Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания»

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал об ученике: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».

Сам того не подозревая в XIX веке Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете внедрения ФГОС второго поколения.

Как сделать так чтобы, всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалось не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?

И отсюда возникает еще одна проблема - если нет жизненной необходимости - значит нет интереса и тогда…в голове ученика - ветер, …

И как писал в одном из своих стихотворений про школьников французский писатель Клод Руа:

Если ветер, если ветер
В голове ученика,
Что ни утро, что ни вечер -
Он взлетает в облака.

Удержи его, пожалуй...
Вечно нужен глаз да глаз:
В небесах гарцует малый -
Возврати такого в класс!

С ним забот - ну просто бездна!
Весь его летучий вид
Говорит: "Сейчас исчезну!.."
Тут он! Там! Сидит! Летит!

Вот была б такая скрепка
Или специальный клей,
Чтоб они держали крепко
Улетающих детей!

Что может служить такой "скрепкой" или "клеем"? Чудодейственной скрепкой или специальным клеем является внедрение в процесс преподавания новых способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, а это есть не что иное как метапредметное обучение. Что же это такое? Все новое - это хорошо забытое старое.
Метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году. Все это отражено в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени - самой младшей - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными (Рассыпные учебники - форма учебного пособия, пытавшаяся соединить основы знания с их практическим применением). В 1930 г., как вы знаете, был введен всеобуч, а в 1932 г. метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение.

Сегодня мы вновь говорим о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий.

ФГОС ООО определяют в требованиях к результатам освоения ООП помимо предметных результатов группу метапредметных образовательных результатов.

Концепция ФГОС ООО метапредметные результаты обозначает как освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Разработчики стандартов нового поколения вкладывают в содержание метапредметных результатов, прежде всего, сформированную способность использования межпредметных понятий и универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) в учебной, познавательной и социальной практике.

В начальной школе УУД должны обеспечить овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями. В основной школе добавляются: самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории. В старшей школе дополняется овладением навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

В таблице представлены выдержки из стандарта по содержанию требований к метапредметным результатам, демонстрирующие преемственность начальной, основной и старшей школы.

Для достижения метапредметных результатов в содержание основной образовательной программы образовательного учреждения включены четыре междисциплинарные программы - «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ - компетенции обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Достижение личностных и метапредметных результатов невозможно без межпредметной интеграции.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями при изучении истории и обществознания происходит в контексте разных учебных предметов:

История - обществознание - русский язык - литература

Новые понятия (этимология);

Анализ исторических документов, фрагментов из художественных произведений;

Развитие речи;

Составление сложного плана, сравнительная характеристика, эссе

История - география

Влияние географического положения на историю общества, государства;

Использование картографического материала

История - обществознание - информатика

Использование ИКТ технологии;

Использование Интернет-ресурсов при создании проектов

История - обществознание - математика

Построение и анализ графиков, диаграмм;

Решение задач по экономике

История - обществознание - биология - экология

Биологическое и социальное в человеке;

Глобальные проблемы современности

История - литература - музыка - изобразительное искусство

Культура России (на разных этапах)

Реализация межпредметных связей помогает разносторонне раскрывать содержание всех учебных предметов в их тесной взаимосвязи.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Требования к современному уроку вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.

Какие формы и методы позволяют формировать Универсальные учебные действия обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Существует огромное количество педагогических технологий.

Я хочу остановиться на одной из них - это Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Это одна из технологий, с помощью которой мы можем совершенствовать навыки смыслового чтения и работы с текстом. А "Основы смыслового чтения и работа с текстом" это одна из междисциплинарных программ , реализация которой нацелена на достижение метапредметных результатов.

Формирование критического мышления - одна из актуальнейших задач современного обучения. Она обусловлена требованиями общества и государства к образованию.

Президент России в Послании Федеральному собранию 12 ноября 2009 г. отметил: «Главная задача современной школы - это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. ...школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации».

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиций логики и личностно-ориентированного подхода, находить в ней противоречия, умение выносить обоснованные суждения, решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.

ТРКМ состоит из 3 фаз: вызов, содержание (осмысление) и рефлексия.

ВЫЗОВ

СОДЕРЖАНИЕ

РЕФЛЕКСИЯ

"Кластер"

"Ключевые слова"

"Перепутанные логические цепочки"

"Верные и неверные утверждения"

"Вопросительные слова"

"Тонкие и толстые вопросы"


"Инсерт"

"Сводная таблица"

"Фишбоун"

"Бортовой журнал"

"Двухчастный дневник"

"Синквейн"

"Эссе"

"Телеграмма"

"Диаманта"

"Шесть шляп"

Технология развития критического мышления служит средством достижения предметных и метапредметных результатов обучения. А также способствует формированию умений и качеств, необходимых выпускнику XXI века.

Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания

© 2010-2022