- Преподавателю
- Обществознание
- Технологическая карта урока обществознания по теме СМИ - четвертая власть?
Технологическая карта урока обществознания по теме СМИ - четвертая власть?
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Корякина Е.С. |
Дата | 02.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Методическая разработка урока с применением технологии проблемного обучения
Дата: 10.12.2015год
Класс
Предмет: Обществознание
Учитель: Корякина Е.С.
Тема урока: Средства массовой информации - четвертая власть?
Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: формировать представление о роли СМИ в жизни общества и каждого из обучающихся.
Планируемые результаты:
Воспитательные:
способствовать формированию личности с активной гражданской позицией;
продолжать воспитывать нравственные установки и морально-этические качества личности.
Развивающие:
Личностные УУД:
развитие способности к самооценке, адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности;
развивать учебно-познавательную мотивацию учения;
ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.
Регулятивные УУД:
формирование способности к проектированию;
развитие способности к целеполаганию и планированию;
развитие умения осуществлять выбор путей достижения цели;
развитие способности контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность.
Коммуникативные УУД:
практическое освоение принципов сотрудничества, умение работать в группе, действовать с учетом позиции другого;
развивать умение устанавливать контакты с другими людьми, учитывать способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии для коммуникации.
развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, умения владеть нормами общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию.
Познавательные УУД:
установление причинно-следственных связей;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
развитие основ смыслового чтения различных видов текстов, умения выделять из них существенную информацию;
проводить анализ, сравнение, осуществлять синтез и обобщение.
Образовательные:
дать представление о роли и месте СМИ в обществе, их влиянии на формирование оценки человеком происходящих событий, способах, используемых СМИ для создания необходимого образа событий;
показать возможность различной трактовки одного события исходя из целей участников конфликта.
Формы работы учащихся: работа в малых группах, индивидуальная и фронтальная работа обучающихся.
Ресурсы: компьютер, ноутбук, проектор, видеоматериалы, дидактические материалы для работы в группах.
Структура и ход урока усвоения новых знаний.
№
п/п
Этап
Цель
Содержание
УУД
Деятельность
время
Учитель
Обучающиеся
1
Организационный момент.
Создать эмоциональный настрой на урок.
Формирование групп и раздача материала
Регулятивные УУД: организоваться, быстро подготовиться к работе
Приветствует обучающихся, создаёт эмоциональный настрой на урок.
Настраиваются на урок.
1
2
Мотивация
(самоопределение)
к учебной деятельности
Мотивировать обучающихся на работу, развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Определяют о чём пойдёт речь на уроке.
Работа с цитатами, исследовательский метод
Личностные УУД:
развивать учебно-познавательную мотивацию учения.
Коммуникативные УУД:
развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.
Логические УУД;
Познавательные УУД
Координирует деятельность обучающихся.
Работают с понятием, вставляя в текст пропущенное понятие
3
3
Создание проблемной ситуации.
Определение темы урока
Актуализация раннее изученного, работа с понятием «власть», «система разделения властей»
Учащиеся предлагают тему урока.
.
Регулятивные УУД:
развитие способности к целеполаганию и планированию.
Коммуникативные УУД:
развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.
Предметные У
УД;
личностные УУД
Ведет беседу с учениками:
-
Какова основная мысль прочитанных вами высказываний?
- Вспомните определение понятия «власть»?
- так можем ли мы назвать СМИ властью и почему?
Учитель говорит: Действительно, СМИ часто называют 4 властью, как вы думаете почему?
Учащиеся отвечают на вопросы:
- СМИ влияют на сознание и поведение человека.
- реализуемая на практике способность управлять
- Да, так как управляет сознанием
- Система разделение властейсостоит их 3- х ветвей власти.
Предлагают тему и проблему урока.
3
4
Изучение нового материала
Подвести детей к определению проблемы
Учащиеся по группам работают понятиями («СМИ», «власть», «СМИ-4 власть», «общественность», «информация»); исследовательский метод
Работа в группах
Учащиеся работают с подготовленным текстом
Аналитический метод,
технология «Дебаты»
На основании выделенных проблем по текстам определяем основную проблему урока
Дискуссионный метод
Регулятивные УУД:
осуществлять выбор путей достижения цели, контролировать, оценивать и вносить коррективы в деятельность.
Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать коммуникативные задачи, владеть техникой общения.
Познавательные УУД:
проводить сравнение, строить рассуждения об объекте, осуществлять синтез и обобщение.
Предлагает детям соотнести понятия с определениями;
Учитель даёт задание:
- прочитайте текст и определите о какой проблеме, связанной с СМИ в нём говориться
После работы детей текстом, учитель предлагает детям формулировать основную проблему урока
Ученики соотносят понятия с определениями;
Озвучивают результаты работы по группам.
Дети работают с текстом; озвучивают найденные проблемы:
1. Информационная псевдореальность;
2. Виртуализация жизни общества;
3. Изменение системы ценностей
4. Чистота русского языка
Дети называют основную проблему:
«СМИ-это лишь зеркало, отражающее нашу жизнь или сила, формирующая наше мировоззрение ?»
15
5
Первичное применение нового знания
Научить применять приобретённые знания на практике. Организовать работу по поиску информации и её использованию .
Дети просматривают видеоролик «Мнение людей об объективности отражения информации СМИ» и отвечают на вопросы учителя, делают сами вывод об информации, представляемой СМИ.
Метод анализа и
Прогнозирования
Метод аргументации
Дети работают по предложенной формуле по группам и озвучивают и слушаю выступления представителей групп и сделали вывод: о положительном и отрицательном влиянии СМИ на мнения людей.
Технология ПОПС-формула
Работая с учебником, учащиеся составляют кластер «Функции СМИ».
Метод моделирования, и схематизации информации
Личностные УУД: ориентация в нравственном смысле поступков, знание основных моральных норм.
Регулятивные УУД:
формирование способности к проектированию, контроль и оценка своих действий, внесение корректив.
Коммуникативные УУД:
Умение работать в группе, практическое освоение принципов сотрудничества, развитие речевой деятельности.
Познавательные УУД:
установление причинно-следственных связей, развитие умения работать с текстом, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, проводить анализ и сравнение.
Ведёт беседу:
-
Как же считают наши сограждане?
-
Если СМИ - это зеркало, отражающее нашу жизнь, можем ли мы доверять отражению в этом зеркале?
-
Учитель: Как же считают наши сограждане?
После просмотра ролика, учитель спрашивают:
- Какие два мнения высказывают в ролике?
- Сделайте, пожалуйста, какой вывод можно сделать о влиянии СМИ на сознание человека?
Учитель предлагает группам работать по ПОПС-формуле
1,3 группа: СМИ приносят пользу человеку и обществу.
2,4 группа: СМИ наносят вред человеку и обществу.
Учитель говорит:
- если СМИ оказывают такое отрицательное влияние на мнения людей, можем ли мы исключить СМИ из нашей жизни вообще? И почему?
Переходя к работе с кластером, учитель предлагает: влияя на мнения людей, какие функции выполняет СМИ.
Подводит итог:
Таким образом, мы с вами увидели, что одно и то же событие может быть представлено с различных точек зрения.
Возвращаясь к основной проблеме урока, «СМИ-это лишь зеркало, отражающее нашу жизнь или сила, формирующая наше мировоззрение ?», учитель спрашивает:
- Скажите пожалуйста, чем же является СМИ зеркалом или силой? И.А. Алексеев (Noize MC) говорил по этому поводу следующее: «Жизнь надо нюхать, а не читать пресс-релизы «парфюмеров» по поводу её запаха».
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Какой совет даёт по вашему мнению И.А. Алексеев?
- как мы можем себя обезопасить от отрицательного влияния СМИ?
Просматривают видеоролик «Мнение людей об объективности отражения информации СМИ»
Дети отвечают на вопрос учителя:
-Можно доверять и нельзя доверять;
Делают вывод: СМИ оказывает большое влияние мнение человека
Дети работают по предложенной формуле по группам и озвучивают и слушаю выступления представителей групп и сделали вывод: о положительном и отрицательном влиянии СМИ на мнения людей.
- нет, так как они выполняют и положительные функции.
Дети, работая с учебником в группах, заполняют кластер на доске поочерёдно, определяя функции СМИ.
- и тем, и другим.
Относитесь критически к информации, проверяй её фактами.
15
6
Первичное закрепление материала
Отработка и углубление полученных знаний.
Составление алгоритма для работы с информацией, предоставленной СМИ.
Логический метод
Регулятивные УУД: контроль и оценка своих действий и действий других, внесение корректив.
Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения решать различные коммуникативные задачи, действовать с учетом позиции другого.
Логические УУД
Предметные УУД
Учитель предлагает выработать каждой группе собственные рекомендации, которыми надо руководствоваться при работе с информацией, предоставленной СМИ.
Микро-вывод: способность ориентироваться в потоке сообщений, предполагает обращение к разным источникам, средствам, каналам распространения информации и критическую оценку различных суждений.
Координирует деятельность учеников.
Дети в группахсоставляют алгоритм, которым надо руководствоваться при работе с информацией, предоставленной СМИ. И озвучивают его
3
7
Рефлексия учебной деятельности
Проверка способности к самооценке, оценка результативности и эффективности работы группы
Учащимся предлагается заполнить «Мишень» (в каждом поле выставите оценку, какую вы считаете нужной в от 1-до 5 баллов. Оценивается работа группы).
Метод анализа
Личностные УУД: развитие способности к самооценке, адекватного понимания причин успешности и неуспешности деятельности.
Координирует деятельность обучающихся.
Заполняют рефлексивный лист.
1
8
Инструктаж домашнего задания
Предоставить возможность выбора домашнего задания с учетом индивидуальных интересов обучающихся.
Задание:
1. Прочитать С.165-167.
-
Составить развёрнутый план темы «СМИ-4 власть»
Индивидуальные задания:
-подготовить сообщение о просмотренной информационно-аналитической программе телевидения, подводящие итоги недели и дайте оценку их влияния на политическое сознание зрителей.
Коммуникативные УУД: развитие речевой деятельности, умения владеть нормами общения.
Проводит инструктаж домашнего задания.
Учащиеся фиксируют домашнее задание.
1
9
Итог урока
Подвести итоги урока.
Подводит итог урока, дает свою оценку деятельности обучающихся, благодарит за урок.
1