Урок по обществознанию в 12 классе. Тема урока: Структура человеческой психики

В нашей специальной (коррекционной) школе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья обучение 12-летнее. Уроки проводятся дистанционно, при помощи Интернета. Данный урок был подготовлен по индивидуальному КТП для ученицы общего вида. В этом классе обучение ведется по учебнику А.И. Кравченко "Обществознание: Учебник для 11 класса". Используются рабочие тетради, прилагающиеся к данному учебнику.К конспекту урока, соответствующего требованиям ФГОС, прилагается презентация, основное с...
Раздел Обществознание
Класс 12 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Башкортостан

ГБОУ Уфимская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №13 VI вида



Урок по обществознанию

Тема: «Структура человеческой психики»

12 а класс










Разработала:

учитель обществознания

ГБОУ Уфимская специальная

(коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат №13 VI вида

Ханова Гульназ Радисовна

Нефтекамск - 2015


Цель: ознакомить с основными понятиями темы; формировать умения и навыки аналитической деятельности.

Задачи:

1. Образовательные:

- дать понятия о структуре человеческой психики (по З.Фрейду и П.Сорокину);

- формировать у учащихся представления о внутреннем мире человека;

- учить применять на практике полученные знания.

2. Коррекционно-развивающие:

- корригировать внимание учащихся;

- коррекция и развитие связной устной речи, памяти, зрительных и слуховых восприятий; мыслительной деятельности;

- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;

- коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы;

- развивать умения анализировать схемы, тексты;

- развивать умения выделять главное, обобщать, сравнивать;

- развивать познавательный интерес к предмету.

3. Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебе, предмету;

- воспитывать самостоятельность;

- воспитывать нравственные качества;

- способствовать социальной адаптации учащихся.

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия ученик сможет:

давать определение понятиям (формулировать),

приводить не менее 3-х примеров по теме (событию),

назвать не менее 3-х причин события,

сформулировать не менее 3-х вопросов разных видов по теме,

воспроизводить информацию.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Формы работы учащегося: индивидуальная, эвристическая беседа.

Методы и приёмы работы: работа с демонстрационным материалом, с учебником; объяснение; тестирование.

Ход урока:

I Организационный этап.

Организация рабочего места, проверка связи.

- Здравствуй, Аксинья! Какое у тебя самочувствие? Оцени свое настроение перед уроком смайликом.

II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- На прошлом уроке мы завершили изучение главы «Культура и духовная жизнь». Какие темы были пройдены? Кто находился в центре внимания всех этих тем?

- Да, это человек. Всю свою жизнь, ежедневно, он борется не только с природой его окружающей, но и с природой, которая находится внутри него. Современная наука утверждает, что по своей сути человек - существо двухсоставное. В ходе эволюции в человеке природное (животное) начало было вытеснено началом культурным (социальным). Т.е. выделяют два этапа эволюции человека - это биологический и культурный (работа с презентацией, слайд 2).

- Биологическая эволюция началась еще с появления человека и длилась 2,5 млн. лет. За это время в человеке сформировались признаки, которые и сегодня отличают его от животных.

(слайд 3)

- Какие? (прямохождение, крупный мозг, мышление, язык, сознание, более продолжительное детство, овладение орудиями труда и огнем, наличие второй сигнальной системы). Все это - послужило условием перехода биологической эволюции к культурной.

(слайд 4)

- Итак, мы вспомнили и обозначили основные сходства и отличия людей и животных. В центре внимания сегодняшнего урока будет опора на одно из этих отличий, а именно - то, что только у человека есть сознание - высшая форма психики. Психика. Какие ассоциации вызывает это понятие? Что мы знаем об этом понятии? Значит, как звучит тема нашего урока? Правильно. Структура человеческой психики - тема этого урока (слайд 5). Запишем в тетради дату сегодняшнего дня и тему нашего урока.

III Актуализация знаний.

- Какие задачи урока перед собой поставим?

- На этом слайде представлен план урока (слайд 6). Зачитайте его основные пункты.

1. Этапы эволюции человека

2. Психика человека и ее структура

3. Сущность психоанализа З.Фрейда

4. Концепция П.Сорокина

IV Первичное изучение нового материала. Первичная проверка понимания.

Этапы эволюции человека.

- В ходе постановки цели и урока мы уже озвучили информацию об этапах эволюции человека. Для закрепления - повторим их снова. Какие этапы наблюдались в ходе эволюции людей?

V Продолжение изучения нового материала

Психика человека и ее структура

- Содержанием психики является продукт, или результат взаимодействия живых систем с окружающей средой. Когда психологи говорят о личности, они подразумевают, прежде всего, психику. Рассмотрим несколько определений понятия "психика» (слайд 7):

1 - Совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.д.).

2 - Особая форма отражения действительности, появляющаяся на определенной ступени биологической эволюции.

3 - Свойство высокоорганизованной материи.

- Запишем эти определения в тетрадь.

- Одним из первых, кому удалось обнаружить сложную структуру внутреннего мира человека, был австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (слайд 8). Созданные им принципы психоанализа распространились на различные области человеческой культуры - мифологию, фольклор, художественное творчество, религию и т.д. Он попытался распознать не только природное начало, которое проявляется, когда люди себя ведут некультурно, но и то, что мы от себя и от других скрываем.

- Мы подошли к третьему пункту плана урока - к Сущности психоанализа

Зигмунда Фрейда.

(слайд 9)

Сущность психоанализа Зигмунда Фрейда

- В структуре личности Зигмунд Фрейд выделил 3 главных компонента = "Оно", "Я" и "Сверх-Я". Они располагаются соответственно в сферах бессознательного (или подсознания), сознания и сверхсознания. Рассмотрим эти этажи психики отдельно.

( слайд 10)

- Подсознание "Оно" включает в себя: биологические потребности (потребность в пище, защите от холода, интимные побуждения); вытесненные желания (нереализовавшиеся мечты, безответная любовь, затаенная обида). Правит подсознанием принцип удовольствия. Наше подсознание можно назвать неким социальным дном, куда сливаются все осадки души и неудачно прожитые мгновения. Но одновременно подсознание - это природные запасы души. Что мы понимаем под словом "душа"?

- Уже в древности люди пытались понять свой внутренний мир, который называли душой. Они считали, что душа - это жизненная сила, обитающая в теле - кровь, дыхание и т.д. Это потом, с появлением религии, под "душой" понимается субстанция, имеющая самостоятельное, независимое от тела существование).

(Слайд 13)

- Первый психоаналитический трактат по толкованию снов Зигмунда Фрейда. Он считал ночные сновидения «царским путем к бессознательному», мощным инструментом проникновения в глубины сознания человека, своеобразным ключом к психике.

( сообщение ученика о снах - проверка домашнего задания на этот урок).

Анализ задания.

- Каждую ночь, засыпая, все мы попадаем в другой мир. Оставаясь в состоянии абсолютного физического покоя, мы путешествуем по удивительному пространству, которое называется сновидением. Погружаясь в сновидение, мы оказываемся в нематериальном пространстве, где главным действующим лицом становится наша душа. И, следовательно, каждый сон, который мы вспомнили, проснувшись утром, является доказательством того, что человек живет не только в физическом мире.
Тот, другой мир не менее реален, просто там другие законы, на первом месте стоит жизнь духовная. Один китайский поэт так говорил об этом: " Прошлой ночью мне снилось, что я бабочка, и теперь я не знаю, то ли я человек, которому приснилось, что он бабочка, то ли бабочка, которой снится, что она человек". Таким образом, сон является средством, которым каждый может воспользоваться для общения с другими мирами. Ведь сновидения - это не просто увлекательный кинофильм. Погружаясь в них,
мы попадаем в другое пространство, которое живет по своим законам и проявляется в других формах материи и времени. Во сне мы можем получить нужную и даже жизненно важную информацию, пообщаться с умершими родственниками, получить от них предостережение и так далее.

Физкультминутка. Упражнение для глазных мышц « Улица- окно».

(слайд 14) Сознание "Я"

- Сознание или «Я» (Ego) управляет контактами с внешним миром; логика, мышление, принятие решений; цензура. Сознанием управляет принцип реальности. Когда человек появляется на свет, у него есть только биологические потребности. Они требуют немедленного удовлетворения. Однако родители и окружающие приучают ребенка сдерживать себя в желаниях, в проявлении естественных потребностей. Анализируя реальную обстановку делать то, что должно. Так, в процессе воспитания человек приучает ограничивать себя. Постепенно формируется его "Я" - принцип реальности. Он вынуждает нас во всем слушать рассудка, манипулировать обстоятельствами и людьми, не верить первому душевному порыву. Достижения цивилизации - во многом результат деятельности "Я".

(слайд 15)

- Сверхсознание - "Сверх-Я" - это культурные нормы, правила, требования, запреты, законы; среда обитания нравственных чувств. Сверхсознанием управляет принцип морали.

Эта часть структуры личности разработана Фрейдом слабее всего, хотя он правильно указал источник его происхождения, а именно общество.

"Сверх Я" Фрейда - это пересаженные в голову человека культурные нормы, правила, запреты, законы. Здесь - место нравственных чувств.

Концепция П.Сорокина

(слайд 14)

- Иначе понимал сверхсознание Сорокин (1898-1968)-выдающийся русско-американский социолог. Он утверждал, что сознание и сверхсознание - 2 совершенно разных мира. Первое погружено в преходящее и временное, второе - абсолютное и вечное. Беда наступает, когда эти 2 мира путаются.

Вершин абсолютных ценностей достигают не все, но стремление к ним - сущность развития личности.

Физкультминутка. Упражнение на развитие мелкой моторики кистей рук « Ребро, кулак, ладонь».

Работа с дополнительной литературой (Т.П.Бегеева. «Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс» - примеры разгадывания снов).

VI Закрепление изученного материала

- Какие новые понятия изучили сегодня? Есть ли вопросы? Решили ли мы задачи, поставленные в начале урока?

VII Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Домашнее задание:

1. Прочитать параграф 17, акцентируя внимание на абзацах, выделенных курсивом и жирным шрифтом. Устно ответить на вопросы №1-4 на странице 268. Задание №5 выполнить письменно.

2. Великий русский поэт 19 века Ф.Тютчев сказал "Мысль изреченная есть ложь". Как ты считаешь, был ли прав Тютчев? Согласны ли вы с Тютчевым или нет? Свой ответ обоснуйте, почему вы думаешь так, а не иначе?

VIII Рефлексия. Подведение итогов урока.

На уроке я работал активно/пассивно

Своей работой я доволен/не доволен

Урок показался мне коротким/длинным

За урок я устал/не устал

Материал урока мне интересен/не интересен

А что именно было интересно?

Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным

интересным/не интересным

Используемая литература:

Т.П.Бегеева. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс

И.А.Кравченко. Учебник по обществознанию.10-11 классы

ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BD


© 2010-2022