- Преподавателю
- Обществознание
- Вопросы современного обществознания 11 класс
Вопросы современного обществознания 11 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цыганкова А.О. |
Дата | 02.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
имени героя Советского Союза С.И. Гусева
Программа элективного курса
«Вопросы современного обществознания»
для 11 класса
учитель первой квалификационной категории
учитель истории и обществознания
Цыганкова А.О.
Гусев
2014
Пояснительная записка
Изучение обществознания в старшем звене предполагает использование признанного в науке подхода к обществу как целостной системе, включающей в себя четыре подсистемы (сферы): экономическую, социальную, политическую, духовную. Каждая из названных подсистем имеет сложную структуру, сферы общественной жизни находятся в тесном взаимодействии, постоянно изменяются либо трансформируются в качественно новые объекты обществоведческой науки. В связи с этим появляются темы, проблемы, которые не имеют однозначной трактовки, сложны для понимания 11-классников.
Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников аспектов современного обществознания, в результате чего будет происходить систематизация имеющихся у учащихся обществоведческих знаний, формироваться собственная позиция по изученным темам, вырабатываться алгоритм решения соответствующих тестовых заданий. Элективный курс способствует качественной подготовке учащихся 11 классов к правильному решению экзаменационных тестов в формате ЕГЭ.
Цель элективного курса «Вопросы современного обществознания»: освоение системы обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки к ЕГЭ.
Задачи курса:
1) На основе изучения и повторения ключевых проблем современного обществознания систематизировать и обобщить предметные знания учащихся.
2) Повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, исследовательской и проектной деятельности.
3) Способствовать воспитанию учащихся в духе гуманизма, правосознания, активной жизненной позиции.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать:
- обществоведческую терминологию;
- ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;
уметь/владеть:
- способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;
- решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;
- способами работы с различными видами информации;
- обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;
- выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.
- создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.
Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами: - частично-поисковый, исследовательский, проектный.
Оценивание результатов освоения элективного курса: будет производиться на основании выполнения и защиты итоговой творческой работы по одной из предложенных тем.
Комбинируются различные виды контроля знаний: текущий контроль, тематический, обобщающий.
Структура элективного курса: рассчитан на 34 учебных часа (в том числе: 1 полугодие: 16 занятий, II полугодие - 18 занятий).
Календарно-тематическое планирование элективного курса для 11 класса
«Вопросы современного обществознания»
№
п/п
Наименование раздела (темы).
Содержание занятия
Кол-во часов
Формы и приемы
обучения
Образовательный
продукт
Дата
занятия
1
2
3
4
5
6
Общество
6 ч.
1
Системное строение общества
1
лекция, работа с документами, дискуссия
конспект, схема структуры общества
2
Многовариантность общественного развития
1
альтернативно-проектное моделирование
модель развития событий
3-4
Типология обществ
2
практикум, работа с документами
заполнение
таблицы
5
Глобальные проблемы человечества
1
практикум, работа с документами и СМИ, выполнение заданий блока С ЕГЭ
выполнение
интеллект-карты, выполнение заданий ЕГЭ
6
Социальные институты
1
лекция, практикум, дискуссия
конспект, правильное решение задания, формулирование собственной позиции
Человек
2 ч.
7
Социализация индивида
1
лекция, дискуссия, решение проблемных заданий, написание эссе
конспект, составление опорных схем, правильное решений заданий
8
Свобода и ответственность личности
1
работа с документами, написание эссе, выполнение творческих заданий, элементы дискуссии
правильное выполнение письменных заданий, опыт публичной защиты
Познание
2 ч.
9
Истина и ее критерии. Относительность истины
1
работа с документами, решение тестов ЕГЭ
правильное выполнение заданий
10
Научное познание. Формы научного познания
1
практикум, работа с документами, выполнение
интеллект-карты
правильное выполнение заданий
Духовная жизнь общества
5 ч.
11
Культура и духовная жизнь
1
работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ
тезисы темы;
написание эссе
12
Роль СМИ в современном обществе
1
просмотр видеофильма, дискуссия, элементы деловой игры «Я - журналист»
опыт публичной защиты, графическое изображение изученного материала
13
Наука и ее роль в обществе
1
лекция, работа с документами
конспект
14
Роль религии в жизни общества
1
просмотр видеофильма, дискуссия
формирование собственной позиции, опыт публичной защиты
15
Тенденции духовной жизни современной России
1
дискуссия с элементами моделирования
составление интеллект-карты
Экономика
6 ч.
16
Экономика потребителя и производителя
1
решение проблемных заданий, дискуссия
правильное выполнение заданий
17
Роль государства в экономике
1
лекция, работа с документами, решение заданий ЕГЭ
конспект, правильное выполнение заданий
18
Ценные бумаги
1
практикум
правильное выполнение заданий
19
Деньги и денежная система государства
1
лекция, составление опорных схем, решение заданий
конспект, правильно выполненные схемы и задания
20
Регулирование спроса и предложения
1
практикум
опорные схемы и графики
21
Рынок труда (зарплата, стимулирование труда, безработица)
1
решение познавательных задач, дискуссия
правильное решение задач, формирование собственного мнения
Социальные отношения
4 ч.
22
Социальные группы, их классификация
1
практикум
заполнение таблиц, схем
23
Неравенство и социальная стратификация
1
лекция, работа с документами, выполнение заданий ЕГЭ
написание эссе
24
Социальный конфликт и пути его разрешения
1
деловая игра
защита собственного мнения, опыт публичной защиты и работы в группе
25
Проблемы межнациональных отношений и политики современных государств
1
работа с документами, решение заданий ЕГЭ
правильно выполненные задания, опорная схема темы
Политика
3 ч.
26
Власть, ее происхождение и виды
1
лекция, работа с документами, дискуссия
конспект
27
Политическая система государства
1
лекция, решение заданий ЕГЭ
правильно решенные задания, опорная схема
28
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России
1
семинар
опыт публичной
защиты
Право
2 ч.
29
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
1
работа с документами, дискуссия
опорная схема, опыт публичной защиты
30
Международный механизм защиты прав человека в современном мире
1
деловая игра
«Судебное заседание»
опыт групповой работы, опыт публичной защиты
31-32
Подготовка творческой работы
2
сбор информации, её анализ, систематизация, оформление творческой работы
формирование авторского замысла, варианта оформления и способа защиты творческой работы
33-34
Защита творческой работы
2
семинар
опыт публичной защиты и критической оценки
Итого:
34 ч.
Используемый учебно-методический комплекс
учебники:
-
Обществознание: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. - 4 (5)-е изд. - М.: Просвещение, 2010.
-
Обществознание: учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений: базовый уровень /Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. - 4 (5)-е изд. - М.: Просвещение, 2008-2010.
-
Экономика: базовый курс: Учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2007-2010.
-
Обществознание. Глобальный мир в XXI в. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений /Л.Н. Поляков и др. - М.: Просвещение, 2008-2010.
пособия:
-
Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ /П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. - М.: ACT : Астрель, 2009.
-
Бабленкова И.И. Обществознание: весь курс: для выпускников и абитуриентов. - М.: Эксмо, 2009.
-
Тесты по обществознанию /Под ред. А.Л. Бойко. - Ростов-на Дону: издательский центр «МарТ», 2003.
методические пособия для учителя:
-
Обществознание. Глобальный мир в ХХ1 в.: Книга для учителя /под ред. Л.В.Полякова. -
М.: Просвещение, 2008.
-
Международное-гуманитарное право: учебно-методические материалы к курсам права и обществознания. - М.: ФРИИ МП ФЗ, 2007.
-
материалы журнала «Преподавание истории и обществознания в школе».
-
//pish.ru - методический портал «Преподавание истории в школе»
пособия для учащихся:
-
Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах. - М.: Эксмо, 2012.
-
Головистикова А.Н. Правоведение в схемах и таблицах. - М.: Эксмо, 2008-2010.
-
Задания ЕГЭ. Обществознание. - М.: ФИПИ, 2013-2014.