- Преподавателю
- Обществознание
- Программа внеурочного курса для 6 класса Живое право
Программа внеурочного курса для 6 класса Живое право
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сидоркина В.М. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Изменения, происходящие в России, процессы формирования правового государства и гражданского общества, признание человека, его прав и свобод ставят новые задачи перед образовательными учреждениями.
Утвержденная правительством концепция модернизации ориентирует систему образования на подготовку современно образованных, нравственных и предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора и прогнозировать их возможные последствия, обладающих развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Программа «Живое право» предназначена для реализации гражданского и правового воспитания учащихся. Правовое воспитание и успешная социальная адаптация учащихся предполагают их гражданское, патриотическое и нравственное воспитание.
Цель: Формирование у школьников правовой культуры, способствующей успешному жизнеустройству и становлению в обществе.
Задачи:
1. Формировать позитивное правосознание и навыки его реализации в повседневной жизни.
2.Просвещать детей в области права.
3.Знакомить с Российским законодательством.
4.Учить детей правильно пользоваться документами.
Учащиеся должны получить:
-
начальные сведения о правах ребенка, о роли права в жизни людей;
-
знания о Конституции РФ как об основном законе государства;
Основными показателями эффективности реализации программы являются:
-
адаптированность к требованиям социума;
-
позитивная «я» - концепция;
-
правовая ориентация.
Основными формами работы с детьми являются практические и теоретические занятия, ролевые игры, социальные тренинги и др.
При работе по программе должен использоваться весь спектр методик обучения и воспитания, но особую роль играют активные и интерактивные методики. Особенно рекомендуется использование следующих стратегий:
-
Творческие задания
-
Работа в малых группах
-
Обучающие игры
-
Ролевые игры и имитации
-
Деловые игры и моделирование
-
Образовательные игры
Оценивание знаний по программе проводится через тесты, задания, экспресс - опросы, наблюдения, контрольные упражнения или творческие задания, самооценку и игровые методы оценивания.
Очень важно оценивать познавательные способности воспитанников. Это умение анализировать, оценивать, синтезировать, толковать, выделять главное, делать сравнения, выводы, предсказывать последствия, видеть варианты решения.
Программа рассчитана на учащихся 6 класса, 17, 5 учебных часа.
Тематический план.
№
Тема занятия
Содержание занятия
Форма занятия.
Часы
1.
Роль права в жизни человека и общества
Понятие правовых норм и их отличие от других социальных норм
Теоретическое занятие
1
2.
Право вокруг нас
Выявление сфер регулирования права.
Практическое занятие
1
3.
Способы разрешения проблем
. Что означают слова «Я имею право» - дискуссия «Что значит иметь право» Права и обязанности
дискуссия
1
4.
Когда и как обращаться за юридической помощью
Что такое юридическая помощь
Ситуативная игра
1
5.
Государство и конституция
Знакомство с текстом конституции
Практическое занятие
1
6.
Законодательная власть
Понятие законодательной власти.
Теоретическое занятие
1
7
Исполнительная власть
Что такое исполнительная власть
Теоретическое занятие
1
8
Судебная власть
Что такое судебная власть. Виды судов В РФ
Теоретическое занятие
1
9
Правоохранительные органы и правозащитные организации
Что такое правоохранительные органы и правозащитные организации
Теоретическое занятие
1
10
«Службы города».
Функции прокуратуры, роль прокуратуры в борьбе с преступностью
Экскурсия в прокуратуру.
1
11
Организация местного самоуправления
Что входит в органы местного самоуправления
Практическое занятие
1
12
Основы избирательного права
Теоретическое занятие
1
13
Из истории виктимологии
Понятие виктимологии
Теоретическое занятие
1
14
Общая безопасность
Понятие безопасности
Теоретическое занятие
1
15
Меры безопасности от насильственных и корыстных преступлений
Теоретическое занятие
1
16
Кто поможет защитить твои права.
Разработка буклетов для обучающихся. Опасности в жизни. Кто поможет?
Творческий час.
1
17
Заключительное занятие
Подведение итогов
тест
1,5
Содержание тем:
Обучающиеся, изучая курс «Живое право», углубленно знакомятся с такими понятиями как конституция, референдум, права и обязанности гражданина, демократия, гражданское общество, правовое государство, верховенство закона, разделение властей, конституция. Развиваются представления о назначениях норм морали и права, формируется готовность к соблюдению норм морали и права.
Список литературы, использованной при составлении программы:
-
Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные символы России. Моя Родина Россия./Москва 2002г.-64с.
-
Алоева М.А. «Классные часы в 5-7 кл»
Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Р.Ф. в вопросах и ответах и комментариях./М-2003г.-48 с. -
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых./АНГСТРЕМ-Москва
-
Гутников А.Б., Пронькин В.Н., «Живое право» «Занимательная энциклопедия практического права. Методические материалы для преподавания к Тому 1» СПб 2001г.
-
Гутников А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. «Живое право. Занимательная энциклопедия практического права. Книга для преподавателей. Учебно-методическое пособие. СПб 2001г.
-
Конституция Р.Ф.
-
Конституция Р.Ф. и воспитание школьников// Воспитание школьников.-2004г.-№10.-с.14
-
Коррекционная работа с подростками-правонарушителями/ /Воспитание школьников .-2003г.- №6.-с.27
-
Методическая разработка уроков по граждановедению. ДО АО г. Астрахань 2004г.
Мирошкина М.Р.Мое право - мой выбор, моя ответственность./М:.-2008г.-80с. -
Попова Г.П.Классные часы./Волглград-2008г.-223с.
-
Правовое воспитание (сборник образовательных программ) выпуск 5. Приложение к журналу «Внешкольник». М: ГОУ ЦРСДОД 2004г.
Ривина Е.К. «Герб и флаг России»//М-2002г.//М-2002г.с-64.8. Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей от 21 декабря1996г. -
Система гражданского образования школьников//М. «Глобус»-2006г.-224с.
-
Убеждения, права и обязанности/№/ /Воспитание школьников .-2004г-№2.-.с.32
-
Фалькович Т.А., Шупина Т.А. По законом добра./М:.-2006г.-144с.
-
Элиасберг Н.И. «Права ребенка это ваши права» СПб, СМИО-Пресс 2004
Список, литературы, используемый детьми:
-
Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство Р.Ф. в вопросах и ответах и комментариях./М-2003г.-48 с.
-
Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых./АНГСТРЕМ-Москва
-
Конституция Р.Ф.
-
Федеральный закон о Дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 21 декабря 1996г.
Литература.
1.»Живое право», книга для преподавателя, С-П.,2001г.
2.»Живое право», методические материалы для преподавателя, С- П.,2001г.
3.»Живое право», т.1-2, книга для ученика, С-П., 2001г.
4.»Общество и я», книги российского фонда правовых реформ, Москва,2002г.