Конспект урока-игры Имеем право

урок разработан в виде правовой игры. Цель: расширить представления учащихся о правах человека; формировать систему правовых знаний; воспитывать правовую культуру школьников.Для эффективной работы учащиеся разделены на команды. Им предлагаются задания, опирающиеся на Конвенцию по правам ребенка. Учащиеся вспоминают международные документы по правам человека. В ходе игры выполняются творческие задания,  рисунки по правам ребенка.  Одним из заданий является работа по сказкам, разбираются ситуации,...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Правовая игра «Имею право»

Цель:

  • расширить представления учащихся о правах человека

  • формировать систему правовых знаний;

  • воспитывать правовую культуру школьников и чувства причастности к международному мировому сообществу;

  • способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости.

Слайд С древних времен люди стояли не только перед проблемой выбора, но и необходимостью отстаивать свои права. Право древний человек отвоевывал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может стать государство. Долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник. О правах человека стали еще задумываться в Древней Греции. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН. У каждого человека - взрослого или ребенка - есть права, и все они неотъемлемы и принадлежат человеку от природы.

Сегодня я предлагаю вам не просто побеседовать о ваших правах, а посоревноваться друг с другом. Для этого вы разделились на команды. Надеюсь, что работать вы будете дружно и слаженно.

1. Для того, чтобы защитить эти права ООН приняла ряд документов по важнейшим вопросам жизни народов. Какие международные документы по правам человека вы знаете? (ответы)

В международном календаре отмечено несколько дат, посвященных правам человека. Я предлагаю вам назвать международные праздники (слайд)

1 июня (Международный день защиты детей) Впервые был проведен в 1950 г. по инициативе Международной демократической федерацией женщин
20 ноября (Всемирный день прав ребенка) Отмечается по решению ООН в ознаменование принятия 20 ноября 1959 г. Конвенции о правах ребенка
10 декабря (Международный день прав человека) В 1948 принята Всеобщая декларация прав человека, провозгласившая право каждого на жизнь, свободу и неприкосновенность.

2. Кем дано человеку право на жизнь? (ответы) В Конвенции о правах ребенка записано, что главное право каждого человека - право на жизнь». (слайд) Маленький человек - ребенок - тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности в государстве Спарта, которое славилось своими непобедимыми войнами, каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый - пусть живет. А если родился слабым, больным - вросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? (ответы)

Болезнь и слабость ребенка при рождении еще не означает, что таким он будет оставаться всю жизнь. Если хорошо питаться и заниматься спортом - можно стать сильным и выносливым. Знаменитый полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

3. В семье родился ребенок. Счастливы родители и родственники. Что должны сделать родители? (зарегистрировать ребенка и дать ему имя). Об этом праве говорится в 7 статье Конвенции о правах ребенка и статье 58 Семейного кодекса РФ. (слайд)

В Китае девочкам дают имена цветов и деревьев, а мальчикам - имена разных животных. В западной Африке обычно имена связывают с каким-то событием, произошедшим непосредственно перед рождением ребенка. На Руси ребенок получал имя в честь святого, в день которого он родился. Представьте ситуацию, что все люди без исключения не имеют имен и обращаться к ним можно только: «Эй». Назовите возможные последствия этого факта.

4. Каждый человек единственный и неповторимый. Каждый из нас уникален. Мы отличаемся друг от друга цветом глаз. Волос, полом, возрастом, привычками, национальностью, именами. Кто-то любит цветы, а кто-то животных. Кто-то скромен, кто-то болтлив. Все мы разные. То есть у каждого человека есть особенности, которые отличают его от всех других людей. Эти отличительные качества называются индивидуальностью человека. В статье 8 Конвенции говорится об уважении права ребенка на сохранение своей индивидуальности. Я предлагаю вам за одну минуту нарисовать свой портрет, в котором вы должны раскрыть свою индивидуальность.

Рисунки прикрепляются к ватману.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать свое мнение, свободно выбирать путь и верить в собственную особенную предназначимость и уникальность. Но мы с вами являемся частичкой, образующей класс. Наши отдельные «Я» составляют общее «МЫ». «МЫ» существовать без «Я» не может. «МЫ»- это только все вместе!

Слово «МЫ» вписывается на свободном месте ватмана.

5. Перед вами перечень прав. Вам необходимо определить какие права человек получает 1 группа - с рождения, с 14 , 2 группа - 16, 18 лет. (слайд)

1.Имеет право быть членом кооператива или акционерного общества.

2. Имеет право на вступление в брак

3. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту.

4. Имеет право на самостоятельное заключение трудового договора и 36-часовой рабочий день.

5. Имеет право на трудоустройство в летнее и каникулярное время.

6. Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительной причины.

7. Имеет право на собственность.

8. Имеет право избирать и быть избранным

9. Имеет право на заключение мелких бытовых сделок.

10. Имеет право управлять мопедом или скутером при езде по дорогам.

11. Имеет право на получение образования.

12. Имеет право заключать любые сделка, приобретая для себя новые права и обязанности.

13. Имеет право самостоятельно обратиться в суд для защиты своих интересов.

14. Имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией.

15. Имеет право на защиту чести и достоинства.

16. Имеет право быть организатором митинга, шествия, демонстрации.

с рождения- 3, 7, 11, 15

с 14 лет- 5,9,13,14

с 16 лет - 1,4,6,10

с 18 лет - 2,8,12,16

6. Задание блиц-опрос

  1. Законодательно установленная возможность получать какие-либо блага, иметь условия для комфортной жизни (права)

  2. Возможность человека действовать самостоятельно без чьей-либо санкции (свобода)

  3. Законодательно закрепленные требования к человеку, исходящие от государства или общества (обязанности)

  4. Основной закон государства, определяющий устройство общества и государства, права, свободы и обязанности граждан (Конституция)

  5. Юридическая профессия, суть которой заключается в оказании юридической помощи и защите интересов граждан и организаций (адвокат)

  6. Орган государства, осуществляющий правосудие, применяющий меры наказания к виновным (суд)

7. Все мы в детстве любили читать и слушать сказки. Но оказывается, что даже в сказках права героев иногда нарушаются. Сейчас вам предстоит определить какие права сказочных героев нарушены. (слайды)

  1. Посадила лиса Жихарку на лопату и попыталась засунуть в печь , желая съесть к обеду. Какое право хотела нарушить лиса? (право на жизнь)

  2. Осталась Крошечка-Хаврошечка сиротой маленькой, взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работой каждый день занудили, заморили- она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. А были у хозяйки три дочери большие. Но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть, а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. Какое право человека было нарушено в этой сказке? (право на отдых и досуг)

  3. Сел Медведь на Теремок и раздавил его. Выскочили звери из теремка и разбежались кто куда. Какое право зверей нарушил Медведь? (право на неприкосновенность жилища)

  4. Папа Карло очень хотел, чтобы Буратино учился в школе и стал самым умным. Но в той стране, где он жил, образование могли получить только те, у кого были деньги. Пришлось Папе Карло продать свою куртку, чтобы купить азбуку для Буратино. О каком праве мечтал папа Карло? (право на образование)

  5. Гуси-лебеди унесли братца Иванушку к Бабе Яге за тридевять земель в тридесятое царство и посадили под замок в избушку на курьих ножках. (Право на свободу)

  6. Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная. Пришла весна-красна - у лисицы избенка растаяла, а у зайчика стоит по- старому. Лиса попросилась у зайчика погреться да зайчика-то и выгнала. Идет зайчик да плачет… (Право на жилище)

8. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность наделенную правами. Я предлагаю вам изобразить права ребенка, закрепленные в Конвенции в виде рисунка.

Ст. 31 Все дети имееют право играть и отдыхать в таких условиях, которые способствуют их творческому и культурнрму развитию, занятием искусством, музыкой, театральными постановками.

Ст. 28. Все дети имеют право на образование, которое дает возможность развития личности ребенка.

Ст. 9 Все дети имеют право жить со своими родителями, за исключением случаев, когда это невозможно.

Как только ребенок появляется на свет, он наделяется правами. (слайд)

В детстве нет забот, становясь взрослее, ты начинаешь чувствовать и свои обязанности. Появляются проблемы, которые ты должен решать только сам. Сейчас ваша задача - хорошо учиться, получать знания, развивать способности, потому что в будущем вам управлять нашей великой страной Россией. Вы должны быть не пассивными созерцателями происходящего, а активными творцами, в силах которых изменить настоящее вмешательством в настоящее. Растите достойными людьми.

Спасибо за работу во время классного часа. Мне было приятно с вами работать.


© 2010-2022