- Преподавателю
- Обществознание
- Календарно-тематическое планирование Человек. Общество. Право. (10 класс)
Календарно-тематическое планирование Человек. Общество. Право. (10 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Говорухина Л.В. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование составлено на основе учебной программы, утвержденной приказом Министра образования и науки Республики Казахстан №115 от 3 апреля 2013 года. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012г. №1080.
Цели обучения учебного предмета:
-
формирование научных знаний о структуре, основных элементах и исторических типах мировоззрения, роли философии в жизни человека и общества, познавательном отношении человека к миру, месте человека в системе общественных отношений и их правовом регулировании.
-
воспитание гражданской позиции, высоких нравственных качеств и любви к своей Отчизне.
Задачи обучения:
-
формирование понятий и закономерностей общественного развития;
-
понятий о философии как культуре ума, специфике философских вопросов и ответов;
-
выявление связей между чувственным и рациональным познанием мира, между религиозным и научным познанием, между философией и антропологией;
-
знание ценностей, свобод и прав человека, умение давать им оценку;
-
формирование высоких моральных качеств, активной гражданской позиции и патриотизма, философского взгляда на природу и человека;
-
соблюдение толерантности в этнических и межличностных отношениях;
-
воспитание политической и правовой культуры на основе знаний законов общественного развития;
-
знание законодательных норм частного и публичного права, основ социологии, политологии, экономической теории, юриспруденции;
-
оперирование научной, правовой терминологией;
-
развитие у школьников навыков критического мышления;
-
способности решать все виды проблем с помощью исследовательских методов.
Межпредметные связи:
-
«Казахский язык и литература», художественные произведения, посвященные человеку, смыслу и целям человеческой жизни, раскрытию таких понятий как совесть, честь, достоинство и долг человека, трудовой деятельности людей и ее влиянию на природу;
-
«Всемирная история», знания о первобытном обществе, древних государствах, происхождении языка и речи, человека, рода, племени, зарождении религиозных представлений и мировых религий, формировании наций, национальных государств, гражданского общества;
-
«История Казахстана», знания о кочевой цивилизации, хозяйстве, религии, обычаях и традициях казахского народа, влиянии исламской религии на развитие культуры, обычное право казахов «Жеты жаргы»;
-
«Физика», знания о строении Земли, времени, пространстве и материи, влияния физических процессов на человека и общество;
-
«Биология», знание о возникновении человека и человеческого общества, взаимосвязи природы и человека;
-
«География», знания о природных ресурсах, их эффективном использовании, законах Республики Казахстан, направленных на защиту природы Казахстана, мероприятиях по защите природы на международном уровне.
Объем учебной нагрузки по предмету в классах естественно-математического направления составляет 1 час в неделю (34 часа в год).
Требования к уровню подготовки учащихся
Уровень подготовки обучающихся оценивается с учетом трех аспектов: предметные результаты, личностные результаты, системно-деятельностные результаты.
Предметные результаты. Учащиеся должны знать:
-
основные элементы и структуру мировоззрения;
-
исторические типы мировоззрения - мифологический, религиозный и философский;
-
проблемы познаваемости мира, происхождение науки;
-
современное понятие об образовании;
-
ценности в жизни человека и проблема выбора ценностей;
-
ответственность человека за личный и социальный успех;
-
причинно-следственные связи общественно-политических, социально-экономических и культурных процессов в обществе;
-
роль рыночной экономики в обществе, взаимосвязь экономики и поведения рыночных субъектов;
-
законы предложения и спроса, источники доходов, факторы производства, антимонопольную политику государства;
-
основы демократической политики - выборы, референдум, местное самоуправление, общественные и политические организации;
-
процесс правового регулирования общественных отношений и основные отрасли частного и публичного права;
-
правовые отношения в обществе, свободы, права, обязанности;
-
современные версии и трактовки основных закономерностей в развитии общества;
-
социальный статус личности, социальную структуру общества;
-
особенности рыночной экономики, поведение потребителей и производителей;
-
политическую систему общества, признаки, формы государства, политические режимы, основы демократической политики;
-
основы духовной культуры человека, духовные ценности общества, нравственные основы личности, функции воспитания и образования;
-
роль религии в жизни современного общества;
-
права и обязанности человека и гражданина;
-
механизмы защиты прав и свобод человека в Казахстане и международно-правовую защиту прав человека;
-
основные отрасли частного и публичного права.
Учащиеся должны уметь:
-
объяснять сущность политики государства;
-
объяснять философский взгляд на природу, общество и человека;
-
анализировать, обобщать материал по изучаемой теме, выделять главное в социологии, политологии, экономике, юриспруденции;
-
давать самостоятельную оценку позитивным и негативным явлениям в жизни общества;
-
аргументированно выражать личную точку зрения по экономическим, социальным, политическим, культурным и правовым вопросам;
-
критически анализировать источники информации, анализировать информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
-
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
-
участвовать в дискуссиях по актуальным общественным и правовым проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации полученные сведения;
-
определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни, соотносить свои действия и поступки окружающих с существующими формами социального поведения;
-
выявлять закономерности и причинно-следственные связи развития социальных общностей, социальных групп, социальных норм;
-
находить оперативную информацию в различных источниках о развитии экономики, политической системы общества, многообразии культуры и т.д.;
-
анализировать и обобщать моральные, этические, нравственные и правовые нормы;
-
давать характеристику и оценивать материальное производство и деятельность государственно-правовых институтов общества.
Личностные результаты отслеживаются в форме психолого-педагогического мониторинга уровня воспитанности, социализации и духовно-нравственного, творческого и физического развития обучающегося и фиксируются в его портфолио. Личностные результаты отражаются в:
-
проявлении уважения к Конституции Республики Казахстана, к законам и правопорядку;
-
проявлении активной гражданской позиции, высоких патриотических чувств, готовности служения своей Родине и защите ее интересов;
-
владении государственным и родным языками, уважении к истории, культуре и традициям, другим ценностям казахского народа и других этносов, проживающих на территории Казахстана;
-
стремлении беречь и приумножать природу родного края, проявлении активной позиции в охране окружающей среды;
-
ведении здорового образа жизни, навыков сохранения своей безопасности и безопасности окружающих людей;
-
проявлении высокой культуры человеческого общения, соблюдении этических норм;
-
мотивированности и способности к самообразованию и самореализации и созидательному труду;
-
уважении к старшему поколению и заботе о младших, проявлении доброты и чуткости к другим;
-
умении адекватно оценивать особенности социальной среды, противостоять антиобщественным явлениям, воздействиям идеологического, противоправного и религиозного характера.
Системно-деятельностные результаты определяются достижениями обучающегося по предметным олимпиадам, курсам по выбору, выполнению творческих учебных проектов, а также другим видам исследовательской деятельности и фиксируются в его портфолио. Системно-деятельностные результаты отражаются в:
-
владении системой знаний по основам наук и сферам применения научных достижений для прогресса человеческого общества;
-
умении анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию, составлять опорные конспекты, схемы, таблицы, писать рефераты, рецензии;
-
умении самостоятельно работать с новым материалом, заниматься исследовательской работой;
-
владении методами познания, проектирования, конструирования и исследования, творческого применения;
-
владении современными информационно-коммуникационными технологиями;
-
владении развитыми коммуникативными способностями, полиязычной культурой.
№ р/н
№ п\п | Үйрену-дің күнтізбе-лік мерзімі
Календарные сроки изучения | Бөлімдер мен тақырыптардың атаулары
Наименование разделов и тем | Сабақ типі
Тип урока | Сағат саны
Количество часов
| Сабақта оқушылардың өзіндік жұмыстарының түрі
Вид самостоятельной работы учащихся на уроке | Оқытудың көрнекілік құралдары мен техникалық жабдықтары
Наглядные пособия и технические средства обучения | Негізгі және қосымша әдебиеттермен көрсетілген үй тапсырмасы
Домашнее задание с указанием основной и дополнительной литературы | Сағаттар саны
Количество данных часов |
Раздел 1. Человек и мир (9 часов)
| ||||||||
1 |
| Человек и его мировоззрение | Урок усвоения нового материала
| 1 | Схема «Структура мировоззрения» | Видео-презентация «Мировоззрение человека»
| § 1 |
|
2 |
| Исторические типы мировоззрения | Комбинированный урок | 1 | Составление таблицы по типам мировоззрения Работа в группах с текстами :эпос, религия, философия | Видео-презентация «Характеристика типов мировоззрения »
| § 2 |
|
3 |
| Проблема познаваемости мира
| Урок усвоения нового материала | 1 | Составление схемы «Уровни познания» | Видео-презентация «Познание в жизни человека» | §3 |
|
4 |
| Научное познание | Комбинированный урок |
| Схема «Методы научного познания» | Видео-презентация «основы гносеологии»
| §4 |
|
5 |
| Знания и образование | Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | 1 | Работа в группах, подбор афоризмов по теме |
| §5 |
|
6 |
| Ценности в жизни человека | Урок усвоения нового материала | 1 | Шкала ценностей Составление тезисов (упражнение) |
| §6 |
|
7 |
| Свобода и необходимость | Комбинированный урок | 1 | Рисунок «Памятник свободе» | Видео-презентация «Свобода в деятельности человека»
| §7 |
|
8 |
| Свобода и ответственность | Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | 1 | Диспут по высказываниям Н.Бердяева, Вольтера | Интерактивное оборудование | §8 |
|
9 |
| Повторение
| Урок контроля знаний | 1 | тестирование |
| §9 |
|
Раздел 2. «Человек в системе общественных отношений» (14 часов)
| ||||||||
10 |
| Закономерности общественного развития | Урок усвоения нового материала
| 1 | Сравнительная таблица «Типы общества» | Видео-презентация «Сферы общества»
| § 10 |
|
11 |
| Особенности современной цивилизации | Комбинированный урок | 1 | Составление таблицы «Глобальные проблемы человечества» | Видео-презентация «Характеристика современной цивилизации»
| § 11 |
|
12 |
| Социальные отношения. Процессы социализации | Комбинированный урок | 1 | Деловая игра «Конфликт на Весенней улице» Составление социальных статусов по сказкам Андерсена | Интерактивное оборудование | § 12 |
|
13 |
| Семья - как социальная группа
| Комбинированный урок | 1 | Деловая игра «Она не работает» | Интерактивное оборудование | § 13 |
|
14 |
| Взаимодействие людей в многонациональном обществе | Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | 1 | Работа в группах глоссарием по теме | Видео-презентация «Национальные конфликты и пути их разрешения»
| § 14 |
|
15 |
| Экономическое поведение рыночных субъектов | Урок усвоения нового материала
| 1 | Решение задач | Видео-презентация «Основные вопросы экономики»
| §15 |
|
16 |
| Экономическая культура производителей
| Комбинированный урок | 1 | Решение задач, составление таблицы по факторам производства | Видео-презентация «Основные формы организации бизнеса»
| § 16 |
|
17 |
| Типы рыночных структур | Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | 1 | Составление сравнительной таблицы по видам конкуренции | Видео-презентация «Виды рынков»
| § 17 |
|
18 |
| Политика и государство | Урок усвоения нового материала | 1 | Составление схем по основным терминам | Видеофильм «Обыкновенный фашизм» Видео-презентация «Государство в политической системе»
| § 18 |
|
19 |
| Участие граждан в политической жизни
| Комбинированный урок | 1 | Составление предвыборной программы, таблица по характеристике партий | Интерактивное оборудование | § 19 |
|
20 |
| Духовная культура | Комбинированный урок | 1 | Работа с глоссарием | Видео-презентация «Духовные ценности»
| § 20 |
|
21 |
| Нравственные основы личности | Комбинированный урок | 1 | Работа в группах по определению сущности этических категорий | Видео-презентация «Духовность и нравственность» Высказывания об этических категориях
| § 21 |
|
22 |
| Религиозная толерантность | Комбинированный урок | 1 | Работа в группах «Ценности мировых религий» | Видео-презентация «Вероучение мировых религий» «Религиозный экстремизм»
| § 22 |
|
23 |
| Повторение | Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков | 1 | Тестирование Решение ситуаций | Интерактивное оборудование | § 23 |
|
Раздел 3. «Правовое регулирование общественных отношений» (10 часов)
| ||||||||
24 |
| Конституционные права и обязанности
| Урок усвоения нового материала
| 1 | Составление схемы по видам прав человека | Мультфильмы по правам человека | § 24 |
|
25 |
| Права человека и их защита
| Комбинированный урок | 1 | Деловая игра «Что говорит закон» | Интерактивное оборудование | § 25 |
|
26 |
| Основные отрасли частного права | Комбинированный урок | 1 | Составление таблицы по отраслям частного права | Видео-презентация «Характеристика частного права в РК»
| § 26 |
|
27 |
| Основы трудового права
| Комбинированный урок | 1 | Решение ситуаций по трудовому законодательству | Видео-презентация «Трудовое законодательство РК»
| § 27 |
|
28 |
| Основы семейного права
| Комбинированный урок | 1 | Ролевая игра «Дело о домашней школе» | Интерактивное оборудование | § 28 |
|
29 |
| Основы экологического права | Комбинированный урок | 1 | Составление понятийной схемы | Видео-презентация «Экологические проблемы РК»
| § 29 |
|
30 |
| Основы административного права права
| Комбинированный урок | 1 | Ролевая игра «Законопроект» | Интерактивное оборудование | § 30 |
|
31 |
| Основы уголовного права | Комбинированный урок | 1 | Работа со словарем Ролевая игра «На улицах города» | Интерактивное оборудование | § 31 |
|
32 |
| Основы финансового и налогового права | Комбинированный урок
| 1 | Работа со словарем, составление таблицы «Права и обязанности налогоплательщика» | Интерактивное оборудование | § 32 |
|
33 |
| Повторение | Урок закрепления знаний, формирования умений и навыков
| 1 | Тестирование, решение ситуативных задач |
|
|
|
34 |
| Итоговое повторение | Урок контроля знаний | 1 | Самопроверка по принципу карусели, Написание эссе |
|
|
|
Список используемой литературы
-
М. Изотов, А.Нысанбаев, М.Сабит и др.Человек. Общество. Право. /Учебник для 10 классов естественно-математического направления.//Алматы: Мектеп, 2014 г.
-
Учебная программа «Человек. Общество. Право» Национальная академия
-
образования им.Ы.Алтынсарина, 2013 г
-
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 28 января 2011 г. Построим будущее вместе!
-
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 27 января 2012 г. Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана
-
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 14 декабря 2012 г. Стратегия «Казахстан-2050»
-
Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 17 января 2014 г. Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее
-
Доктрина Национального Единства Казахстана, 2010 г.
-
Права человека для всех. А.К.Мухтарова, Алматы, 1999 г.
-
Религии мира. Л.Г.Жукова, Дрофа, 1997 г.
-
Г.Ускенбаева, А. Маханбетова Человек. Общество. Право / методическое руководство // Алматы: Мектеп, 2014 г.