План-конспект открытого урока по обществознанию Трудоустройство несовершеннолетних9класс

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:















План - конспект

открытого урока по обществознанию (9 кл.)

по теме: «Трудоустройство несовершеннолетних»

учителя истории МБОУ «СОШ№51»

Шавиной Нины Васильевны












апрель 2013 г.

Тема урока: Трудоустройство несовершеннолетних



«Нет слаще покоя, покупаемого трудом»

А.С. Пушкин

Цель:

  1. познакомить учащихся с особенностями трудоустройства, трудовой деятельности и увольнения несовершеннолетних;

  2. сформировать предоставление учащихся о нормативно - правовых актах трудового законодательства;

  3. продолжить работу по формированию правовой культуры, учебно - познавательной, общекультурной, коммуникативной компетенции учащихся;

Понятия: трудовой договор, трудовая книжка, работодатель, увольнение, наемный работник, права и обязанности сторон, трудовая дисциплина.

Форма урока - изучение нового материала с элементами ролевой игры, использованием заданий правового практикума.

План урока:

  1. Роль труда в жизни человека;

  2. Право на труд;

  3. Трудовой договор и трудовые отношения;

  4. Рефлексия.

Оборудование урока: интерактивная доска, ноутбук, учебник, Конституция РФ, раздаточный материал (положение ТК РФ, трудовой договор, задачи из правового практикума), дополнительная литература в виде выставки - на доске:


  1. К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. Трудовое право России;

  2. А.О. Голубкова, Л.В. Иванова. Ваш домашний адвокат: трудовой кодекс в вопросах и ответах.

  3. А.М. Куренной. Трудовое право: на пути к рынку.

  4. С.П. Маврин, Е.Б. Хохлов. Трудовой договор - учебник.

Также в течение всего урока используется компьютерная презентация по теме урока. Используются таблички с названием групп(5).

Ход:

I. Организационный момент.

Для организации работы создаются 5 групп из учащихся класса, назначается руководитель.

II. Обсуждения нового материала:

1) Беседа с учащимися.

Учитель предлагает послушать и обсудить притчу:

«Однажды прохожий увидел, как группа людей несет тяжелые камни. Подошел он к одному из них и спросил: «Что делаешь?»

Не видишь, занимаюсь тяжелой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

Строю Шартрский собор!»

Учащимся предлагается ответить на вопросы и выполнить задания:

1) О чем эта притча? Как вы понимаете?

2) Какую роль играет труд в жизни человека? Зачем люди вообще работают?

3) А что такое труд вообще?

4) Виды труда и какой труд важней?

5) Может ли человек жить без труда вообще?

Подводится итог.

2) Обсуждение продолжается по второму вопросу плана.

1. В каких документах могут быть статьи, защищающие право человека на труд?

[Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человек].

2. Что говорится в Конституции РФ (ст. 37) о праве человека на труд?

Происходит чтение и анализ статьи 37 и затем выделяются на экране ее основные принципы:

  1. Труд свободен;

  2. Принудительный труд запрещен;

  3. Каждый имеет право на труд и на вознаграждение;

  4. Право на индивидуальные и коллективные трудовые споры;

  5. Каждый имеет право на отдых;

Ответы обобщаются учителем и учениками.

3) Учитель продолжает вести беседу, опираясь на материал, который учащиеся уже знают.

1. Какая отрасль права регулирует трудовые отношения? (Трудовое право)

2. Какие источники права Вам известны? [При этом обращается внимание на слайд и выставку книг по теме оформленную на доску класса].

Учитель: Юриспруденция, наше законодательство стремится упорядочить и систематизировать взаимоотношения сторон, возникающие в процессе трудовой деятельности. Для трудовых отношений важен не результат, а сам процесс. Закон определяет правила, согласно

Которым люди должны зарабатывать деньги. Совокупность этих правил в трудовой сфере и образовало трудовое право.

Учитель предлагает посмотреть на экран и выбрать отношения, которые отнесены к категории правовых (предлагается задача):

  1. Татьяна трудится на своем дачном участке, выращивая овощи и фрукты;

  2. Игорь делал ремонт в своей квартире целый месяц;

  3. Олег по договору подряда за 5 дней покрасил дачу гр-на Иванова, не покладая рук;

  4. Марина работает медсестрой в поликлинике № 2.

Учащиеся указывают на действие № 4 [Здесь важен процесс, а не результат].

Далее учитель еще раз говорит, что трудовой право регулирует отношения между работником и работодателем, у которых есть свои права и обязанности и предлагает обратить внимание на слайд.

Работник

Линии сравнения

Работодатель

Право иметь

Работа, рабочее место

Обязанность предоставить

Обязанность выполнять

Исполнение трудовых функций работником

Право использовать

Право получать

Зарплата

Обязанность выплачивать

Обязанность соблюдать

Дисциплина труда

Право требовать

Право иметь

Отдых

Обязанность предоставить

Обязанность соблюдать

Беречь имущество

Право требовать

Учитель задает вопрос учащимся:

1. Есть ли разница между трудом подростка и взрослого?

Представьте себе, что подросток решил летом устроиться на работу и у него возникло много вопросов. И на эти вопросы я прошу вас ответить.

Каждая группа приобретает название и выполняет поставленную перед ней задачу.

1-ая группа - Юристы.

2-ая группа - Представители службы занятости.

3-ая группа - Работники отдела кадров.

4-ая группа - Эксперты по увольнению.

Учитель обращает внимание всех на слайд, где представлены группы и поставлены задачи.

Роль

Поставленная задача

Юристы

Консультировать по сложным вопросам, разъяснять новые для подростка понятия

Представители службы занятости

Информировать подростка о потребностях на рынке труда

Работники отдела кадров

Принять подростка на работу с соблюдением всех требований закона

Эксперты по трудовой деятельности

Предоставить информацию о трудовой деятельности и поведении подростка в процессе труда

Эксперты по увольнению

Предоставить причины и порядок увольнения подростка

Затем учитель сообщает, что перед каждым лежат фрагменты из положений ТК РФ, фрагмент трудового договора и задачи из правового практикума, обращает внимание учащихся на их содержание и начинает беседу по следующим вопросам:

[Каждая группа отвечает на поставленный вопрос, но ему может помогать, дополнять и другие группы учащихся]

1. Куда подросток может обратиться для трудоустройства?

2. С какого возраста несовершеннолетний может искать работу?

3. На любую ли работу может подросток рассчитывать?

Должна ли при этом соблюдаться дискриминация при приеме на работу? (национальность, пол, вероисповедание).

4. Что подросток должен знать при трудоустройстве?

5. Что такое трудовой договор и как его правильно заключить? Условия трудового договора?

При этом учитель обращает внимание на слайд и документ - положение Трудового договора, где отмечены основные пункты.

6. Какой новый документ должен быть оформлен по первому месту работы? Что это?

7. Какой новый статус приобретает подросток после заключения трудового договора?

8. Какие новые права и обязанности в связи с этим возникнут у несовершеннолетнего? Какова продолжительность рабочего времени?

9. Что такое дисциплина труда? Обязательна ли она для подростков? Устанавливается ли для них испытательный срок?

10. В чем проявляются нарушения дисциплины труда и какие наказания за это предусмотрены?

11. Какие правила действуют при увольнении?

12. Где искать защиту своих прав?

13. Затем учитель предлагает составить резюме каждому ученику при приеме на работу, обращает внимание на качестве личности, некоторые необходимы при поступлении на работу: целеустремленность, ответственность, креативность, а также и образование.

Подводятся итоги.

III. Учитель обращается к учащимся с вопросом, что они узнали на уроке?

Учащиеся отвечают. Обобщается материал.

Показывается слайд, на котором четком написано - Знать:

  1. Куда обратиться подростку в поисках работы?

  2. Что нужно знать о труде подростков?

  3. Как действовать при трудоустройстве и увольнении?

IV. Для закрепления данного материала учащимся предлагаются задачи из правового практикума (См. на экран).

Учащиеся читают их, анализируют, ссылаются на Трудовой кодекс РФ.

Далее учащиеся вместе с учителем обобщают материал:

Каждый гражданин России имеет право на труд. В трудовых правоотношениях все равны. Закон регулирует трудовые отношения и защищает право работников. Если гражданин считает, что его права нарушены, можно обратиться в суд за защитоц.

Далее учитель (или независимый эксперт) подводит работу групп, выставляются оценки.

V. Сообщается домашнее задание: §14, вопросы, составить трудовой договор.

Материалы для организации работы групп - отделов

Юристы, нормы подъёма и перемещения тяжестей: девушки - 2-3 кг, юноши - 3-4 кг.

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником о порядке и условиях труда. Трудовая книжка - основной документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Трудовая дисциплина - определенный порядок поведения работника в процессе труда. Увольнение - процесс прекращения трудового договора. Документы подростка: паспорт, документ об образовании.

Статья 92 ТК РФ. Сокращенная продолжительность рабочего времени.

...Продолжительность рабочего времени для учащихся до 18 лет, работающих... в свободное от учебы время, не может превышать половины норм сокращенного рабочего времени.

Статья 91 ТК РФ. ...Нормальная продолжительность рабочего времени.

...Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Служба занятости


Эта служба дает информацию о том, где можно устроиться на работу, кто требуется, каковы условия работы. Возраст, необходимый для трудоустройства: с 14 лет - в свободное от учебы время (каникулы) с согласия одного из родителей, с 15 лет - после окончания 9 класса.

Запрещенные виды работ для подростков (на основании ст. 265 ТК РФ): вредные и опасные условия труда; подземные работы; ночной труд; игорный бизнес, ночные клубы, кабаре; производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и токсическими препаратами.

Отдел кадров


Статья 65 ТК РФ. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора: паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документы воинского учета (военный билет), документ об образовании.

Заключение трудового договора: в письменном виде, в двух

экземплярах, издается приказ о приеме нового работника, ознакомление нового работника с правилами внутреннего трудового распорядка организации.

Трудовая книжка ведется на каждого работника, проработавшего в организации свыше 5 дней.

Эксперты по трудовой деятельности

Несовершеннолетний работник имеет право на: сокращенный рабочий день (до 16 лет - 24 ч/ неделю, до 18 лет - 36 ч/неделю); отдых (обед, выходные, праздники); отпуск - 31 день; безопасный труд; поощрения за хорошую работу.

Обязанности: соблюдать трудовую дисциплину; нести материальную ответственность за принесенный предприятию вред.

Виды наказаний за нарушения трудовой дисциплины: замечание, выговор, увольнение.

(Другие санкции могут быть в уставе предприятия, правилах внутреннего трудового распорядка).

Эксперты по увольнению

Для увольнения по инициативе подростка следует написать заявление за 2 недели до увольнения; через 2 недели получить трудовую книжку и полный расчет.

Для увольнения подростка работодателем необходимо получить согласие на увольнение подростка в Комиссии по делам несовершеннолетних и по защите их прав; предупредить подростка об увольнении; в день увольнения выдать ему трудовую книжку и полный расчет.

Куда обратиться подростку для защиты своих прав? В Федеральную инспекцию труда (она контролирует соблюдение трудового законодательства), в Комиссию по делам несовершеннолетних и по защите их прав, в суд, в профсоюзную организацию (если таковая есть на данном предприятии).

В ходе урока должна быть представлена работа каждой группы.

Учащимся предлагается гипотетическая ситуация: подросток решил летом устроиться на работу, и у него возникло много вопросов (на вопросы отвечают представители всех групп-отделов):

1) С какого возраста несовершеннолетним можно искать работу? Куда он должен обратиться?

2) На любую ли работу может рассчитывать подросток? Должна ли соблюдаться дискриминация при приеме на работу?

3) Что подросток должен знать при трудоустройстве?

4) Что такое трудовой договорен как его правильно заключить? Условия трудового договора?

5) Какие документы обязан предъявить подросток?

6) Какой новый документ должен быть оформлен по первому месту работы?

7) Какой новый статус приобретет подросток после заключения трудового договора?

8) Какие новые права и обязанности в связи с этим возникнут у несовершеннолетнего? Продолжительность рабочего времени?

9) Что такое дисциплина труда и обязательна и обязательна ли она для подростка?

10) В чем проявляются нарушения дисциплины труда и какие наказания за это предусмотрены?

11) Какие правила действуют при увольнении?

12) Где искать защиту своих прав?

13) Устанавливают ли испытательный срок для тех, кому нет 18 лет?

14) Составить резюме при приеме на работу?

Закрепление полученных знаний происходит с использованием заданий правового практикума, к выполнению которого привлекаются учащиеся всех групп.

Условия, которые должны быть в трудовом договоре:

  1. Соглашение о содержании трудовой деятельности;

  2. Соглашение об оплате за работу.

  3. Режим работы.


Трудовой договор

г. Москва 1 сентября 1999 г.

ООО «Восход», именуемое в дальнейшем «Общество», в лице генерального директора Иванова И.И., действующего на основании Устава, и гражданин Петров И.Н., именуемый в дальнейшем «Работник», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора.

1.1. Работник с 1 сентября 1999 г. принимается на должность cm. менеджера «Общества» с возложением на него обязанностей, соответствующих этой должности.

2. Взаимные обязательства сторон.

2.1. В качестве cm. менеджера работник: ________________________

__________________________________________________________________

2.2. Общество обязуется:

- обеспечить работнику условия труда, необходимые для выполнения им обязанностей по договору;

- оборудовать рабочее место работника компьютером, принтером.

3. Оплата труда.

3.1. Работнику гарантируется оклад в размере... руб. в месяц.

3.2. Работнику выплачивается вознаграждение по результатам работы за год.

3.3. Оплата труда может повышаться в порядке, установленном законом РФ «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан РФ».

4. Рабочее время и время отдыха.

4.1. Работнику устанавливается ненормированный рабочий день.

4.2. Окончание и начало работы, перерывы на обед определяются правилами внутреннего трудового распорядка.

4.3. Ежегодно работнику предоставляется отпуск в 28 календарных дней.

4.4. К ежегодному отпуску выплачивается материальная помощь в размере трех размеров минимальной оплаты труда.

5. Изменение, прекращение договора.

5.1. Осуществляется на основе действующего законодательства.

Адреса сторон:

Подписи сторон.

Вопросы к документу:

а) На что следует обратить внимание, заключая трудовой договор?

б) Назовите основные положения трудового договора.

Задания правового практикума

1. Определите для каждой ситуации возможность заключения трудового договора или отказа в заключении и объясните свое решение:

а) 13-летний мальчик хочет устроиться на работу почтальоном с 7 до 8 часов утра;

б) 14-летняя девочка хочет устроиться на место продавщицы в аптечный киоск;

в) 17-летний юноша хочет устроиться на место грузчика в магазин, торгующий пианино и роялями;

г) 16-летняя девушка хочет устроиться на место продавщицы мороженого с 9 до 12 часов по воскресеньям;

д) 17-летний юноша хочет устроиться на место санитара, в инфекционное отделение больницы.

2. Какие нарушения вы усматриваете в ситуации?

Иван после окончания школы был принят на работу в торговое предприятие. Через месяц на него была оформлена трудовая книжка, в которую спустя два месяца был записан выговор в связи с опозданием на работу, проводимую сверхурочно.

3. Определите, кто прав.

16-летний слесарь Павлов опоздал на работу. Директор завода попросил Павлова написать объяснение и объявил ему выговор в приказе. Павлов с выговором не согласился, считая, что несовершеннолетние не подлежат наказаниям за мелкие дисциплинарные проступки.

4. Все ли действия начальника отдела кадров соответствуют нормам трудового законодательства?

Принимая на работу выпускника ПТУ, начальник отдела кадров сказал, что выпускнику требуется принести характеристику, подписанную директором ПТУ, и пройти испытательный срок для проверки его деловых качеств.

5. Правомерны ли действия руководителя?

Андрей подал заявление о расторжении трудового договора. По истечении двух недель директор завода сказал Андрею, что уволить его не может, так как не найден работник на его место.



© 2010-2022