Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


























Рабочая учебная программа

___________обществознание____________

(наименование учебного предмета)

для учащихся______8__ класса

на 2015-2016 учебный год






Составлена на основе примерной программы: Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват.организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.]. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2014.

Составитель: Суворова Г.А. - учитель обществознания__ высшая__ квалификационная категория


г. Нефтегорск

2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа ориентирована на 8 класс, рассчитана на 34 учебных часа из расчёта 1 час в неделю. Программа выполняет две основные функции:
информационно-методическая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета;
организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение предмета «Обществознание» в 8 классе ориентировано на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На данном этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся. В процессе изучения реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения. Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются: текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация. Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока. Промежуточная аттестация обучающихся 8-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме устных экзаменов и тестирования.



Тематический план

Учебная тема

всего

часов

в том числе на:

примерное количество часов на самостоятельные работы учащихся

теоретические

практические

контрольные работа

1.

Личность и общество

6

3

3

-

2

2.

Сфера духовной культуры

6

4

2

-

2

3.

Экономика

15

7

7

1

3

4.

Социальная сфера

5

2

2

1

2

5.

Повторение

2

1

1

Всего

34

16

15

3

9

Резерв

-


Итого

34

16

15

3

9







Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать :

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

  • основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

Уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • характеризовать изученные социальные объекты и процессы, т.е. указывать свойственные им значимые признаки;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

  • самостоятельно составлять простейшие виды плана урока;

  • использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Тема 1. Личность и общество (6 часов)

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь - специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт - условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность - степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер - устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре - необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства - интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность - пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Экономика (13 часов)

Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).Основные вопросы экономики: что, как и для кого про­изводить. Функции экономической системы. Модели эко­номических систем.Собственность. Право собственности. Формы собствен­ности. Защита прав собственности.Рынок. Рыночный механизм регулирования экономи­ки. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Производство. Товары и услуги. Факторы производ­ства. Разделение труда и специализация. Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные орга­низационно-правовые формы. Малое предприниматель­ство и фермерское хозяйство. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.Распределение. Неравенство доходов. Перераспределе­ние доходов. Экономические меры социальной поддерж­ки населения.Потребление. Семейное потребление. Страховые услу­ги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банков­ские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбере­жения граждан. Потребительский кредит.Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.

Тема 4. Социальная сфера (6 часов)

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:

  • содержания;

  • обучающих средств;

  • методов обучения.

Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.

Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.

Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний, промежуточная аттестация ,которые позволяют:

  • определить фактический уровень знаний, умений и навыков обучающихся по предмету ( согласно учебного плана);

  • установить соответствие этого уровня требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования;

  • осуществить контроль за реализацией образовательной программы (учебного плана) и программ учебных курсов.

1.Текущий контроль знаний - проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока.

Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку .

2.Промежуточный контроль знаний обучающихся

Промежуточный контроль знаний - контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.

Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.

Промежуточный контроль знаний учащихся, временно обучающихся в санаторных школах, реабилитационных общеобразовательных учреждениях, проводится на основе результатов текущего контроля, осуществляемого в этих учебных учреждениях.

Промежуточный контроль обучающихся, пропустивших значительную часть учебного времени, проводится в форме собеседования, зачета, контрольной работы и т.п. в конце установленного периода с целью определения фактического уровня предметных знаний. В случае отсутствия обучающегося на протяжении всего установленного периода и (или) невозможности определения фактического уровня его предметных знаний в классном журнале делается запись «н/а» (не аттестован).

3. Промежуточная аттестация обучающихся

Промежуточная аттестация обучающихся 8-х проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля в форме устных экзаменов и тестирования. Сроки промежуточной аттестации устанавливаются приказом учредителя. Оценки полученные обучающимися в ходе промежуточной аттестации, записываются в классные журналы и учитываются при принятии решения педагогического совета о переводе обучающихся в следующий класс.



Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Оценка "5" :

  • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" :

  • Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

  • Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  • Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3":

  • усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  • материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  • показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки;

  • допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  • не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  • испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  • отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  • обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2":

  • не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  • не делает выводов и обобщений;

  • не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  • или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  • или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.









Список литературы:

для учителя

  • Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2014 год

  • Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.- М., 2012г.

  • Конституция Российской Федерации

  • Рабочая тетрадь по курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2014 год.

  • Методические рекомендации по курсу "Введение в обществознание".8 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2014 год

для ученика

  • Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных. учреждений/ [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, Н.И. Городецкая и др.]; под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2014 год

  • Конституция Российской Федерации

  • Рабочая тетрадьпо курсу "Введение в обществознание" 8 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2014 год.



Интернет - ресурс

Учебно-методические материалы по разделам обществознания, методические разработки уроков - планы уроков с заданиями, задачами, упражнениями; сценарии деловых, интеллектуально-творческих игр, викторин и конкурсов:

  1. scenaru.narod.ru/spisok.html

  2. vmoisto.narod.ru/rasrabotki.htm

Курсы лекций с заданиями, списками литературы, темами рефератов по философии, политологии, культурологии, социологии:

  1. distance.ru

  2. ug.ru/ug_pril/gv/97/41/t4_1.htm

  3. center.fio.ru/method/

  4. istina.rin.ru/philosofy/

  5. distance.ru/uch_mat/polit.html

Учебники, учебно-методические пособия по философии, культурологии, политологии, экономической и правовой сферах жизни человека и общества

  1. lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm

  2. auditorium.ru/aud/infex.php

  3. ugatu.ac.ru/ugatu.new/facult/f6/fil.htm

  4. lawportal.ru/

  5. politstudies.ru

Тесты, тренинги (психологические)

  1. e-joe.ru

  2. psy.rin.ru/razdel/

  3. [email protected]/articles

  4. psi.webzone.ru/test/

Энциклопедии, справочники, словари (политических терминов, по культуре, религии, экономике, психологии, праву):

ruspagan.chat.ru/

  1. slovary.gramota.ru/

  2. philosophy.ru/edu/ref/rudnev/index.htm

Библиотеки публикаций

(хрестоматии, оригинальные неадаптированные тексты работ философов, культурологов, социологов, политологов, правоведов, религиоведов, психологов по проблемам человека и общества, монографии, исследования творчества мыслителей, сборники материалов конференций, статьи)

  1. courier.com.ru/humanities/default.html

  2. piramyd.express.ru/all/pamyat.htm

  3. piramyd.express.ru/all/sociology.htm

  4. auditorium.ru/aud/infex.php

  5. philosophy.ru/library.html

  6. ihtik.lib.ru/

  7. rusword.org/articler/socio.php

  8. globalization.report.ru/






Входное тестирование 8 класс

Работа состоит из 2 частей.

Часть первая состоит из 9 тестовых заданий, где надо выбрать один правильный ответ, задание оценивается в один балл. Часть 2 состоит из 6 заданий, где надо выполнить задания на соотнесение, дать утвердительный или отрицательный ответ на вопрос, дать развернутый ответ на вопрос. Максимальное количество баллов за работу: часть 1 - 9, часть 2 - 14.

1. Какое значение понятия ОБЩЕСТВО наиболее важно для изучения обществознания?

А. объединение людей по интересам

Б. конкретный этап в историческом развитии народа или страны

В. совокупность форм объединения людей

Г. все население Земли

2. Понятие «страна» подразумевает:

А. политическую организацию общества с определенной формой правления

Б. социальную организацию общества

В. территорию, имеющую определенные границы

3.К экономической сфере общества относится:

А. школа

Б. больница

В. завод

Г. театр

4. К признаку государства не относится:

А. суверенитет

Б. территория

В. аппарат управления

Г. национальность

5.Конституция Российской Федерации была принята:

А. в 1990г

Б. в 1991г

В. в 1993г

6. Президент РФ:

А. не имеет права издавать указы и распоряжения

Б. является верховным главнокомандующим

В. возглавляет Правительство РФ

7. Общественной наукой не является:

А. политология

Б. биология

В. психология

8. Общечеловеческие ценности:

А. обязательны для граждан одного государства

Б. обязательны для всех современных людей, живущих на планете

В. важны во все исторические эпохи

9. Урбанизация - это:

А. процесс увеличения городов и городского населения

Б. комфортность условий существования в городе

В. населенные пункты в непосредственной близости от города

Часть 2

1. Соотнесите социальные явления и сферы общественной жизни, к которым они относятся.

А. политическая 1. фабрика

Б. экономическая 2. политическая партия

В. социальная 3. музей

Г. духовная 4. туристическая фирма

5. армия

6. президент

7. школа

8. милиция

2. Согласны ли Вы или нет со следующими утверждениями

А. Принудительный труд запрещен

Б. Труд- это обязанность каждого человека

В. Трудовой Кодекс- это закон, регулирующий предпринимательскую деятельность

Г. Экономика переводится с греческого как» искусство делать деньги»

Д. Человек свободен в выборе своей профессии

3. Соотнесите понятия и их определения

А. Государство 1. Основной закон страны

Б. Гражданство 2. Полная независимость государства во внешних и внутренних делах

В. Конституция 3. Устойчивая правовая связь человека и государства

Г. Суверенитет 4. Политическая организация общества на определенной территории

4. Соотнесите ветви власти и названия соответствующих им государственных органов:

А. законодательная власть 1. Верховный Суд РФ

Б. исполнительная власть 2. Федеральное Собрание РФ

В. судебная власть 3. Правительство РФ

5. Определите методы исследования, используемые в общественных науках (несколько вариантов ответа):

А. наблюдение

Б. эксперимент

В. опрос

Г. интуиция

Д. измерение

6. Укажите плюсы и минусы городской жизни (по два плюса и минуса).







Промежуточное тестирование

8 класс

Вариант 1

1. Закончите фразу: «Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения, - это_________________»

2. Человек в отличие от животного способен:

а) совершать привычные действия; в) проявлять эмоции;

б) предварительно обдумывать свое поведение; г) заботиться о потомстве.

3. Найдите отличительные характеристики человека:

а) существо биологическое;

б) сознательно выдвигает цели деятельности

в) живет среди себе подобных;

г) обладает способностью к творчеству;

д) производит орудия труда с помощью других орудий;

е) обладает врожденными инстинктами самосохранения.

4. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчинением природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природе.

5.Какое слово пропущено в схеме?

Типы обществ

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 классРабочая учебная программа по обществознанию 8 классРабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 классРабочая учебная программа по обществознанию 8 классРабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

Индустриальное Постиндустриальное …

6.. Перечислите основные сферы жизни общества.

7. Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

а) ведущая роль сельского хозяйства; в) слабый уровень разделения труда;

б) преобладание промышленности; г) решающее значение сферы услуг в экономике.

8. Глобальные проблемы человечества:

а) существовали на протяжении всей истории;

б) появились в новое время;

в) возникли во второй половине XX века;

г) появились с переходом людей к классовому обществу.

9. Какой признак характеризует общение:

а) обмен информацией; в) обмен предметами обихода;

б) обмен веществ; г) обмен учащимися между странами.

10. Перечислите основные потребности человека по классификации Маслоу.

11.Найдите и укажите лишнее понятие в перечне:

1. Род, вид, племя, народность, нация.

2. Касты, сословия, статусы, классы.







Промежуточное тестирование

8 класс

Вариант 2

1. Закончите фразу « Переживаемая или осознаваемая нужда человека в чем-либо - это

2.Общество в широком смысле слова - это

а) Территория обитания людей

б) История человечества

в) Совокупность объединения людей

г) Производительные силы

3.Кто же есть человек?

а) существо биологическое;

б) существо социальное;

в) существо биосоциальное;

г) образ и подобие бога.

4.. Что свойственно и человеку, и животному?

а) преобразование мира; в) необходимость отдыха;

б) накопление знаний; г) стремление к прекрасному

5..Какое слово пропущено в схеме?

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

6. Перечислите основные глобальные проблемы человечества.

7.Основные потребности человека (вычеркнуть ненужное).

а) биологические потребности;

б) внутренние потребности;

в) социальные потребности;

г) духовные потребности.

8.Какие бывают группы? (вычеркни ненужное).

а ) устойчивые;

б ) неустойчивые;

в ) крикливые;

г ) неформальные.

9. Для постиндустриального общества в отличие от индустриального характерно:

а) постоянное совершенствование технологий производства;

б) активное использование природных богатств;

в) использование правовых актов в целях создания благоприятных условий для развития производства;

г) широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

10. Перечислите основные факторы производства

11. Найдите и укажите лишнее понятие в перечне:

1. Производство, управление, распределение, обмен, потребление.

2.Традиционное общество, индустриальное общество, динамическое общество, постиндустриальное общество







Итоговая контрольная работа по обществознанию

8 класс.

1 вариант.

  1. Общество - это

  1. движение от менее совершенного к более совершенному

  2. способы взаимодействия и формы объединения людей

  3. часть природы

  4. весь материальный мир


  1. К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?

  1. экономическая

  2. социальная

  3. политическая

  4. духовная


  1. Установите соответствие и впишите в таблицу получившуюся последовательность букв.

  1. использование пушнины для обмена а) духовная сфера

на другие товары б)экономическая сфера

2) рост цен на товары и услуги в) политическая сфера

3) создание наскальных картин древними г) социальная сфера

охотниками и собирателями

4)существование в обществе семей различного типа

5)активное участие народа в выборах

1

2

3

4

5


4.Установите соответствие и впишите получившуюся последовательность букв в таблицу:

1. Социальные потребности человека а) иметь хорошую семью

2. Духовные потребности человека б) иметь добрую славу о себе

3. Материальные потребности человека в) иметь удобное жильё

1

2

3


5.Какой из названных признаков характеризует индустриальное общество?

  1. ведущая роль сельского хозяйства

  2. преобладание промышленности

  3. слабый уровень разделения труда

  4. решающее значение сферы услуг в экономике

6.Найдите в приведённом ниже списке черты традиционного общества. Выпишите цифры в порядке возрастания.

1) преобладание промышленности

2) активное участие церкви в жизни общества

3) демократическая партнёрская семья

4) агро - сырьевой характер производства

5)широкое распространение компьютерных технологий

7.Какое слово пропущено в схеме?

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс

8. Напишите мини - сочинение по вопросу:

Можно ли утверждать, что в наше время на Земле встречается любой из существовавших в прошлом типов общества?

( в сочинении должны обязательно присутствовать: терминология, аргументация, примеры












Итоговый тест 8 класс.

Вариант2.

1.Верны ли следующие суждения о природе и обществе?

А. Природа в отличие от общества является развивающейся системой.

Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

2. Примером общения не является:

1) зрители аплодируют певцу после выступления; 2) начальник дает указания подчиненному;

3) двое друзей беседуют о личных проблемах; 4)человек ведет мысленный разговор с героем прочитан­ной книги.

3.Нуклеарная семья:

1) наиболее распространена в аграрном обществе;

2)включает не менее трех поколений прямых родственников;

3) является малой социальной группой; 4) не предполагает общность быта.

4. Определите, какие из потребностей находятся не на своем месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу.

1)физиологические потребности;

2) престижные потребности;

3) потребности в безопасности;

4) социальные потребности;

5)духовные потребности.

5. Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:

1) экономический прогресс; 2) технический прогресс;

3)культурный прогресс; 4)религиозный прогресс.

6. Условием принадлежности к этносу является:

1) общность исторической судьбы; 2) отсутствие кровного родства;

3) отношение к средствам производства; 4)общий уровень доходов.

7.B ходе экономического кризиса 1900-1903 гг. в России были закрыты 3 тыс. предприятий, тысячи рабочих оказались безработными. Данный пример относится к:

1)политической и социальной сферам; 2)социальной и экономической сферам;

3) экономической и духовной сферам; 4)духовной и социальной сферам

8.Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:

1) престижную потребность; 2)физиологическую потребность;

3)потребность в безопасности; 4)социальную потребность.

9.Верны ли следующие суждения о труде?

А. Непроизводительным считается труд, не давший никаких результатов.

Б. Целью трудовой деятельности является создание товаров и услуг.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

10.Определите социальный статус, существующий в традиционном обществе.

1) токарь; 2) демократ; 3) житель мегаполиса; 4) ребенок; 5) отшельник

11. Основной функцией семьи является:

1)организация производства с целью получения прибыли;

2)проведение совместного досуга;

3)воспитание детей;

4)контроль за порядком в обществе.

12.Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петров­на вместе с двумя сыновьями переехала жить в деревню к своей матери. Это пример:

1)нуклеарной семьи; 2)патриархальной семьи;

3)неполной семьи; 4)многодетной семьи.

13. Верны ли следующие суждения о роли семьи?

А. В семье происходит формирование индивида как лич­ности.

Б. Семья изначально определяет принадлежность челове­ка к определенному социальному слою общества.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

14.Верны ли следующие суждения о безработице?

А. Уровень безработицы является одним из важных пока­зателей уровня экономического развития государства. Б. Безработица существует только в условиях командной экономической системы.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

15.В начале XX в. многие индустриальные страны находились в состоянии экономического кризиса. Производство сокращалось, слабые и малоэффективные предприятия массово разорялись. В этих условиях:

1)повышалась сдельная зарплата; 2)повышалась повременная зарплата;

3) росла безработица; 4)верно все вышеперечисленное.

В1.Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

А) Традиционное общество 1) Машинное производство - определяющий фак

тор

Б) индустриальное общество 2) Большая роль церкви и армии.

В) постиндустриальное 3) В экономике преобладает сфера услуг.

В2. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к экономической сфере общества. Конкуренция, государственный бюджет, технический прогресс, товар, закон спроса. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.










Итоговый тест 8 класс.

Вариант1

1..Характерной чертой только доиндустриального общества является:

1)большая роль науки в развитии производства;

2 ) деление общества на социальные группы;

3)ведущая роль сельского хозяйства в развитии экономики;

4)высокая социальная мобильность.

2. Характеристикой нации в отличие от племени является:

1) общность традиций 2)устойчивая государственность;

3)собственный язык; 4)общность территорий.

3. Верны ли следующие суждения о характеристиках денег?

А. Деньги существовали на всех этапах развития общества.

Б. В современном обществе деньги перестали быть средством обращения.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

4. Понятия «конфронтация», «конкуренция», «соперничество» характеризуют:

1) способы протекания конфликтов;

2) способы разрешения конфликтов;

3) процесс социализации личности;

4)причины возникновения конфликтов.

5. К основным экономическим ресурсам относится:

1) рынок; 2)капитал; 3)обмен; 4)налоги.

6. Командная экономическая система в отличие от рыночной характеризуется:

1) отсутствием товарно-денежных отношений;

2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей; 3) уравнительным распределением продукции;

4) жестким государственным регулированием производства, обмена и распределения;

7. Верны ли следующие суждения о социальной стратификации?

А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.

Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных кон­курирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определенной отрасли, на­зывается:

1)конкуренция; 2) закон спроса и предложения;

3) олигополия; 4)монополия.

9.Личность в отличие от индивида:

1) является биосоциальным существом;

2) характеризуется неповторимыми чертами внешности;

3) обладает определенными желаниями и стремлениями;

4)способна оказывать влияние на общество.

10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:

1)профицит бюджета; 2)дефицит бюджета;

3)государственный долг; 4)сбалансированный бюджет.

11. Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается с:

1)момента знакомства юноши и девушки;

2) заключения брака;

3)отдельного от родителей проживания в собственном до­ме (квартире);

4) появления первого ребенка.

12.Верны ли следующие суждения о типах семьи?

А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространенной является нуклеарная семья.

Б. В России и европейских странах на современном этапе все большее развитие получает расширенная семья.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

13. В современных развитых странах большая часть трудо­способного населения занята в сфере:

1)тяжелой промышленности; 2)легкой промышленности;

3) сельского хозяйства; 4)обслуживания.

14. Верны ли следующие суждения о заработной плате?

А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.

Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы.

1) верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны.

15. Сдельную форму заработной платы получает:

1)врач; 2)учитель;

3)ювелир; 4)инженер.

В1.Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества. Выберите и запишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1)оказывает влияние на политическую сферу и зависит от нее;

2) включает в себя распределение и потребление;

3) создает товары и услуги;

4) включает помощь социально незащищенным слоям на­ селения;

5)существует на всех стадиях развития общества.

В2. Все перечисленные ниже понятия, за исключением од­ного, относятся к категории «доходы государственного бюджета».

Акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина, дотации предприятиям. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда.






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные понятия

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание


Глава I. Личность и общество (6 ч.)

1-2

Что делает человека человеком

2

Комбинированный урок (объяснение, беседа, работа с учебным текстом)

Индивид, личность, мировоззрение, адаптация, индивидуализация, интеграция, социализация, агенты социализации

Продуктивный:

- аргументировать своё отношение к проявлению человека как личности вне общества

- анализировать социальную ситуацию

- соотносить мировоззрение и жизненные ценности

- составлять сравнительную таблицу [признаки]

Репродуктивный:

- называть признаки человека, характеризующие его как личность и как индивидуальность

- объяснять основные понятия

§1-2, 6-13. вопросы, задания рубрики «В классе и дома»

3

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

Комбинированный урок

Общество, общественные отношения, сферы жизни общества, социальные нормы, типы общества

Продуктивный:

-объяснять значение научного понятия «общество»

- сравнивать соц. нормы в форме дозволения, предписания, запрета

- аргументировать изменение в жизни людей

Репродуктивный:

- объяснять основные понятия

§3, 14-20, задания рубрики «В классе и дома»

4-5

Развитие общества

2

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

Эволюционное развитие, социальные, информационные революции, реформы, глобализация, МВФ, ВТО, глобальные проблемы

Продуктивный:

- высказывать свою точку зрения о процессе развития общества

- составлять сравнительную таблицу

Репродуктивный:

- объяснять основные понятия

§4, 20-28

Выводы и вопросы для повторения

6

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторение. Итоговый разноуровневый контроль

Выводы к главе

-соотносить понятия «человек» и «общество»

- объяснять основные понятия

Вопросы перед §4 с.29


Глава II. Сфера духовной культуры (8 ч.)

7

Сфера духовной жизни

1

Лабораторная работа с текстами учебника

Духовная сфера, культура, ценности

Продуктивный:

- объяснять связь культуры общества и культуры человека

- характеризовать особенности культуры современной России

Репродуктивный:

- объяснять основные понятия

§6, 29-37, подготовить сообщения, проектные работы

8

Мораль

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

Мораль, нравственность, добро, зло, золотое правило нравственности, нормы морали. Ценности, гражданственность, патриотизм, гуманизм

Продуктивный:

- объяснять назначение морали для людей

- характеризовать признаки морали

- давать оценку гуманизму как высшей моральной ценности

- определять поступки, в которых проявляется любовь к ближнему

- сравнивать патриотизм и гражданственность

- анализировать социальные ситуации

§7, 37-45 вопросы, задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые»

9

Долг и совесть

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

Общественный, моральный долг, ответственность, совесть, объективные обязанности

Продуктивный:

- анализировать социальные ситуации

- характеризовать понятие долг и совесть

- высказывать своё понимание контроля и оценивания исполнение долга

§8, 45-52 вопросы, задания «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые»

10

Моральный выбор - это ответственность

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

Моральный выбор, ответственность моральная,

Продуктивный:

- анализировать социальные ситуации

Объяснять свободу выбора

- сравнивать свободу и ответственность

Характеризовать ответственное и безответственное поведение

- высказывать своё отношение к гарантии выполнения морального долга

§9, 53-59 вопросы, задания рубрики «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые»

11

Образование

1

Комбинированный урок, частично

поисковый метод

Образование, приоритетность, конкурентоспособность страны, элементы системы образования (общеобразовательная и профессиональная часть), непрерывность образования, самообразования

Продуктивный:

- анализировать социальные ситуации

- давать объяснение приоритетности образования,

- анализировать значимость образования в информационном обществе

Репродуктивный:

- называть основные качества человека информ. об-ва

- называть основные элементы образовательной системы РФ

§10, 59-67 вопросы, задания рубрики «Проверь себя»

12

Наука в современном обществе

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

Наука, манифест Рассела-Эйнштейна, нобелевская премия, нравственные принципы ученого

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- характеризовать науку как особую систему знаний

-объяснять роль науки в современном обществе

§11, 67-75 вопросы, задания

13

Религия как одна из форм культуры

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач.

Религия, вера, обряды, молитва, секта, свобода совести, атеизм,

Продуктивный:

- давать объяснение принципа свободы совести и вероисповедания

- систематизировать материал, составлять таблицу;

Репродуктивный:

- давать определение религии

- знать функции религии

-перечислить основные виды религ-х орган-ций

§12, 75-83 вопросы, задания рубрики «Проверь себя», определить своё отношение к высказываниям рубрики» Говорят мудрые»

14

Повторительно-обобщающий урок

1

Повторение. Итоговый разноуровневый контроль

Выводы к главе

Продуктивный:

- объяснять понятие «сфера духовной жизни»

- сопоставлять науку и образование

- объяснять значение морали для человека

- излагать роль религии в жизни общества

Задания, вопросы перед §11, с.84


Глава III. Экономика (13 ч.)

15

Экономика и её роль в жизни общества

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

Потребности, ресурсы, ограниченность ресурсов, блага экономические, предметы потребления, средства производства, экономический выбор, альтернативная стоимость

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- систематизировать материал, составлять таблицу;

- объяснять как экономика зависит от объема и направленности потребностей

- показывать как определяется альтернативная стоимость выбора

Репродуктивный:

- давать определение понятиям

§17, 84-91 вопросы, задания, дополнить графы таблицы примерами

16

Главные вопросы экономики

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

Три главных вопроса экономики, экономическая эффективность, экон-ская система, традиционная, рыночная, командная, смешанная экономика

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- систематизировать материал, составлять таблицу;

- находить решение противоречию между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей

- сопоставлять способы координации экономического выбора в различных экономических системах

- объяснять особенности функционирования основных экономических систем

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины

§18, 92-100 вопросы, задания рубрики «Проверь себя»

17

Собственность

1

Лекция с элементами эвристической

беседы

Имущественные отношения, собственность, право собственности, владение, распоряжение, физические лица, юридические лица, частная, общественная, коллективная собственность, защита права собственности

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины

§21, 101-107 вопросы, задания

18

Рыночная экономика

1

Урок комбинированного

типа Аналитическая работа с текстом учебника

Рынок, конкуренция, диктатура цен, спрос, предложение, рыночное равновесие, главный принцип рынка,

Продуктивный:

- объяснять действие спроса и предложения

- давать оценку принципа «невидимой руки рынка»

- объяснять механизм установления равновесной цены

- анализировать документы и социальные ситуации

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины

- называть функции рынка

§20, 107-114, задание 5 из рубрики «В классе и дома»

19

Производство - основа экономики

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

Производство, отрасль экономики, блага, услуги, товар, потребительская стоимость, средства производства, предметы потребления, факторы производства, производительность, разделение труда

Продуктивный:

- объяснять роль производства в экономике

- объяснять значение разделение труда и специализации

- анализировать документы и социальные ситуации

Репродуктивная:

- знать основные понятия и термины

- называть условия перехода «продукт-товар»

§21, 115-123 задание 1 и 3 из рубрики «В классе и дома»

20

Предпринимательская деятельность

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

Предпринимательство, экономическая свобода, фирма, организационно-правовые формы, ИЧП, товарищество, АО, МП

Репродуктивная:

- знать отличия предпринимательской деятельности от других форм хозяйствования

- называть функции предпринимательства

- называть цели фирмы

- знать основные понятия и термины

Продуктивный:

- сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства

- анализировать документы и социальные ситуации

- составлять сравнительную таблицу

§22, 123-132 задание 1 из рубрики «В классе и дома»

21

Роль государства в экономике

1

Урок комбинированного

типа, частично

поисковый метод

Аналитическая работа с текстом учебника

Налог, прямые и косвенные налоги, государственный бюджет, статьи дохода и расхода, гос. внешний долг, гос. внутренний долг, облигация, дефицит бюджета

Продуктивный:

- систематизировать материал, составлять схему, таблицу

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать необходимость рынка для гос-ва

Репродуктивный:

- называть круг экон. проблем, регулируемых государством

- называть госуд-ные способы воздействия на экономику

- знать основные понятия и термины

§23, 132-140 вопросы, задания

22

Распределение доходов [§24]

1

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника

Совокупный доход, прожиточный минимум, потребительская корзина, неравенство доходов, перераспределение доходов, социальные выплаты, социальное обслуживание, МРОТ, помощь безработным [пособия, биржа]

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- объяснять причины неравенства людей и их доходов

- анализировать невозможность устранения неравенства в доходах

-объяснять экономические меры государства по социальной поддержке

- давать общую оценку социальным программам и адресной помощи

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

-называть источники доходов населения

§24, 140-147 задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые»

23

Потребление

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника

Потребление [производственное и непроизводственное], сбережения, расходы [обязательные, произвольные], страхование, Фонд социального страхования, суверенитет потребителя,

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

Объяснять, что влияет на объем и структуру потребительских расходов

- объяснять связь между доходом и потреблением

- давать оценку степени благосостояния граждан

- анализировать возможность школьника вносить личный вклад в совокупный доход семьи

- давать оценку защиты прав потребителя

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть виды страховых услуг

§25, 147-154 работа с текстом учебника

24

Инфляция и семейная экономика

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника

Инфляция, номинальный, реальный доход; сбережения, процент, банковский и потребительский кредит, , личный заём,

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- объяснять рост цен в рыночной экономике

- объяснять разницу между номинальным и реальным доходом

- - систематизировать материал, составлять таблицу

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть влияние инфляции на доходы

- называть формы сбережения граждан

- называть назначение потребительского кредита

§26, 155-163 задание 1 и 3 из рубрики «В классе и дома»

25

Безработица, её причины и последствия

1

Комбинированный

урок

Безработица, занятость, спад производства

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные;

- объяснять экономические и социальные последствия безработицы

- составление таблицы «Последствия безработицы»

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть причины безработицы

- называть категории занятых и безработных

- уметь определять уровень безработицы в стране

§27, 163-171подготовить информационный проект «Профессии, которые нас привлекают» (презентация)

26

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Комбинированный

урок с решением

познавательных задач, работа с текстом учебника

Мировое хозяйство, ЕС, ВТО, МВФ, внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, валютный курс, фиксированный и биржевой курс,

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- объяснять выгоды стран от участия в межд-м разделении труда

- анализировать условия изменения обменного курса валют

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

§28, 171-180

Выводы и вопросы для повторения

27

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок - круглый стол

Выводы к главе

Продуктивный:

- уметь вести дискуссию

- анализировать статистические данные;

- презентовать сделанные выводы

Вопросы перед §28

Глава IV. Социальная сфера (5 ч.)

28

Социальная структура общества [§23]

1

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника

Социальная структура общества, страта, социальная мобильность [горизонтальная, вертикальная], статус, соц-ные группы, социальный конфликт [локальный, глобальный]

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- выделять признаки и причины соц. неравенства

- анализировать роль соц-х конфликтов в развитии общества

Систематизировать материал, составлять таблицу «Многообразие социальных групп»

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

- называть признаки страты

- называть признаки и виды соц-х групп

§12, 181-190 задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые

29

Социальные статусы и роли

1

Комбинированный

урок

Социальный статус [предписанный, достигаемый, прирожденный], социальная роль, гендер

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- объяснять, что определяет статус человека

- сравнивать статусы

- анализировать статусные позиции молодых в обществе

- объяснять закрепление гендерных ролей

Репродуктивный:

- знать основные понятия и термины

§13, 190- задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые

30

Нации и межнациональные отношения

1

Лекция с элементами аналитическая работа с текстом учебника

Этническая группа, нация, национальная гордость, межнациональный конфликт

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- сравнивать понятия «нация» и «этнос»

- объяснять значение нац-х традиций

- анализировать заинтересованность народов в сотрудничестве

- объяснять опасность межнациональных конфликтов

- высказать своё мнение о мерах по предотвращению конфликтов

Репродуктивный:

- называть нормы по вопросам развития наций и нац. отношений в законах России

§15, задания рубрики «В классе и дома», «Говорят мудрые

31

Отклоняющееся поведение

1

Комбинированный

урок

Отклоняющиеся поведение [позитивное и негативное], социальные нормы

Продуктивный:

- анализировать документы и социальные ситуации

- анализировать статистические данные

- проследить связь между понятиями «социальная норма» и «отклоняющееся поведение»

- аргументировать причины и вред алкоголизма и наркомании для человека, общества

Репродуктивный:

- приводить примеры позитивного отклоняющегося поведения

§16,

Выводы и вопросы для повторения

32

Повторительно-обобщающий урок

1

Урок-дискуссия

Понятия и термины к главе «Социальная сфера»

Продуктивный:

- давать общую оценку

- объяснять причины

- использовать полученные знания в групповой интеллектуальной игре;

- грамотно взаимодействоватьв группе

Творческий:

- формулировать проблемные

вопросы и задания

33-34

Повторение

2

. Итоговый разноуровневый

контроль

Индивидуальная

Тест

ИТОГО

34










© 2010-2022