Спецкурс Подготовка к ЕГЭ по обществознанию 11 класс

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МОУ Мокробугурнинская СОШ

МО «Цильнинский район» Ульяновской области




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СПЕЦКУРСА по обществознанию

«Подготовка к ЕГЭ по обществознанию».



Автор:

учитель истории и обществознания

МОУ Мокробугурнинская СОШ

МО «Цильнинский район»

Халиуллова Флюра Рафаэльевна




















Пояснительная записка

Программа спецкурса по обществознанию «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» составлена на основе:

- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории (от 05.03.2004 №1089);

- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;

- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию;

- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого государственного экзамена по обществознанию.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Целевые установки курса:

• Повторить темы, вызывающие наибольшие трудности содержательного характера; обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;

• Формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности выпускников к ЕГЭ;

• Развивать методологическую культуру при операциях с понятиями, работе с диаграммами и статистической информацией, текстами различного вида, проблемно-познавательными заданиями, раскрытии смысла афористичного высказывания.

Общая характеристика курса.

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ.

Экзамен по обществознанию остается наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством выпускников, поскольку предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности: гуманитарной, социальной, экономической, педагогической, культурной и др.*

Необходимость разработки данной программы обусловлена запросами учеников в осмыслении стратегии действий при подготовке к единому государственному экзамену.

При разработке программы возникла сложная проблема: с одной стороны, избежать дублирования базового курса, с другой - банального «натаскивания» учащихся на решение заданий ЕГЭ.

Анализ ответов учащихся на экзамене позволил выделить следующие ключевые позиции, которые нашли отражение в данной программе.**

Внутри каждого тематического раздела есть вопросы, традиционно вызывающие затруднения у относительно большого числа учеников, игнорирование этого факта приводит к недочетам и ошибкам в ответах. Ряд содержательных элементов, вызывает трудности в силу различных причин: появление нового количества элементов содержания («Экономика», «Право»), недостаточное внимание к ряду вопросов в силу кажущейся очевидности в сложившейся традиционной практике преподавания («Человек и общество», «Познание»), различие в степени представленности отдельных содержательных единиц в действующих учебниках («Социальная сфера», «Политика»), слабая межпредметная интеграция учебных дисциплин, дефицит учебного времени и др.

*Приказ Минобрнауки России №1400 от 26.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

** Приказ Минобрнауки России №923 от 05.08.2014 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образовани и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 №1400»

Типичные ошибки выпускников высвечивают не только уровень освоения знаний, но и степень овладения необходимыми интеллектуальными умениями, мыслительными операциями, способами деятельности. Так, например, эссе как форма актуализирующая

компетентность учащихся, слабо освоена в рамках обычного преподавания. Более целенаправленной работы требуют также умения: соотносить теоретический материал с жизненными реалиями, оценивать справедливость суждений о социальных явлениях на основе обществоведческих знаний, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения общественных наук, оперировать терминами и понятиями в заданном контексте, решать проблемно-познавательные задачи, применяя социально-гуманитарные знания и др.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, семинары, практикумы, лабораторные занятия, тренинги. При планировании и организации занятий необходимо определить оптимальное соотношение теоретических и практических занятий, использовать активные и интерактивные методы обучения.

Ключевые содержательные позиции каждой линии рекомендуется рассмотреть на обзорной или тематической лекции, с привлечением наглядных опорных конспектов, схем, таблиц, позволяющих систематизировать и повторить учебный материал.

При проведении семинарских занятий следует уделить внимание сложным теоретическим вопросам, недостаточно отраженным в школьных учебниках.

Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и глубины понимания обществоведческих вопросов. Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные суждения и аргументы по актуальным проблемам.

Лабораторные занятия должны быть ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников.

Тренинги позволят ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и помогут объективно оценить уровень собственных знаний.

Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса, учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного, текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути достижения целей элективного курса.

Итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческой работы (эссе), а также итоговой письменной работы, ориентированной на проверку способности выполнять задания различных моделей, используемых в ЕГЭ по всем содержательным линиям курса.

Реализация данной программы может осуществляться с опорой на учебно- справочные пособия, подготовленные авторским коллективом под общей редакцией П.А. Баранова (см. список литературы).

Ожидаемые результаты:

  • Систематизация и углубление теоретических знаний учащихся по ключевым позициям курса;

  • Ориентация учащегося в дидактических смыслах и психологических механизмах заданий; достижение определенной свободы в выборе темы эссе;

  • Проявление компетентностей, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, преодоление психологических барьеров при подготовке к экзамену.

Содержание программы

1. Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2ч).

ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ. Заполнение бланков (входной контроль).

2. Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ (24).

2.1 Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы (5 ч).

Ключевые понятия. Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество и природа. Общество и культура. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления. Наука. Социальная и личностная значимость образования. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Мораль Нравственная культура. Тенденции духовной жизни.

Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.

Тренинг по выполнению заданий Части 1 данных содержательных линий

2.2 Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание» (4ч.)

Основные теоретические положения. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Бытие человека. Потребности и интересы человека. Деятельность человека, ее основные формы. Мышление и деятельность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида. Свобода и ответственность личности. Познание мира. Формы познания. Истина и ее критерии. Относительность истины. Виды человеческих знаний. Научное познание. Социальные науки и их классификация. Социальное и гуманитарное знание.

Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).

Тренинг по выполнению заданий Части 1 по данным содержательным линиям.

2.3 «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы (3ч).

Основные позиции. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные группы и их классификация. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль. Семья и брак как социальные институты. Демографическая и семейная политика в РФ. Молодежь как социальная группа. Этнические общности. Межнациональные отношения. Социальный конфликт и пути его разрешения. Конституционные основы национальной политики в РФ. Социальные процессы в современной России.

Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.

Модели заданий Части 1 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.

2.4 Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика» (4ч.).

Актуальные проблемы содержания. Экономика и экономическая наука. Предпринимательство. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Основные источники финансирования бизнеса. Экономическое содержание собственности. Экономические системы. Рыночный механизм. Многообразие рынков. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Разделение труда и специализация. Значение специализации и обмена. Роль государства в экономике. Государственный бюджет. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Экономика потребителя. Семейная экономика. Экономика производителя. Производство, производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица.

Модели заданий Части 1 и тренинг по выполнению заданий данной содержательной линии.

2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов (4ч.).

Систематизация знаний учащихся по ключевым понятиям содержательной линии. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Избирательные системы. Политические партии и движения. Становление многопартийности в России. Политическая идеология. Политический режим. Местное самоуправление. Политическая культура. Гражданское общество. Правовое государство. Человек в политической жизни. Политическое участие.

Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.

Модели заданий Части 1 по данному содержательному блоку.

Тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.

2.6 «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы (4ч.).

Основные теоретические положения содержательной линии. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения. Конституция Российской Федерации. Публичное и частное право. Юридическая ответственность и ее виды. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи. Международные документы по правам человека. Основы Конституционного строя РФ. Федерация, ее субъекты. Законодательная, исполнительная и судебная власть в РФ. Институт президентства. Правоохранительные органы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Правовая культура.

Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.

Модели заданий Части 1 и тренинг по выполнению заданий по данному содержательному блоку.

3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ (8ч.).

3.1 Основные модели заданий Части 1 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий Части 1.

Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий Части 1 с кратким ответом: на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности; на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений, аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.

3.2 Общая характеристика заданий Части 2 Особенности заданий 28-31 (2ч).

28-31 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.

3.3 Специфика заданий 32-35 (2ч).

32 - задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте.

33 - задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений.

34 - задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества

35 - задание, требующее составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Алгоритм выполнения задания по составлению развернутого ответа. Памятка.

3. 4 Эссе как творческая работа выпускника (2ч).

36 (эссе) - альтернативное задание на формулирование собственных суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Особенности жанра эссе, виды эссе. Особенности эссе по обществознанию, критерии качества обществоведческого эссе. Условия выбора темы эссе учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при выражении собственной позиции, отношения к высказыванию или проблеме, при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой работы в жанре эссе. Система оценивания задания.

3.5 Итоговая контрольная работа (1ч.)

Учебно-тематический план

пп

Наименование разделов и тем.

Всего часов

В том числе

Теор. / Практ.

Формы занятий

1.

Введение. Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы

2

1

1

вводная лекция

практикум

(входной контроль)

2.

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ

24

11

13

Практикум

(промежуточный контроль)

2.1

Содержательные линии « Человек и обществ»: ключевые понятия и трудные вопросы

5

2

3

лекция

семинар

практикум

2.2

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

4

2

2

лекция

семинар

практикум

2.3

«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы

3

1

2

лекция

семинар

практикум

2.4

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

4

2

2

лекция

семинар

практикум

2.5

Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

4

2

2

лекция

семинар

практикум

2.6

«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы

4

2

2

лекция

семинар

практикум

3

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ.

8

3

5

Тематический контроль (эссе)

3.1

Основные модели заданий Части 1 и проверяемые умения

1

1

Практикум

(промежуточный контроль)

3.2

Общая характеристика заданий Части 2. Особенности заданий 28-31

2

1

1

Лекция

практикум

3.3

Специфика заданий 32-35

2

1

1

семинар

тренинг

3.4

Эссе (задание 36) как творческая работа выпускника

2

1

1

лекция

практикум

3.5

Итоговая зачетная работа

1

1

итоговый контроль

Итого

34

16

18

зачет

Календарно -тематический план курса 34 часа

Тема занятия

Кол-во

час

Тип занятия

Дата проведения

План

Факт

Введение. ЕГЭ по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы. (2ч)

1

Введение. ЕГЭ по обществознанию

1

Вводная лекция

2

Структура и содержание экзаменационной работы

1

практикум

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ(24 ч)

3

Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ.

1

(промежуточный контроль)

4

Содержательные линии «Человек и общество».

1

Лекция

5

Ключевые понятия «Человек и общество»

1

Семинар

6

Тренинг по линии «Человек и общество»

1

Тренинг

7

Решение контрольно-тренировочных заданий с выбором одного варианта ответа.

1

Практикум

8

Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание»

1

лекция

9

Особенности заданий на выбор из двух суждений «Познание»

1

практикум

10

Задания на сравнение близких понятий «Познание»

1

тренинг

11

Задания на завершение схем «Познание»

1

практикум

12

«Социальные отношения»: обзор основных позиций.

1

лекция

13

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом.

1

Лабораторная работа

14

Особенности заданий с выбором одного варианта ответа «Социальные отношения»

1

практикум

15

Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика»

1

лекция

16

Решение контрольно-тренировочных заданий на выбор из двух суждений «Экономика»

1

семинар

17

Специфика заданий на классификацию «Экономика»

1

практикум

18

Задания на распределение позиций по группам и установление соответствия «Экономика»

1

практикум

19

Содержательная линия «Политика».

1

лекция

Тема занятия

Кол-во

час

Тип занятия

Дата проведения

План

Факт

20

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов линии «Политика»

1

семинар

21 -22

Разновидности заданий-задач. Алгоритм выполнения задания-задачи с открытым ответом. Линия «Политика»

2

практикум

23

«Право»: основные теоретические положения.

1

лекция

24

«Право»: основные проблемные вопросы.

1

семинар

25

Структура и специфика заданий Части 1 по линии «Право»

1

практикум

26

Решение контрольно-тренировочных заданий на установление соответствия по линии «Право».

1

практикум

Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ

27

Основные модели заданий Части 1 и проверяемые умения.

1

Практикум, промежуточный контроль Части 1

28

Общая характеристика заданий Части 2

1

лекция

29

Особенности заданий 28-31

1

практикум

30

Специфика заданий 32-35

1

семинар

31

Специфика заданий 32-35

1

Тренинг

32

Эссе как тип экзаменационного задания на ЕГЭ по обществознания.

1

лекция

33

Эссе (задание 36) как творческая работа выпускника.

1

практикум

34

Итоговое занятие

1

Тестирование в формате ЕГЭ













Список литературы

1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009

2.ЕГЭ-2014. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий, / ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова - М.: Эксмо, 2013

3. ЕГЭ-2014: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова,О.А. Котова - М.: Астрель, 2014.

4 Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- - М.: «Экзамен», 2012.

5. Чернышева О.А. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 1, 2014

6. ЕГЭ. Пркактикум по обществознанию: подготовка к выполнению части 3(с)/А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская. - М.: Издательство «Экзамен», 2012.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

  • еgе.edu.ru - портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

  • mon.ru.gov.ru - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

  • fipi.ru - портал федерального института педагогических измерений

  • school.edu.ru - российский общеобразовательный портал

  • elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека

  • standart.edu.ru - государственные образовательные стандарты второго поколения

© 2010-2022