- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по Л. Н. Боголюбову
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса по Л. Н. Боголюбову
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тугаринова Е.А. |
Дата | 02.12.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
СОГЛАСОВАНО |
| УТВЕРЖДЕНО |
на заседании Педагогического совета протокол № 1 от «27» августа 2013 г.
|
| приказом директора МБОУ « Советская ООШ» № 189 от «28» августа 2013 г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Советская основная общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
9 А КЛАСС
(общеобразовательный класс)
Учитель: Тугаринова Елена Анатольевна,
Учитель истории и обществознания, высшая категория, пед. стаж - 20 лет
2013-2014 учебный год
П. Советский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу обществознания составлена на основе:
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. № 1089);
-
Авторской программы общеобразовательных учреждений 6-11 классы, 2-е издание, авторы: Л. Н. Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. М.,Просвещение, 2010.
-
Учебника Обществознание. 9 класс : учеб, для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2011г.
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2012г. № 1067).
-
Учебного плана МБОУ «Советская ООШ» на 2013-2014 учебный год.
-
Регионального компонента содержания основного общего образования. «Экономика региона». С.Н.Фурсик, М.А.Алексеева, О.Л.Гузакова и др. ДО ВО ГОУ ДПО «ВИРО», Вологда, 2008.
Цели.
-
развитие личности в ответственный период социального взросления человека (13-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
-
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
-
овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
-
формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Задачи:
- достижение учениками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе;
- подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
выполнять познавательные и практические задания:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор
верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Реализация рабочей программы способствует:
-
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
-
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
-освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществоведения в 9 классе - это четвертый этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Используемый учебно-методический комплект:
-
Обществознание. 9 класс : учебник для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеев ., ЕИ.Жильцова и др.; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». -2- изд..- М. : Просвещение, 2011.
-
Обществознание. 9 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений /О. А. Котова, Т. Е. Лискова. - М. : Просвещение, 2012.
-
Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. - М. : Просвещение, 2010.
-
Экономика региона.7-9 классы. Учебное пособие под ред. О.Л.Гузаковой. Вологда, «Учебная литература», 2012г.
Описание места учебного предмета в учебном плане школы.
Программа рассчитана в соответствии с БУП и Учебным планом МБОУ «Советская ООШ» на 2013-2014 учебный год на 34 часа в 9 классе из расчета 1 учебного часа в неделю.
Распределение учебного материала в 9 классе
№ п/п
Наименование раздела
Количество часов
1
Политика и социальное управление
11
2
Право
16
3
Итоговое повторение
3
Итого
34
Содержание учебного предмета
Тема 1. Политика и социальное управление (11ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (16ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности. Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция - основной закон РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека - идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Экономика региона (6 часов).
Региональный рынок капитала. Сущность, спрос и предложение. Инвестиции. Банковская система региона. Роль, виды, функции банков. Кредит, его роль в экономике региона. Налоги. Сущность, виды, ставки, функции налогов. Принципы налогообложения. Бюджет региона. Роль и место бюджета в экономике региона. Состояние бюджета. Развитие предпринимательства в регионе. Понятие, виды, формы предпринимательской деятельности в регионе. Фирмы. Издержки и доходы. Сущность фирм. Виды издержек. Прибыль предприятия, ее значение.
Итоговое повторение - (1час).
Курс «Экономика региона» выделена в программе курсивом.
Тематическое планирование по обществознанию 9А класс 2013-2014 учебный год
№ урока
Наименование раздела и тем
Кол-во часов
Параграф
Домашнее задание
Доп.литература
Комп. презентации
Вид контроля
Факт
Тема 1
Политика и социальное управление.
11
1
Политика и власть.ИКТ
1
1
Параграф 1
Рабочая тетрадь, с.4-8
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Таблицы по обществознанию 8-9 класс - № 6, 10-11 класс -№ 4, № 5.
Рабочая тетрадь с. 4
2
Политика и власть.
Роль политики в жизни общества. ИКТ
1
1
Параграф 1
Записи, понятия, ЛЗП
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Таблицы по обществознанию 8-9 класс - № 6, 10-11 класс -№ 4, № 5.
Опрос, Рабочая тетрадь с. 8
3
Государство - понятие и признаки государства. ИКТ
1
2
Параграф 2
Рабочая тетрадь с.10
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 8
4
Формы государства. ИКТ
1
2
Параграф 2
Рабочая тетрадь с.11-12, записи, понятия
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 10
5
Политические режимы. ИКТ
1
3
Параграф 3
Рабочая тетрадь с.13-15
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 10, 12
6
Правовое государство.
Разделение властей. Понятие прав, свобод и обязанностей. ИКТ
1
4
Параграф 4
Рабочая тетрадь с. 17-21
К.П. «Права и обязанности»
Рабочая тетрадь с. 16
7
Гражданское общество и государство. Местное самоуправление. Опасность политического экстремизма. ИКТ
5
Параграф 5
Рабочая тетрадь с.22-27
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 21, 25
8
Участие граждан в политической жизни. Выборы, референдум. Деловая игра: «Выборы». ИКТ
6
Параграф 6
Рабочая тетрадь с.28-31
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 27
9
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Влияние СМИ. ИКТ
7
Параграф 7
Рабочая тетрадь с.33-35
К.П. «Политическая сфера» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 32
10
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Политика и социальное управление».
Рабочая тетрадь с.36-42
Итоговый тест
Рабочая тетрадь с. 36
11
Контрольная работа по теме: «Политика и социальное управление».
Рабочая тетрадь с.36-42
Итоговый тест
Тема 2
Право
16
12
Право, его роль в жизни общества и государства. Норма права. Нормативно-правовой акт. ИКТ
1
8
Параграф 8
Рабочая тетрадь с.45-46
К.П. «Право» 9 класс
Таблицы по обществознанию 8-9 классы № 6, 10-11 классы - № 6.
Рабочая тетрадь с.43
13
Правоотношения и субъекты права. ИКТ
1
9
Параграф 9
Рабочая тетрадь с.48-52
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с.46
14
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. ИКТ
1
10
Параграф 10
Рабочая тетрадь с.53-56
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 52
15
Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. ИКТ
1
11
Параграф 11
Рабочая тетрадь с. 57-59
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 56
16
Конституция РФ. Основы конституционного строя. Федеративное устройство России. ИКТ
1
12-13
Параграф 12-13
Рабочая тетрадь с. 59-64
К.П. «Право» 9 класс
Конституция РФ.
Карта№ 3 «Административно-территориальное устройство РФ».
Рабочая тетрадь с. 59
17
Права и свободы, механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. ИКТ
1
12-13
Параграф 12-13
Рабочая тетрадь с. 66
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 65
18
Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. ИКТ
1
14-15
Параграф 14-14
Рабочая тетрадь с. 66-68
К.П. «Право» 9 класс
Конвенция ООН «О правах ребенка» 1989 г
Рабочая тетрадь с. 66
19
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. ИКТ
1
16
Параграф 16
Рабочая тетрадь с. 70-71
К.П. «Право» 9 класс
Закон РФ «О защите прав потребителей».
Гражданский Кодекс РФ
СМИ
Рабочая тетрадь с.68
20
Право на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. ИКТ
1
17
Параграф 17
Рабочая тетрадь с. 73-77
Конституция РФ.
К.П. «Право» 9 класс
Таблицы по обществознанию 8-9 классы № 6, 10-11 классы - № 6.
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с.71
21
Семейные правоотношения.
Права и обязанности родителей и детей. Жилищные правоотношения. Социальные права. ИКТ
1
18
Параграф 18
Рабочая тетрадь с. 78-81, с.92-96
Семейный Кодекс РФ
Жилищный Кодекс РФ
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 77, 96
22
Административные правоотношения, правонарушения и наказания. ИКТ
1
19
Параграф 19
Рабочая тетрадь с.85-87
Административный Кодекс РФ
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с. 84
23
Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. ИКТ
1
20
Параграф 20
Рабочая тетрадь с.89-91
Уголовный Кодекс РФ
К.П. «Право» 9 класс
Рабочая тетрадь с.87
24
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.
1
22
Параграф 22
Рабочая тетрадь с. 98-101
Международное гуманитарное право
Рабочая тетрадь с. 97
25
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
1
23
Параграф 23
Рабочая тетрадь с. 101-104
Новый Закон РФ «Об образовании»
Рабочая тетрадь с. 101
26
Практикум по теме: «Право».
1
Рабочая тетрадь с. 105-111
Рабочая тетрадь с. 105
27
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Право».
1
Рабочая тетрадь с. 105-111
Рабочая тетрадь с. 105
«Экономика Региона»
6
28
Региональный рынок капитала. Сущность, спрос и предложение. Инвестиции.
1
31-33
«Экономика региона»
Параграф
Записи, сообщения
29
Банковская система региона. Роль, виды, функции банков. Кредит, его роль в экономике региона.
1
34-36
«Экономика региона»
Параграф 34-36
Записи, сообщения
опрос
30
Налоги. Сущность, виды, ставки, функции налогов. Принципы налогообложения.
1
37-38
«Экономика региона»
-Параграф 37-38
Записи, сообщения
опрос
31
Бюджет региона. Роль и место бюджета в экономике региона. Состояние бюджета.
1
39-40
«Экономика региона»
Параграф 39-40
Записи, сообщения
опрос
32
Развитие предпринимательства в регионе. Понятие, виды, формы предпринимательской деятельности в регионе.
1
41-42
«Экономика региона»
Параграф 41-42
Записи, сообщения
опрос
33
Фирмы. Издержки и доходы. Сущность фирм. Виды издержек. Прибыль предприятия, ее значение.
1
43-45
«Экономика региона»
Параграф 43-45
Записи, сообщения
опрос
34
Повторительно-обобщающий урок по курсу: «Обществознание»
1
Тест
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения обществознания ученик должен знать/понимать:
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
-
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
-
Контрольные измерительные материалы
Обществознание. 8 класс. Проверочные работы.- Саратов: Лицей, 2008.
Обществознание. ГИА - 2010. Экзамен в новой форме. О.А.Котова, Т.Е.Лискова,. ФИПИ, 2009. ООО «Изд-во Астрель», 2009
Обществознание. ГИА - 2011. Экзамен в новой форме. О.А.Котова, Т.Е.Лискова,. ФИПИ, 2009. «Интеллект - Центр», 2011.
Обществознание. А.Ю. ГИА - 9, 2011. Лабезникова, О.А.Котова. Типовые тестовые задания. М., Изд-во «Экзамен», 2011.
Обществознание. ГИА - 9, 2012. А.Ю. Лабезникова, О.А.Котова. Типовые тестовые задания. М., Изд-во «Экзамен», 2012
Обществознание. ЕГЭ-2007. М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
Обществознание. ЕГЭ - 2006-2007. Сборник заданий. М.: Просвещение, Эксмо, 2006.
Обществознание. ЕГЭ 2007. А.Ю. Лабезникова, Е.Л.Рутковская и др. Типовые тестовые задания. М., Изд-во «Экзамен», 2007.
Обществознание. Подготовка к ЕГЭ - 2012: уч. метод. Пособие /О.А.Чернышова, Р.В.Пазин, П.А.Ушаков. Ростов н/Д: Легион, 2012.
О.В.Кишенкова. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 классах. М., Русское слово, 2010.
Обществознание. 9-11: тестовые задания/авт. - сост. В.С.Медведева.- Волгоград, Учитель, 2008.
ЕГЭ. А.Ю.Лабезникова , М.Ю.Брандт. 2005год
-
Законы. Кодексы.
Конституция и государственная символика Российской Федерации.
Конвенция ООН о правах ребенка. М, 2001.
Защита прав ребенка в РФ. Сборник нормативных документов. С-П., 2001год.
Гражданский Кодекс РФ (по состоянию на 10 ноября 2006года). М., 2006.
Гражданский процессуальный Кодекс РФ (официальный текст, действующая редакция). М., из-во «Экзамен», 2007.
Кодекс РФ об административных правонарушениях: (официальный текст, действующая редакция). М., из-во «Экзамен», 2007.
Трудовой кодекс РФ (по состоянию на 20 ноября 2009года).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
Трудовой кодекс РФ с изменениями и дополнениями от 30 июня 2006года. М.: «Мартин», 2007.
Трудовой кодекс РФ с комментариями: «Научный центр профсоюзов», 2002.
Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Полный текст на 01 октября 2000г. С-П, 2000.
Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ/(Н.А.Громов и др.) - М.: Гросс Медиа, 2007.
Уголовный кодекс РФ. - М.: Гросс Медиа, 2007.
Практический комментарий к Уголовному кодексу РФ/ Под общ. ред. проф. Х.Д. Аликперова и проф. Э.Ф.Побегайло. - М., : Изд-во НОРМА (Издательская группа НОРМА - ИНФРА. М), 2001г
Семейный кодекс РФ (по состоянию на 20 сентября 2007 года). - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (по состоянию на 15 ноября 2008 года).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008.
Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (06 июля 2007 года).-
Жилищный кодекс РФ (по состоянию на 01 апреля 2009 года).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
Земельный кодекс РФ (по состоянию на 15 июня 2009 года).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (по состоянию на 20 марта 2007 года).- Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007.
Закон РФ «О защите прав потребителей» (по состоянию на 01 января 2003 года).- М. 2003.
Закон РФ «Об образовании» по состоянию на 01 апреля 2009 года. Сибирское университетское изд-во, Новосибирск- 2009г.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Законы области, принятые в 2004-2007 годах, в рамках законотворческой работы по реформированию системы государственной поддержки незащищенных категорий граждан (по состоянию на 1 сентября 2007года). Вологда.
-
Справочная литература
А.И.Василевский. Школьный справочник. Экономика. Ярославль, «Академия развития», 1997год.
А.Казаков. Школьнику о рыночной экономике. М., 1993год.
Детский экономический словарь. Сост. Г.М.Евменова, О.И.Меньшикова. М, «Просвещение», 1993.
Справочник специальностей, доступных для обучения на территории Вологодской области.2012-2013гг.
Как защитить свои права. Справочник в вопросах и ответах. Для жителей Вологодской области. Г.Череповец, 2007г.
Закон зовет к добру. Народовластие на Вологодчине. Антология законотворческой деятельности. Вологда, 2004г.
План Путина. Краткий справочник - путеводитель. Изд-во «Европа», 2007г.
Политическая жизнь региона. Вып.11. Изучаем избирательное право: Сборник материалов по итогам конкурса «Изучаем избирательное право» для учащихся и педагогов ОУ Вологодской области /Отв. Редактор Л.И.Антонова: Избирательная комиссия Вологодской области._Вологда: «Древности Севера», 2008.
Семья Вологодчины. Социальная поддержка семей с детьми в Вологодской области. Вологда, 2008.
-
Учебно - методические материалы и пособия
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 кл.: справ.материалы/П.А.Баранов.- М.: АСТ: Астрель, 2010.
Обществознание: глобальный мир в XXI веке: 11кл.: кн. Для учителя /Л.В.Поляков, В.В.Федоров, к.В.Симонов и др./ под ред. Л.В.Полякова. М. Просвещение, 2008.
Практикум по обществознанию /И.Ю.Александрова и др/, под научн. Ред. В.Н.Князева. Гос. Ун-т управления. М.:Айрис-пресс, 2007.
Олимпиада школьников по обществознанию. Вологда.2007. Департамент образования ВО, ГОУ ДПО «ВИРО».
Обществознание: уч. пос. /под научн.ред.В.Н.Карташова и А.А.Райляна.- СПб: изд-во «Юридическийцентр Пресс», 2003.
Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов ОУ/ к.Сухарев-Дериваз, Т.Н.Пискунова. - 2-е изд., - М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
В помощь начинающему предпринимателю. Выбор системы налогообложения. Консультант плюс.
В.З.Черняк. Введение в предпринимательство. Уч. для 10,11 кл. общеобразоват. Учрежд. М.: Вита-пресс, 2002.
Законы жизни. Конкурс эссэ. Руководство для учителя. Junior Achivement.
Дэвид Гудинг, Джон Леннокс. Мировоззрение. Доп. Минобр. РФ в качестве учебного пособия. Ярославль, «НОРА», 2004.
Е.А.Певцова . Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса ОУ. Базовый и профильный уровни: в 2-х частях. М.: ООО 2ТИД «Русское слово - РС», 2005.
Е.А.Певцова . Право: Основы правовой культуры: Учебник для 10 класса ОУ. Базовый и профильный уровни: в 2-х частях. М.: ООО 2ТИД «Русское слово - РС», 2005.
Основы религиозных культур и светской этики. Модули ( Основы мировых религиозных культур, Основы исламской культуры, Основы православной культуры, Основы светской этики). М., Просвещение, 2010.
Обществознание в таблицах и схемах. Сост. Сазонова Т.Г. СПб: ООО «Виктория плюс», 2011.
Никитин А.Ф. Права ребенка. Доп. материалы к учебникам «Право и политика», «Основы государства и права». 9-11 классы.: Пособие для учащихся ОУ.-фа, 2000г.
Козюк М.Н. Основы государства и права России: Пособие для преподавателей (методические рекомендации, задания и тесты). Изд-во «Учитель». Волгоград, 1999г.
А.П.Герасимов. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ. Изд-во 2НОРМА», С-П, 1994.
Л.Б.Азимов, Е.В.Журавская. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания. (учебное пособие для преподавателей и учащихся) .М. «Аспект пресс», 1995.
Прикладная экономика. Учебное пособие. Под ред. Д.Ю.Тушунова, М. Просвещение, 1992
Жила-была денежка.
Что такое банки и сберегательные кассы.
Инфляция.
-
Материалы при подготовке к экзаменам
С.В.Краюшкина. Ответы на экзаменационные билеты. 9 класс. Изд-во «Экзамен», М., 2012.
Баранов П.А. Обществознание в таблицах: 10-11 кл.: справ.материалы/П.А.Баранов.- М.: АСТ: Астрель, 2010.
Практикум по обществознанию /И.Ю.Александрова и др/, под научн. Ред. В.Н.Князева. Гос. Ун-т управления. М.:Айрис-пресс, 2007.
Обществознание: уч. пос. /под научн.ред.В.Н.Карташова и А.А.Райляна.- СПб: изд-во «Юридическийцентр Пресс», 2003.
Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов ОУ/ к.Сухарев-Дериваз, Т.Н.Пискунова. - 2-е изд., - М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
Законы жизни. Конкурс эссэ. Руководство для учителя. Junior Achivement.
Обществознание в таблицах и схемах. Сост. Сазонова Т.Г. СПб: ООО «Виктория плюс», 2011.
Презентации по обществознанию.
-
№
Название
Автор
Папка
1
Что побуждает человека к деятельности
К.п. по общ-ю
2
Будущее здоровое поколение
К.п. по общ-ю
3
Дорога добра
К.п. по общ-ю
4
Товар и деньги
К.п. по общ-ю
5
Семейный бюджет
К.п. по общ-ю
6
Экономика производства
К.п. по общ-ю
7
Мы выбираем дружбу
К.п. по общ-ю
8
Презентация 4 ( об апробации курса ОРКСЭ)
К.п. по общ-ю
9
Добро и зло
К.п. по общ-ю
10
Сценарий занятия добро и зло (тема урока - Долг и совесть)
Тугаринова ЕА и группа
К.п. по общ-ю
11
Христианская семья (религия)
К.п. по общ-ю
12
Этикет светский и церковный
К.п. по общ-ю
13
Социальная сфера
К.п. по общ-ю
14
Рынок
К.п. по общ-ю
15
Экономические системы
К.п. по общ-ю
16
Социальные нормы
К.п. по общ-ю
17
Типы рыночных структур
К.п. по общ-ю
18
Экономическая сфера
К.п. по общ-ю
19
Духовная сфера
К.п. по общ-ю
20
Политическая сфера
К.п. по общ-ю
21
Право
К.п. по общ-ю
22
Предпрофильное обучение
К.п. по общ-ю