Конспект урока по обществознанию на тему Человек и Общество (10 класс)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок №1 Тема: Что такое общество

Метод: об-илл., частично-поисковый

Тип: комбинированный

Форма: фронтальная/групповая

Цель: сформировать научные знания об обществе, дать характеристику его признакам, типам, определить роль обществоведческих наук в современном мире.

Образовательная задача:

Раскрывать значение понятий, уметь их применять.

Понятия: природа, общество, общественные отношения, культура, материальная культура, духовная культура, культурные универсалии, деятельность, обществоведческие науки.

Природа (употребляется в широком смысле) - как единство всего мира, всей действительности (неорганического и органического мира, человека и общества), отсюда: общество -часть природы; во втором случае в узком смысле - часть, а не весь реальный мир, как внешняя (природно-географическая) среда по отношению к человеку, к обществу.

Общество, в широком смысле, это обособленная от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия.Конспект урока по обществознанию на тему Человек и Общество (10 класс)

Общественные отношения (социальные отношения) - это различные социальные взаимосвязи, возникающие в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.

Культура - все созданное человеком, сотворенная человеком вторая природа.

Материальная и духовная культура см. Приложение №1

Культурные универсалии - культуры разных народов имеют общие черты и формы.

Деятельность - процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Деятельность можно разделить на этапы. Можно выделить в качестве этапов

- процесс вовлечения в деятельность,

- процесс целеполагания

- процесс проектирования действий,

- процесс осуществления действий,

- процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями.

Обществоведческие науки - науки об обществе (социуме).

Основные социальные науки: Юриспруденция, Экономика, Психология, Филология, Лингвистика, Риторика, Социология, История, Политология, Педагогика, Культурология, География, Антропология.

Философы:

  1. Югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека- творчество, свобода и социальность

Конспект урока по обществознанию на тему Человек и Общество (10 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Развивающая задача:

- обобщать и делать выводы;

- саморегуляция.

Воспитательная:

- способствовать формированию гуманизма через значимость человеческой деятельности в жизни общества

План изучения материала:

  1. Общество как совместная жизнедеятельность людей

  2. Общество и природа

  3. Общество и культура

  4. Науки об обществе

Ход урока

  1. Оргмомент. Целеустановка

  2. Мотивация

  3. Изучение нового материала.

1) Рассказ учителя: даны два определения понятия -ОБЩЕСТВО, необходимо сравнить их, проанализировать и выделить основные общие характеристики и основной признак данного понятия (задние для всего класса).

Вывод №1: Ключевое слово - деятельность!!!

Действительно если рассматривать мир в целом мы можем выделить первично природу она есть основа жизни человека. Но можем ли мы определить, что выделило из природы человека?

- речь, деятельность.

Вывод №2: деятельность выделила человека из природы, и способствовала формированию второй природы ОБЩЕСТВА!!!Конспект урока по обществознанию на тему Человек и Общество (10 класс)

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ- это последовательные действия людей, направленные на достижение определенной цели, называют деятельностью.

Взаимодействие означает, что люди, во-первых, действуют, а во-вторых, осуществляя действия, они вступают в связь с другими людьми, между ними складываются определенные отношения.

Деятельность - это способ существования, который выделяет людей из природы.

Жизнь общества - процесс совместной деятельности людей.

СТРУКТУРА деятельности:

  1. Субъект деятельности

  2. Потребности и интересы

  3. Цели, как идеальные, так и материальные

  4. Средства деятельности как идеальные, так и материальные

  5. Объект деятельности

  6. Сама деятельность как целесообразная активность, как процесс приложения материальных и духовных сил людей.

Работа в группах:

Класс делится на три группы.

Задание 1.

Рассматриваем деятельность человека по группам по перечисленным этапам на примере:

  • Охота первобытных людей на мамонта

  • Земледелие

  • Работа на современном заводе.

  1. Учитель рассказывает о влиянии и взаимодействии общества и природы:

Если вы прочтете определение понятия «общество», то обратите внимание на то, что общество - это обособившаяся от природы часть мира.

- Что же тогда такое природа?

Учитель дает определение понятию ПРИРОДА!!!

- Что значит «обособившаяся часть»?

- В чем состоит это обособление?

- Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего - без учета природных условий? Докажите.

- Докажите, что в регионах с благоприятным климатом в течение всего года (Австралия, Центральная Африка) не сформировалось ни одной самостоятельной цивилизации.

(Здесь сама природа предоставила все возможности для выживания человека и не требует от него физического и творческого напряжения. Человек приспособился к окружающей среде, условия жизнедеятельности не стимулируют его к поиску новых путей. Общество застывает в примитивных формах.)

Если мы рассмотрим регионы с суровыми природно-климатическими условиями (Крайний Север), то увидим, что общество здесь также достаточно статично и примитивно. Почему? Постоянное напряжение, обусловленное суровым арктическим климатом, не дает возможности обществу направить свои усилия на развитие производства. Жестокий диктат природы является препятствием для интенсивного развития социума.

Природный фактор определяет выбор производственной технологии общества, но не является стимулирующим фактором для развития общества. Отработанный веками тип технологии оказывает значительное воздействие на культуру общества и психофизические особенности нации.

- Какова взаимосвязь природы и общества на современном этапе?

В настоящее время, с развитием производства и международных экономических связей, зависимость общества от естественно сложившихся природных условий относительно уменьшается. Влияние человека на природу резко усилилось. Масштабы воздействия современного человека сравнивают с действием самых мощных геологических сил. Производственная деятельность человека оказывает влияние на климат. Особенность современного этапа взаимодействия общества и природы состоит в том, что вся поверхность земного шара становится полем деятельности человека, который выходит за пределы Земли, в Космос. Растет опасность неуправляемого воздействия человека на природную среду. Нарушается равновесие между различными процессами в природе.

Работа для всего класса:

Задание 2. Каждый готовит аргументы в доказательство следующего:

  • 1-е мнение - человеческое общество - это часть природы, совершенно равноправная со всеми другими;

  • 2-е мнение - человек - «царь природы», ее господин, которому она дана в распоряжение.

ВЫВОД: Природа и общество - это две качественно различные формы проявления единой реальности, которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области -естествознание и обществознание. Отсюда и биосоциальная сущность человека, и взаимовлияние и взаимодействие ЧЕЛОВЕК_ОБЩЕСТВО_ПРИРОДА.

  1. Учитель рассказывает о понятии КУЛЬТУРА, раскрывает значение понятия культурные универсалии:

Конспект урока по обществознанию на тему Человек и Общество (10 класс)

ИСПОЛЬЗУЕМ СХЕМУ ПРИЛОЖЕНИЕ№1, даем характеристику видам культуры

  1. Анализ таблицы: Обществоведческие науки

Конспект урока по обществознанию на тему Человек и Общество (10 класс)

  1. Закрепление материала в форме беседы с классом по следующим вопросам:

  1. Чем отличается стихийное бедствие от техногенной катастрофы?

  2. В чем заключаются глобальные экологические проблемы?

  3. Какую связь между обществом человеком и природой можно определить?

  1. Рефлексия

  2. Итоги урока, Д/з п.1,2

Задание. Прочитать дополнительный материал о проблемах взаимодействия общества с природной средой. Ответить на вопросы:























© 2010-2022