- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию для СПО
Рабочая программа по обществознанию для СПО
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Сафронов Е.С. |
Дата | 11.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования Новокуйбышевский государственный гуманитарно-технологический колледж
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины: Обществознание
профиль подготовки: социально-экономический
для специальностей:
100401 Туризм
080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) 100116 Парикмахерское искусство
на базе основного общего образования
-
Пояснительная записка
Рабочая программа дисциплины «Обществознание» составлена на основе Примерной учебной программы автора: Кишенковой О.В., д. и. н., рекомендованной Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки РФ, 2008 г.
Дисциплина «Обществознание» относится к циклу общеобразовательных дисциплин, установленных для подготовки специалиста социально-экономического профиля.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Особое место в рабочей программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной рабочей программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание рабочей программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается
формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации рабочей программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы обучающихся:
-
работа с первоисточниками (конспектирование и реферирование различных обществоведческих текстов);
-
подготовка к учебным занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке и медиатеке, работа с электронными каталогами и Интернет- информация);
-
составление библиографических карточек по творчеству философов, психологов, социологов, политологов, экономистов и др.;
-
подготовка рефератов, докладов и сообщений;
-
написание эссе;
-
создание медиапрезентаций;
-
работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ информации по изучаемым темам).
При организации контроля используются такие его формы, как тестирование, зачеты, устные ответы, сообщения, доклады, рефераты, исследовательские работы и т.д.
Итоговая форма аттестации - дифференцированный зачёт.
2. Тематический план учебной дисциплины
Наименование разделов и тем
Макс.
учеб.
нагрузка
студента,
час
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Самостоя
тельная
(внеауди
торная)
работа
студента,
час
Всего
Лабора
торные
работы
Прак
тичес
кие
занятия
1
2
3
4
5
6
Введение
3
2
1
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
30
20
2
12
Тема 1.1. Человек, индивид, личность
3
2
1
Тема 1.2. Сущность человеческой деятельности
3
2
1
Тема 1.3. Социализация личности. Духовный мир человека
3
2
Тема 1.4. Познание
4
2
2
Тема 1.5. Общение
3
2
2
Тема 1.6. Общество как система
3
2
2
Тема 1.7. Развитие общества
3
2
2
Тема 1.8. Особенности современного мира
3
2
Тема 1.9. Научно- технический прогресс
3
2
2
Тема 1.10. Сущность человека и общества
2
2
2
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
20
12
2
6
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
4
2
1
1
2
3
4
5
6
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
4
2
2
Тема 2.3. Мораль и искусство как элементы духовной культуры
4
2
2
Тема 2.4. Религия
4
2
1
Тема 2.5. Средства массовой коммуникации и культура
2
2
Тема 2.6. Духовные ценности современного общества
2
2
2
РАЗДЕЛ 3.
СОЦИАЛЬНЫЕ
ОТНОШЕНИЯ
30
20
2
10
Тема 3.1. Социальная структура общества
3
2
1
Тема 3.2. Социальный статус личности
3
2
1
Тема 3.3. Социальные нормы
3
2
1
Тема 3.4. Социальное поведение
4
2
2
Тема 3.5. Социальный конфликт
3
2
1
Тема 3.6. Развитие социальных отношений
3
2
1
Тема 3.7. Молодежь в современном обществе
3
2
1
Тема 3.8. Этнические общности
3
2
1
Тема 3.9. Семья
3
2
1
Тема 3.10. Социальное развитие
2
2
2
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ
32
22
4
10
Тема 4.1. Политика и власть
3
2
1
Тема 4.2. Политическая система общества
3
2
1
1
2
3
4
5
6
Тема 4.3. Механизм государства
3
2
1
Тема 4.4. Формы государства
3
2
1
Тема 4.5. Демократия
3
2
1
Тема 4.6. Политика как общественное явление
2
2
2
Тема 4.7. Правовое государство и гражданское общество
4
2
2
Тема 4.8. Отрасли российского права
3
2
1
Тема 4.9. Политическая идеология
3
2
1
Тема 4.10. Личность и политика
3
2
1
Тема 4.11. Политическая жизнь современного общества
2
2
2
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ
2
2
ИТОГО
117
78
10
39
-
Содержание учебной дисциплины
Введение
Общая характеристика дисциплины «Обществознание» и цели её изучения. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Используя интернет-ресурсы, изучить методы исследования социальных наук и составить конспект.
РАЗДЕЛ 1. НАЧАЛА ФИЛОСОФСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ
Тема 1.1. Человек, индивид, личность
Человек с точки зрения человека (обзор подходов к изучению человека в истории философии). Человек как продукт биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Соотношение бытия и сознания. Индивид и индивидуальность (своеобразие проявлений человека). Личность (социальная сущность человека).
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить конспект философско-исторического обзора о сущности человека.
Тема 1.2. Сущность человеческой деятельности
Понятие и особенности деятельности человека. Структура деятельности. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить схему «Виды деятельности».
Тема 1.3. Социализация личности. Духовный мир человека
Социализация личности. Сущность и типология мировоззрения. Значение мировоззрения для деятельности человека. Менталитет человека.
Тема 1.4. Познание
Знания, их роль в жизни общества и человека. Субъект и объект познания. Чувственное и рациональное познание. Понятие и виды истины. Критерии истины и её объективность. Особенности научного познания.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подготовить характеристику субъектов и объектов познания.
Тема 1.5. Общение
Многообразие мира общения. Функции общения. Формы общения. Умение общаться. Общение и коммуникация.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить схему «Виды общения».
Тема 1.6. Общество как система
Понятие общества. Общество и природа. Специфика общественных отношений. Структура общества. Основные институты общества, их функции. Сферы общества и их взаимодействие. Общество как динамичная система. Самостоятельная внеаудиторная работа:
Определить направленность развития общества и составить схему.
Тема 1.7. Развитие общества
Понятие общественного развития. Типология обществ. Цивилизационный и формационный подходы к изучению общества. Цивилизация и культура. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить схему «Типология обществ».
Тема 1.8. Особенности современного общества
Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Последствия процесса глобализации. Глобальные проблемы современности. Экологический кризис. Проблемы войны и мира. Проблемы отношений «Север
-
Юг».
Тема 1.9. Научно-технический прогресс
Научно-техническая революция (НТР). Экономические и социальные последствия НТР. НТР и экологический кризис. НТП и экологическая альтернатива. Противоречия НТР.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Заполнить таблицу «Противоречия НТР».
Тема 1.10. Сущность человека и общества Практическое занятие 1 Решение практических заданий.
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ЗНАНИЙ О ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества Понятие культуры. Традиции и новаторство в культуре. Классификация культуры современного общества. Диалог культур, его роль в развитии культуры. Проблемы современной отечественной культуры.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подготовить характеристику проблем отечественной культуры.
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире Понятие науки. Классификация и функции современной науки. Этика научной деятельности. Понятие образования. Система образования в Российской Федерации. Тенденции развития российского образования. Самостоятельная внеаудиторная работа:
Создать презентацию о видах и функциях науки.
Тема 2.3. Мораль и искусство как элементы духовной культуры Понятие морали. Основные принципы, нормы и категории морали. Понятие и функции искусства. Виды искусств. Стили в искусстве Запада. Основные направления искусства XX в.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить таблицу «Стили в искусстве Запада».
Тема 2.4. Религия
Понятие и особенности религии. Роль религии и церкви в современном мире. Многообразие религий. Мировые религии. Религиозные объединения Российской Федерации. Веротерпимость и свобода совести как духовные ценности современного общества.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Изучить и составить конспект ФЗ от 23 июня 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Тема 2.5. Средства массовой коммуникации и культура Понятие массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации. Функции массовой коммуникации. Телевидение и культура.
Тема 2.6. Духовные ценности современного общества Практическое занятие 2 Решение практических заданий.
РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 3.1. Социальная структура общества
Социальная дифференциация. Социальная стратификация. Социальная структура общества. Основные социальные группы. Социальная мобильность. Социальные «лифты».
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Законспектировать теории социальной стратификации.
Тема 3.2. Социальный статус личности
Понятие и виды статуса индивида. Личный статус индивида. Предписанный и достигаемый статусы личности. Социальные роли личности. Социальные гарантии. Понятие и типы социальной адаптации.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить конспект по главе 2 Конституции РФ о социальных гарантиях.
Тема 3.3. Социальные нормы
Понятие социальных норм. Виды социальных норм. Социальный контроль. Самоконтроль. Социальные санкции.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подготовить сообщение о социальных санкциях.
Тема 3.4. Социальное поведение
Понятие социального поведения. Разновидности социального поведения. Девиантное (отклоняющееся) поведение. Формы девиантного поведения. Опасность наркомании, алкоголизма, преступности. Причины девиантного (отклоняющегося) поведения.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подготовить сообщения о наркомании, алкоголизме и преступности.
Тема 3.5. Социальный конфликт
Понятие социального конфликта. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Виды конфликтов. Стадии протекания конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить конспект о позитивном и деструктивном в конфликте.
Тема 3.6. Развитие социальных отношений
Социальная связь. Социальный контакт. Социальное взаимодействие. Социальные отношения. Тенденции в развитии социальных отношений современного человечества. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Сформулировать тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе и законспектировать их.
Тема 3.7. Молодёжь в современном обществе
Понятие молодёжи. Гражданское совершеннолетие. Образование и профессиональная подготовка. Начало трудовой деятельности. Молодёжная культура.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подготовить сообщение и презентации о молодёжной культуре.
Тема 3.8. Этнические общности
Этнические общности. Нация и её основные признаки. Национальное самосознание. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений
современного мира. Межнациональные конфликты: причины и пути их преодоления. Национальная политика в РФ.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Изучить и законспектировать национальную политику в РФ.
Тема 3.9. Семья
Понятие семьи. Виды семьи. Функции семьи. Жизненный цикл семьи. Семейное право. Современная демографическая ситуация в РФ. Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подготовить сообщение о современной демографической ситуации в РФ.
Тема 3.10. Социальное развитие Практическое занятие 3 Решение практических заданий.
РАЗДЕЛ 4. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ Тема 4.1. Политика и власть
Политика как общественное явление. Сущность политики. Политические отношения. Понятие власти. Виды общественной власти. Политическая власть. Самостоятельная внеаудиторная работа:
Сформулировать определение и признаки политики.
Тема 4.2. Политическая система общества
Понятие политической системы. Структура политической системы. Политические институты. Функции политической системы. Типы политической системы.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить схему структуры политической системы.
Тема 4.3. Механизм государства
Понятие механизма государства. Органы государства. Функции государства. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Подготовить сообщение о межгосударственной интеграции.
Тема 4.4. Формы государства
Понятие формы государства. Форма правления. Форма государственного устройства. Форма политического режима.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить схему «Формы политического режима».
Тема 4.5. Демократия
Понятие и виды демократии. Политический плюрализм. Парламентаризм. Современная политическая жизнь России.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить конспект о современной политической жизни России.
Тема 4.6. Политика как общественное явление
Практическое занятие 4
Решение практических заданий.
Тема 4.7. Правовое государство и гражданское общество
Понятие правового государства. Признаки правового государства. Принципы функционирования правового государства. Международные документы о правах человека; защита прав. Права человека, право в неправовом и правовом государствах. Гражданское общество.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Заполнить таблицу «Права человека, право в неправовом и правовом государства».
Тема 4.8. Отрасли российского права
Сущность права. Конституционное право. Административное право. Уголовное право. Гражданское право. Трудовое право.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Составить таблицу «Право и мораль».
Тема 4.9. Политическая идеология
Понятие идеологии. Политические партии и движения. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Современные идейно-политические системы: либерализм, консерватизм, социал-демократия.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Изучить законодательное регулирование деятельности партий в РФ и составить конспект.
Тема 4.10. Личность и политика
Противоречивость общественного положения человека. Субъекты и объекты политики. Политический статус личности. Типы политической личности. Гражданство как важная предпосылка полноценного участия личности в политической жизни страны. Понятие и типы политической культуры.
Самостоятельная внеаудиторная работа:
Сформулировать понятие политической культуры, определить её типы и законспектировать.
Тема 4.11. Политическая жизнь современного общества Практическое занятие 5 Решение практических заданий.
Дифференцированный зачёт
-
Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание»
обучающийся должен
знать/понимать:
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
5. Литература
Для обучающихся
-
Важенин А.Г. Обществознание: учебник для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2010.
-
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учебное пособие для студентов средних профессиональных учебных заведений. - М.: Академия, 2010.
-
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М.: Просвещение, 2009.
-
Обществознание: учебник для учащихся 10 - 11 кл.
общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009.
-
Смоленский М. Б. Основы права: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
-
Школьный словарь по обществоведению: учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений /Под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2009.
Для преподавателей
-
Баранов П.А. Обществознание: контрольные и проверочные работы /П.А. Баранов, А.В. Воронцов. - М.: ООО "Издательство ACT": ООО "Издательство Астрель", 2008.
-
Боровик B.C., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М.: Просвещение, 2009.
-
Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» /Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2008.
-
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2008.
-
Кравченко А.И. Обществознание: учебник: 10, 11 кл. - М.:
Просвещение, 2007.
-
Методические рекомендации по курсу «Человек и общество»: 10, 11 кл.: в 2 ч. /Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2009.
-
Мушинский В.О. Обществознание: учебник: 10-11 кл. - М.: Дрофа,
2009.
-
Обществознание: учебное пособие /Т.В. Весёлая и др. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
-
Обществознание: учебник /Под ред. М.И. Абдуллаева. - СПб: Питер,
2007.
-
Прокопов М.В. и др. Обществознание: учебное пособие. - М.: Издательство РДЛ, 2008.
-
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М.: Просвещение,
2010.
Нормативные правовые акты
-
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2010.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - №32.-Ст. 3301.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-Ф3, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 №258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001.-№49.-Ст. 4552.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-Ф3 (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002.
№ 46. - Ст. 4532.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1.-Ч. 1. - Ст. 3.