Проект на тему: Образование-залог успешности нашего государства

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «СОШ с.Колокольцовка Калининского района Саратовской области».














Проект на тему:


«Образование- залог успешности нашего государства».











Работу выполнили

ученицы 8 класса:

Подколодная Юлия,

Резникова Таисия,

Ширшова Виктория.

Руководитель:

учитель истории и обществознания

Уразбахтина А.В.


2013-2014 учебный год.



Цель проекта:

Показать, что главное конкурентное преимущество страны во многом определяется образованием.

Задачи проекта:


1. Рассмотреть содержание понятия «Образование», его приоритетность.

2. Выявить роль образования в современной России.

3. Доказать, что «Закон об образовании» является регулятором государственной политики в области образования.

4. Определить: образование - это право или обязанность?

5. Выявить ключевые задачи для общества и государства в сфере образования.

6. Открыть видение школьников на образование.



Актуальность темы проекта:


«Для населения развитых стран, да и многих развивающихся государств, привычным стал постоянный рост потребления, расширение жизненных и культурных возможностей. Это неплохо. Но обеспечить продолжение такого роста в современном мире можно только с выходом на новый технологический уклад, а вот с этим во многих частях света заминка. Страна, которая не сможет пробиться в круг создателей новых новаторских технологий, не просто обречена на зависимое положение. Доля глобального "пирога", которая достанется ее предприятиям, жителям этих стран, будет на порядок меньше, чем у лидеров.»

Из послания Президента РФ Федеральному собранию 12 декабря 2012 года на 2013 год.

Чтобы не быть в числе обреченных государств на отставание от общемирового уровня, мы должны стремиться быть лучше! Исходя из этого нам необходимо повышать уровень образования в государстве. Ведь главной движущей силой укрепления экономического и политического положения, конкурентоспособности страны является образованный человек.





Проблемный вопрос:

Как образование влияет на конкурентоспособность государства?


















Содержание понятия «образование», его приоритетность.

Образование - это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

«Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной». Термин «приоритет» словари характеризуют как «Преобладающее значение"

Каждое новое поколение овладевает знаниями, опытом, накопленным предыдущему поколениями, вносит свой вклад в непрерывно пополняемую сокровищницу культуры. Вдумайтесь в еще одно понятие- «образовывать», оно означает создать, развивать, воспитывать.

Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. В одном из документов Объединенных Наций подчеркивается, что учащемуся «должно даваться образование», которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества.


Роль образования в современной России.


Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются её экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Вы знаете, что человеческое общество постоянно развивается. Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Конец 20-начало 21 века ознаменовалось небывало быстрыми темпами научно-технического прогресса, обострением состязания( соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями.

Это состязание охватывает весь мир (носит международный характер) и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу- обеспечить конкурентоспособность (т.е. способность выдержать конкуренцию). Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием.

Исходная государственная установка гласит: обеспечение конкурентоспособности страны является важнейшем условием усиления политической и экономической роли в России, повышения благосостояния ее населения, способности быстро и правильно ориентироваться в условиях международной конкуренции.

«Закон об образовании» - регулятор государственной политики в области образования.

«Учение- естественный процесс, который продолжается всю жизнь, -поднимает людей к вершинам знаний, культуры, потому что они движутся вперед. Самое главное, что я хочу сказать молодому поколению , - спешите учиться, спешите получать образование. Всякую науку можно в молодости легче одолеть и усвоить»

Вот что писал об образованности и учении академик Д.С. Лихачев.

На основе Конституции РФ составляются все отраслевые законы, в том числе и интересующий нас закон об образовании.

В Законе «Об образовании» указывается: освоение образовательных программ основного общего, среднего полного образования и профессиональных образовательных программ завершается обязательной итоговой аттестацией (глава 6 ст.59)обучающихся.

Глава 2 статья 12:Закон об образовании предусматривает права и обязанности обучающихся и их родителей , педагогических работников .

Образование - право или обязанность?

Несколько лет назад приоритетность образования являлась в РФ декларативной, то есть рекомендательной, не находила практической реализации. В первом десятилетие 21 века приоритетность начала становиться действенной . Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержание на всем российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки. (Закон об образования ст.12, глава 2). Значительно выросло финансирование учебных заведений, большинство школ имеет компьютерные классы выход в Интернет, развернуто строительство новых школ, техникумов и вузов. Принят ряд государственных документов, определяющие текущие и перспективные задачи образования.



Из Конституции Российской Федерации:

«Статья 43

  1. Каждый имеет право на образование.

  2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

  3. Каждый в праве на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждение и на предприятии.

  4. Основное общее образование обязательно. Родители и лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

  5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Образование и право, и обязанность.

Разъясняя конституционное положение, ученые замечают, что получение образование не только право, но в определенных пределах обязанность человека.

Каждый человек имеет право на образование. Это означает, что любой из ста срока миллионов жителей страны может пользоваться этим правом. Подчеркнем: речь идет о праве на непрерывное образование в течение всей жизни.

Но есть период в жизни человека, когда достижение определенного уровня образования является обязательным, становится обязанностью гражданина. В РФ обязательным уровнем в конце прошлого века было признано основное общее образование( 9-летка). Ныне этот уровень не отвечает общественным потребностям и ведется подготовка к введению обязательного полного среднего образования (11-летняя школа или профессиональное образовательное учреждение).



Ключевые задачи для общества и государства в сфере образования.

В современном мире налицо резкое несоответствие: наука, техника, технология идут вперед семимильными шагами, а люди с их нынешнем уровнем мышления и образования за ней просто не поспевают. Глобализирующийся мир столкнулся с резким дефицитом квалифицированных кадров, только в Европе не хватает, по оценкам экспертов, около 700 тыс. специалистов во всех отраслях экономики. Та же ситуация и в России, в СНГ, развивающихся странах. Уже изобретены передовые технологии, высокоточная аппаратура новейшие методы производства. А тем, кому предстоит на всей этой технике нового поколения «кнопки нажимать», еще только предстоит научиться это делать как следует.

Главной движущей силой укрепления конкурентоспособности страны является человек. Уже в основной школе начинается выработка его качеств, отвечающих запросам информационного общества. Назовем некоторые из них:

-уметь приобретать и постоянно обновлять знания, уметь их приобретать в различных ситуациях;

-проявить инициативу, самостоятельность, ответственность в принятии и выполнении решений;

-овладевать достижениями отечественной и мировой культуры; понимать, что культурный человек продуктивно участвует в коллективном труде, достигает взаимопонимания в общении, хорошо подготовлен к самостоятельному творчеству, высококачественной работе, к пользованию гражданскими правами;

-учитывать запросы рынка труда, уметь доказывать свою конкурентоспособность в процессе деятельности, при перемене профессии.

Видение школьников на образование.

Мы провели анкетирование среди учащихся 5-11классов. (Анкеты прилагаются)

Задавали следующие вопросы:

1). Чем для тебя является школа?

2). Что бы ты изменил в школе?

3). Хватает, ли тебе объема знаний, даваемых в школе?

4). Соблюдаются ли в школе твои права?

5). Как твоя семья поддерживает тебя в процессе обучения?

6). Учеба в школе для тебя удовольствие или принуждение?

7). Каково для тебя значение образования?

Ученики 5-8 классов ответили на вопросы следующим образом:

  • Школа для ребят является вторым домом.

  • Многие ученики не согласны с введением шестидневной рабочей неделей и школьной формой.

  • Обучающимся вполне хватает объема тех знаний, которые они получают в школе.

  • Права учеников в школе соблюдаются.

  • Родители оказывают своим детям помощь в учебе, помогают решать проблемы, связанные со взаимоотношениями учеников, поддерживают в нужный момент.

  • На вопрос об удовольствии и принуждении посещать школу, ребята ответили неоднозначно.

  • Образование для опрошенных учеников нашей школы - это «билет в жизнь».

А вот как ответили на наши вопросы ученики 9-11 классов:

  • Школа для старшеклассников является вторым домом.

  • Они бы отменили школьную форму и шестидневку.

  • Объема знаний хватает, иногда не хватает времени.

  • Права учеников в школе соблюдаются.

  • Семья оказывает ученикам психологическую поддержку, помогает справиться с трудностями.

  • Для старшеклассников учеба больше удовольствие, чем принуждение.

  • Большинство учеников понимают, что образование имеет огромное значение, так как это повлияет на их будущее.

Вывод:

В современном мире часто звучат слова: кто владеет знаниями, тот владеет миром.

Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество ее человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования. В одном из послания Президента РФ Федеративному собранию указывалось: «Россия нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований».Вклад образования в достижение социально- экономических целей развития России осуществляется прежде всего через создания условий повышения конкурентоспособности личности. Ведь именно образованный человек является главной движущей силой экономического и политического положения, конкурентоспособности страны .

Изучение литературы, книг, журналов, газет, посещение музеев, выставок, просмотр спектаклей, кинофильмов, телепередач, делает человека интеллектуалом. Это сейчас не только модно, но и очень нужно нашей стране.







Использованная литература:

  • Конституция Российской Федерации.

  • Федеративный закон об образовании в Российской Федерации.

  • Послание Президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ 12 декабря 2012 года.

  • Л.Н. Боголюбов. Обществознание. 8-9 классы.

  • Никитин А.Ф. Право 10-11 класс. Профильный уровень.

  • «ГАРАНТ»base.garant. ru.

  • contitytion.ru





© 2010-2022