Методическая разработка олимпиады по обществознанию

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Комитет образования и науки Волгоградской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Себряковский технологический техникум"

отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих










Методическая разработка

Олимпиады по дисциплине

Обществознание

(экономика и право)

для профессий технического профиля:

08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ









г. Михайловка

2016 г.

РАССМОТРЕНА

Протокол заседания ПЦК

№ _________

от «______» ________ 20 _____ г.

____________О. И. Урюпинская


УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по учебной работе

________________Т. Ю. Фролова

«______» ____________ 20 _____ г.









Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"СТТ", отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

Разработчик:

Стокопёнова Екатерина Владимировна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Себряковский технологический техникум"















Пояснительная записка.

Олимпиада по обществознанию проводится в целях выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей обучающихся. Мероприятие проходит среди студентов 1-го курса в рамках «Декады общеобразовательных дисциплин». Олимпиада проводится во время урока, в кабинете обществознания.

Обучающиеся получают задания. Задание состоит из 4-х частей и выполняется в письменном виде.

С обучающимися проводится инструктаж по выполняемой работе. Затем все участники одновременно приступают к выполнению работы. Жюри проверяет выполненные задания по разработанным критериям.

Положение

об олимпиаде по «Обществознанию»

среди обучающихся 1-х курсов ГБПОУ «Себряковский технологический техникум» отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

I. Общие положения

1.1. Настоящее положение определяет порядок организации проведения олимпиады по обществознанию среди студентов ГБПОУ «Себряковский технологический техникум» отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих, её организационно-методическое обеспечение, порядок участия в олимпиаде и определения победителей. Олимпиада проводится преподавателем обществознания Стокопёновой Е.В. в рамках недели общеобразовательных дисциплин в кабинете обществознания.

II. Цели и задачи олимпиады

2.1. Олимпиада проводится в целях выявления талантливой молодёжи, поддержки творческих и умственных способностей студентов.

2.2. Целью олимпиады является:

- повышение заинтересованности обучающихся в качестве полученных знаний;

- создание условий для самореализации;

-воспитание упорства, целеустремленности, веры в собственные силы.

2.3. Задачами олимпиады являются:

- выявление одарённых обучающихся;

- привитие интереса к дисциплине «Обществознание»;

-развитие у обучающихся памяти, внимания, мышления, интеллектуальных способностей, ответственности;

- помочь студентам увидеть результаты своего труда.

III. Участники олимпиады

3.1. Участниками олимпиады являются студенты 1-х курсов специальностей: 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ

08.01.07 Мастер общестроительных работ

08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ

.

3.2. Все обучающиеся каждой группы принимают участие.


IV. Условия проведения олимпиады

4.1. Олимпиада проводится в рамках декады общеобразовательных

дисциплин во время урока.

4.2. Олимпиада проводится в кабинете обществознания.

4.3. Каждый участник олимпиады выполняет 4 задания:

1) ответьте на тесты;

2) приведите в соответствие понятие и определение

3) составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов

4) написать эссе

4.4. Во время выполнения заданий участники могут обращаться за помощью только к жюри.

4.5.За нарушение правил олимпиады участник может быть дисквалифицирован.

V. Руководство и методическое объяснение олимпиады

5.1. Руководство олимпиадой осуществляет председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин и преподаватель обществознания.

5.2. Преподаватель обществознания:

- осуществляет непосредственное руководство подготовкой и проведением олимпиады;

- подготавливает Положение об олимпиаде;

- формирует жюри олимпиады;

- обеспечивает раздаточным материалом участников олимпиады;

- анализирует и обобщает итоги олимпиады.

5.3. Жюри олимпиады решает следующие вопросы:

- проверяет и оценивает работы участников олимпиады;

- знакомит участников с результатами проверки олимпиадных работ;

- определяет победителей и призёров.

VI . Регламент проведения олимпиады

6.1. На выполнение всех заданий олимпиады отводится 45 минут.

VII. Критерии судейства

1 задание - ответить на тесты

За каждый правильный ответ даётся 1 балл. Максимум - 12 баллов.

2 задание - приведите в соответствие понятие и определение

За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимум - 9 баллов.

3 задание - составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов

За каждый правильный ответ - 1 балл. Максимум - 3 баллов.

4 задание - написать эссе

За ответ - 6 баллов.

Максимальное количество баллов за все задания - 30 баллов.


VIII. Критерии оценивания

28-30 баллов - оценка 5 (отлично)

24-27 баллов - оценка 4 (хорошо)

18-23 баллов - оценка 3 (удовлетворительно)

Меньше 18 баллов - оценка 2 (неудовлетворительно)









Уважаемый участник!

При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом:

‒ внимательно прочитайте задание;

‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите чётко и разборчиво).

За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы - итог Вашей работы. Максимальное количество баллов - 30. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали свою работу.

Всего на всю работу (от времени раздачи заданий до их сбора) дается 45 мин. Вы вправе сами выбирать порядок работы над заданиями.

1-я часть - 10мин.

2-я часть - 10 мин.

3-я часть - 10 мин.

4-я часть - 15 мин.

Желаем успеха!

Часть 1

А1. Понятие «общество» включает

  1. природную среду обитания

  2. формы объединения людей

  3. принцип неизменности элементов

  4. окружающий мир

А2. В отличие от животного человек способен

  1. проявлять эмоции

  2. вырабатывать условные рефлексы

  3. удовлетворять потребности

  4. прогнозировать результаты действий

А3. Личность - это

  1. любой представитель человеческого общества

  2. социально значимые черты, характеризующие человека как члена общества

  3. всякий человеческий индивид

  4. совокупность биологических и социальных характеристик человека

А4. В последние годы резко возросло число пользователей Интернетом, что вызывает

интерес у разработчиков сайтов, тематика которых должна отвечать запросам разных групп населения. В связи с этим в 2002 г. было проведено исследование запросов в сети Интернет ученых-обществоведов.

Методическая разработка олимпиады по обществознанию

Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?

1) Наибольший интерес у ученых-обществоведов вызывает справочно-библиографическая информация.

2) Наименьший интерес у ученых-обществоведов вызывает новостная информация.

3) Максимальное количество обращений связано с исследовательскими сайтами.

4) Среди интересов ученых-обществоведов сайты, связанные с развлечениями, находятся на третьем месте.


A 5. Верны ли следующие суждения о потребностях человека?

А. Потребности всегда связаны с наличием у человека чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.

Б. Потребности человека образуют иерархическую систему, где каждая потребность имеет свой уровень значимости.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


A 6. Касты, сословия, классы - это

1) типы социальной стратификации

2) этапы развития государств в новое время

3) социальные группы, присущие средневековому обществу

4) элементы социального статуса личности

A 7. Естественное и социальное неравенство людей является основой

1) социальной мобильности 2) социальной стратификации

3) социальной адаптации 4) социализации

A8. Статус представителей этой социальной группы наследуется от родителей к

детям. Его обладатели могут вступать в браки только внутри своей группы. От них требуется неукоснительное соблюдение традиций. Этой группой является

1) нация 2) каста

3) народность 4) класс

A 9. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.

Б. Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения



4) оба суждения неверны

A 10. Для обозначения перехода человека из одной социальной позиции в другую служит понятие

1) социальная адаптация 2) социальная мобильность

3) социальный статус 4) социальная роль

A 11. Гражданка Т. - высокопрофессиональный программист. Она получила приглашение на работу в зарубежную фирму на стажировку с последующей работой в должности программиста. Существенного приращения в зарплате по сравнению с предыдущим местом работы она не получила, но сменила место жительства с Москвы на Берлин. Какую форму социальной мобильности иллюстрирует приведённый пример?

1) нисходящую 2) групповую

3) вертикальную 4) горизонтальную


A 12. Верны ли следующие суждения об истине?

А. Истина - результат познавательной деятельности ученого, художнику и поэту ее достичь невозможно.

Б. Относительная истина представляет собой знание достоверное, но неполное, ограниченное познавательными возможностями человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны


А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12











Часть 2

В -1. Установите соответствие между понятиями и определениями

1) Человек а) Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода

2) Индивид б) Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества

3) Личность в) Индивид как совокупность биологического и социального планов

4) Индивидуальность г) Неповторимое своеобразие отдельного человеческого существа


1

2

3

4






В-2 Установите соответствие между уровнями образования и учебными заведениями, соответствующими определенному уровню. Ответ запишите в таблицу.


  1. Дошкольное образование

А. Профессионально-технические училища

  1. Общее основное образование

Б. Институты

  1. Начальное профессиональное образование

В. Школы

  1. Высшее образование

Г. Академии профессионального образования

  1. Послевузовское профессиональное образование

Д. Детские сады


1

2

3

4

5






Часть 3

Составьте определения обществоведческих понятий из следующих групп слов. Понятие среди этих слов присутствует. Грамматические формы слов можно менять, возможно неоднократное использование одного и того же слова:

1. люди, общность, на, нация, жизнь, культура, устойчивая, национальные, язык, черты, территория, характер, сложившаяся, это, основа, экономическая.

___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.переход, в другие, общественных, мобильность, одних, социальная, людей, из, групп, общественных;

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. набор, своеобразие, неповторимое, его, свойств, человека, уникальных, индивидуальность

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 4

Написание эссе по следующему плану:
1) Введение. Необходимо кратко изложить актуальность проблемы и перефразировать высказывание своими словами (Смысл высказывания состоит в том, что...)
2) Основная часть. Вы должны согласиться с высказыванием или опровергнуть его, при этом аргументировать свою точку зрения. Можно начать с "Я согласен(а)/Я не согласен(а)"
3) Работа с тезисом, которую нужно провести по следующему плану:
1. Высказывается позиция (Я считаю что...) или риторический вопрос (А не задумывались ли вы над тем...?)
2. Указываются причины (потому что...)
3. Приводятся аргументы (это можно подтвердить следующими примерами...)
4. Устанавливаются взаимосвязи (в связи с этим...)
4) Вывод, в котором должно содержаться краткое изложение мысли. Также возможно связать полученные выводы с будущим страны, мира, общества.

Темы эссе:

1.«Культура - лишь тоненькая яблочная кожура над раскаленным хаосом». (Ф. Ницше)

2.«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». (В.Т. Белинский)

3.«Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности». (А. Шопенгауэр)







































Заключение

Данное мероприятие позволило проверить общий уровень знаний студентов по обществознанию. Обучающиеся с большим интересом и азартом выполняли задания, переживали неудачи. Такие мероприятия полезно и нужно проводить для того, чтобы развивать интерес к социуму и к государству в целом, воспитывать патриотические чувства у современной молодёжи. Все присутствующие получили много положительных эмоций и большое чувство удовлетворения от этой олимпиады.








Приложение № 1

Ответы

Часть 1

А1

2

А2

4

А3

2

А4

1

А5

3

А6

1

А7

2

А8

2

А9

3

А10

2

А11

4

А12

2

Часть 2

В1.

1

2

3

4

в

а

б

г

В2.

1

2

3

4

5

д

в

а

б

г

Часть 3

1. Нация - это устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности культуры, языка, национальных черт характера, территории и экономической жизни.

2.Социальная мобильность-это переход людей их одних общественных групп в другие

3. Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств

Часть 4

Эссе №1.

Я глубоко не согласен с данным высказыванием немецкого философа XIX века Ф. Ницше. Данное высказывание принижает значение культуры для человечества. По Ницше инстинктивное, бессознательное в человеке занимает большую часть, а культура - это что- то поверхностное, ведь кожуру яблока легко разрушить даже булавкой. Так что же такое культура? В самом широком значении культура - это все виды материальной и духовной преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты. Т. е. культура - это все, что создано человечеством - от примитивного каменного топора до симфоний Шнитке. По известному выражению, культура есть мера человеческого в человеке. Т.е. без культуры человек - просто животное, относящееся к роду Homo sapiens. Культура биологически не наследуется, а передается из поколения в поколение с помощью определенных знаковых систем (языка, письменности и т. д.), а также путем обучения и подражания. Культура глубоко пронизывает все сферы жизни человека, что никак не согласовывается с функцией тоненькой яблочной кожуры. Давайте в качестве доказательства представим себе, что произойдет, если в одно непрекрасное утро исчезнут все проявления культуры: вы проснетесь на сырой земле голым и даже не сможете возмутиться, т. к. членораздельная речь тоже исчезнет, завтракать вам придется корешками растений, и неизвестно, догадаетесь ли вы взять палку-копалку, ведь трудовые навыки тоже исчезнут. О том, что это не фантастика свидетельствуют, примеры детей - «маугли», ведь культура передается в процессе воспитания и социализации. В одном можно согласиться с Ницше - культура сдерживает наши животные инстинкты, но это все-таки не кожура, а вся структура, костяк нашей цивилизации.

Эссе №2

Человек это высшая ступень развития живых организмов на земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры, но важнейшей его характеристикой является биосоциальная сущность. Белинский В.Г. в своем выражении очень точно и ёмко охарактеризован двойственную природу человека. Во-первых, человек есть порождение природы, является цепью эволюции, таким же организмом, как и всё, что нас окружает. По биологическим признакам человек ничем не отличается от животного. Во-вторых, он есть порождение общества. Этот момент более сложен. Ясно только то, что благодаря общественному развитию человек стал человеком. Человек без общества ничто, недаром в древности изгнание из общества являлось самим страшным наказанием. Очень много в современном мире примеров синдрома «маугли», когда воспитание ребенок получил от животного и поэтому ведет себя как он, а не как человек, что говорит лишь о том, что социальное в человеке не заложено генетически, а дается обществом. Так же подтверждает это и роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». Без знаний, которые накопило общество, Робинзону Крузо было бы тяжело выжить. А может и невозможно. Он старался повторить, познать всё то, что было создано в обществе. Подводя итог, хотелось бы отметить, что человек и общество понятия неразделимые. Именно благодаря обществу человек как существо .биологическое смог стать человеком, таким, какой он есть. Тело человеку дает природа, а разум и душу - общество.

Эссе №3

А. Шопенгауэр - выдающийся философ нового времени, был пессимистом. Он считает, что женитьба и создание семьи лишь увеличивает обязанности. Семья - это объединение людей, связанных между собой браком, усыновлением, кровным родством, основанное на взаимном быте и взаимной ответственности за воспитание детей. Семья выступает как социальный институт, который выполняет определенные потребности общества. Создав семью, человек берет на себя новые обязанности. В каждом обществе институт семьи отличается своеобразием правил, норм, семейных устоев, обычаев Человек, вступая в брак или создавая семью, должен понять серьезность и ответственность этого шага, должен знать функции семьи. Я считаю, что одна из основных функций - это рождение, воспитание детей и продолжение рода. При появлении детей в семье вдвое увеличиваются обязанности, т.к. подарив ребенку жизнь, мы обязаны его воспитывать, одевать, кормить, учить всему, воспитывать в нем здорового и достойного гражданина общества. Для этого необходимо, чтобы семья выполняла экономическую функцию, когда члены семьи обязаны помогать и поддерживать друг друга в случае экономических затруднений. Действительно, выполняя обязанности перед семьей, человек уменьшает свою свободу. Это наглядно для всех, кто живет в семье. Мы, дети, часто видим, что родителям часто приходится отказываться от чего-либо в пользу детей, будь то покупка для себя новой вещи или поездка. А если ребенок заболел, то мать и отец забывают про сон, сидя у постели больного. Сегодня обязанности родителей и детей по отношению друг к другу закреплены Семейным кодексом. Получается, создав семью, мы должны помнить о тех, кто живет с нами вместе. И, наверное, поэтому, часть молодежи сегодня не хочет вступать в брак, так как видят, какие трудности он несет. Статистика говорит об уменьшении числа браков и увеличении числа разводов. Социологи объясняют это тем, что ценности личного удовольствия становятся выше семейных. Эти функции разрешимы только при условии серьезного и обдуманного подхода к вопросу женитьбы, т.е. создания семьи. Примером в этом вопросе могут служить для меня мои родители, которые воспитывают меня и мою сестренку. Я вижу их обязанности, но они успешно справляются с ними. Я благодарна своим родителям. Так что я полностью согласна с высказыванием А. Шопенгауэра.





































Список используемой литературы и сайты интернета


1). Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: материалы и комментарии / Под ред. С.И. Козленко и М.Ю. Брандта - М.: Школа-пресс, 2003.

2). Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 1 - М.: Просвещение, 2008.

3). Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 2 - М.: Просвещение, 2008.

4). Козленко С.И., Козленко И.В. Обществознание. Всероссийские олимпиады. Вып. 3 - М.: Просвещение, 2010.

5).Обществознание, сборник олимпиадных заданий, 7-11 классы, учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Воронцов А.В., Соболева О.Б.- М.: Вентана -

Граф , 2013.-112 с.

6).antropolog.ru/ - электронный альманах о человеке.

7).socio.rin.ru/ - на сайте представлен материал по истории социологии, социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература.

8).rusolymp.ru - федеральный портал российских олимпиад школьников.



© 2010-2022