- Преподавателю
- Обществознание
- Методическая разработка-классный час Мои права и обязанности для учащихся 7-х классов
Методическая разработка-классный час Мои права и обязанности для учащихся 7-х классов
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Малинина А.С. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Классный час «права и обязанности» для учащихся 7х классов
Цель: - рассмотреть с учащимися их права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.
Задачи:
1. Создание условий для проявления творческих способностей учащихся.
2. Формирование умения правильно пользоваться своими правами и выполнять обязанности.
Оформление и оборудование:
1. Презентация на тему «права и обязанности»
3. Жетоны - «билеты» разных цветов для формирования команд.
4. Анкеты (по числу учащихся в классе).
Ход классного часа:
Организационный момент.
Слово учителя.
Жизнь не может быть счастливой и интересной, если человек не обладает правами, не может ими пользоваться или не знает их. Поэтому одним из направлений нашей работы и является изучение прав человека.
(2) Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая
главная организация на нашей планете - Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе - Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в ноябре 1989 года, и с этого момента 20 ноября считается всемирным днем правовой защиты детей. Конвенцию подписали почти 150 стран мира. Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении. Дети - все человеческие существа до 18 лет (статья 18).
(3)Что означают слова «права» и «обязанности»? из словаря Ожегова: « Право - охраняемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять». Дети имеют право на получение образования, отдых, медицинское обслуживание и т.д. (4)«Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения». Дети обязаны хорошо учиться, уважать и слушаться своих родителей и т.д.
Цель нашего урока - рассмотреть с учащимися их права и обязанности, закрепить полученные знания о своих правах и обязанностях.
«Каким образом?» - спросите Вы. Мы отправимся в путешествие по городу, которого Вы не найдёте ни на одной карте, но знать о котором необходимо всем - это город Прав. У меня есть билеты трёх цветов, вы сейчас возьмете по одному билету и таким образом мы разделимся на три команды. Чтобы у нас не было конфликтов давайте вспомним правила работы в группе: (5) -Умей выслушать каждого.
- Уважай своего товарища.
- Не согласен - предлагай.
У меня есть жетоны, которые я буду выдавать команде за правильное выполнение заданий. Жетон получит та команда, которая не только быстрее всех справиться с заданием, но и которая будет тихо вести себя, уважать соперника. За каждое нарушение правил, я буду забирать по 1 жетону от команды!!! Правила понятны? Тогда отправляемся…Итак первая остановка
Таким образом, по разным цветам билетов формируются три команды.
(6) Остановка «Мои права и обязанности»
У каждой команды есть набор различных прав и обязанностей. Ваша задача распределить все карточки на две группы: что относится к правам, а что к обязанностям, и оформить это на листе! Время на выполнение задания 5 минут.
1. Все права, охраняющие детство и ребёнка, должны быть защищены;
2. Каждый ребёнок имеет право на имя, национальность и индивидуальность;
3. Каждый ребёнок имеет право на чистую окружающую среду;
4. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без наркотиков;
5. Каждый ребёнок имеет право на качественное образование;
6. Каждый ребёнок имеет право на любящую и заботливую семью;
7. Каждый ребёнок имеет право на жизнь без дискриминации;
8. Каждый ребёнок имеет право на дом;
9. Каждый ребёнок имеет право на понятную и соответствующую возрасту информацию;
10. Каждый ребёнок имеет право на всестороннее и полноценное развитие;
11. Каждый ребёнок имеет право на полноценное питание;
12. Каждый ребёнок имеет право на защиту от похищения и торговли;
13. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь;
14. Каждый ребёнок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;
15. Каждый ребёнок имеет право встречаться и обмениваться информацией;
16. Каждый ребёнок имеет право на защиту во время войны;
17. Каждый ребёнок имеет право на необходимое медицинское обслуживание;
18. Каждый ребёнок имеет право знать и сохранять культуру своего народа;
19. Каждый ребёнок имеет право на самовыражение;
20. Каждый ребёнок имеет право быть гражданином.
Обучающиеся обязаны:
-
Соблюдать Устав, выполнять приказы директора Учреждения;
-
Уважать права, честь и достоинство всех участников образовательного процесса;
-
Быть дисциплинированными, соблюдать общественный порядок в Учреждении, выполнять требования дежурных;
-
Добросовестно относиться к учебе, не допускать пропусков учебных занятий без уважительных причин, своевременно являться на уроки и другие занятия, соблюдать порядок на рабочем месте;
-
Беречь имущество Учреждения, бережно относиться к результатам труда других людей;
-
Экономно расходовать электроэнергию, воду, сырье и другие материалы;
-
Приходить в Учреждение с необходимыми учебными принадлежностями, иметь форму для уроков физической культуры и технологии, лыжи для уроков лыжной подготовки;
-
Своевременно готовиться к предстоящим урокам.
-
(13)Обязанности личности:
-
Соблюдать Конституцию РФ и законы.
-
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники старины.
-
Обязанность трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях.
-
Сохранить окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
-
Обязанность получить основное общее образование.
-
Пресекать проявления грубости и бестактности.
Подводим итоги первого испытания:…..
(7 ) Остановка «Документальная».
Каждой команде задаётся вопрос и предлагается три варианта ответов на него. Цель команды - выбрать правильный ответ.
Вопросы.
(8)1. Когда была принята Конвенция о правах ребёнка?
• 10 декабря 1948 года;
• 20 ноября 1989 года;
• 12 декабря 1993 года.
(9) 2. Кем была принята Конвенция о правах ребёнка?
• Президентом страны;
• Директором школы;
• ООН.
( 10)3. Кто признаётся ребёнком в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка?
• Лицо до достижения 18 лет;
• Лицо до достижения 14 лет;
• Лицо до достижения 16 лет.
(11) 4. Что означает слово «демократия» в переводе с греческого языка?
• Свободное общество;
Равная власть;
• Власть народа.
(12)5. Официальное название нашего Отечества:
• Россия;
• Российская республика;
• Российская Федерация.
(13) 6. Парламент России называется:
• Совет Федерации;
• Федеральное Собрание;
• Государственная Дума.
Молодцы, вы все успешно справились с этим заданием!
(14) Остановка «Театральная».
Каждая команда выбирает карточку, на которой указано право ребёнка на что-либо. При помощи жестов и мимики команда должна изобразить указанное право. Другие команды должны угадать изображённое в пантомиме право. Время на подготовку 3 минуты.
Карточки .
• Каждый ребенок имеет право встречаться и обмениваться информацией;
• Каждый ребенок имеет право на любящую и заботливую семью;
• Каждый ребенок имеет право на защиту от жестокого обращения и притеснения;
Молодцы, вы не только знатоки своих прав, но ещё и артисты. Итак подводим итоги нашего испытания…
А теперь побудем юристами и попробуем грамотно разрешить следующие ситуации:..
(15)Остановка «Имею право!».
Каждой команде предлагается ситуация, описанная в карточке. Команда должна предложить грамотный вариант разрешения ситуации, опираясь на Конвенцию по правам ребёнка.
Ситуация 1:
Квартира. В комнате мама и её сын. Мама собирается на работу и наказывает сыну: « Когда поешь, вымой посуду. Да, и не забудь навести порядок в своей комнате». Сын отвечает: « У меня завтра контрольная по математике. Я должен готовиться к ней, а не заниматься домашними делами. Ты нарушаешь моё право на образование».
Ситуация 2:
Девочка получила две «двойки» по литературе за то, что не сдала тетрадь с сочинением и не выучила стихотворение. Учитель выставил «двойки» в дневник. Дома папа проверил записи в дневнике и наказал девочку ремнём.
Ситуация 3:
Идёт урок. Учитель говорит: « Впереди у вас каникулы. Вы целую неделю будете дома, вам нечем будет заняться, поэтому получите задание - выучить все определения из параграфов 51, 52, 53.»
Отлично, Вы уже умеете пользоваться своими знаниями, и с их помощью решать различные ситуации.
Слово учителя.
(16)Итак, мы завершили наше путешествие. Чему мы научились? Что узнали? Давайте проверим, разгадав кроссворд «Моя родина - Россия».
По горизонтали:
1. Всенародно избранный глава государства.(президент)
2. Интересы человека, записанные в декларации ООН и защищаемые государством.(права)
3. Столица нашего государства.(Москва)
4. Государственный символ России в виде двуглавого орла.(герб)
5. Государственный символ страны, сопровождаемый музыкой.(гимн)
6. Основное право человека, которое он теряет, попадая в тюрьму.(свобода)
7. Человек имеет право не только на труд, но и на … (отдых)
По вертикали:
8. Общее право всех граждан.(равенство)
9. Высший законодательный орган нашей страны.(Дума)
10. Российский триколор. (флаг)
11.Основной закон нашей страны. (Конституция)
12. Государство, в котором мы живем.
Итак_ подведем итоги нашего сегодняшнего занятия. Подсчитаем количество жетонов в каждой команде!
Да, необходимо знать свои права и разумно ими пользоваться, уважать права других людей, выполнять свои обязанности. Сейчас ваша главная обязанность - пользуясь одним из важнейших прав, получить образование. В школе вы познаёте окружающий мир, учитесь жить в обществе, отстаивать свои права. Я надеюсь,что вам пригодятся эти знания и умения действовать в различных ситуациях. Большое спасибо. Вы молодцы.
Остановка «Я и права других людей»
Анкетирование.
Каждый участник получает анкету с пятью вопросами, для ответа на них выбирает один из трёх предложенных вариантов и подсчитать количество набранных баллов.
Анкета «Я и права других людей»
1. Если я участвую в споре, то, как правило, стараюсь:
а. понять другую точку зрения - 10 баллов;
б. переубедить партнёра - 5 баллов.
в. любой ценой одержать верх - 3 балла;
2. Если я вижу, что кто-то старается учиться лучше других, то я испытываю:
а. чувство зависти - 5 балла;
б. чувство раздражения - 3 балла;
в. желание учиться не хуже - 10 баллов.
3. Когда я узнаю, что люди не участвуют в голосовании на выборах, то:
а. мне всё равно - 5 баллов;
б. соглашаюсь с ними - 3 балла;
в. не согласен, т.к. голосовать необходимо - 10 баллов.
4. Когда говорят, что убийц и насильников нужно расстреливать на месте, то я:
а. не соглашаюсь - 5 баллов;
б. мне всё равно - 10 баллов.
в. соглашаюсь - 3 балла;
5. Если мне пообещали, что моя жизнь в стране станет лучше, но для этого нужно воевать с другой страной и победить её, то я бы:
а. согласился - 3 балла;
б. мне всё равно - 5 баллов;
в. не согласился, т.к. война только разрушает - 10 баллов.
Результаты анкеты.
30-50 баллов: Вы достаточно демократичны, то есть уважаете права других людей. Их интересы и реально оцениваете свои способности. Люди замечают ваше умение усмирять свои желания и уважают вас за это. Желаю вам сохранить и укрепить это качество.
21-29 баллов: Вы относитесь к людям, для которых главное - собственное благополучие и спокойствие, и стараетесь слушать только тех, от кого зависите. Так жить можно, но не очень интересно.
15-20 баллов: Вам необходимо пересмотреть своё отношение к правам других людей. Не уважая их, вы можете оттолкнуть от себя всех.