Школьный музей – как центр патриотического воспитания детей

    Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уро...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Школьный музей - как центр патриотического воспитания детей


Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении - готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Важность гражданско-патриотического воспитания обусловлена падением в последние годы уровня духовной культуры общества и подрастающего поколения, снижением интереса к истории, углублением противоречий между старшим и молодым поколениями. Воспитание патриотизма - это воспитание любви к Отечеству, преданности ему, гордости за его прошлое и настоящее. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности. Центром реализации такой системы становится школьный музей.

Школьный музей обладает специфическими, только ему присущими особенностями образовательно-воспитательного воздействия на учащихся, контакты с музеем обогащают учебно-воспитательный процесс, расширяют диапазон средств, используемых школой. Музей необходим для полноценного преподавания т культуры и истории родного края, для воспитания патриотизма.

Наш школьный краеведческий музей, был открыт 2004 году.

Краеведческий музей играет особую роль в патриотическом воспитании учащихся. Этому способствует всестороннее и многообразное отражение в краеведческом музее жизни родного края, его прошлого и настоящего. Краеведческий музей - одно из самых действенных орудий воспитания патриотизма, любви к своей земле и чувства гордости за нее. Для того, чтобы вырастить настоящих патриотов, нужно решить следующие проблемы:

- Воспитание патриотизма и гражданственности;

- Развитие духовной культуры и нравственности личности;

- Повышение эрудиции, расширение кругозора;

Вот уже много лет я веду в своей школе краеведческий кружок, постоянно привлекаю в объединение новых участников. Через краеведческий кружок учащиеся могут получить дополнительные знания по истории нашего села и приобрести навыки музейного дела. Для сбора экспонатов привлекаются учащиеся всех классов. Ученики школы с удовольствием посещают музей, внимательно слушают программные экскурсии и становятся участниками нашей работы. Она ведётся по нескольким направлениям.

Направления работы:

1. Военно-патриотическое.

Цель:

воспитание у учащихся уважения к боевым традициям нашего народа; знакомство с героическим прошлым наших земляков.

Задачи:

1. Сбор и изучение материалов об участниках боевых действий в Великой Отечественной войне, Чечне и Афганистане.
2. Встречи с ветеранами и участниками боевых действий.
3. Проведение уроков мужества посвященных Дням Воинской славы России.

2. Краеведческое направление.

Цель:

Изучение истории села и истории школы.

3. Изучение музейного дела.

Цель:

приобретение учащимися навыков работы в музее.

Задачи:

1. Сбор и изучение материалов по истории села.
2. Подготовка экспозиций.
3. Подготовка экскурсоводов.
4. Проведение экскурсий.
5. Работа с фондами.

Не последнее место в работе музея отводится историко-краеведческой работе, ведь это поиск, нередко поднимающийся до уровня исследования. Проведение экскурсий, походов по родному краю не только обогащают учащихся, воспитывают у них чувство гордости за свое Отечество, но и порой приводят к находкам, пусть маленьким, но для ребят значительным открытиям. Дети составляют письменные работы на краеведческие темы: «Топонимика п. Юрки», «История возникновения поселка Юрки», «История моей школы» и мн.др. Систематическая историко-краеведческая работа положительно влияет на развитие творческого мышления и практические навыки учащихся, на воспитание чувства патриотизма. Богатый материал по истории края дают этнографические исследования, проводимые участниками кружка «Моя малая Родина». Мы сотрудничаем с Российско-немецким домом, это сотрудничество имеет огромное и учебное, и воспитательное значение, воспитывает у учащихся национальную гордость, глубокие патриотические чувства.

В музее проводятся экскурсии, уроки, различные торжественные мероприятия. Одновременно продолжается поиск новых экспонатов, ведется исследовательская работа по изучению конкретного вопроса, темы. За время функционирования музея проделана большая работа по составлению экспозиций, сбору материала, изготовлению альбомов, стендов. Постоянно обогащаются экспозиции музея, совершенствуется его содержание, формы и методы работы. В этом учебном году большое внимание уделяется исследованию вопроса «Участие жителей села в Великой Отечественной войне». В нашем музее очень мало материала о фронтовиках ВОВ. У нас не остался ни одного участника ВОВ. В районный посёлок Чаны переехал последний участник Тарасов С.Н., ему посвящён целый стенд. Также оформлены стенды об участниках локальных войн. Дети о них знают и гордятся ими, тем более это их отцы.

Со своими детьми я хожу в походы и экскурсии по родным местам. Ходим на лыжах, ездим на велосипедах. Воспитательное воздействие таких походов на детей огромно. Походы позволяют детям узнать историческое значение своего села в истории России. Дети учатся понимать красоту окружающей природы, знакомятся с его прошлым. Мы понимаем ценность и важность походов, ведь один поход заменяет десятки бесед. Важное место в патриотическом воспитании школьников занимает поисковая работа. Много лет назад в соседней деревне (Матвеевка) мы увидели заброшенный памятник, мы с детьми решили его привести в порядок. Мы часто принимаем активное участие в районных мероприятиях, даже занимаем призовые места. Не секрет, что многие учащиеся не знают истории своей семьи, не интересуются, как и чем жили их далёкие предки, не пытаются понять старшее поколение и не испытывают к ним подобающего уважения. Мы стремимся исправить подобную ситуацию через изучение истории своей семьи, учим детей следить за судьбой своих родных в истории нашей Родины. Это позволяет сделать историю личностно значимой для ученика, открыть для себя много интересных страниц в жизни страны и своей фамилии. По материалам музея учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы. Дети, даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного села. Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства. Дети общаются с людьми разных поколений, профессий, интересов, воспринимают их опыт и нравственные ценности, учатся умению преодолевать трудности, добиваться поставленных целей, любви к Родине, близким. У них воспитывается чувство гордости за свершенные дела поколениями прошлых лет. Да и сама обстановка в музее, его многочисленные экспонаты имеют сами по себе воспитательное воздействие на ребят. Важное место в патриотическом воспитании занимает пропаганда российской символики. Изучению Гимна, истории российского Герба, Флага, посвящена целая серия классных часов, которые проводятся в музее

Таким образом, сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле. Где родился и вырос, гордость за историческое свершения народа. Особое место в патриотическом воспитании занимает формирование чувства единства, дружбы и братства, объединяющих народов России. Нам исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли - роль гражданина и роль патриота. Нам есть чем гордиться, есть о чем рассказывать детям.

В заключение нельзя не признать, что работа педагогов, а самое главное, учащихся, актива совета музея несет фундаментальную закладку в духовно-нравственное становление подростков. Ведь именно патриотизм, желание служить Отечеству, стараться быть не только успешным человеком, но и приносить пользу стране, быть созидателем, является основой всей воспитательной работы в любом образовательном учреждении.

Смотритель историко - краеведческого музея «Родник» И.Г.Шпанагель

© 2010-2022