Технологическая карта урока обществознания по теме СМИ - четвертая власть?

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока с применением технологии проблемного обучения

Дата: 10.12.2015год

Класс

Предмет: Обществознание

Учитель: Корякина Е.С.

Тема урока: Средства массовой информации - четвертая власть?

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: формировать представление о роли СМИ в жизни общества и каждого из обучающихся.

Планируемые результаты:

Воспитательные:

способствовать формированию личности с активной гражданской позицией;

продолжать воспитывать нравственные установки и морально-этические качества личности.

Развивающие:

Личностные УУД:

развитие способности к самооценке, адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности;

развивать учебно-познавательную мотивацию учения;

ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.

Регулятивные УУД:

формирование способности к проектированию;

развитие способности к целеполаганию и планированию;

развитие умения осуществлять выбор путей достижения цели;

развитие способности контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность.

Коммуникативные УУД:

практическое освоение принципов сотрудничества, умение работать в группе, действовать с учетом позиции другого;

развивать умение устанавливать контакты с другими людьми, учитывать способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии для коммуникации.

развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, умения владеть нормами общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;

развитие основ смыслового чтения различных видов текстов, умения выделять из них существенную информацию;

проводить анализ, сравнение, осуществлять синтез и обобщение.

Образовательные:

дать представление о роли и месте СМИ в обществе, их влиянии на формирование оценки человеком происходящих событий, способах, используемых СМИ для создания необходимого образа событий;

показать возможность различной трактовки одного события исходя из целей участников конфликта.

Формы работы учащихся: работа в малых группах, индивидуальная и фронтальная работа обучающихся.

Ресурсы: компьютер, ноутбук, проектор, видеоматериалы, дидактические материалы для работы в группах.

Структура и ход урока усвоения новых знаний.

п/п

Этап

Цель

Содержание

УУД

Деятельность

время

Учитель

Обучающиеся


1

Организационный момент.

Создать эмоциональный настрой на урок.

Формирование групп и раздача материала


Регулятивные УУД: организоваться, быстро подготовиться к работе

Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.

Настраиваются на урок.

1

2

Мотивация

(самоопределение)

к учебной деятельности

Мотивировать обучающихся на работу, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.


Определяют о чём пойдёт речь на уроке.

Работа с цитатами, исследовательский метод

Личностные УУД:

развивать учебно-познавательную мотивацию учения.

Коммуникативные УУД:

развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.

Логические УУД;

Познавательные УУД

Координирует деятельность обучающихся.

Работают с понятием, вставляя в текст пропущенное понятие

3

3

Создание проблемной ситуации.

Определение темы урока

Актуализация раннее изученного, работа с понятием «власть», «система разделения властей»

Учащиеся предлагают тему урока.



.


Регулятивные УУД:

развитие способности к целеполаганию и планированию.

Коммуникативные УУД:

развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.

Предметные У

УД;

личностные УУД

Ведет беседу с учениками:

  • Какова основная мысль прочитанных вами высказываний?


- Вспомните определение понятия «власть»?

- так можем ли мы назвать СМИ властью и почему?

Учитель говорит: Действительно, СМИ часто называют 4 властью, как вы думаете почему?

Учащиеся отвечают на вопросы:

- СМИ влияют на сознание и поведение человека.


- реализуемая на практике способность управлять


- Да, так как управляет сознанием



- Система разделение властейсостоит их 3- х ветвей власти.

Предлагают тему и проблему урока.

3

4

Изучение нового материала

Подвести детей к определению проблемы

Учащиеся по группам работают понятиями («СМИ», «власть», «СМИ-4 власть», «общественность», «информация»); исследовательский метод

Работа в группах


Учащиеся работают с подготовленным текстом

Аналитический метод,

технология «Дебаты»













На основании выделенных проблем по текстам определяем основную проблему урока

Дискуссионный метод


Регулятивные УУД:

осуществлять выбор путей достижения цели, контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность.

Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать коммуникативные задачи, владеть техникой общения.

Познавательные УУД:

проводить сравнение, строить рассуждения об объекте, осуществлять синтез и обобщение.

Предлагает детям соотнести понятия с определениями;






Учитель даёт задание:

- прочитайте текст и определите о какой проблеме, связанной с СМИ в нём говориться












После работы детей текстом, учитель предлагает детям формулировать основную проблему урока

Ученики соотносят понятия с определениями;

Озвучивают результаты работы по группам.



Дети работают с текстом; озвучивают найденные проблемы:

1. Информационная псевдореальность;

2. Виртуализация жизни общества;

3. Изменение системы ценностей

4. Чистота русского языка

Дети называют основную проблему:

«СМИ-это лишь зеркало, отражающее нашу жизнь или сила, формирующая наше мировоззрение ?»

15

5

Первичное применение нового знания

Научить применять приобретённые знания на практике. Организовать работу по поиску информации и её использованию .

Дети просматривают видеоролик «Мнение людей об объективности отражения информации СМИ» и отвечают на вопросы учителя, делают сами вывод об информации, представляемой СМИ.

Метод анализа и

Прогнозирования

Метод аргументации












Дети работают по предложенной формуле по группам и озвучивают и слушаю выступления представителей групп и сделали вывод: о положительном и отрицательном влиянии СМИ на мнения людей.

Технология ПОПС-формула




Работая с учебником, учащиеся составляют кластер «Функции СМИ».

Метод моделирования, и схематизации информации

Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.

Регулятивные УУД:

формирование способности к проектированию, контроль и оценка своих действий, внесение корректив.

Коммуникативные УУД:

Умение работать в группе, практическое освоение принципов сотрудничества, развитие речевой деятельности.

Познавательные УУД:

установление причинно-следственных связей, развитие умения работать с текстом, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, проводить анализ и сравнение.

Ведёт беседу:

  • Как же считают наши сограждане?

  • Если СМИ - это зеркало, отражающее нашу жизнь, можем ли мы доверять отражению в этом зеркале?

  • Учитель: Как же считают наши сограждане?

После просмотра ролика, учитель спрашивают:

- Какие два мнения высказывают в ролике?



- Сделайте, пожалуйста, какой вывод можно сделать о влиянии СМИ на сознание человека?



Учитель предлагает группам работать по ПОПС-формуле

1,3 группа: СМИ приносят пользу человеку и обществу.

2,4 группа: СМИ наносят вред человеку и обществу.

Учитель говорит:

- если СМИ оказывают такое отрицательное влияние на мнения людей, можем ли мы исключить СМИ из нашей жизни вообще? И почему?

Переходя к работе с кластером, учитель предлагает: влияя на мнения людей, какие функции выполняет СМИ.

Подводит итог:

Таким образом, мы с вами увидели, что одно и то же событие может быть представлено с различных точек зрения.

Возвращаясь к основной проблеме урока, «СМИ-это лишь зеркало, отражающее нашу жизнь или сила, формирующая наше мировоззрение ?», учитель спрашивает:

- Скажите пожалуйста, чем же является СМИ зеркалом или силой? И.А. Алексеев (Noize MC) говорил по этому поводу следующее: «Жизнь надо нюхать, а не читать пресс-релизы «парфюмеров» по поводу её запаха».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Какой совет даёт по вашему мнению И.А. Алексеев?

- как мы можем себя обезопасить от отрицательного влияния СМИ?


Просматривают видеоролик «Мнение людей об объективности отражения информации СМИ»





Дети отвечают на вопрос учителя:

-Можно доверять и нельзя доверять;

Делают вывод: СМИ оказывает большое влияние мнение человека

Дети работают по предложенной формуле по группам и озвучивают и слушаю выступления представителей групп и сделали вывод: о положительном и отрицательном влиянии СМИ на мнения людей.

- нет, так как они выполняют и положительные функции.

Дети, работая с учебником в группах, заполняют кластер на доске поочерёдно, определяя функции СМИ.



- и тем, и другим.



Относитесь критически к информации, проверяй её фактами.

15

6

Первичное закрепление материала

Отработка и углубление полученных знаний.

Составление алгоритма для работы с информацией, предоставленной СМИ.

Логический метод

Регулятивные УУД: контроль и оценка своих действий и действий других, внесение корректив.

Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, действовать с учетом позиции другого.

Логические УУД

Предметные УУД

Учитель предлагает выработать каждой группе собственные рекомендации, которыми надо руководствоваться при работе с информацией, предоставленной СМИ.

Микро-вывод: способность ориентироваться в потоке сообщений, предполагает обращение к разным источникам, средствам, каналам распространения информации и критическую оценку различных суждений.

Координирует деятельность учеников.


Дети в группахсоставляют алгоритм, которым надо руководствоваться при работе с информацией, предоставленной СМИ. И озвучивают его




3

7

Рефлексия учебной деятельности

Проверка способности к самооценке, оценка результативности и эффективности работы группы

Учащимся предлагается заполнить «Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).

Метод анализа

Личностные УУД: развитие способности к самооценке, адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности.

Координирует деятельность обучающихся.

Заполняют рефлексивный лист.

1

8

Инструктаж домашнего задания

Предоставить возможность выбора домашнего задания с учетом индивидуальных интересов обучающихся.

Задание:

1. Прочитать С.165-167.

  1. Составить развёрнутый план темы «СМИ-4 власть»

Индивидуальные задания:

-подготовить сообщение о просмотренной информационно-аналитической программе телевидения, подводящие итоги недели и дайте оценку их влияния на политическое сознание зрителей.

Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.

Проводит инструктаж домашнего задания.

Учащиеся фиксируют домашнее задание.

1

9

Итог урока

Подвести итоги урока.

Подводит итог урока, дает свою оценку деятельности обучающихся, благодарит за урок.

1


© 2010-2022