Доклад на тему Системно-деятельностный подход на уроках истории и обществознания

В течение многих веков главной особенностью образования было сообщение фактических знаний. Но в наше время все стремительно меняется. Использование компьютера и глобальной сети «Интернет», предполагает серьезные требования к образовательным технологиям. Главное для человека XXI века - грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужных знаний. Необходимо обладать навыками решения нестандартных задач. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Деятельностный подход на уроках истории и обществознания

В течение многих веков главной особенностью образования было сообщение фактических знаний. Но в наше время все стремительно меняется. Использование компьютера и глобальной сети «Интернет», предполагает серьезные требования к образовательным технологиям. Главное для человека XXI века - грамотно провести целенаправленный поиск и отбор нужных знаний. Необходимо обладать навыками решения нестандартных задач. Существенно изменились требования к образованию и образованному человеку. Действующий ранее принцип сообщения каждому человеку всех важнейших знаний неэффективен. Задача заключается в том, чтобы узнать, какая именно информация нужна и каким способом ее найти. Именно развитию этих умений и способствует деятельностный подход в преподавании. Все дети разные, и каждый из них развивается своим темпом. Вместе с тем, обучение в школе сориентировано на некий средний уровень. Этот уровень слишком высок для слабых детей, но он явно недостаточен для более сильных. Это тормозит развитие как сильных детей, так и слабых. Чтобы учесть индивидуальные особенности учащихся, часто выделяют 2, 3, 4 и т.д. уровня сложности обучения. Однако реальных уровней в классе ровно столько, сколько детей. Возможно ли их точно определить? Не говоря уже о том, что практически трудно реализовать деление даже на четыре уровня - ведь для учителя это означает примерно двадцать подготовок в день! Выход прост: выделить всего лишь два уровня - максимум, определяемый зоной ближайшего развития детей, и необходимый минимум. Принцип минимакса заключается в следующем: школа должна предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню, соответствующему своим способностям. Принцип минимакса позволяет решить сразу несколько проблем. Во-первых, все ученики разные, но нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного. Поскольку свой максимум определяет с помощью учителя каждый ученик, то обеспечивается индивидуальный подход к каждому ученику. Во-вторых, для решения любой возникающей в жизни проблемы надо учиться находить нужную информацию. А принцип минимакса учит определять свою индивидуальную потребность в информации и самостоятельно ее находить. Следуя этому принципу, на уроке целесообразно использовать избыточную информацию, которую ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт и требования программы) и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. В этом плане важную роль в преподавании истории и обществознания играет использование специально подобранных, но при этом не адаптированных авторских текстов, через которые происходит знакомство ученика со всем многообразием источников. В них ученик должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, чтобы находить и использовать нужную им информацию школьники учились сами (этому способствуют, например, задания, связанные с поиском в тексте главного, самостоятельной постановкой вопроса по содержанию текста). Рекомендуется следующий алгоритм подготовки к уроку. На первом этапе следует выделить в содержании темы обязательный программный минимум. Для этого необходимо открыть программу или кодификатор - все те знания и умения, которые там прописаны - это минимум, который должны усвоить все ученики и который будет проверяться в контрольных и диагностических работах. Усвоение этих знаний и умений обеспечивается не только на данном уроке, но и на последующих уроках в процессе их применения. Сюда, в частности, обычно относятся понятия, выделенные курсивом в каждом параграфе, разделе. Понятия, теоретические и фактические знания, которые могут быть отнесены к теме, но не отражены в программных требованиях, относятся к максимуму. На втором этапе, выявив содержание минимума и максимума, учитель продумывает проблемную ситуацию, главный вопрос урока и набор важнейших вопросов для диалога с учениками. Выработанный план нужно стараться соблюдать, отвлекаясь лишь на затруднения при изучении важнейших знаний. Вообще в подобной методике надо быть заранее готовым к тому, что ребята вольно или невольно могут уводить учителя в сторону от продуманного плана. Именно для того, чтобы урок не потерял логику, учитель планирует для себя систему важнейших вопросов и старается ей следовать. Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации - предъявляя ученикам, например, два противоречивых мнения. Осознание противоречия вызывает удивление учеников, а вопросы учителя ориентируют их на самостоятельное формулирование учебной проблемы - основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Это важнейший этап урока - постановка проблемы самими учениками. Учебной проблемой может быть как нерешенный научный вопрос (например, «Кто является создателем государства Русь - норманны или славяне?») так и вопрос, актуальный только в процессе изучения материала (например, «Почему маленькие греческие города-государства смогли победить могучую Персидскую державу?»). После формулирования учебной проблемы учитель может дать возможность ученикам высказать свои версии, составить план решения и самое главное - предложить подумать, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу - это этап актуализации. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако, в отличие от него, актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь понадобилось для решения новой проблемы. Лишь на третьем этапе учитель выбирает и включает в конспект урока те знания из максимума, которые могут заинтересовать школьников. Этот материал является резервом. На четвертом этапе - завершающий контроль. Задача учителя вывести оценку усвоения учебного материала, ориентируясь на планку знаний и умений, необходимых для дальнейшего продвижения. Успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно происходит - от уверенности учеников в своих силах, их познавательных интересов, их умения преодолевать трудности. Самостоятельные работы, проверки, взаимопроверки, интерактивное тестирование становятся привычным для учеников занятием. Используется и методика самопроверки знаний. Учащиеся выполняют тест, а затем проводят самопроверку и анализируют ошибки, выставляют оценки. Система минимакса является оптимальной для реализации индивидуального подхода. Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмет все и пойдет дальше. Остальные разместятся в промежутке между этими двумя уровнями в соответствии со своими способностями и возможностями - они сами выберут свой уровень по своему возможному максимуму. Например, в 5 классе учащиеся уясняют, что республика - это «общественное дело». Но по ходу работы на уроке это понятие можно корректировать: республика - форма правления, при которой власть принадлежит народу и осуществляется на основе выборности, сменяемости, разделения власти и т.д. Если при обсуждении темы учащиеся перечисляют признаки республики, этот материал уже старших классов с легкостью может быть усвоен и пятиклассниками. В конце работы с термином учитель дает полное определение понятию (уровень максимума). Как показывает практика, заученное в 5-6 кл. определение из двух слов «общественное дело» даже средние ученики нередко используют в 9-11кл. Переучиваться бывает сложно, потому что уже сложился стереотип о том, что это понятие простое. Ребята же, которые запомнили все признаки республики в младших классах, с удовольствием отмечают, что без труда справляются с заданиями ГИА, ЕГЭ. Принцип минимакса связан с принципом вариативности. Принцип вариативности предполагает развитие нестандартного мышления учащихся, то есть понимания возможности различных способов решения задач и умения осуществлять анализ альтернатив. Принцип минимакса эффективно работает тогда, когда учителю удалось пробудить у значительной части интерес к рассматриваемым проблемам. Максимально погрузится в изучаемую эпоху и вызвать такой интерес позволяют игровые моменты на уроке. Игра на уроке истории - активная форма деятельности, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой "оживают" и "действуют" люди - участники исторической драмы. Главная цель такого занятия - это создание игрового состояния - специфического эмоционального отношения субъекта к исторической действительности. Таким образом, ученики наполняют "безлюдную" историю персонажами, которых они сами и изображают, хотя и по-разному в играх различного типа. Игра заставляет ребенка перевоплотиться в человека из прошлого или современности, заставляет его "прыгнуть выше себя", ибо он изображает взрослого, причем это далекий от его повседневной практики образ. Через понимание мыслей, чувств и поступков "своих" героев школьники моделируют историческую реальность. При этом приобретаемые знания становятся для каждого ученика-игрока личностно значимыми, эмоционально окрашенными, ребенок должен как бы "прочувствовать" свой персонаж изнутри благодаря глубокому познанию всей эпохи. Учащиеся, получая задания аргументировать позицию какого-либо исторического деятеля, с интересом изучают его биографию, приводят факты, далеко выходящие за рамки программы. Такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор и, самое главное, заставляет осваивать целый комплекс важных "взрослых" умений, в первую очередь, коммуникативных. Практика изучения курсов истории показывает, что учащиеся с особым интересом относятся к уроку, если в нем присутствуют образы людей. Ученики вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, делятся своими идеями, мнениями. Отвечая на вопросы: Каково ваше отношение к событиям? Кого бы вы поддержали в этой ситуации? Почему? - школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности. Диалоговое общение позволяет достичь большей глубины взаимопонимания, самораскрытия, создает условия для глубокого общения. Происходит замена объяснения материала учителем на самостоятельное открытие нового учениками. Использование этой технологии приводит к полному изменению структуры и качества урока, что непременно скажется на результате.



© 2010-2022