Пояснительная записка к программе по обществознанию 10 кл. Боголюбов

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию, авторской программы Л. Н. Боголюбова. Программа соответствует Обязательному минимуму содержания об-ществоведческого образования для полной средней школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации и рассчитана на разный уровень усвоения материала, предусматривает обязательное выполнение учащимися творческих работ, что отражено в выдаче домашнего задания. Программа предусматривает работу с одаренными детьми и детьми, имеющими проблемы в состоянии здоровья, развитии, в соответствии с их образовательными запросами.

Качество реализации данной программы будет изучаться с помощью мониторингового исследования в тестовой форме.

Критерии оценки тестового задания: 75-100% - отлично «5»; 60-74% - хорошо «4»; 50-59% - удовлетворительно «3»; менее 50% - неудовлетворительно «2».

Результаты этих исследований фиксируются в сводных таблицах, диаграммах, графиках. Контрольно - измерительные материалы прилагаются.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 68 учебных часов (в том числе 2 часа в резерве) из расчета 2 учебных часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Обществознание. 10 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2007.

Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2011.

Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.

Реализация рабочей программы способствует:

- развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; развитию способности к самоопределению и самореализации, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать и систематизировать полученные данные, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

- формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите . правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки личностных результатов во ФГОС

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

9) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения:

Формулировки метапредметных результатов во ФГОС

Регулятивные

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

Коммуникативные

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

В результате изучения обществознания ученик должен знать / понимать:

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношении, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально - гуманитарного познания;

• уметь:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

- анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

- извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

- подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

- совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и через средства массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

- ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах, определения своей личной и гражданской позиции;

- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- осуществления конструктивного взаимодействия с людьми разных убеждений, с различными культурными ценностями, социальным положением.

Содержание программы учебного курса

Раздел I. Общество и человек ( 15 ч)

Тема 1. Общество (4 ч)

Что такое общество. Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Общество как сложная динамичная система. Структура общества. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек (11 ч)

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение и его роль в жизни человека. Ценностные ориентиры личности (мораль, ценности, идеалы). Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Структура деятельности. Многообразие деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Роль знаний в жизни человека. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Объективность истины. Абсолютные и относительные истины. Многообразие форм человеческого знания. Особенности научного познания. Мифология и познание. Жизненный опыт и здравый смысл. Что такое мировоззрение. Типы мировоззрения: обыденное, религиозное, научное. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение и социализация. Единство свободы и ответственности личности. Познание человеком самого себя. Самооценка.

Раздел II. Основные сферы общественной жизни ( 38 ч)

Тема 3. Экономическая сфера (5 ч)

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления. Роль экономической культуры и деятельности.

Тема 4. Социальная сфера (13 ч)

Социальная структура общества. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Преступность. Социальный контроль и самоконтроль.

Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт и алая группа. Жизненный цикл семьи. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Социальное развитие и молодежь. Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 5. Духовная культура ( 9 ч)

Культура и духовная жизнь общества. Традиции и новаторство в культуре. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Проблемы современной отечественной культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 6. Политическая сфера (11 ч)

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Раздел III. Право ( 15 ч)

Тема 7. Право как особая система норм

Право в системе социальных норм. Источники права. Правоотношения и правонарушения. Современное российское законодательство. Предпосылки правомерного поведения.

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

Резерв ( 1ч)

Средства контроля

Уровень знаний и умений обучающихся проверяется при помощи контрольных и самостоятельных работ, тестирования, зачетов в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускников. На первом уроке проводится мониторинг остаточных знаний по курсу «Обществознания» 9 класс. Промежуточный контроль запланирован после изучения каждой темы. Последняя работа носит характер итогового контроля.

Практические работы

В соответствии с Примерной программой не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Лабораторные и практические работы диффузно включаются в каждый урок.

Литература

Методические пособия для учителя:

Обществознание. 10 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений : базовый уровень / Л. Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Н. И. Городецкая [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лазебниковой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013.

Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы [Текст] : пособие для учителя / под ред. Л, Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2007.

Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред. Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2011.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ [Текст] : метод, пособие для подготовки / А. Ю. Лазебникова, М. Ю. Брант. - М. : Экзамен, 2005.

Тесты. Обществознание. 10-11 классы [Текст] : варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. - М. : ООО «Рустест», 2006.

Единый государственный экзамен 2010. Обществознание [Текст] : учеб.-трениров. материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр. - М., 2010.

Дополнительная литература для учителя:

Гражданский кодекс Российской Федерации.

Кодекс об административных правонарушениях РФ.

Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Трудовой кодекс РФ.

Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс [Текст] / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.

Бахмутова, Л. С. Методика преподаваний обществознания [Текст] : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ «Владос», 2001.

Бекешев, К А. Обществознание [Текст] : учебное пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.

Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии [Текст] : для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Карагодана, Л. К Тесты по общестзознанию. 11 класс [Текст] : пособие для учителя / Л. Н. Карагодана. - М.: Просвещение, 2007.

Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию [Текст] : вопросы и ответы ; тесты с решениями /Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М. : Рольф : Айрис-Пресс, 2010.

Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. [Текст]: пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.

Сычев, А. А. Обществознание [Текст] : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М : ИН-ФРА-М, 2010.

Сиделъникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Туманит. ИЦ «Владос», 1999.

Тюляева, Т. И. Обществознание [Текст] : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Ас-трель, 2010.

Дополнительная литература для учащихся:

Джегутанов, Б. К. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов [Текст] / Б. К. Дже-гутанов, В. С. Олейников. - СПб. : Питер, 2010.

Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Мехалкина, Е. В, Обществознание [Текст] : пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. -Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Корсаков, Г. Г. Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов [Текст] / Г. Г. Корсанов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах [Текст] / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007.

Учебно-методическое обеспечение.

1. Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

Человек познает мир.

Внутренний мир и социализация человека.

Человек, природа, общество.

Рыночная экономика.

Развитие общества.

Политическая система общества.

Политическая жизнь общества.

Право.

Социальная система общества.

Взаимодействие людей в обществе.

Культура и духовная жизнь.

Схемы цо обществознанию за 10-1"1 классы.

2. Информационно-коммуникативные средства.

Мультимедийное учебное пособие (2CD) Обществознание 8-11 кл.

Пособие по обществознанию (CD)

Экономика и право. 9-11 классы (CD)

Экономика: практикум. 9-11 классы (CD)

Обществознание: практикум (CD)

Учебное пособие по обществознанию. 10 класс (CD)

ЕГЭ по обществознанию. 9-М классы (CD)

Экспресс-подготовка к экзамену по обществознанию (CD)

Обществознание. Курс лекций (CD)

Подготовка к ЕГЭ 2010. Обществознание (CD)

Подготовка к ЕГЭ. Обществознание. 10-11 классы (CD)

3. Технические средства обучения.

Телевизор.

Компьютер

Проектор

Экран

Учебно - тематический план


темы

Название темы

Кол-во часов

Раздел I. Общество и человек

15 ч.

1

Общество.

4

2

Человек

11

Раздел II. Основные сферы общественной жизни

38 ч.

3

Духовная культура

9

4

Экономика

5

5

Социальная сфера

13

6

Политическая сфера

11

Раздел III. Право

15 ч.

7

Право как особая система норм

14

8

Резерв

1ч.


Итого:

68


16

© 2010-2022