Разработка урока по праву на тему Политика и общество для 9 класса

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Политика и общество.

Класс: 9

Цель урока: уяснить роль политики в жизни общества.

Задачи:

- образовательные:

дать представление о взаимосвязи политики , общества и власти в государстве, уяснить, что такое политическая система; смоделировать разнообразные подходы и оценки к власти. Сформировать у учащихся представления об источнике власти.

- развивающие:

развитие аналитического мышления.

- воспитательные:

Формирование интереса к политической системе своей страны. Воспитание патриотизма; формирование правовой политической культуры.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: Конституция РК,

Ход урока:


  1. Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.


  1. Актуализация знаний учащихся по ГЛАВЕ 6 «Социальная структура общества»

1. Понятие социальной структуры общества (слои, классы и т.д.)

2. Социальная стратификация и мобильность.

3. Расскажите о браке и условиях необходимых для его заключения

4. Что такое брачный договор?

5. Какие донациональные формы общностей людей вы знаете? /род, племя,

народность/

6. Что такое НАЦИЯ?

7. Расскажите о межнациональных отношениях в Казахстане. ()

Задание в тетради.

Сформулируйте и запишите в тетради определения терминов: автономный народ, диаспора, этнос.


  1. Объяснение новой темы. (Проводится в форме беседы с элементами обсуждения и закрепления по ходу урока.)

Как вы думаете, что такое политика?

Понятие политика (от греч.общественные или государственные дела) - это искусство управления государством.

Это особый вид деятельности в сфере решения проблем, которые касаются народа, общественных объединений, государства и власти.

К особо важным проблемам политики относятся вопросы взаимоотношений с иностранными государствами, межнациональные и межэтнические отношения, проблемы касающиеся языка, культуры, традиций национальных диаспор.и др.

Для осуществления политики требуются различного рода средства и институты, которые в своей совокупности представляют политическую систему общества, государства.

Политическая система - это система институтов, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Слово «институт» (от франц. «учреждение») означает не только привычное нам название высшего учебного заведения, но и совокупность норм права о какой-нибудь области общественных отношений, ту или иную форму общественного устройства.

Основным и самым главным институтом политической системы является государство.

По характеру выполняемых функций институты могут быть ВЛАСТНЫЕ, СУДЕБНЫЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ. Главой нашего государства является - Президент. (Слайд 1)

К гос. органам осуществляющим политическую государственную власть в стране относятся? Парламент, Правительство, Суд.

ПАРЛАМЕНТ - Парламент РК является высшим представительным органом, принемающим законы. Он состоит из двух палат: сената и мажилиса.

Сенат - верхняя палата парламента РК. Сенат образуют депутаты, по два человека от каждой области и 15депутатов назначенных Президентом РК. Срок полномочий депутатов сената - 6 лет. Половина переизбирается каждые 3 года.

Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Срок полномочий депутатов мажилиса - 5 лет. (Слайд 2)

Правительство является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему центральных и местных исполнительных органов, руководит их деятельностью. Во главе правителства стоит Премьер - Министр. (Слайд 3,4)

К другим субъектам политической структуры государства относятся общественные объединения, политические партии, оппозиция различных направлений.

Суд - контролирующий орган власти защищающий права, свободу и законные интересы граждан.

Политика и властьЧто, по-вашему, такое власть?

Перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни.

Власть - форма волевых отношений между людьми, проявляющаяся в реальной возможности влиять на поведение людей, социальных групп, на характер и направления их общественной деятельности.

Власть существует с момента появления человеческого общества и наравне с ним проходит тот же путь развития.

Власть - это сила, регулирующая отношения в обществе.

Власть - это способность и возможность подчинять своей воле.

Власти присущны такие компоненты как сила, влияние, закон и авторитет. Рассмотрим на основании этих компонентов две разные ситуации:

1. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (авторитет-сила)

2. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (власть-закон).

Что общего в этих ситуациях?

Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.

Политическая власть- способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.

Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти.

В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм).

Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил:«Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться».

Существует несколько способов обретения власти. В одних случаях власть передается от отца к сыну (монархия), в других человек приходит к власти через выборы (республика), еще можно завоевать власть силой посредством путча, переворота или революции, тоесть незаконным путем (диктатура).

Оттого, что власть одна, а политических сил, претендующих на власть много, в современном мире возникает проблема захвата её каким-нибудь органом или отдельным политиком. Для предотвращения концентрации всей полноты власти в руках какого-либо органа или политика осуществляется принцип разделения власти на три ветви:

Законодательную, исполнительную, судебную

- Приведите примеры каждого типа власти.

В странах, где проблемы гос.власти решаются демократическим путём, высшие законодательные и исполнительные органы власти действуют исключительно с позиций общенациональных интересов, обеспечивают стабильность. Оппозиция и политические партии защищают СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ БОРЬБОЙ.

СМИ нередко называют четвёртой властью. Как вы думаете почему?

То есть СМИ имеет влияние на формирование политической ситуации в стране.

СМИ - главный канал политики.

Статья 3 Конституции РК гласит: Народ - источник власти.

Что же такое народ?

--- Римский оратор Цицерон о народе.

Итак, НАРОД, является народом только в том случае, если он политически грамотен, сплочён, умеет активно выдвигать и защищать свои права и интересы, способен дать политическую оценку действиям политиков, обращает внимание на достижения и недостатки власти и т.д.

Если же люди, став рабами подконтрольных властям СМИ, не в состоянии определить направление движения общества, становятся объектом угнетения, попадают в узду власть имущих, то такое бесструктурное общество нельзя назвать народом, а только ТОЛПОЙ.

Народ должен не пассивно наблюдать, а активно участвовать в создании, обсуждении и принятии необходимых для общества законов. А также необходим контроль со стороны депутатов, избранных народом, за исполнением этих законов.

Народ невозможно победить, уничтожить, он является тем фактором, который в конечном счете все раставит по своим местам.

  1. Вопросы и задания к учащимся.

- Могут ли люди в совместной деятельности вообще обойтись без руководства и власти?

- Назовите политические институты власти и управления местного значения.


  1. Итоги урока

  2. Д/з. параграф 16, читать. Темы сообщений: Монархия, Республика, Диктатура.



© 2010-2022