Рабочая программа по обществознанию (5-11 класс)

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тыргетуйская средняя общеобразовательная школа



Рассмотрено:

на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла

Руководитель ШМО:

Кондратюк И.А.

№ от

Согласовано:

Зам.директора по УВР

Андреева Е.Е.

Утверждаю:

Директор школы

Спиридонова Н.В.





Рабочая образовательная программа по обществознанию.

10-11 класс

(третья ступень образования)

на 2015 - 2016 учебный год




Составила учитель истории и обществознания:

Кондратюк Ирина Андреевна








с. Тыргетуй 2015 г.



Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования и авторской программы Л.Н.Боголюбова и др. «Обществознание 10-11 классы»; М: Просвещение, 2010г.

Календарно-тематическое планирование составлено из расчета 68 часов на изучение курса «Обществознание» в 10 классе и 34 часа на изучение курса «Обществознание» в 11 классе.

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все перечисленные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами «История», «География», «Литература» и др. Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

• овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 140 ч для изучения на базисном уровне учебного предмета «Обществознание», в том числе в 10 и 11 классах по 70 ч из расчета 2 ч в неделю, один из которых планируется для различных видов самостоятельной работы учащихся. При этом в программе предусмотрен резерв свободного учебного времени. Все это открывает возможность для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Данная программа, разработанная в лаборатории обществоведения Института содержания и методов обучения Российской академии образования, ориентирована на изложенные выше цели базового обществоведческого курса. В 10 классе предлагается дать целостное представление о развитии общества, его актуальных проблемах, о человеке в современном мире. В 11 классе предусмотрено значительное расширение экономической и правовой проблематики, а также некоторых вопросов социально-политического характера.

Изучение курса в 10 классе начинается с раздела «Общество и человек». В нем на более высоком по сравнению с основной школой уровне раскрываются природа и сущность человека, системный характер общества.

Раздел «Основные сферы общественной жизни» дает представление о подсистемах общества, об условиях деятельности человека в каждой из них.

Раздел «Право» раскрывает значение права и правовой культуры, дает краткую характеристику современного российского законодательства.

В 11 классе раздел «Экономика» позволяет значительно углубиться в проблематику современного экономического развития.

Раздел «Проблемы социально-политического развития общества» дает возможность расширить кругозор выпускников школы на основе изучения проблем свободы, демографической ситуации, политической жизни.

Раздел «Правовое регулирование общественных отношений» характеризует основные отрасли права.

данный курс обеспечен учебниками «Обществознание» (базовый уровень), выпущенными издательством «Просвещение»: для 10 класса - под редакцией Л. Н. Боголюбова, для 11 класса - под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева.

Программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если....);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Согласно данной программе на изучение курса «Обществознание» в 10-11 классах отводится 140 ч., но согласно Региональному учебному плану на 2014-2015 учебный год общее количество часов отводимых для курса «Обществознание» - 101ч. Поэтому была проведена корректировка рабочей программы (см. содержание программы). Календарно-тематическое планирование предусматривает на изучение курса «Обществознание» в 10 классе 68 часов (2 часа в неделю), на изучение курса «Обществознание» в 11 классе 33 часа (1 час в неделю).

При изучении курса «Обществознание» в 11 классе было существенно сокращено по 1 часу сокращено изучение разделов.

Список используемой учителем литературы прилагается.

Содержание программы.

Общеобразовательная программа

Рабочая программа

«Обществознание» 10 класс

«Обществознание» 10 класс

Раздел 1. Общество и человек.

16 часов

Раздел 1. Общество и человек.

14 часов

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.

38 часов

Раздел 2. Основные сферы общественной жизни.

40 часов

Раздел 3. Право.

10 часов

Раздел 3. Право.

12 часов

Заключительные уроки.

2 часа

Заключительные уроки.

2 часа

Резерв времени.

4 часа

Резерв времени.

-

Итого

70 часов

Итого

68 часов

«Обществознание» 11 класс

«Обществознание» 11 класс

Раздел 1. Экономика.

28 часов

Раздел 1. Экономика.

12 часов

Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества.

14 часов

Раздел 2. Проблемы социально-политического развития общества.

8 часов

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.

20 часов

Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений.

12 часов

Заключительные уроки.

2 часа

Заключительные уроки.

1 час

Резерв времени.

6 часов

Резерв времени.

1

Итого

70 часов

Итого

34 часа








Содержание программы.


10 класс


РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Общество

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.

Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.

Тема 2. Человек

Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.

РАЗДЕЛ 2. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Тема 3. Духовная культура

Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура.

Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера

Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.

Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.

Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура топоса.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера

Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.

Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.

Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО

Тема 7. Право как особая система норм

Право в системе социальных норм. Система права:

основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.

Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

Заключительные уроки

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Прогресс и регресс. Современный мир и его противоречия.

























Содержание программы.


11 класс


РАЗДЕЛ 1. ЭКОНОМИКА

Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.

Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.

Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.

Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.

Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.

Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.

Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.

Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.

Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.

РАЗДЕЛ 2. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.

Демографическая ситуация в РФ. Проблема неполных семей.

Религиозные объединения и организации в РФ. Опасность тоталитарных сект.

Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида.

Политическое сознание. Политическая идеология. Политическая психология. Политическое поведение. Многообразие форм политического поведения. Современный терроризм, его опасность. Роль СМИ в политической жизни.

Политическая элита. Особенности ее формирования в современной России.

Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.

РАЗДЕЛ 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Гуманистическая роль естественного права. Тоталитарное правопонимание. Развитие норм естественного права. Естественное право как юридическая реальность. Законотворческий процесс в Российской Федерации.

Гражданин, его права и обязанности. Гражданство в РФ. Воинская обязанность. Альтернативная гражданская служба. Права и обязанности налогоплательщика.

Экологическое право. Право граждан на благоприятную окружающую среду. Способы защиты экологических прав. Экологические правонарушения.

Гражданское право. Субъекты гражданского права. Имущественные права. Право на интеллектуальную собственность. Наследование. Неимущественные права:

честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.

Семейное право. Порядок и условия заключения брака. Порядок и условия расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов.

Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключение и расторжение трудового договора. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.

Процессуальное право. Споры, порядок их рассмотрения. Особенности административной юрисдикции. Гражданский процесс: основные правила и принципы. Особенности уголовного процесса. Суд присяжных. Конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека. Международная система защиты прав человека в условиях мирного времени. Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право.

Заключительные уроки

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов ХХI века. Особенности современного мира. Компьютерная революция. Знания, умения и навыки в информационном обществе. Социальные и гуманистические аспекты глобальных проблем. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.






































Тематическое планирование. Обществознание 10 класс.

«Обществознание», 10 класс; Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова; Просвещение, 2012. Всего: 68 часов.

урока


§


Название разделов, темы уроков

К-во часов


сроки

Фактич сроки


1-2

3

4




5

6-7

8-9

10-11

12-13

14







15-16

17-18

19-20

21

22




23-24

25

26




27-29

30-32

33-35


36-37

38-39

40

41




42

43-45

46-49

50-51


52-53

54






55-56

57

58-60

61-62

63

64-65

66




67

68


1

2

1-2



3

4

5

6

7

3-7







8

9

10

11

8-11




12

13

12-13




14

15

16


17

18

19

14-19



20

21

22

23


24

20-24






25

26

27

28

29

30

25-30

Раздел I. Общество и человек.


Глава I. Общество.


Что такое общество.

Общество как сложная динамическая система.

Повторение: «Общество».

Глава II. Человек.


Природа человека.

Человек как духовное существо.

Деятельность - способ существования людей.

Познание и знание.

Человек в системе социальных связей.

Повторение: «Человек».

Раздел II. Основные сферы общественной жизни.


Глава III. Духовная культура.


Культура и духовная жизнь общества.

Наука. Образование.

Мораль. Религия.

Искусство и духовная жизнь.

Повторение: «Духовная культура».

Глава IV. Экономика.


Роль экономики в жизни общества.

Экономическая культура.

Повторение: «Экономика».

Глава V. Социальная сфера.


Социальная структура общества.

Социальные взаимодействия.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

Нации и межнациональные отношения.

Семья и быт.

Социальное развитие и молодежь.

Повторение: «Социальная сфера».

Глава VI. Политическая сфера.

Политика и власть.

Политическая система.

Гражданское общество и правовое государство.

Демократические выборы и политические партии.

Участие граждан в политической жизни.

Повторение: «Политическая сфера».

Раздел III. Право.


Глава VII. Право как особая система норм.


Право в системе социальных норм.

Источники права.

Правоотношения и правонарушения.

Современное российское законодательство.

Предпосылки правомерного поведения.

Общество в развитии.

Повторение: «Право».

Итоговое повторение.


Повторение: «Человек и общество».

Повторение по курсу «Обществознание».

14


4


2

1

1

10


1

2

2

2

2

1

40



8


2

2

2

1

1


4


2

1

1


15


3

3

3


2

2

1

1


13


1

3

4

2


2

1

12


12


2

1

3

2

1

2

1


2


1

1





04,08.09

11.09

15.09




18.09

22,25.09

29.09,02.10

06,09.10

13,16.10

20.10







23,27.10

30.10,10.11

13,17.11

20.11

24.11




27.11,01.12

04.12

08.12




11,15,18.12

22,25,29.12

12,15,19.01


22,26.01

29.01,02.02

05.02

09.02




12.02

16,19,23.02

26.02,01,04,08.03

11,15.03


18,29.03

01.04






05,08.04

12.04

15,19,22.04

26,29.04

03.05

06,10.05

13.05




17.05

20.05
















Календарно-тематический план. Обществознание 11 класс.

«Обществознание» 11 класс; Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев; Просвещение, 2013.

Всего: 34 часа.

урока


§


Название разделов, темы уроков

К-во часов

сроки

Фактич сроки


1

2

3

4

5


6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20




21

22

23

24

25

26


27


28

29


30

31

32

33

34


1

2

3

4

5


6

7

8

9

10

11

1-11


12

13

14

15

16

17


18

12-18




19

20

21

22

23

24


25


26

27


28

29

19-29

1-29

Раздел I. Экономика.

Экономика: наука и хозяйство.

Экономический рост и развитие.

Рыночные отношения в экономике.

Фирма в экономике.

Правовые основы предпринимательской деятельности.

Слагаемые успеха в бизнесе.

Экономика и государство.

Финансы в экономике.

Занятость и безработица.

Мировая экономика.

Человек в системе экономических отношений.

Повторение «Человек и экономика».

Раздел II. Проблемы социально-политического развития общества.

Свобода в деятельности человека.

Общественное сознание.

Политическое сознание.

Политическое поведение.

Политическая элита и политическое лидерство.

Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи.

Религиозные объединения и организации в РФ.

Повторение «Проблемы социально-политического развития общества».

Глава III. Правовое регулирование общественных отношений.

Современные подходы к пониманию права.

Гражданин РФ.

Экологическое право.

Гражданское право.

Семейное право.

Правовое регулирование занятости и трудоустройства.

Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс.

Процессуальное право: уголовный процесс.

Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство.

Международная защита прав человека.

Взгляд в будущее.

Повторение «Человек и закон».

Итоговое повторение.

Резерв.

12

1

1

1

1

1


1

1

1

1

1

1

1

8


1

1

1

1

1

1


1

1


12

1

1

1

1

1

1


1


1

1


1

1

1

1

1


02.09

09.09

16.09

23.09

30.09


07.10

14.10

21.10

28.10

11.11

18.11

25.11



02.12

09.12

16.12

23.12

13.01

20.01


27.01

03.02




10.02

17.02

24.02

02.03

09.03

16.03


30.03


06.04

13.04


20.04

27.04

04.05

11.05










Литература:

Для учителя:

  1. Учебник для 11 класса «Обществознание», часть II; Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова; Просвещение, 2008.

  2. Учебник для 10 класса «Обществознание»; Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова; Просвещение, 2012.

  3. «Человек и общество. Современный мир», В.И.Купцова; Просвещение, 1994.

  4. Пособие по обществознанию, С.Б.Павлов; Айрис Пресс, 2007.

  5. Конституция РФ.

  6. Сборник законов РФ.

  7. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации. Москва, 2002.

  8. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание 10 класс»: часть I, II, С.Н.Степанько; Волгоград - Учитель, 2008.

  9. Поурочные разработки по обществознанию в 10 классе к учебнику Л.Н.Боголюбова, Т.П.Бегенеева; Москва - Вако, 2008.

  10. Поурочные планы по учебнику Л.Н.Боголюбова «Обществознание 11 класс», С.Н.Степанько; Волгоград - Учитель, 2007.

  11. Поурочные разработки по обществознанию в 11 классе к учебнику Л.Н.Боголюбова, Т.П.Бегенеева; Москва - Вако, 2009.

  12. Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику «Обществознание 10-11 классы» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой; Дрофа, 2001.

  13. Тесты по обществознанию. К учебнику «Человек и общество. Обществознание. 10 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой; С.В.Краюшкина, Москва, «Экзамен», 2010.

  14. Тесты по обществознанию. К учебнику «Человек и общество. Обществознание. 11 класс» под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой; С.В.Краюшкина, Москва, «Экзамен», 2010.

  15. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. 8-11 классы. В.Г.Зарубин, В.В.Баранов, Н.А.Мартьянова, М.В.Рубцова; Ростов-на-Дону - «Легион», 2011.

  16. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. О.А.Чернышева, Р.В.Пазин, П.А.Ушаков; Ростов-на-Дону - «Легион», 2011.

  17. Обществознание. Учебно-тренировочные тестовые задания с ответами, сгруппированными по классам. Т.А.Корнева; Волгоград - Учитель, 2003.

  18. Журнал «Преподавание истории и обществознания в школе».

  19. Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы; Просвещение, 2008.

  20. Готовимся к ЕГЭ. Л.Н.Боголюбов; Москва - Дрофа, 2011.

  21. CD-диск «Обществознание. 8-11 классы»; «Учитель», 2011.

  22. Интернет-ресурсы.

Для учащихся:

  1. Учебник для 11 класса «Обществознание», часть II; Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова; Просвещение, 2008.

  2. Пособие по обществознанию, С.Б.Павлов; Айрис Пресс, 2007.

  3. Конституция РФ.

  4. Сборник законов РФ.

  5. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. 8-11 классы. В.Г.Зарубин, В.В.Баранов, Н.А.Мартьянова, М.В.Рубцова; Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

  6. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ. О.А.Чернышева, Р.В.Пазин, П.А.Ушаков; Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

  7. Обществознание. Учебно-тренировочные тестовые задания с ответами, сгруппированными по классам. Т.А.Корнева; Волгоград - Учитель, 2003.

  8. Готовимся к ЕГЭ. Л.Н.Боголюбов; Москва - Дрофа, 2011.

  9. Интернет-ресурсы.

© 2010-2022