- Преподавателю
- Обществознание
- Технологическая карта урока обществознания в 10 классе на тему Нации и межнациональные отношения
Технологическая карта урока обществознания в 10 классе на тему Нации и межнациональные отношения
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Канчурина Е.Н. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Нации и межнациональные отношения
-
Канчурина Елена Николаевна
-
МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска Саратовской области»
-
Учитель
-
Обществознание
-
10 класс
-
Нации и межнациональные отношения № 38-39
-
Л.Н. Боголюбов Обществознание 10 класс Москва «Просвещение», 2009
-
Цель урока:
-
Ознакомление с социально-экономическими, правовыми, психологическими аспектами проблем межнациональных отношений;
-
Содействие развитию толерантности, выстраиванию отношений между людьми разных национальностей и вероиповеданий;
-
Развитие навыков сотрудничества.
-
Задачи:
-
Изучить и расширить понятия этнос, нация, национальный менталитет, национальная политика;
-
Расширить представления о межнациональных отношениях, преломляя их на свой социальный опыт;
-
Обсудить проблемы межнациональных отношений и пути их решения;
-
Сформировать уважительное отношение к людям других национальностей, к их культуре;
-
Зафиксировать принципы межнационального сотрудничества.
-
Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами практикума.
-
Формы работы учащихся: беседа, диалог, работа с информацией ( текст учебника, карта, документ), моделирование, дискуссия.
-
Необходимое техническое оборудование: доска, экран, компьютер, мультимедийный проектор.
-
План.
-
Вводное слово учителя.
-
Введение в проблему межнациональных отношений.
-
Изучение понятий этнос, нация, национальность, национальный менталитет.
-
Национальное самосознание.
-
Межнациональное сотрудничество в современном мире.
-
Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
-
Национальная политика.
-
Подведение итогов.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
-
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Личностные результаты
Предметные результаты
Метапредметные результаты
-
Мотивация учебной деятельности.
Приветствие.
Вопрос: Скажите, пожалуйста, какой вы национальности? (обращение к нескольким ученикам).
Хотя сегодня ни в паспорте, нигде либо не указана графа «национальность».
Вопросы: А как вы думаете, что бы ответил житель США или Франции, если бы к нему обратились с этим же вопросом? А вы не задумывались, почему? А что для вас означает ваша национальность?
Приветствуют.
Называют свою национальную принадлежность.
Предполагают, например, американец, француз.
Отвечают, например, приверженность традициям, языку, культуре.
Оценивать свои качества с общечеловеческих и собственных позиций
Обнаружить проблему.
Выдвигать версии.
-
Выявление места и причин затруднения.
Организация беседы:
-
Давайте определим область знания и то, что вам хотелось бы узнать и обсудить в рамках понятия нация и межнациональные отношения.
-
Кстати, кто знает, а сколько всего государств? А сколько народов проживает на Земле? (если затрудняются, то вывести слайд на экран)
Подвести учащихся к выводу и формулированию проблемы многонациональных государств и межнациональных отношений.
Организация дискуссии с целью введения в проблему:
-
Согласны ли вы с теми, кто считает, что сегодня молодые люди в нашей стране больше, чем молодежь прошлых лет, подвержены националистическим настроениям? Если да, то в чем вы видите причины?
-
Что значат сегодня понятия «национальная гордость, достоинство» и где грань между чувством национальной гордости и национального превосходства?
-
Немецкий философ Шопенгауэр писал: «Убогий человек, не имеющий ничего, чем бы он мог гордиться, хватается за единственно возможное и гордится нацией, к которой он принадлежит». Как вы относитесь к такой позиции?
Подведение к проблеме.
Ученики вспоминают события в Ахмате, которые транслировались по ЦТ, приезд сирийцев в центр размещения беженцев и др.
Отвечают:
Около 200
Около 3 тыс.
Называют проблемы межнациональных отношений в мире или в бывших союзных республиках.
Учащиеся дискутируют.
Учащиеся формулируют проблему.
Привлекать собственный опыт.
Определять область незнания.
Оценивать проблему на основе общечеловеческих и российских ценностей.
Выбор оснований и критериев для сравнения
Обнаруживать и формулировать проблему.
Синтезировать, составлять целое из частей.
-
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Организация деятельности по изучению дидактических единиц.
Обратимся к истории. В курсах истории рассматриваются различные формы сплочения людей ( на слайде набор терминов, задание: расставить в нужной последовательности). СХЕМА 1.
-Для каких типов общества характерны первые формы сплочения людей?
-С развитием торговли, общественного разделения труда усложняются социальные связи людей и на первый план выдвигаются не родовые, а социальные и территориальные связи - общность расширяется и ведет к появлению народности.
-Вы можете на примере Древнерусского государства проследить этот процесс. ( на доске карта «Образование Древнерусского государства»).
Учащиеся называют: род-племя-народность-нация. Записывают в тетрадь.
Отвечают:
Для доиндустриальных.
Учащиеся пытаются представить этот процесс по карте и прийти к формированию древнерусской народности и формированию русского, украинского и белорусского народов.
Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей.
Устанавливать причинно-следственные связи явлений.
Составлять схемы.
Работать с картой, извлекать из нее информацию.
Обобщать и преобразовывать информацию с целью выделения общих закономерностей.
-
Этап реализации построения проекта.
-Задание. Обратитесь к учебнику, стр. 185, понятие этнос прочитать и выписать и там же признаки нации изобразить в виде схемы.
- Далее обращение к понятию национальность и разрешение проблемы, которая поднималась на этапе мотивации.
- Аудиофон ( включаются два фрагмента: русская плясовая и танцы горских народов). Предлагается составить ассоциативный ряд.
Подведение к выводу о национальных особенностях, многообразии.
- Задание. Стр. 186, прочитать отрывок из произведения Ч. Айтматова «Белы пароход». Вопрос: В каких случаях у вас возникает чувство национальной гордости?
Изучающее чтение, записывают в тетрадь, составляют схему.
Ученики выстраивают ассоциации, например, «душа на распашку», «кинжал в зубах» и др.
Учащиеся делают вывод о национальных особенностях.
Записывают в тетрадь слово менталитет.
Учащиеся анализируют отрывок.
Приводят примеры спортивных достижений, научных открытий, героического прошлого.
Объяснять оценки поступков с позиций общечеловеческих ценностей.
Оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей.
Давать определение понятию этнос, нация.
Объяснять понятие менталитет.
Составлять схему, извлекать информацию из источника.
Сравнивать абстрактные понятия.
Работать с источником, анализировать.
-
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Задание. Попробуйте определить характерные черты национальной общности. ( на доске выписаны слова, которые помогут выполнить задание).
- Подведение к выводу о взаимообогащению культур:
1) все мы любим кавказскую кухню, увлекаемся восточными танцами и пр. Что нам это дает?
Слова академика Д.И. Лихачева «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными».
Подведение к понятию национализм.
Обсуждение проблемы неофашизма.
Учащиеся выполняют задание и делают вывод.
Ученики сами формулируют понятие национализм и записывают в тетрадь.
Осуждают проявления неофашизма-скинхедов.
Соотносить свой опыт с новым знанием.
Оценивать с общечеловеческих и российских ценностей.
Анализировать факты, явления общественно жизни.
Высказывать суждения, давать оценку.
-
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Практикум ( работа в группах 4 группы по 3-4 человека).
Раздает рабочие листки с заданиями.
Учитель объясняет принцип работы.
- Затем учитель организует работу по обмену мнениями. На слайде выведены критерии оценки работы групп ( 1-максимальное участие; 2-аргументация; по 5-ти бальной системе каждый).
Источники - Конституция РФ, учебник, социальный опыт.
Учащиеся работают в группах, затем обмениваются мнениями, дискутируют и оценивают работу друг друга.
Объяснять свои оценки неоднозначных поступков в одной и той же ситуации разными людьми.
Объяснять и выявлять причинно-следственные связи таких явлений общественно жизни, как межнациональное сотрудничество, межнациональный конфликт, национальная политика.
Применять знания и умения в общении.
Работать в группе.
Сотрудничать.
Уметь слышать и понимать и взаимоконтролировать друг друга.
-
Этап включения в систему знаний и повторение.
Обратить учащихся к практическим выводам, стр. 192 и задание: составить синквейн «Основные принципы межнациональных отношений».
Учащиеся читают, составляют синквейн.
Оценивать на основе общечеловеческих ценностей.
Создавать информационные модели с выделением существенных характерных черт предмета изучения.
-
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и домашнее задание.
На слайде вывести вопросы для рефлексии:
-
Какая информация была для вас новой?
-
Где можно применить полученные знания?
-
Какие идеи были для вас наиболее значимыми? Почему?
-
Что было сложным? Какие вопросы остались?
-
Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведения занятия.
Заключительное слово:
Все мы разные, но все мы должны помнить, что независимо от цвета кожи и пр. все мы люди, обладающие естественными правами, прежде всего правом на жизнь, честь и достоинство, поэтому должны быть терпимы друг к другу, потому что толерантность - дорога к миру.
Домашнее задание:
1 уровень - практикум с использованием ЭОР.
2 уровень - написать эссе на тему в рубрике «Мысли мудрых», стр. 196.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Обогащать собственный социальный опыт с общечеловеческих позиций и ценностей.
Уметь правильно выражать свои мысли.
Определять степень успешности выполнения работы и осознавать причины своего неуспеха.
-
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист № 1.
Что бы вы почувствовали и как бы поступили, если бы в одночасье лишились дома, близких, друзей и стали «чужими» в стране, где родились и жили все это время?
Составьте «Советы переселенцам» - варианты психологической помощи беженцам и переселенцам. Обратите внимание, на какую установку должен ориентироваться беженец-переселенец: на сочувствие местного населения или на упорный труд?
Рабочий лист № 2.
Составьте советы, как надо и как не надо вести себя с людьми других национальностей, групп, отличных от вашей.
Ответьте на вопрос, каких из перечисленных принципов придерживаются в нашем школьном коллективе? Каких принципов придерживаетесь вы и почему?
Рабочий лист № 3.
Работа с текстом Конституции. Статьи 2, 19, 26, 68, 13, 29, 61, 62.
Как обстоят дела с национальным вопросом в основном законе государства. Что бы вы дополнили исходя из ваших убеждений.
Рабочий лист № 4.
Как вы понимаете термин «стереотип»? Какие стереотипы по национальному вопросу вам известны, приведите примеры.
В каком коллективе вы бы хотели учиться и работать:
А) где все люди одной с вами национальности;
Б) где люди многих национальностей;
В) для вас национальность значения не имеет?