие, суждение, умозаключение
2) понятие, ощущение, восприятие
3) ощущения, восприятия, представления
4) суждение, представление, умозаключение.
5. Критерием истинности является:
1) практика
2) ощущения
3) мнение большинства
4) нет критериев истинности
Задание: Как вы понимаете выражения: «Платон мне друг, но истина дороже»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание: Как вы понимаете выражения: «Самая горькая истина лучше самого приятного заблуждения»
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Научное познание.
План.
1.Наука.
2.Научное познание.
3.Ненаучное познание.
1._______________________________________ - теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, основанные на данных научных исследований.
Функции науки:
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________________________________________________________________________
Наука не может существовать вне общества, она зависит от него:
1.___________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.___________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Научные познания
Особенности: ___________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Методы научного познания:
а)_________________________________________________________________
б)_________________________________________________________________
в)_________________________________________________________________
г)_________________________________________________________________
_______________________________________ - это нечто, способное заменить в определённом отношении изучаемый предмет, это не само явление, а некое упрощенное его изображение, дают возможность имитировать функции объектов, прогнозировать их будущие свойства или поведение в новых ситуациях.
3. Ненаучное познание:
1. Мифы
+)_________________________________________________________________
+)_________________________________________________________________
+)_________________________________________________________________
+)_________________________________________________________________
+)_________________________________________________________________
Итог:______________________________________________________________________________________________________________________________
2.Опыт повседневной жизни_______
____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Народная мудрость_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Паранаука (от лат. «околонаучное знание») __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2. стр. 73-83. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. составить кроссворд (из 10 слов - на «удовлетворительно», из 15слов - на «хорошо», более 15 слов - «отлично»).
Тема: Мораль.
План.
1. Основное понятие.
2. Право и мораль.
Мораль - ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Моральные убеждения в разные эпохи, у разных народов, классов сильно отличаются.
Нормы нравственности всегда осуждают:
+)_________________________________________________________________+)________________________________________________________________
+)_________________________________________________________________+)_________________________________________________________________
___________________________- это этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролю.
___________________________- это этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения.
___________________________- это самооценка личности, осознание их своих качеств, способностей и общественного значения.
2.Право и мораль регулируют поведение людей.
Заполнить таблицу.
Факторы
Право
Мораль
С
1
Х
2
О
3
Д
4
С
5
Т
6
В
7
О
8
Факторы
Право
Мораль
О
1
Т
2
Л
3
И
4
Ч
5
И
6
Е
7
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2. стр. 83-89. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. выполнить задание на стр. 88 (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
Тема: Религия.
План:
1.Возникновение религии.
2. Многообразие религий.
3. Роль религии в современном мире.
1. Религия -__________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Этапы возникновения религии:
1. Тотемизм________________________________________________________
2. Анимизм________________________________________________________
3. Политеизм______________________________________________________
4. Монотеизм______________________________________________________
Религии можно разделить:
1._________________________________________________________________
Пример:__________________________________________________________
2._________________________________________________________________
Пример:__________________________________________________________
3._________________________________________________________________
Пример:__________________________________________________________
Основные элементы религии:
1.________________________религиозные чувства, настроения, эмоции.
2.________________________ совокупность принципов, идей, понятий.
3. ________________________обряды, молитвы, проповеди
4. ________________________церковь
2. Мировые религии:________________________________________________
Признаки мировых религий:
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Буддизм - это самая ранняя мировая религия распространения:
5 заповедей:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Христианство - это вторая, по времени возникновения, религия.
1054 г. Христианство
Западное (католицизм)
Протестантские церкви
Восточное (православие)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ислам - это самая поздняя, по времени возникновения, мировая религия
распространена: __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Роль религии в современном мире усиливается: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Но нельзя отрицать и негативные последствия: __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2. стр. 49-60. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. решите тесты:
1. Особый тип духовно-практической деятельности, представляющий собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающееся на вере в священное, в сверхъестественное - это
1) уфология
2) астрология
3) религия
4) мифология
2. Соотнесите термин и определение.
Термин
Определение
1) Тотемизм
А. Вера в возможность воздействовать на природные и социальные явления с помощью тайных сил, которыми управляют посредством колдовства, заклинаний, заговоров.
2) Фетишизм
Б. Вера в происхождение рода или племени от какого-либо животного, растения, неодушевленного предмета.
3) Анимизм
В. Вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, предметами и явлениями окружающего мира.
4) Магия
Г. Религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые будто бы наделены магической силой.
3. Мировыми религиями являются:
1) конфуцианство, ислам, кришнаитство
2) иудаизм, христианство, ислам
3) буддизм, христианство, ислам
4) буддизм, православие, иудаизм
4. Какая религия является официальной в РФ?
1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) никакая
5. Объясните следующие понятия:
политеизм, монотеизм, атеизм.
Тема: Искусство.
План:
1. Понятие искусство.
2. Виды искусства.
3. Функции и специфика искусства.
1. Искусство -__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет искусства __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма искусства_________________________________________________________
2.Виды искусства:
1. Архитектура (зодчество) -
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Живопись -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Скульптура -
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Декоративно-прикладное искусство - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Литература -
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Музыка -
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Театр - __________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Балет - __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Кино
10.Фотоискусство
11.Эстрада
3. Функции искусства:
а) общественно преобразующая;
б) художественно - концептуальная;
в) эстетическая;
Специфика искусства
*_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
*_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
*_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Вывод:____________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание:
1. знать основные определения темы;
2. стр. 34-49. (А.А.Горелов, Т.А.Горелова. Обществознание.)
3. составьте тесты, используя текст учебника.
4. Дополнительное задание:
Задание: на примере пейзажа любого художника опишите эстетическую функцию искусства. Определите особенности художественного образа, направление и стиль выбранного вами произведения.
Контрольно-измерительные материалы
Раздел I. Человек как творец и творение культуры
Вариант 1
Часть 1
A1 Быстрый скачкообразный переход от одного общественно - политического строя к другому называются
1) прогресс
2) революция
3) контрреформа
4) эволюция
A2. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
1) аграрный тип общества
2) неразвитость институтов частной собственности
3) особая ценность человеческой индивидуальности
4) преобладание коллективистских форм сознания
A3. Под культурой в наиболее общем смысле понимается
1) уровень воспитанности
2) вся преобразовательная деятельность человека
3) производство материальных ценностей
4) художественное творчество
A4. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека предполагает возможность выбирать и принимать решения по собственному усмотрению.
Б. Абсолютная свобода человека невозможна в условиях общественных связей и отношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A5. Эмпирический и теоретический уровни знания присущи
1) любому виду познания
2) научному познанию
3) обыденному познанию
4) рациональному познанию
A6. И человек, и животное
1) свободно определяют цель своего поведения
2) имеют индивидуальные интересы
3) осознают свою уникальность
4) зависят от природных условий
A7. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?
1) материально-производственной
2) социально-преобразовательной
3) духовно-практической
4) духовно-теоретической
A8. Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются
1) декорации
2) исполнители
3) музыкальные инструменты
4) зрители
A9. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина может быть только относительной
Б. Истина может быть только абсолютной
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Ухудшение, снижение уровня, возврат более высоких форм развития к низшим называется
1) прогрессом
2) революцией
3) регрессом
4) эволюцией
А11. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием
1) техника
2) общество
3) экономика
4) культура
А12. Какую функцию науки иллюстрирует разработка учеными новых градостроительных принципов
1) познавательную
2) мировоззренческую
3) прогностическую
4) социальную
А13. Философия в переводе с греческого языка означает
1) любовь к мудрости
2) любовь к странствиям
3) любовь к пустым разговорам
4) любовь к познанию
А14. Особый тип духовно-практической деятельности, представляющий собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающееся на вере в священное, в сверхъестественное - это
1) уфология
2) астрология
3) религия
4) мифология
А15. Какое понятие включает в себя совокупность природных и общественных компонентов?
1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) гражданин
Часть 2
В1. Допишите недостающие понятия.
Структуру деятельности составляют:
-
Объект
-
………….
-
Цель
-
………….
-
Средства
-
………….
В2. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.
Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.
Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.
В3. Выберите из предложенного списка религий те, которые относятся к мировым религиям.
Конфуцианство, доасизм, буддизм, синтоизм, ислам, кришнаитство, христианство, язычество.
В4. Соотнесите термин и определение.
Термин
определение
1) Тотемизм
А. Вера в возможность воздействовать на природные и социальные явления с помощью тайных сил, которыми управляют посредством колдовства, заклинаний, заговоров.
2) Фетишизм
Б. Вера в происхождение рода или племени от какого-либо животного, растения, неодушевленного предмета.
3) Анимизм
В. Вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, предметами и явлениями окружающего мира.
4) Магия
Г. Религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые будто бы наделены магической силой.
В5. Ухудшение, снижение уровня, возврат более высоких форм развития к низшим, движение назад - это ……………….....
Часть 3
C1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.
C2. Звезда сериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили.
Раздел II. Общество как сложная динамическая система
Вариант 1
Часть 1
A1. Экономическую сферу жизни общества характеризует
1) миграция сельского населения
2) межнациональная интеграция
3) разделение труда
4) социальная дифференциация
A2. Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений?
1) Познавательно - объяснительную
2) Мировоззренческую
3) Производственную
4) Социальную
A3. Что является источниками доходов государственного бюджета?
1) Прямые и косвенные налоги
2) Пенсионный фонд
3) Содержание государственного аппарата
4) Правоохранительная деятельность
А4. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в:
1) Трудовой деятельности
2) Нормальном теплообмене
3) Сохранении здоровья
4) Физической активности
A5. Примером горизонтальной социальной мобильности является
1) получение очередного офицерского звания
2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
3) выход на пенсию
4) переезд в другой город
A6. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм
1) моральных
2) правовых
3) экономических
4) политических
A7. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?
1) Т. и В. являются представителями одной религии
2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.
3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.
4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.
A8. В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример
1) норм морали
2) эстетических норм
3) этических норм
4) правил этикета
A9. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.
Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A10. Политика - это
1) определенная последовательность действий и взаимодействий между общественными группами с целью захвата власти
2) побуждение людей к определенным действиям
3) сфера общественной жизни, содержанием которой является взаимодействие социальных агентов поп поводу господства и подчинения
4) отношением между людьми и социальными группами
А11. Верны ли следующие суждения о личности
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. В стране N производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране N командной экономики?
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство
А13. Какой показатель дает владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?
1) выручка от реализации
2) размер инвестиций в производство
3) рост числа работников
4) чистая прибыль
А14. Центральный банк, в отличие от коммерческих,
1) осуществляет финансовые операции
2) производит эмиссию денег
3) участвует в торгах на валютной бирже
4) работает с вкладами граждан и фирм
А15. К критериям социальной стратификации относится
1) размер дохода
2) форма проведения досуга
3) черты характера
4) политические убеждения
Часть 2
B1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.
Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.
Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.
B2. Найдите в приведенном ниже списке экономические функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование денежного обращения страны
2) установление цен на все товары и услуги
3) защита механизма конкуренции
4) формирование законодательной основы экономики
5) подготовка экономистов в государственных вузах
Ответ: _________________________ .
B3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведен опрос. (2)Установлено, что 46% представителей молодежи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чем-то даже сочувствуют. (3)44% представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (4)Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
А
Б
B4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Понятие «_______________(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие _______________(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит ______________(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____________(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ______________(5) экономического развития, сохранение мира - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка _____________(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) выживание
Б) общественный
В) глобальные проблемы
Г) гонка вооружений
Д) неравномерность
Е) глобализация
Ж) общечеловеческий
З) динамичность
И) неразрывность
В5. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека
1) Существо биологическое
2) Сознательно выдвигает цели деятельности
3) Живет среди себе подобных
4) Обладает способностью к творчеству
5) Производит орудия труда с помощью других людей
6) Обладает врожденными инстинктами самосохранения
Часть 3
C1. Понятие «личность» подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).
C2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.
Раздел III. Человек в системе общественных отношений
Вариант 1
Часть 1
A1. Какой признак не является обязательным в определении «государство»?
1) территория
2) население
3) президентская власть
4) налоговая система
A2. Систему разделения властей в РФ характеризует
1) подчинение судей парламенту
2) подчинение Правительства РФ Государственной Думе
3) самостоятельность каждой из ветвей власти
4) соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе
A3. По форме правления государства подразделяются на:
1) монархии и республики
2) унитарные и федеративные
3) демократические и недемократические
4) тоталитарные и авторитарные
A4. Верны ли следующие суждения?
А. По Конституции РФ, Россия является демократическим государством.
Б. В правовых документах названия Россия и Российская Федерация не равнозначны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A5. В РФ государственной религией является:
1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) ни одна из религий
A6. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:
1) Президент РФ
2) Федеральное собрание
3) Конституционный суд РФ
4) народ РФ
A7. К исполнительной ветви власти относится:
1) Федеральное собрание
2) Правительство РФ
3) Конституционный суд РФ
4) все перечисленное
A8. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3) супруги оформили развод
4) сын устроился работать в семейную фирму
A9. Президент является гарантом:
1) Конституции РФ
2) многопартийности
3) Федерального собрания
4) всего перечисленного
А10. В компетенцию Президента РФ не входит:
1) решение вопросов гражданства
2) предоставление политического убежища
3) осуществление помилования
4) осуществление амнистии
А11. Процедура выдвижения обвинения против Президента РФ и отстранения его от должности называется:
1) инаугурация
2) импичмент
3) индоктринация
4) инновация
А12. К принципам судебной власти не относится:
1) состязательность
2) равенство граждан перед судом
3) закрытость
4) обеспечение презумпции невиновности
А13. Каким образом занимает пост Президент РФ?
1) назначается
2) избирается
3) занимает пост по наследству
4) все перечисленное
А14. Социальное пособие можно получить:
1) по инвалидности
2) по болезни
3) по беременности и родам
4) во всех случаях
А15. Является ли согласие родителей обязательным условием для вступления в брак?
1) да
2) нет
3) если жених и невеста - несовершеннолетние
4) по желанию работников ЗАГСа
Часть 2
B1. Дайте определение понятию «брак».
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений
(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Думается, что человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».
1
2
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребенка - его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»
А) потребности
Б) психика
В) личность
Г) культура
Д) общение
Е) семья
Ж) контакты
З) группа
И) гуманизм
Ответ_____________
В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЕ
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя
А. Индивидуальность
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода
Б. Индивид
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств
В. Личность
В5. Приведите не менее четырех примеров девиантного поведения.
Часть 3
С1. Звезда сериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили.
С2. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Раздел I. Человек как творец и творение культуры
Вариант 2
Часть 1
A1. Под культурой в наиболее общем смысле понимается
1) уровень воспитанности
2) вся преобразовательная деятельность человека
3) производство материальных ценностей
4) художественное творчество
A2. Верны ли следующие суждения о свободе человека?
А. Свобода человека предполагает возможность выбирать и принимать решения по собственному усмотрению.
Б. Абсолютная свобода человека невозможна в условиях общественных связей и отношений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A3. Быстрый скачкообразный переход от одного общественно - политического строя к другому называются
1) прогресс
2) революция
3) контрреформа
4) эволюция
A4. Что из перечисленного характеризует современное западное общество?
1) аграрный тип общества
2) неразвитость институтов частной собственности
3) особая ценность человеческой индивидуальности
4) преобладание коллективистских форм сознания
A5. Эмпирический и теоретический уровни знания присущи
1) любому виду познания
2) научному познанию
3) обыденному познанию
4) рациональному познанию
A6. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях?
1) материально-производственной
2) социально-преобразовательной
3) духовно-практической
4) духовно-теоретической
A7. Артисты музыкального театра играют классический спектакль. Субъектом этой деятельности являются
1) декорации
2) исполнители
3) музыкальные инструменты
4) зрители
A8. И человек, и животное
1) свободно определяют цель своего поведения
2) имеют индивидуальные интересы
3) осознают свою уникальность
4) зависят от природных условий
A9. Верны ли следующие суждения об истине?
А. Истина может быть только относительной
Б. Истина может быть только абсолютной
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А10. Ухудшение, снижение уровня, возврат более высоких форм развития к низшим называется
1) прогрессом
2) революцией
3) регрессом
4) эволюцией
А11. Философия в переводе с греческого языка означает
1) любовь к мудрости
2) любовь к странствиям
3) любовь к пустым разговорам
4) любовь к познанию
А12. Особый тип духовно-практической деятельности, представляющий собой неразрывное единство мировоззренческой установки, переживания, действия, основывающееся на вере в священное, в сверхъестественное - это
1) уфология
2) астрология
3) религия
4) мифология
А13. Какое понятие включает в себя совокупность природных и общественных компонентов?
1) индивид
2) индивидуальность
3) личность
4) гражданин
А14. Совокупность всего, созданного человечеством, охватывается понятием
1) техника
2) общество
3) экономика
4) культура
А15. Какую функцию науки иллюстрирует разработка учеными новых градостроительных принципов
1) познавательную
2) мировоззренческую
3) прогностическую
4) социальную
Часть 2
В1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.
Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.
Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.
В2. Выберите из предложенного списка религий те, которые относятся к мировым религиям.
Конфуцианство, доасизм, буддизм, синтоизм, ислам, кришнаитство, христианство, язычество.
В3. Допишите недостающие понятия.
Структуру деятельности составляют:
-
Объект
-
………….
-
Цель
-
………….
-
Средства
-
………….
В4. Соотнесите термин и определение.
Термин
определение
1) Тотемизм
А. Вера в возможность воздействовать на природные и социальные явления с помощью тайных сил, которыми управляют посредством колдовства, заклинаний, заговоров.
2) Фетишизм
Б. Вера в происхождение рода или племени от какого-либо животного, растения, неодушевленного предмета.
3) Анимизм
В. Вера в духов и души, якобы управляющих людьми, животными, предметами и явлениями окружающего мира.
4) Магия
Г. Религиозное поклонение неодушевленным предметам, которые будто бы наделены магической силой.
В5. Ухудшение, снижение уровня, возврат более высоких форм развития к низшим, движение назад - это ……………….....
Часть 3
C1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.
C2. Звезда сериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили.
Раздел II. Общество как сложная динамическая система
Вариант 2
Часть 1
А1. К потребностям человека, порожденным обществом, относится потребность в:
1) Трудовой деятельности
2) Нормальном теплообмене
3) Сохранении здоровья
4) Физической активности
A2. Примером горизонтальной социальной мобильности является
1) получение очередного офицерского звания
2) перевод на новую, лучше оплачиваемую должность
3) выход на пенсию
4) переезд в другой город
A3. Экономическую сферу жизни общества характеризует
1) миграция сельского населения
2) межнациональная интеграция
3) разделение труда
4) социальная дифференциация
A4. Что является источниками доходов государственного бюджета?
1) Прямые и косвенные налоги
2) Пенсионный фонд
3) Содержание государственного аппарата
4) Правоохранительная деятельность
A5. Обеспеченность силой общественного мнения является отличительным признаком норм
1) моральных
2) правовых
3) экономических
4) политических
A6. Какую функцию науки иллюстрирует создание и распространение устойчивых к болезням и вредителям сортов растений?
1) Познавательно - объяснительную
2) Мировоззренческую
3) Производственную
4) Социальную
A7. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?
1) Т. и В. являются представителями одной религии
2) Т. и В. живут вместе уже 15 лет.
3) У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг.
4) Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС.
A8. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.
Б. Все социальные роли формально закрепляются за человеком.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A9. Политика - это
1) определенная последовательность действий и взаимодействий между общественными группами с целью захвата власти
2) побуждение людей к определенным действиям
3) сфера общественной жизни, содержанием которой является взаимодействие социальных агентов поп поводу господства и подчинения
4) отношением между людьми и социальными группами
A10. В искусстве классицизма важную роль играли представления о прекрасном, возникшие в античности. Это пример
1) норм морали
2) эстетических норм
3) этических норм
4) правил этикета
А11. Верны ли следующие суждения о личности
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает ее ближайшее социальное окружение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А12. Какой показатель дает владельцу коммерческого предприятия представление об эффективности его работы?
1) выручка от реализации
2) размер инвестиций в производство
3) рост числа работников
4) чистая прибыль
А13. Центральный банк, в отличие от коммерческих,
1) осуществляет финансовые операции
2) производит эмиссию денег
3) участвует в торгах на валютной бирже
4) работает с вкладами граждан и фирм
А14. В стране N производятся различные товары и услуги. Какая дополнительная информация подтверждает наличие в стране N командной экономики?
1) основные вопросы экономики решаются с опорой на опыт предков
2) в сельском хозяйстве преобладает растениеводство
3) города являются центрами экономической жизни
4) собственником земли и предприятий является государство
А15. К критериям социальной стратификации относится
1) размер дохода
2) форма проведения досуга
3) черты характера
4) политические убеждения
Часть 2
B1. Ниже приведены качества, присущие человеку. Все они, за исключением одного, имеют социальную природу.
Свобода, наследственность, интересы, убеждения, сознание, ответственность.
Найдите и укажите качество, «выпадающее» из общего ряда.
B2. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Понятие «_______________(1)» получило распространение с конца 1960-х гг. Так принято называть проблемы, носящие _______________(2) характер. Они затрагивают интересы каждого народа и каждого человека, их решение возможно только совместными усилиями всех людей. От того, в каком направлении будет осуществляться их решение, зависит ______________(3) человечества как биологического вида. В этих проблемах также проявляется ____________(4) социальных и природных основ жизни общества и отдельного человека. Одна группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение ______________(5) экономического развития, сохранение мира - это одновременно и решение проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка _____________(6) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) выживание
Б) общественный
В) глобальные проблемы
Г) гонка вооружений
Д) неравномерность
Е) глобализация
Ж) общечеловеческий
З) динамичность
И) неразрывность
B3. Найдите в приведенном ниже списке экономические функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулирование денежного обращения страны
2) установление цен на все товары и услуги
3) защита механизма конкуренции
4) формирование законодательной основы экономики
5) подготовка экономистов в государственных вузах
Ответ: _________________________ .
B4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1)Для того, чтобы определить, как россияне относятся к богатым, был проведен опрос. (2)Установлено, что 46% представителей молодежи относятся к богатым людям с интересом, уважением и в чем-то даже сочувствуют. (3)44% представителей старшего поколения воспринимают «разбогатевших» людей с раздражением. (4)Результаты данного опроса, на наш взгляд, вряд ли отражают мнение всех россиян.
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
А
Б
В5. Найдите в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека
1) Существо биологическое
2) Сознательно выдвигает цели деятельности
3) Живет среди себе подобных
4) Обладает способностью к творчеству
5) Производит орудия труда с помощью других людей
6) Обладает врожденными инстинктами самосохранения
Часть 3
C1. Понятие «личность» подразумевает, прежде всего, те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).
C2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «диалог культур»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о диалоге культур.
Раздел III. Человек в системе общественных отношений
Вариант 2
Часть 1
A1. Систему разделения властей в РФ характеризует
1) подчинение судей парламенту
2) подчинение Правительства РФ Государственной Думе
3) самостоятельность каждой из ветвей власти
4) соединение исполнительной и законодательной власти в одном органе
A2. По форме правления государства подразделяются на:
1) монархии и республики
2) унитарные и федеративные
3) демократические и недемократические
4) тоталитарные и авторитарные
А3. В компетенцию Президента РФ не входит:
1) решение вопросов гражданства
2) предоставление политического убежища
3) осуществление помилования
4) осуществление амнистии
A4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является:
1) Президент РФ
2) Федеральное собрание
3) Конституционный суд РФ
4) народ РФ
А5. Социальное пособие можно получить:
1) по инвалидности
2) по болезни
3) по беременности и родам
4) во всех случаях
A6. К исполнительной ветви власти относится:
1) Федеральное собрание
2) Правительство РФ
3) Конституционный суд РФ
4) все перечисленное
A7. Президент является гарантом:
1) Конституции РФ
2) многопартийности
3) Федерального собрания
4) всего перечисленного
А8. Процедура выдвижения обвинения против Президента РФ и отстранения его от должности называется:
1) инаугурация
2) импичмент
3) индоктринация
4) инновация
A9. Какая ситуация является примером семейных правоотношений?
1) мать с дочерью выиграли приз в лотерее
2) отец с сыном были оштрафованы за переход улицы в неположенном месте
3) супруги оформили развод
4) сын устроился работать в семейную фирму
А10. К принципам судебной власти не относится:
1) состязательность
2) равенство граждан перед судом
3) закрытость
4) обеспечение презумпции невиновности
A11. Какой признак не является обязательным в определении «государство»?
1) территория
2) население
3) президентская власть
4) налоговая система
А12. Каким образом занимает пост Президент РФ?
1) назначается
2) избирается
3) занимает пост по наследству
4) все перечисленное
A13. Верны ли следующие суждения?
А. По Конституции РФ, Россия является демократическим государством.
Б. В правовых документах названия Россия и Российская Федерация не равнозначны.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
A14. В РФ государственной религией является:
1) буддизм
2) христианство
3) ислам
4) ни одна из религий
А15. Является ли согласие родителей обязательным условием для вступления в брак?
1) да
2) нет
3) если жених и невеста - несовершеннолетние
4) по желанию работников ЗАГСа
Часть 2
В2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие предложения носят: 1) фактический характер; 2) характер оценочных суждений
(А) По-видимому, пришло время, чтобы уровень развитости и прогрессивности общества начать оценивать по тому, каким становится человек, в какую сторону он меняется год от года. (Б) Цивилизация покоряет природу, добиваясь высокого уровня научно-технического прогресса, но оказывается беспомощной в познании сущности человека. (В) Бурное развитие науки и техники, по мнению многих специалистов, сопровождается разрушением природы, распространением бездуховности. (Г) Думается, что человек становится рабом техники, и собственной подлости, начинает молиться «желтому дьяволу».
1
2
В4. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПОНЯТИЕ
1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя
А. Индивидуальность
2. Отдельно взятый представитель человеческого рода
Б. Индивид
3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств
В. Личность
В3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из приведенного ниже списка слова, которые необходимо вставить на место попусков. Слов в списке больше чем вам необходимо.
«В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них - о значении стиля общения с ребенком для его _____ (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что _____ (2) так же необходимо ребенку, как и пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишен постоянных _____ (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Если продолжить сравнение с пищей то можно сказать, что общение может быть не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» ____(4) ребенка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу. Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. _____ (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребенка - его нужд и _____ (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.»
А) потребности
Б) психика
В) личность
Г) культура
Д) общение
Е) семья
Ж) контакты
З) группа
И) гуманизм
Ответ_____________
B1. Дайте определение понятию «брак».
В5. Приведите не менее четырех примеров девиантного поведения.
Часть 3
С1. Звезда сериалов снялась в некоммерческом черно-белом фильме, сложном по содержанию. Произведение получило высокую оценку критиков и знатоков, но в прокате не смогло собрать сколько-нибудь значительных средств. К какой форме культуры относится описываемое произведение? Укажите два признака, по которым вы это определили.
С2. Вам предстоит подготовить развернутый ответ по теме «Экологический кризис как глобальная проблема современности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать данную тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.