Комплект материалов по ОДП. 21. Право по теме: 2. 13. Экологические права и обязанности граждан

"Описание материала: "Урок по ОДП.21. "Право по теме 2.13. Экологические права и обязанности граждан разработан в соответствии с ФГОС третьего поколения и учитывает требования нового стандарта. В данной разработке урока основной акцент сделан на самостоятельное формулирование обучающимися темы урока, цели, содержания учебного материала, который планируется изучить в аудитории. Большое внимание педагогом уделяется на просмотр видеороликов, посвященным экологическим проблемам и их обсуждение с точ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Тюменской области

«Тобольский многопрофильный техникум»



СОГЛАСОВАНО:

Председатель цикловой комиссии

___________________ Е.Г. Караваева

Протокол от «__» ________ 2014 г. №____

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по ВРиСВ

_________________ Т.В. Вязигина

«__» ________ 2014 г.









Методическая разработка урока

по дисциплине: ОДП.21. Право

по теме 2.13. Экологические права и обязанности граждан




Автор-разработчик:

Княжева Вера Витальевна, преподаватель общественных дисциплин I квалификационной категории государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Тюменской области «Тобольский многопрофильный техникум»

Группа: ТПТ 13-1

Курс: 1

Дата проведения: 27.01.2014


Сумкино 2014

Пояснительная записка


Урок по ОДП.21. Право по теме 2.13. Экологические права и обязанности граждан разработан в соответствии с ФГОС третьего поколения и учитывает требования нового стандарта. В данной разработке урока основной акцент сделан на самостоятельное формулирование обучающимися темы урока, цели, содержания учебного материала, который планируется изучить в аудитории. Большое внимание педагогом уделяется на просмотр видеороликов, посвященным экологическим проблемам и их обсуждение с точки зрения экологии и права. В методической разработке урока внимание обучающихся акцентируется на содержании Конституции РФ, ФЗ «Об охране окружающей среды», и других источниках в области экологического права. Практико-ориентированный подход, реализуется через обсуждение проблемных вопросов и самостоятельное изучение видов юридической ответственности за нарушение норм экологического права. А также решение юридических задач и рассмотрения ситуаций, которые достаточно часто возникают в жизненной практике и требуют юридического комментария. Разработка урока имеет логическую структуру и целесообразное распределение учебного время отведенного на каждый этап урока. К методразработке подготовлены приложения, необходимые для организации подобного рода занятия, а также презентационный материал, сопровождаемый яркими слайдами в целях акцентирования внимания обучающихся на отдельных фрагментах урока и лучшего восприятия изучаемого материала. Организация внеаудиторной самостоятельной работы направлена на изучение дополнительного материала, выявления экологических правонарушений и применение соответствующих санкций к нарушителю.







План урока теоретического обучения

по ОДП.21. Право»


Тема раздела: 2. Основы конституционного права Российской Федерации

Тема урока: 2.13. Экологические права и обязанности граждан

Цели урока:

  1. Объяснить сущность эколого-правового механизма применяемого в РФ.

  2. Продолжить формирование навыков работы с учебной и юридической литературой.

  3. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде и формировать правовую культуру в области экологического права.

Тип урока: изучения нового материала

Вид урока: комбинированный (лекция/беседа)

Метод обучения: устный/письменный/наглядный

Форма организации познавательной деятельности: фронтально-групповая/индивидуальная

Средства обучения: ТСО: компьютер, проектор, экран; мультимедиа: презентация, видеофильм «Хранилище радиоактивных отходов»; литература: Яковлев А.И. Основы правоведения. - М.: ИЦ «Академия», 2008;. Певцова Е.А. Право для проф. и спец. социально-экономического профиля. - М.: ИЦ «Академия». - 2011. - 400 с.; Конституция РФ; закон; ФЗ «Об охране окружающей среды»; наглядность: таблица; карточки с заданиями; фотографии.

Метод контроля: устный / письменный

Межпредметные связи: ОДБ.05. Обществознание, ЕН.02. Экологические основы природопользования.

Хронометраж урока: 45 минут

Знания: 1, 2.

1. права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента);

2. механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесс в России.

Умения: 1, 3, 5.

1. правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);

3. объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;

5. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности.

Общие компетенции: ОК.04, ОК.05, ОК.06, ОК.08.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач и личностного развития.

ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Структура урока

Организационный момент


Актуализация опорных

знаний

Формирование ориентировочных основ знаний

Первичное закрепление нового материала


Домашнее

задание и инструкции

по его выполнению

Подведе-ние итогов

урока

Рефлексия

2 мин.

3 мин.

35 мин.

2 мин.

1 мин.

1 мин.

1 мин.

Преподаватель _________________ В.В. Княжева

Подпись Ф.И.О.

Ход урока


  1. Организационный момент (2 мин.)

    1. Приветствие обучающихся.

    2. Определение отсутствующих.

    3. Проверка готовности обучающихся к уроку.

    4. Организация внимания.


  1. Актуализация опорных знаний (3 мин.)

Устный опрос:

  1. Объясните, что такое выборы?

  2. С какого возраста можно принимать участие в выборах?

  3. Назовите основные функции выборов.


  1. Формирование ориентировочных основ знаний (35 мин.)

    1. Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права.

    2. Права и обязанности граждан в области экологии.

3. Ответственность за экологические правонарушения.

1. Экологическое право как отрасль права. Источники экологического права (13 мин.).

Просмотр видеофильма «Хранилище радиоактивных отходов».

Вопросы к видеофильму и подведение обучающихся к самостоятельному формулированию темы, цели и содержания урока:

  1. Понравился вам видеофильм?

  2. Какой проблеме посвящен данный видеофильм?

  3. Заставил ли он вас задуматься о существующих экологических проблемах человечества?

  4. Как вы думаете, о чем пойдет у нас речь на уроке? Какую тему мы будем рассматривать?

  5. Для чего мы будем изучать эту тему?

  6. Как вы думаете, какие вопросы на этой теме мы будем с вами обсуждать?

Преподаватель.

Вопросы охраны окружающей среды на сегодняшний день стоят очень остро, государство делает все возможное, чтобы сберечь и защитить ресурсы. Но и от экологической культуры граждан зависит состояние природных ресурсов, их степень загрязненности и осознание необходимости бережного отношения к природным объектам, как источнику жизни на земле. Экологи из Великобритании озвучили интересные выводы: если человек исчезнет с лица Земли, то она вполне успешно восстановится, и феноменально быстро для планеты - за одну тысячу лет. Земля без особых усилий сотрёт с себя все следы пребывания человека, несмотря на то, как он её изменил. Земля нам нужнее, чем мы ей!

Сегодня на уроке, мы будем рассматривать экологические проблемы и правовую ответственность за несоблюдение законодательства в области охраны окружающей среды.

Экологическое право - это комплексная отрасль российского права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Выделение экологического права в самостоятельную отрасль в России произошло в конце 80-х - начале 90-х гг. XX века.

Вопрос обучающимся. Есть такая наука, как экология, с которой вы уже знакомы из курса биологии, вспомните, что изучает данная наука?

Экология (от греч. дом, жилище, местоприбывание) - наука об отношениях организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.

Термин экология был предложен в 1866 г. известным немецким биологом-эволюционистом Э. Геккелем.

Преподаватель.

Предметом экологического права являются экологические отношения, возникающие между гражданами, организациями и государством по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования природных богатств в целях сохранения окружающей среды в интересах граждан, общества и государства.

Основные принципы экологического права изложены в статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013):

- охрана жизни и здоровья человека, обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения;

- научно-обоснованное сочетание экологических и экономических интересов об обществе, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду;

- рациональное использование природных ресурсов;

- соблюдение требований природоохранительного законодательства;

- гласность в работе и тесная связь с общественными организациями и населением в решении природоохранительных задач;

- международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и др.

Правовой основой государственной политики в сфере природопользования является Конституция РФ.

Кроме указанных источников в области экологического права, важными источниками являются, такие как:

- Закон «Об окружающей природной среде»;

- Закон РСФСР «Об охране атмосферного воздуха» от 14 июля 1982 г.;

- Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;

- Федеральный закон «О недрах» от 8 февраля 1995 г.;

- Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 г.;

- Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г.;

- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г.;

- Федеральный закон «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.;

- Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;

- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23 ноября 1995 г., которые содержат нормы экологического права и применяемую ответственность за несоблюдение правовых норм.

Следует отметить, что в качестве объектов особой охраны определены: государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, редкие или находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных и места их обитания.

Преподаватель. Вспомните и назовите памятники природы, заповедники, парки и т.д., которые охраняются государством.

Деградация окружающей природной среды губительно влияет на здоровье человека и его генетический фонд, продолжительность жизни, здоровье людей. По статистике, более 20% территории России находится в критическом экологическом состоянии. Свыше 70 млн чел дышат отравленным воздухом. Около 50% населения России пью воду, не соответствующую гигиеническим требованиям.

Преподаватель. Посмотрите видеофрагмент «Ребенок с генетическими и физическими отклонениями».

Обмен мнениями и впечатлениями обучающихся об увиденном видеофрагменте.

2. Права и обязанности граждан в области экологии (8 мин.).

Преподаватель. Как вы думаете, какие права имеют граждане в области экологии?

Преподаватель. А какую ответственность несут граждане за нарушения норм экологического права?

В статье 9 Конституции РФ установлено, что земля и природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституция РФ).

Но не стоит забывать и о конституционной обязанности граждан, о которой говорится в статье 58 Конституции РФ, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Демонстрация таблицы на слайде «Права и обязанности граждан по охране окружающей среды» и ее обсуждение с обучающимися.

Обязанности граждан

Права граждан

1. принимать участие в охране окружающей среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установление нормативов качества окружающей среды.

1. создавать общественные объединения по охране окружающей среды и т.п., вступать в члены таких объединений и фондов, вносить в них свои трудовые сбережения.

2. своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства.

2. принимать участие в собраниях, митингах, пикетах и т.д. по охране окружающей среды, излагать свое мнение, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями по вопросам охраны окружающей среды, требовать их рассмотрения.

3. постоянно повышать уровень знаний о природе, экологическую культуру.

3. требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.

4. содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения.

4. требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологических вредных объектов и т.д., оказывающих отрицательное воздействие на окружающую среду и здоровье человека.

5. ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причинению здоровью и имущества граждан экологическим правонарушением.

3. Ответственность за экологические правонарушения (11 мин.).

За экологические правонарушения, т.е. виновные противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей среде и здоровью человека, должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законом или иными законодательными актами РФ и субъектов РФ.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан и народному хозяйству в результате загрязнения окружающей среды, порчи, уничтожения, повреждения, нерационального использования природных ресурсов, разрушения естественных экологических систем и другие экологические правонарушения, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Экологическое правонарушение - виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Преподаватель. Рассмотрите схему «Экологическое правонарушение». Обратите внимание виды ответственности за экологическое нарушение норм права и применяемые виды ответственности. Начертите схему в конспект.

Комплект материалов по ОДП.21. Право по теме: 2.13. Экологические права и обязанности граждан

Преподаватель. Опираясь на схему «Экологические правонарушения» и раздаточный материал (Приложение 1) самостоятельно заполните таблицу «Виды юридической ответственности и применяемые взыскания за экологические правонарушения»:

Вид юридической ответственности

статьи кодексов РФ

Применяемые взыскания

Дисциплинарная

Ст. 192 - 195 ТК РФ

- замечание;

- выговор;

- увольнение;

- лишение премии и иных средств поощрения.

Материальная

Ст. 232 - 250 ТК РФ

- материальное возмещение.

Административная

Гл. 8 КоАП РФ

- предупреждение;

- административный штраф;

- возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

- дисквалификация.

Гражданско-правовая

Ст. 15 и 1064 ГК РФ

- материальное возмещение вреда, причиненного среде, здоровью и имуществу граждан.

Уголовная

Ст. 246 - 262 УК РФ

- штраф;

- ограничение свободы;

- арест;

- лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- исправительные работы;

- лишение свободы.

Юридическая ответственность за нарушение природоохранного законодательства является одним из действенных средств защиты природы. Экологическая ответственность - эколого-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде. Государственное управление в области охраны окружающей среды осуществляют Правительство РФ и специальные органы федеральной исполнительной власти. В соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. и от 22 мая 2004 г. о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти основным органом управления в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов РФ.

Преподаватель.

Объединитесь в две подгруппы и рассмотрите нижеприведенные фотографии, на которых запечатлены экологические правонарушения и заполните таблицы.

1 подгруппа рассматривает фотографию «Незаконная вырубка леса» (Приложение 2).

Комплект материалов по ОДП.21. Право по теме: 2.13. Экологические права и обязанности граждан

Незаконная вырубка леса

Какое правонарушение совершено?

Незаконная вырубка леса

Нормы, какого закона запрещают производить незаконную вырубку леса?

Лесного кодекса РФ

Какие действия необходимо совершить, чтобы зафиксировать факт правонарушения?

- выявить место вырубки;

- выявить нарушителя;

- составить протокол об административном правонарушении.

Какой вид юридической ответственности наступает за данный вид правонарушения?

административный

2 подгруппа рассматривает фотографию «Вывоз мусора в неустановленное место» (Приложение 3).

Комплект материалов по ОДП.21. Право по теме: 2.13. Экологические права и обязанности граждан





























Вывоз мусора в неустановленное место

Какое правонарушение совершено?

Вывоз мусора в неустанолвенное место

Нормы, какого закона запрещают вывозить мусор в неустановленное место?

Закон «Об окружающей природной среде»

Какие действия необходимо совершить, чтобы зафиксировать факт правонарушения?

- выявить место свалки;

- выявить нарушителя;

- составить протокол об административном правонарушении.

Какой вид юридической ответственности наступает за данный вид правонарушения?

административный

Таким образом, в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» главным направлением работы по оздоровлению и улучшению качества окружающей природной среды является обеспечение экологической безопасности населения, разработка и принятие нормативов предельно допустимых вредных воздействий, а также экологического контроля за их соблюдением и ответственностью за их невыполнение. Центральной темой закона является человек, охрана его жизни и здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды.


  1. Первичное закрепление материала (5 мин.).

Юридический практикум.

Работа организуется в двух подгруппах, каждая подгруппа решает предложенную юридическую задачу.

Юридическая задача 1 (Приложение 4).

Житель дома №20 Иванов В. вынес мусор из квартиры в урну на улице возле дома. Специалист ЖКХ Жилкин П. требует от гражданина Иванова В. Вынести мешок с мусором в контейнер, который стоит на специальной площадке за домом. Законно ли поведение гражданина Иванова В. И. и специалиста ЖКХ Жилкина П. Прокомментируйте ситуацию с точки зрения закона.

Решение задачи: гражданин Иванов В. нарушил правила содержания придомовой территории, эти «Правила» должны быть оформлены и размещены в подъездах домов ЖКХ (доведены до жителя, который должен их соблюдать). К Иванову В. могут быть приняты меры административного воздействия в виде штрафа, вынесенного административной комиссией данного муниципального образования по представлению ЖКХ.

Юридическая задача 2 (Приложение 5).

Сидоров А. составил заявление о том, что котельная дымит и загрязняет атмосферу - он обратился в СЭС и запросил информацию о концентрациях загрязнения и в администрацию к мэру города. Прошел месяц из СЭС ответа Сидоров А. не получил. Из администрации ответили, что котельная важный объект для города, ни смотря на загрязнения окружающей среды.

Решение задачи: Нарушитель - СЭС не предоставило информацию о загрязнении атмосферного воздуха (нарушено право гражданина на получение достоверной информации), нарушение администрацией муниципального образования права гражданина на получение информации о мерах, принимаемых к предприятию.


  1. Домашнее задание и инструкция по его выполнению (1 мин.)

Певцова Е.А.: - п. 13 - с. 120 - 133;

Яковлев А.И.: - гл. 23-25 - С. 259-274;

- записи в конспекте;

- термины, понятия;

- по дороге домой - выявите экологическое правонарушение. Определите, какую ответственность можно применить к правонарушителю. При определении санкции за нарушение, каким законом будете пользоваться?

- подготовиться к уроку-семинару «Экологическое состояние г. Тобольска» по следующим темам (5-7 минутные выступления обучающихся):

1. Экологические проблемы нашего города.

2. Меры по охране окружающей среды (на примере нашего города).

3. Промышленные предприятия нашего города и окружающая среда.

4. Достаточно ли в нашем городе скверов и парков?

5. Насколько наш город нуждается в зеленых насаждениях, уборке территории?


  1. Подведение итогов урока (1 мин.)

Выставление оценок в журнал теоретического обсуждения и их комментарии.


  1. Рефлексия (1 мин.)

Обучающиеся поднимают карточку соответствующего цвета с изображением смайликов и на оборотной стороне карточки характеризуют урок со своей точки зрения, например: интересный, веселый, познавательный, не интересный, слишком сложный и т.п. Красная карточка с изображением улыбающегося смайлика означает, что урок обучающемуся понравился, зеленая карточка с изображением обиженного смайлика обозначает, что, по мнению обучающегося урок ему не понравился.

Литература


1. Конституция РФ. - М.: Айрис-пресс, 2012. - 64 с.

2. Певцова А.Е. Право. Учебник для профессий и специальностей социально-экономического профиля. - М.: ИЦ «Академия», 2011. - 400 с.

3. Шкатулла В.И. Основы права. Учебное пособие. - М.: ИЦ «Академия», 2010. - 228 с.

4. Яковлев А. Основы правоведения. Учебник для учащихся начальных профессиональных учебных заведений. - М.: ИЦ «Академия», 2009. - 336 с.

Интернет-ресурсы


5. Конституция РФ 1993 г. - (vladrieltor.ru/constitution).

6. Источники экологического права. - (vsempomogu.ru/urist/ecopravo/666-11.html).

7. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 28.12.2013). -(base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=157031;fld=134;dst=4294967295;rnd=0.0008262123338793614;from=148187-0).

8. Экологическое право. - (znanie.podelise.ru/docs/87575/index-8859-4.html).


© 2010-2022