Технологическая карта урока обществознания в 10 классе на тему Нации и межнациональные отношения

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Нации и межнациональные отношения

  1. Канчурина Елена Николаевна

  2. МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска Саратовской области»

  3. Учитель

  4. Обществознание

  5. 10 класс

  6. Нации и межнациональные отношения № 38-39

  7. Л.Н. Боголюбов Обществознание 10 класс Москва «Просвещение», 2009

  8. Цель урока:

  1. Ознакомление с социально-экономическими, правовыми, психологическими аспектами проблем межнациональных отношений;

  2. Содействие развитию толерантности, выстраиванию отношений между людьми разных национальностей и вероиповеданий;

  3. Развитие навыков сотрудничества.

  1. Задачи:

  1. Изучить и расширить понятия этнос, нация, национальный менталитет, национальная политика;

  2. Расширить представления о межнациональных отношениях, преломляя их на свой социальный опыт;

  3. Обсудить проблемы межнациональных отношений и пути их решения;

  4. Сформировать уважительное отношение к людям других национальностей, к их культуре;

  5. Зафиксировать принципы межнационального сотрудничества.

  1. Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами практикума.

  2. Формы работы учащихся: беседа, диалог, работа с информацией ( текст учебника, карта, документ), моделирование, дискуссия.

  3. Необходимое техническое оборудование: доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор.

  4. План.

  1. Вводное слово учителя.

  2. Введение в проблему межнациональных отношений.

  3. Изучение понятий этнос, нация, национальность, национальный менталитет.

  4. Национальное самосознание.

  5. Межнациональное сотрудничество в современном мире.

  6. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.

  7. Национальная политика.

  8. Подведение итогов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

  1. Мотивация учебной деятельности.

Приветствие.

Вопрос: Скажите, пожалуйста, какой вы национальности? (обращение к нескольким ученикам).

Хотя сегодня ни в паспорте, нигде либо не указана графа «национальность».

Вопросы: А как вы думаете, что бы ответил житель США или Франции, если бы к нему обратились с этим же вопросом? А вы не задумывались, почему? А что для вас означает ваша национальность?

Приветствуют.

Называют свою национальную принадлежность.



Предполагают, например, американец, француз.

Отвечают, например, приверженность традициям, языку, культуре.

Оценивать свои качества с общечеловеческих и собственных позиций

Обнаружить проблему.





Выдвигать версии.

  1. Выявление места и причин затруднения.

Организация беседы:

  1. Давайте определим область знания и то, что вам хотелось бы узнать и обсудить в рамках понятия нация и межнациональные отношения.

  2. Кстати, кто знает, а сколько всего государств? А сколько народов проживает на Земле? (если затрудняются, то вывести слайд на экран)

Подвести учащихся к выводу и формулированию проблемы многонациональных государств и межнациональных отношений.

Организация дискуссии с целью введения в проблему:

  1. Согласны ли вы с теми, кто считает, что сегодня молодые люди в нашей стране больше, чем молодежь прошлых лет, подвержены националистическим настроениям? Если да, то в чем вы видите причины?

  2. Что значат сегодня понятия «национальная гордость, достоинство» и где грань между чувством национальной гордости и национального превосходства?

  3. Немецкий философ Шопенгауэр писал: «Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит». Как вы относитесь к такой позиции?

Подведение к проблеме.

Ученики вспоминают события в Ахмате, которые транслировались по ЦТ, приезд сирийцев в центр размещения беженцев и др.

Отвечают:

Около 200

Около 3 тыс.

Называют проблемы межнациональных отношений в мире или в бывших союзных республиках.

Учащиеся дискутируют.











Учащиеся формулируют проблему.

Привлекать собственный опыт.

Определять область незнания.









Оценивать проблему на основе общечеловеческих и российских ценностей.











Выбор оснований и критериев для сравнения







Обнаруживать и формулировать проблему.















Синтезировать, составлять целое из частей.

  1. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Организация деятельности по изучению дидактических единиц.

Обратимся к истории. В курсах истории рассматриваются различные формы сплочения людей ( на слайде набор терминов, задание: расставить в нужной последовательности). СХЕМА 1.

-Для каких типов общества характерны первые формы сплочения людей?

-С развитием торговли, общественного разделения труда усложняются социальные связи людей и на первый план выдвигаются не родовые, а социальные и территориальные связи - общность расширяется и ведет к появлению народности.

-Вы можете на примере Древнерусского государства проследить этот процесс. ( на доске карта «Образование Древнерусского государства»).

Учащиеся называют: род-племя-народность-нация. Записывают в тетрадь.

Отвечают:

Для доиндустриальных.

Учащиеся пытаются представить этот процесс по карте и прийти к формированию древнерусской народности и формированию русского, украинского и белорусского народов.











Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей.

Устанавливать причинно-следственные связи явлений.

Составлять схемы.



Работать с картой, извлекать из нее информацию.

Обобщать и преобразовывать информацию с целью выделения общих закономерностей.

  1. Этап реализации построения проекта.

-Задание. Обратитесь к учебнику, стр. 185, понятие этнос прочитать и выписать и там же признаки нации изобразить в виде схемы.

- Далее обращение к понятию национальность и разрешение проблемы, которая поднималась на этапе мотивации.

- Аудиофон ( включаются два фрагмента: русская плясовая и танцы горских народов). Предлагается составить ассоциативный ряд.

Подведение к выводу о национальных особенностях, многообразии.

- Задание. Стр. 186, прочитать отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белы пароход». Вопрос: В каких случаях у вас возникает чувство национальной гордости?

Изучающее чтение, записывают в тетрадь, составляют схему.

Ученики выстраивают ассоциации, например, «душа на распашку», «кинжал в зубах» и др.

Учащиеся делают вывод о национальных особенностях.

Записывают в тетрадь слово менталитет.

Учащиеся анализируют отрывок.

Приводят примеры спортивных достижений, научных открытий, героического прошлого.





Объяснять оценки поступков с позиций общечеловеческих ценностей.

Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей.

Давать определение понятию этнос, нация.



Объяснять понятие менталитет.

Составлять схему, извлекать информацию из источника.



Сравнивать абстрактные понятия.

Работать с источником, анализировать.

  1. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Задание. Попробуйте определить характерные черты национальной общности. ( на доске выписаны слова, которые помогут выполнить задание).

- Подведение к выводу о взаимообогащению культур:

1) все мы любим кавказскую кухню, увлекаемся восточными танцами и пр. Что нам это дает?

Слова академика Д.И. Лихачева «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными».

Подведение к понятию национализм.

Обсуждение проблемы неофашизма.

Учащиеся выполняют задание и делают вывод.



Ученики сами формулируют понятие национализм и записывают в тетрадь.

Осуждают проявления неофашизма-скинхедов.





Соотносить свой опыт с новым знанием.

Оценивать с общечеловеческих и российских ценностей.





Анализировать факты, явления общественно жизни.





Высказывать суждения, давать оценку.

  1. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Практикум ( работа в группах 4 группы по 3-4 человека).

Раздает рабочие листки с заданиями.

Учитель объясняет принцип работы.

- Затем учитель организует работу по обмену мнениями. На слайде выведены критерии оценки работы групп ( 1-максимальное участие; 2-аргументация; по 5-ти бальной системе каждый).

Источники - Конституция РФ, учебник, социальный опыт.

Учащиеся работают в группах, затем обмениваются мнениями, дискутируют и оценивают работу друг друга.

Объяснять свои оценки неоднозначных поступков в одной и той же ситуации разными людьми.

Объяснять и выявлять причинно-следственные связи таких явлений общественно жизни, как межнациональное сотрудничество, межнациональный конфликт, национальная политика.

Применять знания и умения в общении.

Работать в группе.

Сотрудничать.

Уметь слышать и понимать и взаимоконтролировать друг друга.

  1. Этап включения в систему знаний и повторение.

Обратить учащихся к практическим выводам, стр. 192 и задание: составить синквейн «Основные принципы межнациональных отношений».

Учащиеся читают, составляют синквейн.

Оценивать на основе общечеловеческих ценностей.

Создавать информационные модели с выделением существенных характерных черт предмета изучения.

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнее задание.

На слайде вывести вопросы для рефлексии:

  1. Какая информация была для вас новой?

  2. Где можно применить полученные знания?

  3. Какие идеи были для вас наиболее значимыми? Почему?

  4. Что было сложным? Какие вопросы остались?

  5. Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведения занятия.

Заключительное слово:

Все мы разные, но все мы должны помнить, что независимо от цвета кожи и пр. все мы люди, обладающие естественными правами, прежде всего правом на жизнь, честь и достоинство, поэтому должны быть терпимы друг к другу, потому что толерантность - дорога к миру.

Домашнее задание:

1 уровень - практикум с использованием ЭОР.

2 уровень - написать эссе на тему в рубрике «Мысли мудрых», стр. 196.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Обогащать собственный социальный опыт с общечеловеческих позиций и ценностей.

Уметь правильно выражать свои мысли.

Определять степень успешности выполнения работы и осознавать причины своего неуспеха.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рабочий лист № 1.

Что бы вы почувствовали и как бы поступили, если бы в одночасье лишились дома, близких, друзей и стали «чужими» в стране, где родились и жили все это время?

Составьте «Советы переселенцам» - варианты психологической помощи беженцам и переселенцам. Обратите внимание, на какую установку должен ориентироваться беженец-переселенец: на сочувствие местного населения или на упорный труд?

Рабочий лист № 2.

Составьте советы, как надо и как не надо вести себя с людьми других национальностей, групп, отличных от вашей.

Ответьте на вопрос, каких из перечисленных принципов придерживаются в нашем школьном коллективе? Каких принципов придерживаетесь вы и почему?

Рабочий лист № 3.

Работа с текстом Конституции. Статьи 2, 19, 26, 68, 13, 29, 61, 62.

Как обстоят дела с национальным вопросом в основном законе государства. Что бы вы дополнили исходя из ваших убеждений.

Рабочий лист № 4.

Как вы понимаете термин «стереотип»? Какие стереотипы по национальному вопросу вам известны, приведите примеры.

В каком коллективе вы бы хотели учиться и работать:

А) где все люди одной с вами национальности;

Б) где люди многих национальностей;

В) для вас национальность значения не имеет?

© 2010-2022