- Преподавателю
- Обществознание
- Разработка урока по праву на тему Политика и общество для 9 класса
Разработка урока по праву на тему Политика и общество для 9 класса
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Уйсинбаев М.А. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Политика и общество.
Класс: 9
Цель урока: уяснить роль политики в жизни общества.
Задачи:
- образовательные:
дать представление о взаимосвязи политики , общества и власти в государстве, уяснить, что такое политическая система; смоделировать разнообразные подходы и оценки к власти. Сформировать у учащихся представления об источнике власти.
- развивающие:
развитие аналитического мышления.
- воспитательные:
Формирование интереса к политической системе своей страны. Воспитание патриотизма; формирование правовой политической культуры.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: Конституция РК,
Ход урока:
-
Организационный момент. Общее приветствие, выявление отсутствующих, цель урока.
-
Актуализация знаний учащихся по ГЛАВЕ 6 «Социальная структура общества»
1. Понятие социальной структуры общества (слои, классы и т.д.)
2. Социальная стратификация и мобильность.
3. Расскажите о браке и условиях необходимых для его заключения
4. Что такое брачный договор?
5. Какие донациональные формы общностей людей вы знаете? /род, племя,
народность/
6. Что такое НАЦИЯ?
7. Расскажите о межнациональных отношениях в Казахстане. ()
Задание в тетради.
Сформулируйте и запишите в тетради определения терминов: автономный народ, диаспора, этнос.
-
Объяснение новой темы. (Проводится в форме беседы с элементами обсуждения и закрепления по ходу урока.)
Как вы думаете, что такое политика?
Понятие политика (от греч.общественные или государственные дела) - это искусство управления государством.
Это особый вид деятельности в сфере решения проблем, которые касаются народа, общественных объединений, государства и власти.
К особо важным проблемам политики относятся вопросы взаимоотношений с иностранными государствами, межнациональные и межэтнические отношения, проблемы касающиеся языка, культуры, традиций национальных диаспор.и др.
Для осуществления политики требуются различного рода средства и институты, которые в своей совокупности представляют политическую систему общества, государства.
Политическая система - это система институтов, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.
Слово «институт» (от франц. «учреждение») означает не только привычное нам название высшего учебного заведения, но и совокупность норм права о какой-нибудь области общественных отношений, ту или иную форму общественного устройства.
Основным и самым главным институтом политической системы является государство.
По характеру выполняемых функций институты могут быть ВЛАСТНЫЕ, СУДЕБНЫЕ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ. Главой нашего государства является - Президент. (Слайд 1)
К гос. органам осуществляющим политическую государственную власть в стране относятся? Парламент, Правительство, Суд.
ПАРЛАМЕНТ - Парламент РК является высшим представительным органом, принемающим законы. Он состоит из двух палат: сената и мажилиса.
Сенат - верхняя палата парламента РК. Сенат образуют депутаты, по два человека от каждой области и 15депутатов назначенных Президентом РК. Срок полномочий депутатов сената - 6 лет. Половина переизбирается каждые 3 года.
Мажилис состоит из 107 депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Срок полномочий депутатов мажилиса - 5 лет. (Слайд 2)
Правительство является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему центральных и местных исполнительных органов, руководит их деятельностью. Во главе правителства стоит Премьер - Министр. (Слайд 3,4)
К другим субъектам политической структуры государства относятся общественные объединения, политические партии, оппозиция различных направлений.
Суд - контролирующий орган власти защищающий права, свободу и законные интересы граждан.
Политика и властьЧто, по-вашему, такое власть?
Перейти к объяснению того, что понимают под властью в повседневной жизни.
Власть - форма волевых отношений между людьми, проявляющаяся в реальной возможности влиять на поведение людей, социальных групп, на характер и направления их общественной деятельности.
Власть существует с момента появления человеческого общества и наравне с ним проходит тот же путь развития.
Власть - это сила, регулирующая отношения в обществе.
Власть - это способность и возможность подчинять своей воле.
Власти присущны такие компоненты как сила, влияние, закон и авторитет. Рассмотрим на основании этих компонентов две разные ситуации:
1. Журналист, известный своими скандальными разоблачениями реальных и мнимых прегрешений политиков, получил значительную сумму денег за серию публикаций, направленных против видного деятеля правительства. (авторитет-сила)
2. Президент подписал закон об амнистии. Министры юстиции и внутренних дел были против его принятия, но после вступления принятого решения в законную силу подчинились и активно участвовали в его исполнении (власть-закон).
Что общего в этих ситуациях?
Они строятся по принципу «господство-подчинение». Один главенствует, проявляет свою волю, другой подчиняется его воле. Это и есть властные отношения, отношения власти.
Политическая власть- способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач.
Политическая власть осуществляется главным образом средствами государственных органов и учреждений, следовательно государственная власть является разновидностью власти политической. Власти свойственно стремление к тому, чтобы быть безграничной. Поэтому ещё с давних времён шла борьба за ограничение власти.
В развитом, демократическом обществе власть осуществляется на основе власти закона (правовых норм).
Поэтому власть пользуется авторитетом, уважением, влиянием. Люди подчиняются такой власти не из страха, а по совести, т.е. добровольно ещё древнегреческий правитель Солон говорил:«Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться».
Существует несколько способов обретения власти. В одних случаях власть передается от отца к сыну (монархия), в других человек приходит к власти через выборы (республика), еще можно завоевать власть силой посредством путча, переворота или революции, тоесть незаконным путем (диктатура).
Оттого, что власть одна, а политических сил, претендующих на власть много, в современном мире возникает проблема захвата её каким-нибудь органом или отдельным политиком. Для предотвращения концентрации всей полноты власти в руках какого-либо органа или политика осуществляется принцип разделения власти на три ветви:
Законодательную, исполнительную, судебную
- Приведите примеры каждого типа власти.
В странах, где проблемы гос.власти решаются демократическим путём, высшие законодательные и исполнительные органы власти действуют исключительно с позиций общенациональных интересов, обеспечивают стабильность. Оппозиция и политические партии защищают СВОИ ИНТЕРЕСЫ ЦИВИЛИЗОВАННОЙ БОРЬБОЙ.
СМИ нередко называют четвёртой властью. Как вы думаете почему?
То есть СМИ имеет влияние на формирование политической ситуации в стране.
СМИ - главный канал политики.
Статья 3 Конституции РК гласит: Народ - источник власти.
Что же такое народ?
--- Римский оратор Цицерон о народе.
Итак, НАРОД, является народом только в том случае, если он политически грамотен, сплочён, умеет активно выдвигать и защищать свои права и интересы, способен дать политическую оценку действиям политиков, обращает внимание на достижения и недостатки власти и т.д.
Если же люди, став рабами подконтрольных властям СМИ, не в состоянии определить направление движения общества, становятся объектом угнетения, попадают в узду власть имущих, то такое бесструктурное общество нельзя назвать народом, а только ТОЛПОЙ.
Народ должен не пассивно наблюдать, а активно участвовать в создании, обсуждении и принятии необходимых для общества законов. А также необходим контроль со стороны депутатов, избранных народом, за исполнением этих законов.
Народ невозможно победить, уничтожить, он является тем фактором, который в конечном счете все раставит по своим местам.
-
Вопросы и задания к учащимся.
- Могут ли люди в совместной деятельности вообще обойтись без руководства и власти?
- Назовите политические институты власти и управления местного значения.
-
Итоги урока
-
Д/з. параграф 16, читать. Темы сообщений: Монархия, Республика, Диктатура.