- Преподавателю
- Обществознание
- Урок на тему Границы расширения производства
Урок на тему Границы расширения производства
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шилкова М.С. |
Дата | 15.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Границы расширения производства
Цель урока: расширение экономических знаний и круга интересов учащихся.
Задачи урока:
1) познакомить учащихся с понятиями "маржинальный", "убывание маржинальной отдачи", "маржинальный анализ".
2) провести моделирующее упражнение для демонстрации действия закона убывания маржинальной отдачи и проанализировать его.
3) способствовать развитию умений, необходимых при анализе экономической ситуации в экономике;
4)прививать навыки работы в микрогруппах с целью развития коммуникативных навыков;
5)убедить учащихся в том, что только активность и уверенность в себе будут верными помощниками в поиске дальнейшего места учебы, новой работы;
6)формировать толерантность учащихся, способность к рефлексии.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ: специализация и разделение труда, маржинальный, маржинальный анализ, убывание маржинальной отдачи.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УРОКА:
Ножницы 1 шт., фломастеры: красный 1 шт., зелёный 1 шт., бумага формата А4, скотч, таблица для подсчета, таблица "Закон убывания маржинальной отдачи". Для каждого ученика - рабочий листок, оценочный лист.
ПЛАН УРОКА:
-
Организационный момент
-
Производство пиццы.
-
Проведение маржинального анализа.
4.Закрепление новой темы - маржинальный анализ.
5.Работа в парах
6. Проверка усвоения изучаемого материала.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Тип урока: комбинированный
Техническое оснащение: ПК, проектор, доска.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Организационный момент.
(1мин)
Приветствие.
- Здравствуйте! Садитесь!
Каждый день нам неоднократно приходится делать выбор для того, чтобы принять рациональное решение и избежать непредусмотренных последствий. Следует ли нам, потребителям, купить больше или меньше какого-то товара? Следует ли фирме производить больше или меньше единиц продукции? Любое решение имеет свою ценность, которая может быть выражена через альтернативную стоимость, а в производственной деятельности? Попробуем определить после экономической игры.
Проверка готовности к уроку.
«Погружение» в новую тему. Производство пиццы
Сегодня я открываю фабрику по производству пиццы. А вы примите участие в её производстве.
Учитель показывает, как производить пиццу. Слайд 2
Процесс приготовления пиццы на вашей "фабрике" выглядит так: на листе изображается круг и вырезается.
Красным фломастером нарисовать 5 кружков "колбасы", зеленым - 10 "оливок".
Время на производство 2 мин. После этого я проверяю и отбраковываю некачественные пиццы, т.е. те, которые не соответствуют стандарту. У вас на столах рабочие листы с "Таблицей данных о производстве пиццы", (См.приложение № 1) куда мы будем заносить данные после каждого раунда игры. Во время игры мы заполняем только 1 и 2 колонку таблицы, а после игры вместе заполним 3 колонку и проведем анализ.
Вопрос учащимся: объясните, что такое факторы производства.
Приглашается 1 доброволец. В первом раунде работник всю работу делает от начала до конца сам. Обратите внимание на обозначенные границы фабрики. Заходить за них запрещается!
Во втором и последующих раундах учащиеся работают, разделяя обязанности. Учитель проводит раунды до тех пор, пока максимальное количество учащихся не окажутся на "фабрике". В нашем случае их 13 (См. таблицу на доске). Слайд 3
ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДСТВА ПИЦЦЫ
Количество работников
1
Общее производство (количество пицц после раунда)
2
Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства
3
1
3
5
7
9
11
13
Факторами производства являются: капитал:"тесто" - листы белой бумаги, "колбаса" - красный фломастер, "оливки" - зелёный, "фабрика" - рабочее место "печка".
Труд- рабочими будете вы.
Земля: место под постройку
Информация:рецепты
Проведение маржинального анализа.
Давайте теперь проанализируем свою работу. Посмотрите на колонку 3 "Маржинальное (дополнительное) производство". Маржинальное производство представляет собой дополнительный выпуск пиццы, произведенный при добавлении одного или нескольких рабочих. Давайте подсчитаем дополнительный или маржинальный продукт и заполним колонку 3.
Маржинальные величины связаны с понятием "маржа" - это французское слово, в переводе означает "дополнительное поле". Например, в ваших тетрадях дополнительным полем являются поля. Слайд 4
Как мы назовём тему?
Зачем их знать?
Нас ждёт знакомство с понятиями"маржинальный", "убывание маржинальной отдачи", "маржинальный анализ". В экономике термин "маржинальный" относится к дополнительному производству товара.
Учитель просит одного ученика сообщить данные в 3 столбике.
Обсуждение проведенной работы.
-
Сколько дополнительных пицц получилось после 1 раунда? 2 и т.д.? Почему? Как вы пришли к этому решению?
-
Как изменилось количество пицц по сравнению с 1 и 2 раундом? Почему? Что такое специализация?
-
Как менялось количество производимых пицц при увеличении числа рабочих?
-
Что происходило с маржинальным продуктом?
-
Как вы думаете, почему с определенного момента маржинальный продукт начал увеличиваться?
-
Когда не выгодно нанимать дополнительных рабочих?
-
Почему уменьшается данные в ст.3, когда в ст. 2 они увеличиваются? Слайд 5
Вывод:
опросы для учащихся:
-
Почему маржинальное производство стало уменьшаться?
-
Сколько работников надо оставить на фабрике? А остальные окажутся лишними, так как их работа оказалась не выгодна.
Учитель: Из всего вышесказанного можно сделать вывод:
Итак, сегодня на нашей "фабрике" оказалось, что неизменными фиксированными ресурсами были
Переменным ресурсом были
На этом примере мы увидели действие закона убывания маржинальной отдачи, который экономисты формулируют следующим образом: "Когда всё большее количество единиц переменного ресурса добавляется к фиксированному количеству другого ресурса, с некоторого момента дополнительное (маржинальное)производство, полученное в результате привлечения переменного ресурса, начнёт уменьшаться". (Вывод может быть записан на доске.) Слайд 6
Границы расширения производства
Чтобы определить максимальное количество работников, станков и т.д.
следовательно, при привлечении к производственному процессу дополнительных учеников, которые смогли разделить труд и ввести специализацию, увеличилось производство пицц. Это привело к увеличению маржинальной отдачи, т.е. дополнительные рабочие увеличивали производство в большей степени, чем предшествующий работник.
для дополнительных работников не хватало ножниц, места, фломастеров, т.е. существовала проблема ограниченности ресурсов и поэтому их труд не был выгоден фабрике. Отдача сначала увеличивалась, а потом уменьшалась. И в результате мы увидели действие закона убывания маржинальной отдачи.
ножницы, фломастеры, рабочее место, печка.
работники.
записывают
Работа в парах
Какие качества хотят видеть от работников работодатели при приёме на работу. Обсудите этот вопрос в парах, а затем мы с вами поговорим. Слайд 7,8
Читают документ, выделяют качества
Проверка усвоения изучаемого материала.
А сейчас я хочу, чтобы вы проверили себя, как вы поняли эту тему: на рабочем листе в задании № 1 напишите необходимые по смыслу понятия: фиксированный, переменный, уменьшается, маржинальный. (См. приложение № 2)
Учитель проверяет вместе с учащимися задание № 1:
Когда всё большее количество единиц переменного ресурса добавляется к фиксированному количеству другого ресурса, с некоторого момента дополнительное (маржинальное) производство, полученное в результате привлечения переменного ресурса, начнёт уменьшаться. Слайд 8
А теперь проверьте себя, исправьте, если необходимо. На оценочном (См.приложение № 3) листе проставьте себе оценки: если всё верно - "5", если есть одна ошибка - "4", если две - три - "3". Встаньте те, кто получил "5", "4". Молодцы!
Кроме того, я поставлю оценку "5" тем учащимся, кто подсчитывал маржинальный продукт и отвечал на вопрос о факторах производства.
Давайте вместе раскроем смысл понятий сегодняшнего урока. Выполните задание № 2.
Задание для учащихся:
На рабочем листе с заданием № 2 раскройте смысл данных понятий, соединив стрелками понятие и его смысл. (Можно попросить одного ученика назвать правильные ответы)
Делают задание
Подведение итогов. Рефлексия.
Чему вы сегодня научились?
Чем полученные знания могут быть полезны в будущем?
Рассказывают о том, какая была цель, как они ее решали, что помогло в достижении цели, кто был более успешен, у кого возникли проблемы, что сделать, чтобы решить их.
Озвучивают оценки
Домашнее задание.
Дома вы должны выучить и уметь объяснять понятия сегодняшнего урока.
Фиксируют домашнее задание
ЗАКОН УБЫВАНИЯ МАРЖИНАЛЬНОЙ ОТДАЧИ.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДСТВА ПИЦЦЫ
Количество
работников
Общее производство
(количество пицц после раунда)
Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства
1
3
5
7
9
11
13
1). После каждого раунда заполнить колонку 1 и 2.
2). После игры заполнить колонку 3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ № 1 для самостоятельной работы: В приведенном тексте пропущены понятия: маржинальный, фиксированный, переменный, уменьшается (увеличивается), закон убывания маржинальной отдачи. Озаглавьте текст. Впишите в текст необходимые по смыслу понятия, изменяя падеж. Время - 1 мин.
Когда всё большее количество единиц ___________________ ресурса добавляется к ___________________ количеству другого ресурса, с некоторого момента дополнительное ___________________ производство, полученное в результате привлечения переменного ресурса, начнёт __________________.
ЗАДАНИЕ № 2.
В левой части листа написаны понятия, которые вы изучали на сегодняшнем уроке, а в правой - их значение. Соедините стрелками подходящие по смыслу понятия и значения.
Маржинальный
при увеличении количества одного ресурса в процессе производства товаров при неизменном другом ресурсе происходит уменьшение выпуска данного товара
Маржинальный анализ
исследование убывания маржинальной отдачи
Закон убывания маржинальной
отдачи
дополнительный
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ___________________________________________________________
Критерии оценок к заданиям 1 и 2: если вы правильно выполнили задание, и у вас нет ошибок, поставьте оценку «5», если вы допустили одну ошибку - «4», если вы ошиблись, и допустили две или три ошибки, поставьте оценку - «3».
Задание № 1. ОЦЕНКА_________ Задание № 2. ОЦЕНКА_________
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
ЛИСТ № 1. ЗАКОН УБЫВАНИЯ МАРЖИНАЛЬНОЙ ОТДАЧИ.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДСТВА ПИЦЦЫ
Количество
работников
Общее производство
(количество пицц после раунда)
Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства
1
3
5
7
9
11
13
1). После каждого раунда заполнить колонку 1 и 2.
2). После игры заполнить колонку 3.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.
ЛИСТ № 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ № 1 для самостоятельной работы: В приведенном тексте пропущены понятия: маржинальный, фиксированный, переменный, уменьшается (увеличивается), закон убывания маржинальной отдачи. Озаглавьте текст. Впишите в текст необходимые по смыслу понятия, изменяя падеж. Время - 1 мин.
Закон убывания маржинальной отдачи
Когда всё большее количество единиц переменного ресурса добавляется к фиксированному количеству другого ресурса, с некоторого момента дополнительное (маржинальное) производство, полученное в результате привлечения переменного ресурса, начнёт уменьшаться.
ЗАДАНИЕ № 2.
В левой части листа написаны понятия, которые вы изучали на сегодняшнем уроке, а в правой - их значение. Соедините стрелками подходящие по смыслу понятия и значения.
Маржинальный при увеличении
количества одного ресурса
в процессе производства
товаров при неизменном
другом ресурсе происхо-
дит уменьшение выпуска
данного товара
Маржинальный анализ исследование убывания
маржинальной отдачи
Закон убывания маржинальной
отдачи дополнительный
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ_____________________________________________________
Критерии оценок к заданиям 1 и 2: если вы правильно выполнили задание и у вас нет ошибок, поставьте оценку «5», если вы допустили одну ошибку - «4», если вы ошиблись, и допустили две или три ошибки, поставьте оценку - «3».
Задание № 1. ОЦЕНКА_________
Задание № 2. ОЦЕНКА_________
ЗАКОН УБЫВАНИЯ МАРЖИНАЛЬНОЙ ОТДАЧИ.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
ТАБЛИЦА ПРОИЗВОДСТВА ПИЦЦЫ
Количество
работников
Общее производство
(количество пицц после раунда)
Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства
1
3
5
7
9
11
13
1). После каждого раунда заполнить колонку 1 и 2.
2). После игры заполнить колонку 3.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
ЗАДАНИЕ № 1 для самостоятельной работы: В приведенном тексте пропущены понятия: маржинальный, фиксированный, переменный, уменьшается (увеличивается), закон убывания маржинальной отдачи. Озаглавьте текст. Впишите в текст необходимые по смыслу понятия, изменяя падеж. Время - 1 мин.
Когда всё большее количество единиц ___________________ ресурса добавляется к ___________________ количеству другого ресурса, с некоторого момента дополнительное ___________________ производство, полученное в результате привлечения переменного ресурса, начнёт __________________.
ЗАДАНИЕ № 2.
В левой части листа написаны понятия, которые вы изучали на сегодняшнем уроке, а в правой - их значение. Соедините стрелками подходящие по смыслу понятия и значения.
Маржинальный
при увеличении количества одного ресурса в процессе производства товаров при неизменном другом ресурсе происходит уменьшение выпуска данного товара
Маржинальный анализ
исследование убывания маржинальной отдачи
Закон убывания маржинальной
отдачи
дополнительный
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФАМИЛИЯ, ИМЯ___________________________________________________________
Критерии оценок к заданиям 1 и 2: если вы правильно выполнили задание, и у вас нет ошибок, поставьте оценку «5», если вы допустили одну ошибку - «4», если вы ошиблись, и допустили две или три ошибки, поставьте оценку - «3».
Задание № 1. ОЦЕНКА_________ Задание № 2. ОЦЕНКА_________
Лист расчётной группы
Количество работников
1
Общее производство (количество пицц после раунда)
2
Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства
3
Производительность на 1 работника
4
1
3
5
7
9
11
13
Качества работника по требованию работодателей
Менеджер по продажам
от 70 000 руб.
ЖЕЛАНИЕ ЗАРАБАТЫВАТЬ и готовность много работать. Опыт руководящей работы, опыт в продажах будет преимуществом. Целеустремлённость, активность. Желание нести пользу людям.
Инженер по работе с проектными институтами (г. Новосибирск)
Высшее образование техническое . Опыт работы в аналогичной должности.
Автор научных работ
от 20 000 руб.
Законченное высшее образование, высокий уровень грамотности. Наличие ученой степени/звания будет являться Вашим преимуществом.
Стажер (прохождение практики)
Имеете активную жизненную позицию. Стремитесь к профессиональному росту. Порядочность, пунктуальность.
Управляющий Операционного офиса г. Новосибирск
Образование высшее экономическое. Опыт работы в банковской сфере не менее 5 лет, наличие опыта руководителя не менее 2 лет.
Менеджер по продажам
20 000-45 000 руб.
Высшее образование. Блестящие навыки и опыт активных продаж от 1 года. Желания побеждать. Аккуратность в документах. Стрессоустойчивость. Пунктуальность. Грамотная речь.
Ведущий специалист отдела продаж
Высшее образование. Знание основ страховой деятельности. Знание технологии продаж страховых продуктов. Знание основ делопроизводства и организации документооборота. Ответственность. Высокая обучаемость.
Медицинский регистратор
20 000-25 000 руб.
Грамотная речь. Знание ПК. Доброжелательность, неконфликтность, стрессоустойчивость.
Менеджер по работе с клиентами
25 000-40 000 руб.
Нацеленность на результат. Высокие коммуникативные навыки. Коммуникабельность. Обучаемость,ответственность и доброжелательность.
Управляющий в гриль-бар
Самостоятельность, ответственность.
Ведущий юрисконсульт отдела правового обеспечения кредитования юридических и физических лиц Правового управления
от 23 900 руб.
Опыт в банке с аналогичными функциональными обязанностями будет преимуществом. Работоспособность. Нацеленность на результат.
Специалист по работе с просроченной задолженностью
до 60 000 руб.
-
образование не ниже среднего специального;
-
приветствуется аналогичный опыт работы (по взысканию задолженности);
-
грамотная речь, умение убеждать, высокая мотивация на достижение результата;
-
владение компьютером на уровне уверенного пользователя.
Количество работников
1
Общее производство (количество пицц после раунда)
2
Маржинальное (дополнительное) количество пицц в результате производства
3
аренда
сырье
зар.плата
Общие затраты
себестоимость
0
0
15
0
3
15
30
6
15
60
9
15
90
12
15
120
15
15
150