Школьный тур олимпиады по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


10 класс

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

I. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

1.Ученик работает в библиотеке со специальной литературой,

подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является:

1) ученик;

2) библиотека;

3) отобранная литература;

4) тема реферата.


1

2. Что включает в себя механизм рыночного регулирования экономики?

1) поддержку прибылей производителей;

2) способы налогообложения;

3) свободное ценообразование;

4) обеспечение высокого уровня потребления.


1

3. Политический плюрализм воплощается:

1) в мажоритарной выборной системе;

2) в разделении властей;

3) и в легальной борьбе различных политических партий за власть;

4) в отказе государства от регулирования политических отношений.


1

4. К какой культуре относятся произведения создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки?

1) к элитарной;

2) к народной;

3) к массовой;

4) к духовной.


1

5. Верны ли следующие суждения о действиях рыночных законов?

А.Экономические законы рынка стимулируют увеличение производственных затрат.

Б.Экономические законы рынка позволяют координировать деятельность производителей и потребителей;

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


1

6.Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая функция семьи проявляется в этой ситуации?

1) экономическая;

2) эмоционально - психологическая;

3) репродуктивная

4) социально - статусная.


1

7. К основным вопросам экономики не относится:

1) что производить;

2) как производить;

3) зачем производить;

4) для кого производить.


1

8. Верны ли следующие суждения?

А. Не все люди, не имеющие работы, являются безработными.

Б. Безработным считается человек трудоспособного возраста, ищущий, но не имеющий постоянного заработка.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2

9. Школьник получил наследство от дедушки, где может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника?

1) в Трудовом кодексе;

2) в Семейном кодексе;

3) в Гражданском кодексе;

4) в Гражданско-процессуальном кодексе.


1

10. Рациональное познание предполагает:

1) формирование наглядного образа предмета;

2) абстрагирование от конкретного предмета;

3) использование наблюдения;

4) создание представления о конкретном предмете.


1

11.Примером позитивного отклоняющегося поведения является:

1) участие в избирательной кампании;

2) открытие нового направления в физике;

3) работа на крупном предприятии;

4) посещение консерватории.


1

12. К косвенным налогам в РФ относится:

1) налог на недвижимость;

2) подоходный налог;

3) акцизный сбор;

4) налог на наследство.


1

13. Высшим представительным органом в РФ является:

1) Государственная дума.

  1. 2) Общественная палата.

3) Совет Федерации.

4) Федеральное собрание.


1

14. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, является конформизмом.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2

15.Мысль о том, что свобода налагает на человека дополнительную ответственность и что подчас комфортнее жить в несвободном обществе, в труде «Бегство от свободы» высказал:

1) К. Маркс;

2) Л.Толстой;

3) Э. Фромм;

4) К.Юнг.


1

16. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А) Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.

Б) Самообразованием можно заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2

17. Что представляет собой объект изучения социологии:

1) социальные структуры общества;

2) структурные элементы общества;

3) социальные процессы, протекающие в обществе;

4) человеческое общество.


1

18. Государство снижает курс национальной валюты по отношению к валютам других государств в ходе:

1) девальвации;

2) инфляции;

3) дефицита бюджета;

4) дефолта.


1

19.Формой территориальной организации государства является:

1) демократия;

2) монархия;

3) республика;

4) федерация.


1

20. Верны ли следующие суждения об общественных институтах?

А. Основой возникновения общественных институтов служат общественные потребности.

Б. К числу важнейших общественных институтов относится образование.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2


II.I. Установите соответствие между видами общественных групп и входящими в них категориями : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.



виды групп

категория

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

21.

А) Малая

Б) Формальная


1) семья;
2) партия;

3) друзья.



3

II.II. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.


типы политических режимов

признаки

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

22.

А) Демократический

Б) Авторитарный


1) власть осуществляется узкой группой лиц;
2) гарантировано равенство всех перед законом;

3) власть и порядок ценятся больше. чем права и свободы.

4) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь.



3




III. Прочитайте текст и дайте аргументированный ответ на вопрос.


23. Прочитайте фрагмент из научно-популярной книги. Различное поведение персонажей в одинаковой ситуации объясняется важной характеристикой индивида.

23.1. Запишите термин, который употребляют для объяснения этих различий в поведении, и дайте его определение.

23.2. Дайте название этим четырем персонажам, исходя из установленного вами понятия, объясняющего различие поведенческих моделей.

23.3. Напишите имя ученого, давшего название этим четырем моделям поведения и попытавшего объяснить эти различия.


«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слезы . «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» - горячился второй, дубася кулаком в ворота . «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в свои руки инициативу четвёртый». (В. Круг «Торопись не спеша».)

Ответы:

23.1

По 1 баллу за название понятия и до 3 баллов за его определение.

23.2. Первый -

Второй -

Третий -

Четвертый -

По 2 балла за каждый верно названный тип темперамента.

23.3.

За правильно названное имя 2 балла.

Всего за задание 14 баллов.



IV. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

Дайте правильный ответ («Да» или «Нет»)



суждение


ответ

БАЛЛЫ

24. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.


1

25. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.


1

26. . Характерная черта демократического режима - конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.


1

27. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.


1

28. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.


1

29. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.


1

30. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.


1



V. М.Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

31.

Характеристики

Легальное господство

Традиционное господство

Харизматическое господство

Тип политического лидера




Источник власти лидера




Тип административного персонала




Основной тип правовых норм




1.Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование на основе принципа большинства. 4. Монарх, глава конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связанный с главой системой сословных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся. вековые нормы. 11. Передача власти по наследству в силу сложившихся обычаев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру.

По 1 баллу за каждый правильно распределенный элемент в задании.

Максимальная оценка - 12 баллов.


VI. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.

32.

Перевод на русский язык

Научный термин

Любомудрие


Ведение домашнего хозяйства


Учение о будущем


Богословие


Власть лучших


Учение об обществе


Школьная наука


Власть немногих


Идущие впереди народа


По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего за задание - 9 баллов.

VII.

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть использованы в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в нём встречаться не должны!

33.

………….- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение ……….знаний о мире. Оно является сущностной характеристикой бытия ……. и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, …………, философское и научное.

В структуре познавательного процесса выделяют два основных………. Основными формами ……………….являются ощущение, ………..и представление. Особое значение он имеет в ……….и обыденной практике.

……… предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно это обеспечивает существование…….

Противопоставление данных уровней в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и ………...

1. суждение

5. культура

9. критерий истины

13. уровни познания

2.чувственное познание

6. эмпиризм

10. познание

14. искусство

3. интуиция

7. истина

11. восприятие

15.рациональное познание

4. достоверные

8. художественное

12. наука

16. биологический индивид

По 1 баллу за каждое верно в соответствии с местом в тексте указанное слово. Всего за задание 11 баллов.

VIII. Решите задачи

34. Известный адвокат Петров написал рассказ «Эгоист». Исключительное право на произведение было им отчуждено издательству ООО «Контур». Спустя какое-то время Петров решил, что произведение недостойно выхода в свет, что он его будет изменять, и потребовал расторжения договора об отчуждении исключительного права на произведение, а также запретил кому-либо использовать рассказ. ООО «Контур», которое уже напечатало 5 000 экземпляров книг, отказалось от расторжения договора. По мнению издательства, оно выполнило все условия заключенного с автором договора и поэтому его требования необоснованны.

Законны ли требования автора? Должен ли автор возмещать убытки издательству? Ответ обоснуйте.


35. Гражданка Федорова решила устроиться на работу на летний период (3 месяца). Работодатель принял ее с условием прохождения испытательного срока в 1 месяц.

Имел ли работодатель право установить такой испытательный срок? Ответ обоснуйте.


36. С согласия работодателя токарь Курицын проводил разработку новой методики обработки деталей. При испытании новой методики станок не выдержал нагрузки (хотя при работе не были превышены максимально допущенные заводом-изготовителем показатели) и сломался. Ремонт обошелся работодателю в 150 000 рублей.

Работодатель обратился в суд с требованием взыскать с Курицына стоимость ремонта станка.


При полном верном ответе на каждый вопрос 3 балла. (1 балл - за краткий ответ). Всего максимально за задание 9 баллов.


IX. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера понятий и терминов.

37.

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10. Общественная опасность.
























За верное определение базового для схемы понятия - 1 балл. За каждое верное соотношение понятий и терминов по 1 баллу. Всего за задание - 10 баллов.

X. Ответьте на вопросы по афоризму Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства».

38. «О действиях всех людей, а особенно государей, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят». Эта максима великого политического мыслителя эпохи Возрождения Н. Макиавелли позднее получила широкое распространение в форме краткого афоризма: «Цель оправдывает средства».

38.1. Как Вы понимаете, о какой цели для государей говорит Макиавелли?

38.2. Содержит ли это высказывание, с вашей точки зрения, логические ошибки, и если да, то какие именно? Обоснуйте свой ответ.

Ответы:

38.1.

До 4 баллов за верный ответ.

38.2.

До 6 баллов за верный ответ. Всего за задание 10 баллов.

XI. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших.

39. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.


Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. Невидимая рука рынка

2.Общественно-экономическая формация

3. Золотой закон морали

4. «Мыслю, следовательно, существую»

А. К. Маркс

Б. И. Кант

В. Аристотель

Г. А. Смит

Д. Р. Декарт

Е. Платон

Ответы

1

2

3

4


По 1 баллу за каждый правильный ответ. Всего за задание - 4 балла.

XII. Проанализировать стихотворный отрывок. Назвать философские позиции, занимаемые автором этих строк:

40.

Все люди смертны - от костлявой

Никто из принцев не уйдет.

Умрет и правый и неправый.

Задует ветер - все сметет.

(Ф. Вийон «Баллада, написанная старинным языком»)

Ответ:

За верный ответ 4 балла.


XIII. По какому принципу организованы ряды? Дать краткий ответ.

41.

Авторитет, страх, сила, убеждение

Ответ:

За верный ответ 2 балла.


XIV. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору.

42. Темы эссе:

  1. философия - «Природа не знает никаких прав, ей известны лишь законы». (Д.Адамс)

  2. социальная психология - «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться - иногда в очень значительных пределах» (Ю. Лотман)

  3. экономика - «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения товаров» (Ф.Бэкон).

  4. социология - «(Национализм - это не любовь к своей нации, а ненависть к другой) (И.Шевелев)

  5. политология - «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью. Но и несет предельно огромную ответственность»

  6. (Н. Казинс)

  7. правоведение - «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Папиниан).

При проверке эссе рекомендуем руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснование выбора темы.

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

  3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

  4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

  5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

  6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

  7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

За написание эссе до 35 баллов









ОТВЕТЫ 10 класс

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

I. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

1.Ученик работает в библиотеке со специальной литературой,

подбирая материал для реферата по обществознанию. Субъектом данной деятельности является:

1) ученик;

2) библиотека;

3) отобранная литература;

4) тема реферата.

1

1

2. Что включает в себя механизм рыночного регулирования экономики?

1) поддержку прибылей производителей;

2) способы налогообложения;

3) свободное ценообразование;

4) обеспечение высокого уровня потребления.

3

1

3. Политический плюрализм воплощается:

1) в мажоритарной выборной системе;

2) в разделении властей;

3) и в легальной борьбе различных политических партий за власть;

4) в отказе государства от регулирования политических отношений.

3

1

4. К какой культуре относятся произведения создаваемые анонимными творцами, часто не имеющими профессиональной подготовки?

1) к элитарной;

2) к народной;

3) к массовой;

4) к духовной.

2

1

5. Верны ли следующие суждения о действиях рыночных законов?

А.Экономические законы рынка стимулируют увеличение производственных затрат.

Б.Экономические законы рынка позволяют координировать деятельность производителей и потребителей;

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2

1

6.Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая функция семьи проявляется в этой ситуации?

1) экономическая;

2) эмоционально - психологическая;

3) репродуктивная

4) социально - статусная.

1

1

7. К основным вопросам экономики не относится:

1) что производить;

2) как производить;

3) зачем производить;

4) для кого производить.

3

1

8. Верны ли следующие суждения?

А. Не все люди, не имеющие работы, являются безработными.

Б. Безработным считается человек трудоспособного возраста, ищущий, но не имеющий постоянного заработка.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3

2*

9. Школьник получил наследство от дедушки, где может ознакомиться со своими правами и обязанностями в качестве наследника?

1) в Трудовом кодексе;

2) в Семейном кодексе;

3) в Гражданском кодексе;

4) в Гражданско-процессуальном кодексе.

3

1

10. Рациональное познание предполагает:

1) формирование наглядного образа предмета;

2) абстрагирование от конкретного предмета;

3) использование наблюдения;

4) создание представления о конкретном предмете.

2

1

11.Примером позитивного отклоняющегося поведения является:

1) участие в избирательной кампании;

2) открытие нового направления в физике;

3) работа на крупном предприятии;

4) посещение консерватории.

2

1

12. К косвенным налогам в РФ относится:

1) налог на недвижимость;

2) подоходный налог;

3) акцизный сбор;

4) налог на наследство.

3

1

13. Высшим представительным органом в РФ является:

1) Государственная дума.

  1. 2) Общественная палата.

3) Совет Федерации.

4) Федеральное собрание.

4

1

14. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. К социальным нормам относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.

Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, является конформизмом.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4

2

15.Мысль о том, что свобода налагает на человека дополнительную ответственность и что подчас комфортнее жить в несвободном обществе, в труде «Бегство от свободы» высказал:

1) К. Маркс;

2) Л.Толстой;

3) Э. Фромм;

4) К.Юнг.

3

1

16. Верны ли следующие суждения о самообразовании?

А) Самообразованием можно заниматься для заочного приобретения образования.

Б) Самообразованием можно заниматься для повышения индивидуального уровня культуры.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3

2

17. Что представляет собой объект изучения социологии:

1) социальные структуры общества;

2) структурные элементы общества;

3) социальные процессы, протекающие в обществе;

4) человеческое общество.

4

1

18. Государство снижает курс национальной валюты по отношению к валютам других государств в ходе:

1) девальвации;

2) инфляции;

3) дефицита бюджета;

4) дефолта.

1

1

19.Формой территориальной организации государства является:

1) демократия;

2) монархия;

3) республика;

4) федерация.

4

1

20. Верны ли следующие суждения об общественных институтах?

А. Основой возникновения общественных институтов служат общественные потребности.

Б. К числу важнейших общественных институтов относится образование.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3

2


* при проверке задания №1 за любую ошибку выставляется 0 баллов


II.I. Установите соответствие между видами общественных групп и входящими в них категориями : к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.



виды групп

категория

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

21.

А) Малая

Б) Формальная


1) семья;
2) партия;

3) друзья.


1-А

2-Б

3-А




3

II.II. Установите соответствие между политическим режимом и его признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.


типы политических режимов

признаки

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

22.

А) Демократический

Б) Авторитарный


1) власть осуществляется узкой группой лиц;
2) гарантировано равенство всех перед законом;

3) власть и порядок ценятся больше. чем права и свободы.

4) особая роль в государстве принадлежит таким институтам, как армия и церковь.


1-Б

2-А

3-Б

4- Б



3




III. Прочитайте текст и дайте аргументированный ответ на вопрос.


23. Прочитайте фрагмент из научно-популярной книги. Различное поведение персонажей в одинаковой ситуации объясняется важной характеристикой индивида.

23.1. Запишите термин, который употребляют для объяснения этих различий в поведении, и дайте его определение.

23.2. Дайте название этим четырем персонажам, исходя из установленного вами понятия, объясняющего различие поведенческих моделей.

23.3. Напишите имя ученого, давшего название этим четырем моделям поведения и попытавшего объяснить эти различия.


«Четыре усталых странника добрались к полуночи до городских ворот. Ворота заперты и стража спит. Первый сел на землю. «Вот не везёт, стоило в кои веки раз выбраться из дому, и такое невезение! Что же делать - до утра далеко, помяните меня, ещё дождь пойдёт», - приговаривал он сквозь слезы . «Чего тут ворчать, вышибем ворота, и все дела!» - горячился второй, дубася кулаком в ворота . «Друзья, сохраняйте спокойствие, что вы мечетесь, сядем и подождём, летняя ночь коротка», - успокаивал попутчиков третий. «Зачем сидеть и смотреть? Рассмотрим-ка ворота поближе. Глядите, под ними большая щель. Ну-ка, посмотрим, вдруг в неё пролезем», - взял в свои руки инициативу четвёртый». (В. Круг «Торопись не спеша».)

Ответы:

23.1. темперамент - совокупность индивидуальных психических особенностей, имеющая физиологическую основу и составляющая основу развития характера человека.

По 1 баллу за название понятия и до 3 баллов за его определение.

23.2. Первый - меланхолик.

Второй - холерик.

Третий - флегматик.

Четвертый - сангвиник.

По 2 балла за каждый верно названный тип темперамента.

23.3. Гиппократ.

За правильно названное имя 2 балла.

Всего за задание 14 баллов



IV. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

Дайте правильный ответ («Да» или «Нет»)



суждение


ответ

БАЛЛЫ

24. Вопросы, относящиеся к авторскому праву и личным неимущественным правам граждан, регулируются нормами трудового права.

НЕТ

1

25. Поскольку средства массовой коммуникации ориентируются на запросы и уровень аудитории, они не участвуют в формировании массовых потребностей и стереотипов.

НЕТ

1

26. . Характерная черта демократического режима - конституционное закрепление какой-либо идеологии в качестве государственной.

НЕТ

1

27. Образ своего «я» формируется у человека в процессе социального взаимодействия.

ДА

1

28. Акционеры, не отвечая по обязательствам акционерного общества, не несут никаких убытков, связанных с его деятельностью.

НЕТ

1

29. Вопросы приобретения гражданства регулируются нормами гражданского права РФ.

НЕТ

1

30. Демократия возможна только при республиканской форме правления; в этом проявляется целостность политической системы.

НЕТ

1



V. М.Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу. Заполните такую таблицу. Перечень черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

31.

Характеристики

Легальное господство

Традиционное господство

Харизматическое господство

Тип политического лидера

8

4

5

Источник власти лидера

3

11

1

Тип административного персонала

9

6

12

Основной тип правовых норм

2

10

7

1.Вера в особые качества лидера. 2. Рационально разработанный закон. 3. Делегирование на основе принципа большинства. 4. Монарх, глава конфессии. 5. Пророк, «сверхчеловек», герой. 6. Персонал, связанный с главой системой сословных связей. 7. Возведенная в закон воля лидера. 8. Избранное должностное лицо. 9. Профессиональная бюрократия. 10. Устоявшиеся. вековые нормы. 11. Передача власти по наследству в силу сложившихся обычаев. 12. Должностные лица, лично преданные лидеру.


По 1 баллу за каждый правильно распределенный элемент в задании.

Максимальная оценка - 12 баллов.


VI. Большинство понятий и терминов современного обществознания имеют греческие и латинские корни. Перед вами слова, полученные путем их буквального перевода на русский язык. Ваша задача назвать соответствующий русскому переводу научный термин.

32.

Перевод на русский язык

Научный термин

Любомудрие

Философия

Ведение домашнего хозяйства

Экономика

Учение о будущем

Футурология

Богословие

Теология

Власть лучших

Аристократия

Учение об обществе

Социология

Школьная наука

Схоластика

Власть немногих

Олигархия

Идущие впереди народа

Демагоги


По 1 баллу за каждый верный ответ.

Всего за задание - 9 баллов.


VII.

Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе. Одни и те же слова могут быть использованы в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в нём встречаться не должны!

33.

………….- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение ……….знаний о мире. Оно является сущностной характеристикой бытия ……. и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, …………, философское и научное.

В структуре познавательного процесса выделяют два основных………. Основными формами ……………….являются ощущение, ………..и представление. Особое значение он имеет в ……….и обыденной практике.

……… предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно это обеспечивает существование…….

Противопоставление данных уровней в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и ………...

1. суждение

5. культура

9. критерий истины

13. уровни познания

2.чувственное познание

6. эмпиризм

10. познание

14. искусство

3. интуиция

7. истина

11. восприятие

15.рациональное познание

4. достоверные

8. художественное

12. наука

16. биологический индивид

Ответы:

(Познание) 10 - творческая деятельность (субъекта), ориентированная на получение (достоверных) 4 знаний о мире. Оно является сущностной характеристикой бытия (культуры) 5 и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, (художественное) 8, философское и научное.

В структуре познавательного процесса выделяют два основных уровня (познания) 13. Основными формами (чувственного познания) 2 являются ощущение, (восприятие) 11 и представление. Особое значение он имеет в (искусстве) 14 и обыденной практике.

(Рациональное познание) 15 предполагает возможность объективации индивидуальных знаний, их обобщения, трансляции и т.п. Именно это обеспечивает существование (науки) 12.

Противопоставление данных уровней в новоевропейской философии обусловило возникновение дилеммы рационализма и (эмпиризма) 6.

По 1 баллу за каждое верно в соответствии с местом в тексте указанное слово.

Всего за задание 11 баллов.

VIII. Решите задачи

34. Известный адвокат Петров написал рассказ «Эгоист». Исключительное право на произведение было им отчуждено издательству ООО «Контур». Спустя какое-то время Петров решил, что произведение недостойно выхода в свет, что он его будет изменять, и потребовал расторжения договора об отчуждении исключительного права на произведение, а также запретил кому-либо использовать рассказ. ООО «Контур», которое уже напечатало 5 000 экземпляров книг, отказалось от расторжения договора. По мнению издательства, оно выполнило все условия заключенного с автором договора и поэтому его требования необоснованны.

Законны ли требования автора? Должен ли автор возмещать убытки издательству? Ответ обоснуйте.

Законны.

Автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (право на отзыв) при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков.

Ст. 1269 ГК РФ.

При полном верном ответе 3 балла.

(1 балл - за краткий ответ)

35. Гражданка Федорова решила устроиться на работу на летний период (3 месяца). Работодатель принял ее с условием прохождения испытательного срока в 1 месяц.

Имел ли работодатель право установить такой испытательный срок? Ответ обоснуйте.

Ответ - нет, поскольку согласно ст. 70 ТК, при заключении трудового договора на срок от 2 до 6 месяцев испытательный срок не может превышать 2 недель

При полном верном ответе 3 балла.

(1 балл - за краткий ответ)


36. С согласия работодателя токарь Курицын проводил разработку новой методики обработки деталей. При испытании новой методики станок не выдержал нагрузки (хотя при работе не были превышены максимально допущенные заводом-изготовителем показатели) и сломался. Ремонт обошелся работодателю в 150 000 рублей.

Работодатель обратился в суд с требованием взыскать с Курицына стоимость ремонта станка.

Суд откажет в удовлетворении исковых требований, поскольку работник действовал в рамках нормального хозяйственного риска (ст. 239 ТК РФ), что является обстоятельством, исключающим материальную ответственность работника.

При полном верном ответе 3 балла.

(1 балл - за краткий ответ)


IX. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера понятий и терминов.

37.

1. Виновность. 2. Деяние. 3. Противоправность. 4. Умысел. 5. Бездействие. 6. Правонарушение. 7. Неосторожность. 8. Действие. 9. Признаки. 10. Общественная опасность.


6

9

3

10

2

1

8

5

7

4













Ответы:

За верное определение базового для схемы понятия - 1 балл.

За каждое верное соотношение понятий и терминов по 1 баллу.

Всего за задание - 10 баллов.

X. Ответьте на вопросы по афоризму Н. Макиавелли «Цель оправдывает средства».

38. «О действиях всех людей, а особенно государей, заключают по результатам, поэтому пусть государи стараются сохранить власть и одержать победу. Какие бы средства для этого не употребить, их всегда сочтут достойными и одобрят». Эта максима великого политического мыслителя эпохи Возрождения Н. Макиавелли позднее получила широкое распространение в форме краткого афоризма: «Цель оправдывает средства».

38.1. Как Вы понимаете, о какой цели для государей говорит Макиавелли?

38.2. Содержит ли это высказывание, с вашей точки зрения, логические ошибки, и если да, то какие именно? Обоснуйте свой ответ.

Ответы:

38.1. Мысль Макиавелли неявным образом подразумевает, что для тех, кто стремится к власти, она сама по себе есть высшее благо, поэтому для ее приобретения и сохранения хороши все те средства, которые позволяют достичь этой цели.

До 4 баллов за верный ответ.

38.2. Макиавелли оправдывает любые средства, направленные на достижение власти. Между тем он считает, что о действиях государей судят по результатам, т.е. власть рассматривается не как самоцель, а как средство для обеспечения нужд общества. Поэтому приемлемыми могут быть признаны только те средства, которые позволяют удовлетворить эти нужды.

До 6 баллов за верный ответ

Всего за задание 10 баллов.

XI. В понятиях, категориях, идеях, существующих в науках об обществе и человеке, немало таких, которые прочно связаны с именем мыслителя или ученого, их обосновавших или предложивших.

39. Приведите в соответствие понятия, категории, идеи и имена мыслителей, ученых. Обратите внимание: имен мыслителей больше, чем понятий.


Понятия, категории, идеи

Имена мыслителей, ученых

1. Невидимая рука рынка

2.Общественно-экономическая формация

3. Золотой закон морали

4. «Мыслю, следовательно, существую»

А. К. Маркс

Б. И. Кант

В. Аристотель

Г. А. Смит

Д. Р. Декарт

Е. Платон

Ответы

1

2

3

4

Г

А

Б и (или) В (оценивается в 1 балл)

Д

По 1 балла за каждый правильный ответ.

Всего за задание - 4 балла.

XII. Проанализировать стихотворный отрывок. Назвать философские позиции, занимаемые автором этих строк:

40.

Все люди смертны - от костлявой

Никто из принцев не уйдет.

Умрет и правый и неправый.

Задует ветер - все сметет.

(Ф. Вийон «Баллада написанная старинным языком»)

Ответ: фатализм

За верный ответ 4 балла.

XIII. По какому принципу организованы ряды? Дать краткий ответ.

41.

Авторитет, страх, сила, убеждение

Ответ: основания (ресурсы) власти

За верный ответ - 2 балла.


XIV. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору.

42. Темы эссе:

  1. философия - «Природа не знает ни каких прав, ей известны лишь законы». (Д.Адамс)

  2. социальная психология - «Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться - иногда в очень значительных пределах» (Ю. Лотман)

  3. экономика - «Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодородная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения товаров» (Ф.Бэкон).

  4. социология - «Национализм - это не любовь к своей нации, а ненависть к другой» (И.Шевелев)

  5. политология - «При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью. Но и несет предельно огромную ответственность»

  6. (Н Казинс)

  7. правоведение - «Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Папиниан).

При проверке эссе рекомендуем руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснование выбора темы.

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

  3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

  4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.


  1. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

  2. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

  3. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

За написание эссе до 35 баллов

Максимальное количество баллов - 157










11 класс

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

I. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

1.Особенностью научного познания является:

1) использование наблюдений;

2) опора на здравый смысл;

3) констатация событий;

4) стремление к объективности.


1

2. С ростом объемов потребления населением товаров и услуг растет(ут):

1) объемы производства;

2) размер подоходного налога;

3) мобильность трудовых ресурсов;

4) дефицит государственного бюджета.


1

3. В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре президента, возникшие между двумя партиями, победившими на выборах с минимальным разрывом.

Какая форма правления существует в государстве М.?

1) Конституционная монархия;

2) президентская республика;

3) парламентская республика;

4) смешанная республика.


1

4. Каким термином называют своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека?

1) субъект;

2) человек;

3) личность;

4) индивидуальность.


1

5. Верны ли следующие суждения об экономической функции государства?

А. Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

Б. Важнейшая функция государства в рыночной экономике - создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов;

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


1

6. Какой из ниже обозначенных факторов является причиной снижения численности промышленных рабочих в странах Запада?

1) увеличение доли сельского населения в общем объеме производства;

2) рост притока рабочей силы из-за рубежа;

3) механизация и автоматизация производства;

4) снижение покупательной способности населения.


1

7.Экономическая категория, отражающая права владельца имуществом:

1) это кооперация;

2) это приватизация;

3) это собственность;

4) это декларация.


1

8. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.

Б. В любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2

9. Противоправными обычаями называются обычаи:

1) которые распространены в малой первичной группе;

2) которые сохранились как пережиток родоплеменных отношений;

3) которые распространены среди людей одной этнической общности;

4) которые не соответствуют системе социальных ценностей общества.


1

10. Деятельность муниципального образования регулируется:

1) гражданским правом;

2) муниципальной администрацией;

3) администрацией субъекта федерации;

4) уставом муниципального образования.


1

11. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в брак только внутри своей группы. Этой группой является:

1) народность;

2) каста;

3) нация;

4) класс.


1

12.Одной из форм выражения права является:

1) традиция;

2) гипотеза;

3) прецедент;

4) диспозиция.


1

13. Какой правоохранительный орган входит в состав Правительства РФ?

1) Арбитражный Суд.

  1. 2) Верховный Суд РФ.

3) Министерство внутренних дел.

4) Генеральная Прокуратура РФ.


1

14. Верны ли следующие суждения о трудовом договоре?

А. О расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя не позже чем за две недели.

Б. Одной из причин, по которой администрация может расторгнуть бессрочный трудовой договор, является несоответствие работника занимаемой должности.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2

15. Представление - это:

1) логический вывод из ряда суждений;

2) способ объяснения мира

3) форма чувственного познания;

4) форма рационального познания.


1

16. Верны ли следующие суждения о культуре?

А) Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б) Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2

17.Принцип федерализма непосредственно связан:

1) с формой государственного правления;

2) с формой государственного устройства;

3) с типом политического режима;

4) с типом политической культуры.


1

18. Данная семья включает несколько совместно проживающих родственников, младшие в ней подчиняются старшим. Как называют эту семью?

1) Традиционной;

2) партнерской;

3) супружеской;

4) нуклеарной.


1

19. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

1) как мотив;

2) как средство;

3) как объект;

4) как субъект.


1

20. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Правоотношения могут быть как односторонними, так и многосторонними.

Б. Гражданские правоотношения касаются исключительно имущественных прав граждан.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.


2



II. Установите соответствие между конкретными терминами и определениями этих терминов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.



Термин


Определение термина


ОТВЕТ

БАЛЛЫ

21.

А) Натурализация

Б) Фритредерство

В) Монетаризм


1) направление в экономической теории, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность;
2) процесс вступления в гражданство;

3) экономическая теория, считающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве определяющего фактора в макроэкономической теории, политике и практике.



3

22.

А) Обряд

Б) Церемония

В) Ритуал


1) символический, тщательно распланированный набор жестов и слов исполняемый лицами, особо избранными и подготовленными для этого;

2) совокупность массовых действий, установленных обычаем.

3) последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких либо событий.



3








III. Прочитайте текст и дайте аргументированный ответ на вопрос.



23. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ШЕСТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять.

Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

Первичным элементом системы права, его «молекулой» является отрасль права (1). Внутри отрасли выделяются компактные группы норм, которые применяются к конкретной разновидности данных отношений. Это институт права (2). Например, в такой отрасли, как трудовое право выделяются институты дарения, сделки, исковой давности, купли-продажи и др. (3), Конституционное, или муниципальное, право (4) закрепляет основы конституционного строя в стране, определяет систему и полномочия органов государственной власти, права, свободы и обязанности граждан. Гражданское право регулирует только имущественные (5) между физическими и юридическими лицами (6) отношения. Семейное право устанавливает основы правового регулирования брачно-семейных отношений (условия заключения и расторжения брака, обязанности супругов и др.). Административное право регулирует такие отношения, в которых хотя бы один из участников обладает властными полномочиям (7). Все названные отрасли юристы объединяют понятием «процессуальное право» (8). Существует также понятие «суперотрасль права», которое относится к характеристике международного права (9).

Ответы:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.




По 1 баллу за правильный ответ. (При ответе «нет» должно быть правильное исправление). Всего за задание - 9 баллов.











IV. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

Дайте правильный ответ («Да» или «Нет»)



суждение


ответ

БАЛЛЫ

24. На общенациональных выборах партия получила 35% голосов избирателей, а в парламенте ей досталось 18% депутатских мест. Можно констатировать, что в этой стране пропорциональная избирательная система.


1

25. Семнадцатилетний подросток уволен с работы как не прошедший испытательный срок. Это является нарушением трудового законодательства


1

26. Стоимость продукции выпускаемой фирмой возросла на 12% из-за роста цен на сырье и энергию. Можно утверждать, что имеет место кредитная инфляция.


1

27. Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.


1

28. После Февральской революции 1917 г. в России создавались многие профессионально-политические объединения. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.


1


V. Закон мышления, или логический закон - это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Традиционная логика выделяет 4 основных закона: тождества, противоречия или непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Перед вами шесть суждений, три из которых построены в строгом соответствии с логическим законом противоречия (непротиворечия) и три - нарушают его.

29.1. Проанализируйте суждения, определив, какие суждения соответствуют закону противоречия (непротиворечия), а какие - противоречат ему. Свой ответ внесите в таблицу.

29.2. Самостоятельно сформулируйте логический закон противоречия (непротиворечия). В своем определении обязательно используйте слова «несовместимый», «одновременно», «истинный».

1. « Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела». (И. Ильф, Е. Петров)

2. «В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов)

3. В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.

4. Один торговец оружием в Древнем Китае так рекламировал свои товары: «Ничто не может пробить мои щиты» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно».

5. Эти таблетки не полезны, но и не вредны.

6. « Теперь я поведу тебя посмотреть, - продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, - границу, где оканчивается моя земля.

- Вот граница! - сказал Ноздрев. - Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вот синеет, и все, что за лесом, все мое». (Н.В.Гоголь)

Ответы:

Суждения, подтверждающие закон противоречия (непротиворечия)

Суждения, противоречащие закону противоречия (непротиворечия)



По 2 балла за каждое верное соотнесение.


29.2. Несовместимые мысли, высказывания, суждения не могут быть одновременно истинными.

До 3 баллов за формулировку закона.

Всего за задание 15 баллов.



VI. По какому принципу образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд . Записи сделайте в таблице.

30.

1. Налог на прибыль, налог на доходы физического лица, единый социальный налог.

2. Мифологическое, научное (рациональное), чувственное.

3. Политическая организация общества, социально-политические и правовые нормы, политические отношения.

4. Товарный, финансовых услуг, нематериальных благ.

5. Статусная роль, статусный диапазон, статусные символы.

№ ряда

Принципы образования рядов

Новый элемент ряда

(например)

1.



2.



3.



4.



5.



По 1 баллу за правильный ответ. По 1 баллу за каждый правильно включённый дополнительный элемент.

Всего за задание - 10 баллов.


VII.

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.. Применяются данные слова и сочетания один раз.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

31. Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других существ, определяется понятием «……». При этом учитываются «……» его характеристики. Понятием « ……» определяют систему «……» характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь «……» как продолжающийся «……» процесс усвоения культурных норм и социальных «……». Для ребенка до 10 - 12 лет решающим является мнение «…….»; подростку необходимо мнение «……..».

1. социализация

2. роль

3. родители

4. личность

5. группа сверстников

6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические

11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация

Ответы:

По 1 баллу за каждый стоящий на месте номер.

Всего ответы - 10 баллов.

VIII. Решите задачи

32. Решением Н-ского районного суда города М брак между супругами Курочкиными был расторгнут. Судом было определено совместное проживание детей с отцом. Не согласившись с решением суда, Курочкина сообщила, что намерена обжаловать указанное решение, однако через 2 дня Курочкин скончался, не оставив завещания.

Определите доли в составе наследства следующих лиц, при условии, что иных наследников у Курочкина нет:

А) супруги Курочкина;

Б) сына Курочкина от брака с Курочкиной;

В) дочери Курочкина от брака с Курочкиной;

Г) матери Курочкина;

Д) брата Курочкина.

Ответ обоснуйте.


33. Банков написал заявление об увольнении по собственному желанию 1-го апреля. По истечении двухнедельного срока договор расторгнут не был, и Банков продолжил работу, не настаивая на увольнении. Однако, 30-го апреля администрация в лице начальника отдела кадров сообщила ему об увольнении в соответствии с поданным им ранее заявлением по собственному желанию.

Правомерны ли такие действия администрации? Ответ обоснуйте.


34. 19-летний Сайкин и 17-летняя Майорова, находящаяся на седьмом месяце беременности, решили официально оформить свои отношения. Когда они пришли в орган ЗАГС по месту жительства, сотрудница, которая принимает заявления сказала, что Майорова еще не достигла брачного возраста, поэтому она не может принять их заявление без согласия на брак родителей Майоровой. Объяснила она это тем, что до достижения совершеннолетия родители являются законными представителями Майоровой.

Права ли сотрудница органов ЗАГС?

Ответ обоснуйте.


При полном верном ответе 3 балла (1 балл - за краткий ответ). Всего за задание 9 баллов

IX. Замените выделенный фрагмент текста соответствующим обществоведческим термином.

Фрагмент текста

термин

БАЛЛЫ

35. «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение».


2

36. «Валовой внутренний продукт складывается из суммы трех групп расходов: личных потребительских, валовых вложений капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты и государственных расходов».

2

37. «В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел высшее образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. такое же право предоставлялось крупным работникам, занятым профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, и лицам с высшим образованием.

2

X. В современной науке существуют три основных подхода к изучению общества.

38.1. Какое из приведенных ниже суждений об «обществе вообще» Вы считаете наиболее отвечающим основной цели научного знания?

38.2. Что является целью научного знания?

38.3. Обоснуйте, почему две другие представленные позиции не отвечают в полной мере основной цели научного знания.

1. Поскольку «общество вообще» невозможно обнаружить в реальном времени и пространстве, оно не может быть объектом изучения науки;

2. «Обществом вообще» называют логическую модель, в которой отображены универсальные законы строения, функционирования и развития, присущие любому обществу, независимо от времени и места его существования;

3. Социолог может использовать словосочетание «общество вообще», но не должен забывать, что это понятие выражает лишь самое общее, номинальное сходство между конкретными странами и народами, не имеющее решающего значения этой науки.

Ответы:

38.1.

38.2.

38.3.

38.1. - 3 балла за правильный выбор

38.2. До 6 баллов за аргументированный ответ

38.3. По 4 балла за каждое аргументированное объяснение - всего 8 баллов.

Всего за задание 17 баллов.

XI. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера понятий и терминов.

39.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.

















За верное определение базового для схемы понятия - 1 балл. За каждое верное соотношение понятий и терминов по 1 баллу. Всего за задание - 12 баллов.

XII. История человечества сохранила крупнейшие своды законов: Законы Хаммурапи, Законы Солона, Русская Правда. Многие нормы этих сводов составлены на основе непринятых, традиционно установившихся порядков поведения. Как называются такие правила?

40.

Ответ:

За верный ответ -1 балл

XIII. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

41.

1. «Созидание ранее небывшего» (Н.А.Бердяев).

2. «Сущее, подлинно существующее. В отличие от мнимого, не действительного… Само-тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность» (П.А.Флоренский).

3. «Учение об общественном бытии человечества» (Г.Зиммель).

4. «Форма организации [управления], превосходящая другие своей эффективностью, технической производительностью» (М.Вебер).

5. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

Ответ:

1. 2. 3. 4. 5.

По 2 балла за совпадение ответа с оригиналом или за другой вариант, который подойдет по смыслу. По 1 баллу за несовпадающий с оригиналом, но интересный ответ в контексте обществознания. Всего за задание - 10 баллов.

XIV. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору.

42. Темы эссе:

  1. философия - «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьих он руках». (П. Устинов)

  2. социальная психология - «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)

  3. экономика - «Богатство излишняя роскошь, это кража, совершенная у других» (Р.Роллан).

  4. социология - «Одна и та же социальная роль по разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.Кон).

  5. политология - «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков).

  6. правоведение - «Нет общества без права» (Папиниан).

При проверке эссе рекомендуем руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснование выбора темы.

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

  3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

  4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

  5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

  6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

  7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

За написание эссе до 35 баллов




ОТВЕТЫ 11 класс

ЗАДАНИЕ

ОТВЕТ

БАЛЛЫ

I. ВЫБЕРИТЕ ВЕРНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА:

1.Особенностью научного познания является:

1) использование наблюдений;

2) опора на здравый смысл;

3) констатация событий;

4) стремление к объективности.

4

1

2. С ростом объемов потребления населением товаров и услуг растет(ут):

1) объемы производства;

2) размер подоходного налога;

3) мобильность трудовых ресурсов;

4) дефицит государственного бюджета.

1

1

3. В результате выборов в парламент в государстве М. возник политический кризис, причиной которого стали разногласия по кандидатуре президента, возникшие между двумя партиями, победившими на выборах с минимальным разрывом.

Какая форма правления существует в государстве М.?

1) Конституционная монархия;

2) президентская республика;

3) парламентская республика;

4) смешанная республика.

3

1

4. Каким термином называют своеобразное сочетание биологических и социальных особенностей человека?

1) субъект;

2) человек;

3) личность;

4) индивидуальность.

3

1

5. Верны ли следующие суждения об экономической функции государства?

А. Проблема «для кого производить» не может быть решена без государственного участия.

Б. Важнейшая функция государства в рыночной экономике - создание свода законов, регулирующих поведение экономических субъектов;

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

2

1

6. Какой из ниже обозначенных факторов является причиной снижения численности промышленных рабочих в странах Запада?

1) увеличение доли сельского населения в общем объеме производства;

2) рост притока рабочей силы из-за рубежа;

3) механизация и автоматизация производства;

4) снижение покупательной способности населения.

3

1

7.Экономическая категория, отражающая права владельца имуществом:

1) это кооперация;

2) это приватизация;

3) это собственность;

4) это декларация.

3

1

8. Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Производственные ресурсы никогда не бывают достаточными, чтобы удовлетворить все человеческие потребности.

Б. В любой экономике бывают периоды спада, когда существует ограниченность ресурсов.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3

2

9. Противоправными обычаями называются обычаи:

1) которые распространены в малой первичной группе;

2) которые сохранились как пережиток родоплеменных отношений;

3) которые распространены среди людей одной этнической общности;

4) которые не соответствуют системе социальных ценностей общества.

4

1

10. Деятельность муниципального образования регулируется:

1) гражданским правом;

2) муниципальной администрацией;

3) администрацией субъекта федерации;

4) уставом муниципального образования.

4

1

11. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к детям. Его обладатели могут вступать в брак только внутри своей группы. Этой группой является:

1) народность;

2) каста;

3) нация;

4) класс.

2

1

12.Одной из форм выражения права является:

1) традиция;

2) гипотеза;

3) прецедент;

4) диспозиция.

3

1

13. Какой правоохранительный орган входит в состав Правительства РФ?

1) Арбитражный Суд.

  1. 2) Верховный Суд РФ.

3) Министерство внутренних дел.

4) Генеральная Прокуратура РФ.

3

1

14. Верны ли следующие суждения о трудовом договоре?

А. О расторжении трудового договора работник должен предупредить работодателя не позже чем за две недели.

Б. Одной из причин, по которой администрация может расторгнуть бессрочный трудовой договор, является несоответствие работника занимаемой должности.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

3

2*

15. Представление - это:

1) логический вывод из ряда суждений;

2) способ объяснения мира

3) форма чувственного познания;

4) форма рационального познания.

3

1

16. Верны ли следующие суждения о культуре?

А) Материальная и духовная культуры слабо связаны друг с другом.

Б) Общество может существовать, не создавая культуру.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

4

2

17.Принцип федерализма непосредственно связан:

1) с формой государственного правления;

2) с формой государственного устройства;

3) с типом политического режима;

4) с типом политической культуры.

2

1

18. Данная семья включает несколько совместно проживающих родственников, младшие в ней подчиняются старшим. Как называют эту семью?

1) Традиционной;

2) партнерской;

3) супружеской;

4) нуклеарной.

1

1

19. Программист трудится над разработкой новой программы, в данной деятельности программа выступает:

1) как мотив;

2) как средство;

3) как объект;

4) как субъект.

3

1

20. Верны ли следующие суждения о правоотношениях?

А. Правоотношения могут быть как односторонними, так и многосторонними.

Б. Гражданские правоотношения касаются исключительно имущественных прав граждан.

1) верно только А;

  1. 2) верно только Б;

3) верны оба суждения;

4) оба суждения неверны.

1

2


* при проверке задания №1 за любую ошибку выставляется 0 баллов



II. Установите соответствие между конкретными терминами и определениями этих терминов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца. Запишите в ответ выбранные цифры под соответствующими буквами.



Термин


Определение термина


ОТВЕТ

БАЛЛЫ

21.

А) Натурализация

Б) Фритредерство

В) Монетаризм


1) направление в экономической теории, заключающееся в требовании свободы торговли и невмешательства государства в частнопредпринимательскую деятельность;
2) процесс вступления в гражданство;

3) экономическая теория, считающая деньги, находящиеся в обращении, в качестве определяющего фактора в макроэкономической теории, политике и практике.


А - 2

Б - 1

В - 3




3

22.

  1. А) Обряд

Б) Церемония

В) Ритуал


1) символический, тщательно распланированный набор жестов и слов исполняемый лицами, особо избранными и подготовленными для этого;

2) совокупность массовых действий, установленных обычаем.

  1. 3) последовательность действий имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких либо событий.



А-2

Б-3

В-1




3






III. Прочитайте текст и дайте аргументированный ответ на вопрос.



23. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные в ней ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ШЕСТИ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил девять.

Ваша задача: написать рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное) и исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными.

Первичным элементом системы права, его «молекулой» является отрасль права (1). Внутри отрасли выделяются компактные группы норм, которые применяются к конкретной разновидности данных отношений. Это институт права (2). Например, в такой отрасли, как трудовое право выделяются институты дарения, сделки, исковой давности, купли-продажи и др. (3), Конституционное, или муниципальное, право (4) закрепляет основы конституционного строя в стране, определяет систему и полномочия органов государственной власти, права, свободы и обязанности граждан. Гражданское право регулирует только имущественные (5) между физическими и юридическими лицами (6) отношения. Семейное право устанавливает основы правового регулирования брачно-семейных отношений (условия заключения и расторжения брака, обязанности супругов и др.). Административное право регулирует такие отношения, в которых хотя бы один из участников обладает властными полномочиям (7). Все названные отрасли юристы объединяют понятием «процессуальное право» (8). Существует также понятие «суперотрасль права», которое относится к характеристике международного права (9).

Ответы:

1. Нет, первичной является норма права.

2. Да.

3. Нет, это институты гражданского права.

4. Нет, синонимом слов «конституционное право» являются слова «государственное право».

5. Нет, гражданское право регулирует также личные неимущественные отношения.

6. Да.

7. Да.

8. Нет, материальное право.

9. Нет, суперотрасли права - публичное и частное.




По 1 баллу за правильный ответ. (При ответе «нет» должно быть правильное исправление).

Всего за задание - 9 баллов.



IV. Согласны ли Вы со следующими суждениями?

Дайте правильный ответ («Да» или «Нет»)



суждение


ответ

БАЛЛЫ

24. На общенациональных выборах партия получила 35% голосов избирателей, а в парламенте ей досталось 18% депутатских мест. Можно констатировать, что в этой стране пропорциональная избирательная система.

НЕТ

1

25. Семнадцатилетний подросток уволен с работы как не прошедший испытательный срок. Это является нарушением трудового законодательства

ДА

1

26. Стоимость продукции выпускаемой фирмой возросла на 12% из-за роста цен на сырье и энергию. Можно утверждать, что имеет место кредитная инфляция.

НЕТ

1

27. Студент вуза стремится одеваться в соответствии с принятыми среди поклонников определенного музыкального рок-направления эстетическими нормами. Можно сказать, он оказался подвержен влиянию массовой культуры.

НЕТ

1

28. После Февральской революции 1917 г. в России создавались многие профессионально-политические объединения. Можно утверждать, что это является примером социального конформизма.

ДА

1


V. Закон мышления, или логический закон - это необходимая существенная связь мыслей в процессе рассуждения. Традиционная логика выделяет 4 основных закона: тождества, противоречия или непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Перед вами шесть суждений, три из которых построены в строгом соответствии с логическим законом противоречия (непротиворечия) и три - нарушают его.

29.1. Проанализируйте суждения, определив, какие суждения соответствуют закону противоречия (непротиворечия), а какие - противоречат ему. Свой ответ внесите в таблицу.

29.2. Самостоятельно сформулируйте логический закон противоречия (непротиворечия). В своем определении обязательно используйте слова «несовместимый», «одновременно», «истинный».

1. « Знаете, Воробьянинов, этот стул напоминает мне нашу жизнь. Мы тоже плывем по течению. Нас топят, мы всплываем, хотя кажется, никого этим не радуем. Нас никто не любит, если не считать Уголовного розыска, который тоже нас не любит. Никому до нас нет дела». (И. Ильф, Е. Петров)

2. «В детстве у меня не было детства» (А.П. Чехов)

3. В некоторых государствах существует монархическая форма правления. В некоторых государствах нет монархической формы правления.

4. Один торговец оружием в Древнем Китае так рекламировал свои товары: «Ничто не может пробить мои щиты» и «Мои стрелы пробивают все, что угодно».

5. Эти таблетки не полезны, но и не вредны.

6. « Теперь я поведу тебя посмотреть, - продолжал он (Ноздрев), обращаясь к Чичикову, - границу, где оканчивается моя земля.

- Вот граница! - сказал Ноздрев. - Все, что ни видишь по эту сторону, все это мое, и даже по ту сторону, весь этот лес, который вот синеет, и все, что за лесом, все мое». (Н.В.Гоголь)

Ответы:

Суждения, подтверждающие закон противоречия (непротиворечия)

Суждения, противоречащие закону противоречия (непротиворечия)

2,3,5

1,4,6


По 2 балла за каждое верное соотнесение.

29.2. Несовместимые мысли, высказывания, суждения не могут быть одновременно истинными.

До 3 баллов за формулировку закона.

Всего за задание 15 баллов.


VI. По какому принципу образованы ряды? Внесите еще один элемент в каждый ряд . Записи сделайте в таблице.

30.

1. Налог на прибыль, налог на доходы физического лица, единый социальный налог.

2. Мифологическое, научное (рациональное), чувственное.

3. Политическая организация общества, социально-политические и правовые нормы, политические отношения.

4. Товарный, финансовых услуг, нематериальных благ.

5. Статусная роль, статусный диапазон, статусные символы.

№ ряда

Принципы образования рядов

Новый элемент ряда

(например)

1.

Прямые налоги

Налог на имущество

2.

Типы познания

Религиозное, философское

3.

Компоненты политической системы

Политическое сознание, политическая практика

4.

Виды рынков

Рынок рабочей силы

5.

Элементы социального статуса

Например, статусные права, статусные обязанности, статусный образ

По 1 балла за правильный ответ. По 1 баллу за каждый правильно включённый дополнительный элемент.

Всего за задание - 10 баллов.


VII.

Вставьте вместо пропусков соответствующие слова, сочетания слов из предложенного списка. Слова и сочетания слов даны в списке в единственном числе. Они пронумерованы.. Применяются данные слова и сочетания один раз.

Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в которой они идут в тексте.

Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

31. Для обозначения человека как представителя человеческого рода ученые используют термин «……...». Совокупность черт, отличающих человека от всех других существ, определяется понятием «……». При этом учитываются «……» его характеристики. Понятием « ……» определяют систему «……» характеристик человека как члена общества. Решающее значение имеет здесь «……» как продолжающийся «……» процесс усвоения культурных норм и социальных «……». Для ребенка до 10 - 12 лет решающим является мнение «…….»; подростку необходимо мнение «……..».

1. социализация

2. роль

3. родители

4. личность

5. группа сверстников

6. биологические и социальные

7. индивид

8. на протяжении жизни

9. социальная регуляция

10. только биологические

11. социально значимые

12. в детские годы

13. индивидуальность

14. статус

15. адаптация

Ответы:

7, 13, 6, 4, 11, 1, 8, 2, 3, 5

По 1 баллу за каждый стоящий на месте номер.

Всего ответы - 10 баллов.

VIII. Решите задачи

32. Решением Н-ского районного суда города М брак между супругами Курочкиными был расторгнут. Судом было определено совместное проживание детей с отцом. Не согласившись с решением суда, Курочкина сообщила, что намерена обжаловать указанное решение, однако через 2 дня Курочкин скончался, не оставив завещания.

Определите доли в составе наследства следующих лиц, при условии, что иных наследников у Курочкина нет:

А) супруги Курочкина;

Б) сына Курочкина от брака с Курочкиной;

В) дочери Курочкина от брака с Курочкиной;

Г) матери Курочкина;

Д) брата Курочкина.

Ответ обоснуйте.

По ¼ наследства всем, кроме брата.

Мать, дети и супруга относятся к 1-ой очереди наследников по закону в соответствии с п. 1 ст. 1142 ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 25 СК РФ при расторжении брака в судебном порядке брак прекращается со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

В соответствии с абз. 1 ч. 1 ст. 209 ГПК РФ решения суда вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное или кассационное обжалование, если они не были обжалованы. В соответствии со ст. 338 ГПК РФ кассационная жалоба может быть подана в течение 10 дней, следовательно, на момент смерти Курочкина его брак с Курочкиной не был расторгнут, поскольку соответствующее судебное решение не вступило в законную силу.

При полном верном ответе 3 балла.

(1 балл - за краткий ответ)

33. Банков написал заявление об увольнении по собственному желанию 1-го апреля. По истечении двухнедельного срока договор расторгнут не был, и Банков продолжил работу, не настаивая на увольнении. Однако, 30-го апреля администрация в лице начальника отдела кадров сообщила ему об увольнении в соответствии с поданным им ранее заявлением по собственному желанию.

Правомерны ли такие действия администрации? Ответ обоснуйте.

Нет, неправомерны.

В соответствии со ст. 80 ТК РФ если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор расторгнут не был и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

При полном верном ответе 3 балла.

(1 балл - за краткий ответ)


34. 19-летний Сайкин и 17-летняя Майорова, находящаяся на седьмом месяце беременности, решили официально оформить свои отношения. Когда они пришли в орган ЗАГС по месту жительства, сотрудница, которая принимает заявления сказала, что Майорова еще не достигла брачного возраста, поэтому она не может принять их заявление без согласия на брак родителей Майоровой. Объяснила она это тем, что до достижения совершеннолетия родители являются законными представителями Майоровой.

Права ли сотрудница органов ЗАГС?

Ответ обоснуйте.

Нет, т.к. согласия родителей на вступление в брак не требуется.

Статья 13. СК РФ: Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

При полном верном ответе 3 балла.

(1 балл - за краткий ответ)


IX. Замените выделенный фрагмент текста соответствующим обществоведческим термином.

Фрагмент текста

термин

БАЛЛЫ

35. «Ни одно из известных сегодня обществ не было застывшим, в них всегда происходили изменения, в процессе которых положение тех или иных социальных систем последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, ставилось под сомнение».


Иерархия



2

36. «Валовой внутренний продукт складывается из суммы трех групп расходов: личных потребительских, валовых вложений капитала в предприятия разных отраслей, предпринимательские проекты, социально-экономические программы или инновационные проекты и государственных расходов».

Инвестиции

2

37. «В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел высшее образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. такое же право предоставлялось крупным работникам, занятым профессиональной организаторской деятельностью в органах управления предприятия, фирмы, учреждения, и лицам с высшим образованием.

Менеджеры

2

X. В современной науке существуют три основных подхода к изучению общества.

38.1. Какое из приведенных ниже суждений об «обществе вообще» Вы считаете наиболее отвечающим основной цели научного знания?

38.2. Что является целью научного знания?

38.3. Обоснуйте, почему две другие представленные позиции не отвечают в полной мере основной цели научного знания.

1. Поскольку «общество вообще» невозможно обнаружить в реальном времени и пространстве, оно не может быть объектом изучения науки;

2. «Обществом вообще» называют логическую модель, в которой отображены универсальные законы строения, функционирования и развития, присущие любому обществу, независимо от времени и места его существования;

3. Социолог может использовать словосочетание «общество вообще», но не должен забывать, что это понятие выражает лишь самое общее, номинальное сходство между конкретными странами и народами, не имеющее решающего значения этой науки.

Ответы:

38.1. Правильный ответ 2. - 3 балла за правильный выбор

38.2. Целью любой науки, в том числе социологии является установление общих законов организации. Функционирования и изменения изучаемых объектов. Наука в целом организована как система согласуемых знаний, и отдельные научные дисциплины не должны входить в логическое противоречие друг с другом.

До 6 баллов за аргументированный ответ

38.3. В суждении 1 игнорируется возможность использования в научном исследовании абстрактно- теоретических моделей, а суждение 3 недооценивает значение общих законов организации и развития социальных систем, которые определяют крупномасштабные и долгосрочные процессы социального изменения.

По 4 балла за каждое аргументированное объяснение - всего 8 баллов.

Всего за задание 17 баллов.

XI. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение, записав только порядковые номера понятий и терминов.

39.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10. Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.

3

10

6

1

8

11

2

5

9

4

12

7




За верное определение базового для схемы понятия - 1 балл.

За каждое верное соотношение понятий и терминов по 1 баллу.

Всего за задание - 12 баллов.

XII. История человечества сохранила крупнейшие своды законов: Законы Хаммурапи, Законы Солона, Русская Правда. Многие нормы этих сводов составлены на основе непринятых, традиционно установившихся порядков поведения. Как называются такие правила?

40.

Ответ: обычаи

За верный ответ -1 балл

XIII. Прочитайте определения известных вам из курса обществознания понятий, принадлежащие мыслителям, ученым, политикам, и запишите эти понятия.

41.

1. «Созидание ранее небывшего» (Н.А.Бердяев).

2. «Сущее, подлинно существующее. В отличие от мнимого, не действительного… Само-тождество и, следовательно, само-равенство, точность, подлинность» (П.А.Флоренский).

3. «Учение об общественном бытии человечества» (Г.Зиммель).

4. «Форма организации [управления], превосходящая другие своей эффективностью, технической производительностью» (М.Вебер).

5. «Не столько способ правления, сколько способ ограничить правительство» (Р.Рейган).

Ответ:

1. Творчество. 2. Истина. 3. Социология. 4. Бюрократия. 5. Демократия.

По 2 балла за совпадение ответа с оригиналом или за другой вариант, который подойдет по смыслу.

По 1 баллу за несовпадающий с оригиналом, но интересный ответ в контексте обществознания.

Всего за задание - 10 баллов.

XIV. Напишите сочинение-эссе на одну из предложенных ниже тем по вашему выбору.

42. Темы эссе:

  1. философия - «Я не могу хранить верность флагу, если не знаю, в чьих он руках». (П. Устинов)

  2. социальная психология - «Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев)

  3. экономика - «Богатство излишняя роскошь, это кража, совершенная у других» (Р.Роллан).

  4. социология - «Одна и та же социальная роль по разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми» (И.Кон).

  5. политология - «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А.П. Сумароков).

  6. правоведение - «Нет общества без права» (Папиниан).

При проверке эссе рекомендуем руководствоваться следующими критериями:

  1. Обоснование выбора темы.

  2. Представление собственной точки зрения автора при раскрытии темы.

  3. Внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов и утверждений, непротиворечивость личностных суждений.

  4. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне, опора на научные теории.

  5. Аргументация своей точки зрения с опорой на факты общественной жизни и личный социальный опыт.

  6. Владение обществоведческими знаниями, понятиями курса.

  7. Соответствие между высказываемыми теоретическими положениями и приводимым фактическим материалом.

За написание эссе до 35 баллов

Максимальное количество баллов - 169




© 2010-2022