Тема круглого стола №Профилактика этнического и религиозного экстремизма в рамках проекта Поделись своим теплом

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Профилактика этнического и религиозного экстремизма в рамках проекта «Поделись своим теплом»

Захарова Ю.Г.

учитель истории и обществознания

ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино

В последние десятилетия в России, как и во всем мире, особенно горячо обсуждаются вопросы этноконфессиональных и религиозных отношений, проблемы терроризма, этнического и религиозного экстремизма. Проблема противодействия экстремизму - одна из важнейших на современном этапе развития мирового сообщества.

Деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и структур гражданского общества по профилактике этнического и религиозного экстремизма в настоящее время чрезвычайно актуальна для всех субъектов Российской Федерации. Факты преступлений на почве этнической и религиозной ненависти, разжигание национальной вражды не являются неизбежными, они могут и должны профилактироваться.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм.

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице человека. Полны экстремизма события в современном мире. Ненависть, злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это все те слова, которые характеризуют эти события.

Так что же это - ТЕРРОРИЗМ И ЭКСТРЕМИЗМ? Каковы причины возникновения этих явлений?

Рост преступлений экстремистской направленности является одной из тенденций современного общества. Нетерпимость, национализм и фашизм, отрицание этнического и религиозного многообразия, сепаратизм, а также терроризм, выступающие составными элементами современного экстремизма, являются далеко не новыми понятиями как для мировой истории, так и для истории России.

Термин «экстремизм» начал употребляться с середины XIX в., сначала в Англии, где он получил широкое распространение в политической прессе; затем в США.

Экстремизм (от лат. extremus - «крайний») ассоциируется с «приверженностью к крайним взглядам и мерам (обычно в политике)»;

В юридической литературе экстремизм определяется по-разному: как противоправная деятельность, как явление, имеющее своей целью породить у членов мирового сообщества сомнения в возможности поддержания стабильности в мире на принципах демократии, уважения прав и свобод человека и гражданина, как продукт разобщенности общества, которое не обрело или утратило общую идеологию, единые ценности и цели.

Существует несколько этапов формирования экстремизма, один из которых:

Переходный этап (1991 - 2000 гг.), когда, по мнению исследователей,

экстремизм достиг пика своего развития, характеризуется следующими чертами: массовое распространение экстремизма в России; отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая молодежь; разнообразие форм проявления экстремизма (терроризм, сепаратизм, национализм и др.). Исследователи различают следующие основные виды экстремизма: политический, национальный, этнический, религиозный, молодежный.

Этнический экстремизм.

В Российской Федерации как многонациональной стране, которая, по сути, является добровольным союзом народов, проживающих на своих исторических территориях, особую угрозу представляют разжигание ненависти и вражды между народами нашей страны, разжигание настроений распада.

Сегодня, преступления, совершаемые в отношении отдельного человека в силу его иного происхождения, вышли за рамки частных случаев и стали государственно - значимыми негативными антиобщественными явлениями. Они стали источниками непосредственной угрозы национальной безопасности не только Российского государства, но и всего человечества. Поэтому так необходим эффективный механизм, позволяющий противостоять данному социальному злу.

С конца 1990-х годов активизировались русские националистические организации, которые сегодня являются наиболее массовыми и быстро растущими отрядами национальных движений России. Так, на несколько порядков выросла численность молодежных организаций, сплачивающихся под лозунгом «Россия для русских» и чаще всего обозначаемых аналитиками под общим названием «скинхеды». В 1991 году в стране насчитывалось буквально несколько десятков человек, которых можно было так определить, а в 2001 году их было уже свыше 10 тысяч, в 2004 году - 33 тысячи. Это только по официальным данным, эксперты же указывают на значительно более высокие показатели участия молодежи в ультрарадикальных националистических организациях.

Если в 1990-х годах скинхеды были представлены мелкими группировками (от 3 до 10 человек), то после 2000 года стали складываться крупные (до 500 человек). В Москве первыми возникли «Скинлегион» и «Blood&Honor» (русский филиал международной организации наци-скинов), а также «Национал-Социалистическая Группировка 88». Каждая из них насчитывает по 200-250 бойцов. Всего же в Москве в настоящее время около 6 тысяч молодых нацистов. В Петербурге их свыше 3 тысяч, при этом только в одну организацию «Русский кулак» входит около 500 человек и не меньше 100 - в организацию «Коловрат», в Нижнем Новгороде - свыше 2,5 тысячи скинхедов, из них 300 человек входят в самую крупную группировку «Север».

При сохранении нынешних темпов роста молодежных национал-фашистских организаций и их концентрации в нескольких крупнейших российских городах их численность в этих зонах уже в ближайшее время может стать сопоставимой с численностью контингента правоохранительных органов. Кроме того, представители подобных организаций из разных городов хорошо координируют свои действия и быстро перебрасывают активистов из одних городов в другие.

К сожалению, резервы роста национал-фашистких организаций чрезвычайно велики. Судя по опросам разных социологических организаций доля населения, поддерживающая в той или иной мере и форме идею «Россия для русских» с 2002 года составляла не ниже 53%, а в некоторые годы поднималась и до 60%.

Отечественные группировки скинхедов быстро политизируются под влиянием радикальных политических организаций. Среди них «Национальный фронт», «Народная национальная партия», «Национально-державная партии России» (НДПР), «Партия Свободы», «Русское национальное единство» (РНЕ), «Русский общенациональный союз» (РОС), «Русская гвардия» и др. Все эти партии нелегальны, однако действуют открыто.

Регулярными становятся пикеты, митинги и другие массовые акции протеста, проводимые в российских городах активистами националистических движений. Все чаще национал-экстремисты демонстрируют свою силу.

Экстремизм и ксенофобия (или фобии) связаны между собой, но имеют существенные различия. Под ксенофобией (иногда говорят ксенофобиями) обычно понимаются различные проявления интолерантности по отношению к группам, которые воспринимаются массовым сознанием как «чужие». Сам термин ксенофобия как раз и означает страхи, настороженность и недоброжелательство (т.е. фобии) к чужим. Частным случаем ксенофобии является этнофобия (или этнофобии) - страхи, направленные как против конкретных этнических общностей, так и против некоего слабо дифференцированного в массовом сознании конгломерата «чужих» народов («кавказцев», «южан», «инородцев»).

Ксенофобия - это одна из черт массового сознания, которая носит преимущественно стихийный характер, даже и в тех случаях, когда развивается под воздействием целенаправленных информационно-пропагандистских усилий, тогда как экстремизм - это более или менее оформленная идеология и целенаправленная деятельность организованных групп, реже отдельных лиц. Ксенофобия выступает важнейшим источником экстремизма в нескольких отношениях: во-первых, из носителей ксенофобии формируются экстремистские организации; во-вторых, стереотипы ксенофобии чаще всего служат сырьем для экстремистских идей. Именно ксенофобия больше всего ограничивает возможности всех форм противодействия экстремизму, поскольку массовые стереотипы ксенофобии, обладают внутренней инерцией и могут существовать какое-то время даже и без пропагандистского воздействия экстремистских сил.

Проявления ксенофобий, в том числе и этнофобий, имеют различную интенсивность, поскольку как настороженность, так и недоброжелательство могут варьировать от подозрительности до страхов и от неприязни до ненависти. С одной стороны, этнофобия и ксенофобия, как и все фобии, являются производными от страха утраты «ресурсов», с другой - следствием страха «утраты собственной идентичности».

Всплеск социальной, этнической и религиозной нетерпимости, лежащий в основе экстремизма, почти всегда сопровождает исторические перемены.

На личностном уровне предпосылки этнического и религиозного экстремизма могут быть вызваны практически любыми изменениями социального статуса. Многими социологическими исследованиями фиксировалось нарастание ксенофобий и агрессивности в сознании людей, понизивших свое социальное положение. Но и «благополучные» люди не избавлены от опасностей ксенофобии и агрессии. При увеличении разрыва между притязаниями личности и возможностями их удовлетворения возрастают агрессивные установки; неудовлетворенность обычно приводит к поиску виновника - им становится кто-то другой - власть, конкурентные группы, представители других народов и религий.

На уровне социума, этнических и религиозных общностей проявления экстремизма нарастают в периоды начавшихся, но не завершенных исторических перемен. В таких условиях почти неизбежен т.н. «кризис идентичности», связанный с трудностями социального и культурного самоопределения личности. Стремление к преодолению этого кризиса порождает ряд следствий, которые могут выступать предпосылками политического экстремизма, а именно: возрождается интерес людей к консолидации в первичных, естественных, или как их еще называют «примордиальных» общностях (этнических и конфессиональных); усиливаются традиционализм, растут проявления ксенофобии.

Ксенофобия, как предтеча этнического и религиозного экстремизма, возникает также вследствие самоутверждения примордиальных общностей на основе негативизма. При этом социологи фиксируют две противоположные формы такого самоутверждения - с одной стороны, негативизм по отношению к группам, оцениваемым как стоящие ниже «нас» на цивилизационной лестнице; с другой - негативизм по отношению к группам, к которым «мы» испытываем соперничество, ущемленность или обиду.

«Кризис идентичности» порождает негативную этническую консолидацию (объединения этнических и религиозных групп по принципу «против»). Социологические исследования свидетельствуют о росте этнического самосознания практически всех этнических общностей России. В самом росте этнического самосознания нет ничего негативного, но, к сожалению, быстрее всего растут наиболее эмоционально выраженные формы этнической саморефлексии.

Религиозный экстремизм.

Под религиозным экстремизмом следует понимать социальное явление, существующее в четырех следующих взаимосвязанных формах:

- религиозное сознание (общественное и индивидуальное), которому свойственны признаки тоталитаризации и преувеличения ценности определенной совокупности религиозных идей в ущерб всем иным религиозным и светским идеям, нигилизма - отрицания всех иных идей, в том числе религиозных, кроме одной, религиозного фанатизма - безусловного верования в истинность единственной религиозной идеи (совокупности идей) и готовности следовать ей при любых обстоятельствах.

- религиозная идеология (религиозная доктрина), характеризующаяся произвольным провозглашением истинным единственного объяснения проблем существующего мира и предложением однозначных (истинных) способов из разрешения, безусловным разделением всех социальных явлений на «добро» и «зло», приданием исключительного доминирующего положения одному из аспектов бытия в ущерб всем остальным; отрицанием объективно господствующей иерархии общесоциальных (общечеловеческих) ценностей, игнорированием или принижением регулятивной значимости любых социальных в том числе правовых норм, не соответствующих объявленной истинной религиозной доктрине.

- деятельность по реализации религиозной доктрины, провозглашенной единственно истинной.

- организационные формы осуществления религиозной доктрины, в частности религиозные экстремистские организации (тоталитарные секты).

Тенденции нарастания религиозного экстремизма во многом обусловлена существующими противоречиями во взаимоотношениях, как между конфессиями, так и внутри их, ростом религиозной экспансии со стороны других государств.

Религиозная экспансия со стороны других государств привела к значительному росту новых религиозных движений. Интенсивный рост религиозных новообразований нарушает сложившийся в стране этноконфессиональный баланс, вызывает возрастание межконфессионального соперничества и недовольства основной части населения.

Неуважительное отношение к российским традиционным конфессиям способствует формированию предпосылок к экстремистским проявлениям религиозного характера, в том числе и на бытовом уровне, возбуждению религиозной розни и антиобщественным действиям по религиозным мотивам, влияет на состояние межгосударственных отношений.

Серьезную угрозу общественной безопасности и существенным дестабилизирующим социально - политическую обстановку фактором является деятельность религиозных объединений экстремистского толка.

Обращает на себя внимание тот факт, что цель деятельности религиозных экстремистских организаций имеет два аспекта:

- насаждение деструктивной идеологии;

- создание оперативных позиций для последующего ведения террористической деятельности на территории России и столичного региона в частности.

С учетом сложившейся социально - политической, экономической, территориально - демографической ситуации, можно определить следующие тенденции развития ситуации в сфере проявления религиозного экстремизма:

Усиление пропагандистской и подрывной работы среди части молодежного населения Российской Федерации, исповедующего ислам, особенно среди лиц, не достигших совершеннолетия.

Использование нетрадиционных форм вербовки населения, в особенности представителей мусульманской конфессии, и пропаганды идей религиозного экстремизма путем создания различного рода клубов, сбора пожертвований от физических и юридических лиц через сеть абонированных почтовых ящиков.

Распространение идей религиозного экстремизма на уровне межрегиональных связей путем использования туристических групп и паломников под видом пропаганды веротерпимых религий.

Дальнейшее усиление и последующее использование международной финансовой помощи для осуществления материального обеспечения деятельности экстремистских религиозных организаций на территории столичного региона.

Нарастание интенсивности акций по разжиганию религиозной ненависти, розни и вражды с использованием средств печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации (Интернет и др.), в том числе в провокационных целях.

Усиление в регионах идей этнического сепаратизма в связи с разжиганием религиозной ненависти, розни и вражды внутри религиозных конфессий.

Анализ оперативной обстановки в среде религиозных объединений, действующих на территории России, свидетельствует о росте активности ряда объединений, культивирующих религиозный фанатизм, который основывается на извращенных духовно-этнических канонах. Как правило, эта деятельность сопряжена с насилием над гражданами, причинением вреда их здоровью, побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей, а также с совершением иных противоправных деяний. При этом тщательно камуфлируемые религиозные доктрины этих структур допускают использование насилия, угроз, шантажа, если они идут на благо организации.

Наибольшую опасность для внутренней безопасности страны сегодня представляют сторонники нетрадиционного для российских мусульман течения ислама - «ваххабизм».

Лидеры и идеологи «ваххабитского» течения работу среди молодежи Российской Федерации считают одним из главных направлений своей деятельности. Основными целями этой деятельности являются: насаждение деструктивной идеологии и создание разветвлённой инфраструктуры для последующего ведения подрывной деятельности на территории России.

В ряде субъектов Российской Федерации функционируют так называемые, «центры исламской молодежи» и «лагеря исламской молодежи», где членами международных террористических и экстремистских организаций («Хизбут-Тахрир», «ИДУ», «Рефах», «Аль-Фатх», «НУР» и д.р.) проводится обучение радикальному исламу, вербовка и вовлечение граждан в экстремистские формирования. Процесс обучения построен на беспрекословном подчинении законам шариата, пропаганде превосходства ислама над другими религиями, а также неприятии существующего государственного строя и законодательства, как противоречащего самой системе ислама. Наиболее активная деятельность таких молодежных организаций зафиксирована в Республике Бурятия, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях.

Представляют опасность попытки экстремистов расширить свое влияние, прежде всего за счет молодежи, направляемой на обучение в зарубежные исламские центры, подконтрольные международным террористическим и экстремистским организациям. Вследствие этого к настоящему времени сложилась негативная тенденция к вытеснению лояльного и законопослушного мусульманского духовенства радикально настроенными, подготовленными в зарубежных учебных центрах молодыми имамами.

Еще одним религиозным течением, в рядах которого наблюдается большое количество молодых людей, являются «сатанисты».

Последователи сатанинского культа могут быть подразделены на несколько типов:

первый тип - «самостоятельно изучающие любители». Как правило, это те, кого сатанизм привлек через популярные книги и фильмы по данному предмету, рок-группы, популяризирующие обряды и атрибутику сатанизма и через другие доступные источники. «Любитель» обычно не связан с организованной группой или культом, хотя могут существовать и небольшие местные «группы любителей».

второй тип - «психопатические сатанисты». Это нравственно искалеченные индивиды, имеющие тягу к насилию, садизму, некрофилии и др., которых сатанизм привлекает потому, что он четко выражает и внешне «облагораживает» их патологические отклонения и придает им идейную, ритуальную окраску. Первые два типа иногда частично сливаются.

третий тип - «религиозные сатанисты», состоит из уже сложившихся структурированных групп, таких как «Российская церковь сатаны», «Южный крест», «Черный ангел» и др.

четвертый тип - «черные сатанисты», представляет собой тайные малочисленные группы, состоящие преимущественно из потомственных адептов сатаны, серьезно занимающихся самыми отталкивающими формами оккультизма и поклонения сатане.

Их деятельность отмечена в Москве, Брянске, Санкт-Петербурге, Новгороде и некоторых других городах. Интересно, что «черные сатанисты» весьма скептически относятся к адептам сатанинских сект третьего типа, считая их деятельность «детскими играми» и «баловством».

Представители всех вышеперечисленных типов несут ответственность за случаи ритуального насилия, являются социально опасными, особенно для молодежи, поскольку, воздействуя на психику молодых людей.

Из наиболее известных объединений сатанистов нашего времени можно назвать: церковь сатаны, Международную ассоциацию люциферистов «кельтско-восточного обряда», «Зеленый орден», «Черный ангел», «Южный крест», культ Афины Паллады, культ Изиды, «Готы» и другие.

Вывод: Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории. Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий.

Выясним, кто составляет социальную базу экстремизма и терроризма.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

-это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.

-это нарастание социальной напряженности.

-это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.

-это бездуховность отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.

Вся история насыщена проявлениями экстремизма, о которых мы узнаем из различных источников, например из учебников истории или литературных произведений.

Хочется привести пример слова учителя русского языка и литературы Н.А. Ильичевой.

Выступление Н.А. Ильичевой

Да, ребята, вам сегодня для беседы предоставлен страшный, поражающий своей жестокой правдой материал. Таковы, к сожалению, факты нашей сегодняшней реальности. Но, знаете, это зло только поменяло имя. Вы уже слышали толкование слова «экстремизм» и поняли, что его смысл восходит к такому явлению, как насилие с целью достижения власти, господства над миром, пропаганды исключительности какого-либо народа, какой-либо веры или какой-то личности. А скажите, разве на уроках литературы мы не говорим с вами об этих проблемах? Разве они не знакомы вам по произведениям русских писателей?

Русская классическая литература впитала в себя дух православного учения о мире и человеке не случайно. Опираясь на богатый и трагический опыт нашей истории, нельзя не увидеть одной закономерности: каждый, кто - пусть даже во имя великой, благородной цели - встал на путь насилия, обречен на ненависть, проклятие своего же народа и гибель.

В человеческом обществе никогда не будет абсолютной справедливости, справедливости «для всех», всегда кто-то будет чем-то недоволен. И мы не раз встречали у наших классиков сюжеты, когда герой идет на «благородный» бунт во имя справедливости. Вспомните Дубровского, Пугачева, Раскольникова… Это, конечно, разные люди, но все они выбрали путь насилия для воплощения своей идеи (у каждого своей). Вспомните, чем заканчивается их протест. Цели не достигнуты. Судьбы разрушены (причем не только самих героев, но и тех, кто их любит, кто им сочувствует). Но, самое страшное, это чувства, которое вызывают они у окружающих: страх, ненависть, ужас, презрение, жалость… Потому что любое насилие, направленное на источник зла, распространяется неизбежно и на ни в чем не повинных людей. Благородный бунт всегда переходит в «бессмысленный и беспощадный». В крови захлебывается народ во время пугачевского восстания, гибнет от топора Раскольникова большое дитя - Лизавета - в романе Достоевского, хотя именно ее и хотел защитить герой от несправедливости сестры-процентщицы.

Вы можете возразить, что так все получилось оттого, что герои не достигли цели. Если бы они получили желаемое, то положили бы насилию конец. Пушкин дает ответ и на этот вопрос в своей трагедии «Борис Годунов». Ведь эта драма в какой-то степени была адресована друзьям поэта, будущим декабристам: власть, полученная путем насилия, сама обречена на насильственную гибель, потому что такую власть никогда не признает народ (никогда не будет молиться за царя-ирода, царя-убийцу), а значит, всегда будет опасность мести, заговора, убийства от рук таких же поборников власти. И если царь Борис умирает своей смертью (хотя и тут есть сомнение: «мальчики кровавые в глазах», являющиеся каждую ночь Годунову, вполне могли истерзать его сердце, которое не выдержало душевных страданий), то его семья, его чистые, добрые, благородные дети гибнут от рук изменников.

Русская литература убедительно, психологически точно доказывает, что насилие над злом разрушает личность самого бунтаря. «Я себя убил» - эти слова героя Достоевского открывают оборотную сторону насилия, даже совершенного во имя какой-то благородной идеи. Только Раскольников это понял в силу своей способности чувствовать чужую боль. А другие этого могут не заметить и продолжать творить зло, принимая его за справедливый протест против несправедливого миропорядка, превращаясь в «бесов», духовно мертвых людей.

Я хочу закончить свое слово обращением опять же к творчеству Пушкина. В одном из ранних своих стихотворений - оде «Вольность» - Александр Сергеевич, сам в то время будучи одухотворен идеей свободы, со свойственными ему жаром и горячностью передает то эмоциональное состояние, которое вызывает у народа правитель, чья власть основана на насилии:

Самовластительный Злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

Читают на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле…

Поэтому вполне естественно звучит призыв лирического героя:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

Так что природа экстремизма уже давно известна человеческому обществу. Террорист, экстремист - это не кто иной, как обреченный на проклятие, на позорную гибель насильник, который к тому же насылает проклятие и на своих близких, своих потомков. Стоит ли этих страданий жизнь, в которой можно найти так много источников истинной радости, истинного счастья. Давайте прислушаемся к голосу наших мудрых, любящих нас классиков, которые, не будучи пророками, силой своей любви к человеку почувствовали, что и как может человека погубить.

Профилактика экстремизма

Рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтных ситуаций обусловило актуальность воспитания толерантности. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Поэтому сегодня задача воспитания толерантности должна пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воздействие на формирование личности молодого человека.

Одной из форм работы по воспитанию толерантности учащихся- пусть и весьма традиционной - является проведение семинаров и конференций, где подводятся итоги практической деятельности педагогов, вырабатываются рекомендации.

Автономная некоммерческая организация «Консорциум» Международное партнерство» (Учредители: Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самарский государственный университет, Самарский государственный экономический университет,Московский городской педагогический университет) под председательством Совета Консорциума Хасаева Г.Р. в 2014-2015 г.г. при поддержке Министерства образования и науки Самарской области реализует в регионе проект «Поделись своим теплом», направленный на популяризацию в детско- молодежной среде методом «равный- равному» традиций и культур народов Поволжья, а также формирование межэтнической толерантности.

С целью актуализации данной проблемы и благодаря Автономной некоммерческой организации «Консорциум» Международное партнерство» (Учредители: Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самарский государственный университет, Самарский государственный экономический университет,Московский городской педагогический университет) под председательством Совета Консорциума Хасаева Г.Р. в 2014-2015 г.г. при поддержке Министерства образования и науки Самарской области, которые реализовали в регионе проект «Поделись своим теплом», направленный на популяризацию в детско- молодежной среде методом «равный- равному» традиций и культур народов Поволжья, а также формирование межэтнической толерантности в ноябре месяце 2014 году на базе ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино состоялся районный семинар - тренинг «Диалог культур» в рамках проекта «Поделись своим теплом!». В работе семинара- тренинга приняли участие педагоги Кошкинского района, в основном отвечающие за воспитательную работу. На пленарном заседании звучали следующие вопросы: «Что такое толерантность и диалог культур?» (педагог- организатор Захарова Ю.Г.); «Стратегия поведения личности в трудных ситуациях межкультурного общения» (методист ГБОУ ДГО ЦПК «Кошки РЦ» Иванова Г.П.).

Практическая часть тренинга - семинара включала упражнения на создание Т- группы, видеотренинги, работа в малых группах.

Структура и содержание тренингов строилась на основе игровых упражнений и проблемных ситуаций, моделирующих толерантное и интолерантное отношение друг к другу. Побывав участниками тренинга, педагоги увидели и прочуствовали на себе эффективность такой формы работы, элементы которой можно вполне самостоятельно использовать для работы с молодежной аудиторией.

. Тема круглого стола №Профилактика этнического и религиозного экстремизма в рамках проекта Поделись своим теплом

Завершил тренинг - семинар классный час «На планете толерантность» (7-8 классы), классный руководитель Григорьева Т.Р.

В ходе тренинга педагоги определили основные направления культуры мира: культура межличностных отношений в семье, работа школы в качестве центра межнационального общения, духовно- нравственное и патриотическое воспитание в свете ценностей культуры мира, развитие толерантности в молодежной среде.

Все педагоги решили использовать полученный опыт в работе. Участники единогласно изъявили желание поделиться своим опытом с коллегами, друзьями и принять участие в подобных тренингах и семинарах по самым разнообразным тематикам. Тренинг - семинар «Диалог культур» - это хороший старт для реализации идей культуры мира педагогами в своих регионах.

. Особую актуальность в настоящее время приобретает сбалансированный подход к проблемам воспитания у обучающихся уважении к истории, традициям, культуре и языку представителей национальных меньшиств, Терпимого отношения к лицам других национальностей (толерантности).

Каждый год ранней зимой в Кошкинском районе проходит школьный фестиваль национальных культур «Шире круг». В этом году 27 ноября эстафету фестиваля подхватили мы- ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино. Наша школа встречала гостей - ребят и педагогов из Орловской СОШ, Четыревской ООШ, Надеждинской СОШ, Быковской ООШ, Кошкинской СОШ, Старокармалинской ООШ, Новокармалинской СОШ.

В ходе подготовки к этому празднику школьники узнали немало о национальных традициях, о жизни и быте своих предков. Фестиваль сплотил детей всех национальностей, обучающихся в нашем районе. Атмосфера дружбы и взаимопонимания царила на празднике.

По словам многих участников, такие праздники сближают людей разных национальностей и религий, позволяют им лучше понять друг друга и дают возможность молодым талантам продемонстрировать свое мастерство.

В рамках проекта «Поделись своим теплом», реализуемый в регионе , все неравнодушные учащиеся ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино устроили праздник ребенку- инвалиду Еремееву Николаю. Дети- инвалиды самые незащищенные члены нашего общества, которые уже не верят в сказки, детям у которых так мало праздников в жизни, которые с ранних лет вынуждены вести борьбу за жизнь. Для них, чья жизнь в общем - то ограничена стенами квартиры и общением с близкими родственниками, это стало замечательным событием.

Праздник проходил на прекрасном острове Мадагаскар, где великий гонг извещал об испытаниях. Коле приходилось участвовать во всех испытаниях (на ловкость, смелость, меткость) в результате чего он получил корону Мадагаскара.

Тема круглого стола №Профилактика этнического и религиозного экстремизма в рамках проекта Поделись своим теплом

Подарки ребенку- инвалиду подарили учащиеся 4 класса. Под задорную музыку дети с удовольствием пели, танцевали, играли. Мы видели, каким счастьем светились глаза Николая. Своим вниманием и уважением мы дали ему возможность поверить в себя, а поверившие, творят чудеса, делая и нас добрее, милосерднее.

В наших силах пробудить Добро в душе Ребенка с ограниченными возможностями, сделать так, чтобы он смог почувствовать, что нужен обществу. Видели ли Вы когда- нибудь глаза Ребенка, которому подарили, нет, не столько игрушку или сладость, а что гораздо важнее Мечту, Веру в то, что он нужен, что о нем помнят, что его воспринимают как личность? В этих глазах столько Счастья и Радости! Доброта живет в каждом из нас, и для того, чтобы совершать Добрые дела, нужно не так уж и много - всего лишь осознание того, что Ваше внимание способно осчастливить кого - то другого. Каждый человек в силах повлиять на социальное окружение вокруг себя.! Ведь маленькой помощи не бывает. Порой одно сказанное Доброе слово или маленький поступок может иметь большое значение, Ребенок пронесет его по жизни, не дав угаснуть Вере в Чудо и Добро. И может быть, в трудную минуту, это сможет Позитивно повлиять на его дальнейшую жизнь.

Претворяя в жизнь проект «Поделись своим теплом», участники поймут важность, актуальность, для отдельных, попавших в трудные жизненные ситуации, условия людей, оказывать им постоянную помощь, помочь осознать, почувствовать внимание, поддержку со стороны своих сверстников.

С целью пропаганды истории и культуры народов России и зарубежных стран, формированию у молодежи интереса к этнической культуре, уважения толерантного отношения к самобытности разных народов 21 марта фольклорная группа «Родные напевы» ГБОУ ООШ с.Старое Максимкино участвовала в областном детском и молодежном конкурсе «Этнолик».

Совместными усилиями участниками круглого стола можно наметить пути решения противодействию экстремизму, и самое главное определить практичесекие меры, которые в дальнейшем позволят сохранить стабильность межнациональных и межконфессиональных отношений.


© 2010-2022