«Исследовательская деятельность при выполнении самостоятельной (внеаудиторной) работы»

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Лысковский агротехнический техникум»




Тема исследовательской работы:


«Исследовательская деятельность при выполнении самостоятельной (внеаудиторной) работы».












Автор проекта: Мельникова Светлана Сергеевна.

ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум», г. Лысково,

преподаватель общепрофессиональных дисциплин.




г. Лысково

2015 г.

«Считай несчастным тот день или тот час,

в который ты не усвоил ничего нового и

ничего не прибавил к своему образованию».

Я.А.Коменский

Введение

Необходимость активизации познавательной деятельности в целях обеспечения обучающимися профессиональной мобильности и конкурентоспособности в будущей деятельности является актуальной проблемой. Поэтому необходимо эффективное использование преподавателями методов, приемов и средств, активизирующих познавательную деятельность обучающихся. Модернизация образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности студентов, формирование у них умений исследовательской деятельности.

По мере овладения навыками научного мышления студенты получают возможность решать все более и более сложные задачи. Для них становятся посильными все этапы поисковой работы.

Студенческий реферат, доклад, подготовка презентаций по юридическим дисциплинам - является одним из средств повышения познавательной активности.

Совместное исследовательское творчество преподавателей, студентов - эффективный, проверенный практикой путь развития, раскрытия талантов, становление характера студента-исследователя, воспитания инициативы, потребности и навыков постоянного самообразования. Участие студентов в исследовательской работе является в настоящее время эффективным путем преодоления противоречия между массовым характером подготовки в профессиональном образовании и потребностями к развитию у каждого студента самостоятельности, инициативы, индивидуального профессионального почерка, творческих способностей.

Если рассматривать проектирование, как вид самостоятельной (внеаудиторной) работы обучающихся, то это процесс создания проекта посредством специфических методов. Целью проектирования является такое преобразование действительности, когда создаются объекты, явления или процессы, которые отвечали бы желаемым свойствам. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале XX столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность обучающего, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.

Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть её остается прежней - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) критического мышления).

Метод проектов привлёк также внимание русских педагогов ещё в начале XX в. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 г. была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 г. метод проектов был осуждён и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике. Вместе с тем за рубежом он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах метод проектов нашёл широкое распространение и приобрёл большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности обучающихся.

Основная часть.

Мы понимаем учебно-исследовательскую деятельность обучающихся как процесс совместной деятельности студента и педагога, развивающий интерес к преподаваемым дисциплинам

Задачами моего исследования являются:

  • выявить педагогические условия, развивающие исследовательские компетенции обучающихся.

  • способствовать дальнейшему формированию исследовательских умений и навыков обучающихся;

  • структурирование взаимоотношений студента-исследователя и педагога - руководителя.

В ходе исследования мною использовались следующие методы:

  • анализ,

  • обобщение и конкретизация выводов,

  • сравнение.

Исследовательскую работу по правовым дисциплинам студенты могут представлять в виде:

-реферата;

-доклада;

-презентации;

-проекта.

Для своей разработки я взяла исследовательскую деятельность в виде проекта.

В основе любой исследовательской деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов по правовым дисциплинам всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных отраслей права. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Основные требования к проекту:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы - задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.

2.Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.

3.Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучающихся..

4.Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5.Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

  • определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования;

  • выдвижение гипотез их решения;

  • обсуждение методов исследования (статистических методов, экспериментальных, наблюдений, пр.);

  • обсуждение способов оформления конечных результатов;

  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;

  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Исследовательский проект по праву - имеет структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Он предполагает аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования и обозначения методов. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования.

Практико-ориентированный проект - это проект чётко ориентирован на результат, затрагивающий непосредственно интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем. Здесь важна не только хорошо продуманная структура проекта, но и его организация координационной работы по корректировке совместных и индивидуальных усилий, организации презентаций полученных результатов и возможных способов внедрения в практику, а также организации внешней оценки проекта. Например, проекты: «Мой безопасный город», «Устав моего техникума».

В 2013 г. Половинкин Андрей, на тот момент студент группы С-26 специальность «Прикладная информатика», под моим руководством начал изучать проблему правонарушений обучающихся нашего техникума. Мы проводили анкетирование, опросы, выясняли причины совершения проступков нашими студентами. Предлагали пути решения данной проблемы. Мы участвовали в конференциях разного уровня.

В 2003 г:

-III место в нашем Техникуме;

-II место в V научно-практической конференции «Актуальные проблемы муниципальных образований» в секции общественных и гуманитарных дисциплин;

- Диплом I степени на I Всероссийской научно-практической конференции «Галактика знаний - 2013».

В 2014 г:

- III место в областной научно-практической конференции «Юность. Наука. Творчество» в номинации «Современное состояние и актуальные проблемы правовой системы Нижегородской области»;

- Диплом I степени в региональной научно- практической конференции «Научный потенциал молодежи - развитию России» в секции «Экономика, социология, право».

В 2014 г проект «Профилактика противоправного поведения обучающихся ГБОУ СПО ЛАТТ» занял 1 место в 1 этапе конкурса PR-проекта «Моя полиция» в номинации «Профилактика».

Нужно сказать, что исследовательская деятельность - позволяет вырабатывать и развивать следующие познавательные компетенции обучающихся:

  • ставить цель и организовывать её достижение;

  • уметь пояснить свою цель;

  • организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-исследовательской деятельности;

  • задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

  • ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;

  • выбирать условия проведения наблюдения или опыта;

  • описывать результаты, формулировать выводы;

  • выступать с результатами своего исследования, применяя компьютерные средства и технологии (текстовые и графические редакторы, презентации).

Исследовательская деятельность способствует дисциплинированности мышления, самостоятельной организации познавательной деятельности в соответствии с поставленными задачами разного уровня сложности. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.

Преподаватель для формирования интереса студентов к исследовательской работе должен создать или предложить такую проблемную ситуацию, при которой обучающийся не может разрешить ее при помощи имеющихся знаний; сталкиваясь с трудностью, они убеждаются в необходимости получения новых знаний или применение старых в новой ситуации. Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения, легкий материал не вызывает интереса. Трудность исследуемого материала приводит к повышению интереса только тогда, когда эта трудность посильна, преодолима, в противном случае интерес быстро падает. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для студента, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Преподаватель должен создать необходимые условия для реализации возможностей студента. Он не должен их ограничивать, а только контролировать и направлять. Нужно предоставить студенту полную самостоятельность, что бы он сам достиг поставленной цели.

При разработке проекта студенты знакомятся с научной терминологией, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и критериями оценки проекта. Учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить эксперимент, писать доклад, тезисы, аннотации, выступать с докладом и оппонировать.

Преподаватель как руководитель какого либо исследования (реферата, доклада, проекта) должен поставить конкретную цель студентам, чтобы они четко понимали что от них требуется.

Если выяснять основные мотивы обучающихся заняться исследовательской работой, то можно выделить следующие:

  • оценки по дисциплине;

  • интерес к предмету;

  • желание углубить свои знания, расширить кругозор;

  • связь с будущей профессией;

  • удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться;

  • участие в научных студенческих конференциях;

  • для портфолио.

Я провела опрос среди участников научных студенческих конференций и на вопрос "Что я ожидал и что получил от учебно-исследовательской деятельности?" Оказалось, что ребята считают, что полученные знания и умения помогут им сориентироваться в дальнейшей жизни, они научились общаться между собой на другом уровне. Многим работа над исследованием помогла самореализоваться. Некоторые студенты раскрыли свои таланты, о которых преподаватели даже не догадывались: творческий подход к проблеме, самостоятельность, ответственность, энергичность, креативность. Они сами проводили анкетирование, опросы, подводили итоги. Результаты своей работы они воплощали в схемы, графики, таблицы и из всего этого создавали презентацию.

В процессе исследовательской деятельности они общались с интересными людьми, приобретали новых друзей, участвовали в научных конференциях.

Понятно, что научно-исследовательская деятельность носит адресный характер, так как в нее вовлечены отдельные студенты. Но что особенно приятно, это то, что появился интерес к научно-исследовательской деятельности у тех обучающихся, которые этой деятельностью ранее не интересовались.

Заключение

Анализируя результативность работы обучающихся в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения; вооружает универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к анализу, достижению поставленной цели, организации, контролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении. Научно-исследовательская деятельность студентов является наиболее эффективным средством углубления и расширения приобретённых знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень усвоения.

Таким образом, организация исследовательской деятельности педагогов и студентов способствует развитию социально-активной личности субъектов образовательного процесса. В учебном заведении создается новая образовательная среда, что является важнейшим фактором развития Техникума как инновационного учебного заведения нового типа.





Список литературы:

Кропанева Е.М. «Теория и методика обучения праву» - учебное пособие, Екатеринбург: издательство Рос.гос.проф - пед.ун-та, 2010 г, 166с.

Веденеева Т.Е., Воинова М.И. Организационная форма презентации результатов проектно-исследовательской деятельности обучающихся.// Дидакт. - М: Дидакт - 2003. - № 6 - с.53

Кушко А.В. Научно-практические семинары в системе методической работы школы по теме "Организация научно-исследовательской деятельности учащихся".// Практика административной работы в школе. - М: Сентябрь - 2002. - №1. - с.38 - 42

Леонтович А.В. "Об основных понятиях концепции развития исследовательской и практической деятельности обучающихся", 2003г.


© 2010-2022