- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по обществознанию профиль 10 класс
Рабочая программа по обществознанию профиль 10 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Косова С.И. |
Дата | 31.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Никольская средняя общеобразовательная школа»
Лаишевского муниципального района
Республики Татарстан
«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»
На заседании МО Зам. директора по Директор школы
Протокол №1 учебно-воспитатель- ____ Толокнова В.Г.
29 «августа»2013г. ной работе «31 августа» 2013г.
_____Макарова С.С. _____ Гогова Т.А. Приказ № 80
«31 августа» 2013г.
Рабочая программа по обществознанию 10 класс
Учитель истории и обществознания: Косова С.И.
Год составления: 2013 год.
Пояснительная записка
Статус документа:
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089), примерной программы по обществознанию 10-11 классы, авторской программы А.И. Кравченко, 2008.
Данная рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс составлена на основании следующих документов:
- Законы РФ и РТ «Об образовании»
- Приказ МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/14 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12/2012 г.;
- Приказа МО и НРТ №4165/12 от 10 июля 2012 года «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования».
- Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год, утверждённый решением педсовета (Протокол №1, от 28 августа 2013 г.)
Структура документа
Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, календарно-тематическое планироние, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.
Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение обществознания (профильный уровень) на этапе среднего общего образования в объеме 175 часов. В том числе: в X классе - 105 час, в XI классе - 70 час.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений (профильный уровень) Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «обществознание 10 класс» на этапе среднего общего образования из расчёта 3 часа в неделю. В календарно-тематическом планировании предусмотрен резерв 5 часов, а так же использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) .
Уровень обучения - профильный.
Срок реализации программы - 1 год.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего общего образования по обществознанию на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели и задачи учебного предмета обществознание:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:
Знать/понимать
- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми.
- сущность общества как формы совместной деятельности людей.
- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.
- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.
- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия.
- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни).
- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.
- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.
- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.
- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и умения.
Учебно-тематический план по обществознанию (профильный уровень) 10 класс
( 3 часа в неделю 105 часов)
резерв 5 часов
УМК: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений 10 клас. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: Просвещение, 2012 г.
№
Наименование темы
Количество
часов
Из них
Самостоятельные
работы
Контрольное
тестирование
Проверочные
работы
Раздел 1: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
13 часов.
1.
Обобщение: Место философии в системе обществознания.
1 час.
к/т №1.
Раздел 2: Общество и человек
28 часов.
2.
Происхождение человека и становление общества.
1 час.
с/р №1.
3.
Традиционное общество.
1 час.
п/р №1.
4.
Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.
1 час.
с/р №2.
5.
Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития.
1 час.
п/р №2.
6.
Обобщение: «Общество и человек».
к/т №2.
Раздел 3: Деятельность как способ существования людей
13 часов.
7.
Обобщение: «Деятельность как способ существования людей».
1 час.
к/т №3.
Раздел 4. Сознание и познание
26 часов.
8.
Миф и познание мира.
1 час.
п/р №3.
9.
Обобщение по теме «Сознание и знание».
1 час.
зачёт
Раздел 5. Личность и межличностные отношения
26 часов.
10.
Общение как межличностное взаимодействие .
1 час.
с/р №3.
11.
Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте.
1 час.
п/р №4.
Резерв:
5 часов.
Итого:
105 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (105 часов, резерв 5 часов).
Раздел 1: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Вводный урок: Курс обществознания: цели, задачи, формы работы. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Обобщение: Место философии в системе обществознания.
Раздел 2: Общество и человек. Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема философии. Общество, как социальные взаимодействия и общественные отношения. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Человек - биосоциальная система. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества. Общественные отношения. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость и стабильность. Традиционное общество. Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса. Исторические личности. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития. Свобода как познанная необходимость. «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество. Обобщение: «Общество и человек».
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. Политика как деятельность. Власть и властная деятельность. Легитимность власти. Обобщение: «Деятельность как способ существования людей».
Раздел 4. Сознание и познание. Бытие и познание. Познание как деятельность. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Свойства и критерии истины. Виды истины. Истина и заблуждение. Миф и познание мира. Народная мудрость и здравый смысл. Познание средствами искусства. Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Основные принципы научного социального познания. Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний. Знание и сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Теоретическое и обыденное сознание. Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности. Развитие самопознания и формирование личности. Обобщение по теме «Сознание и знание».
Раздел 5. Личность и межличностные отношения. Человек, индивид, личность. Возраст и становление личности. Периодизация развития личности. Направленность личности. Общение как обмен информацией. Вербальное общение. Общение как межличностное взаимодействие . Общение как взаимопонимание. Общение в юношеском возрасте. Малые группы. Межличностная совместимость. Групповая дифференциация. Семья как малая группа. Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп. Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты? Межнациональные конфликты. Обобщение: Конфликт и пути их разрешения. Резерв.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
сроки
Наименование разделов и тем
Теория (элементы
содержания)
Практика
Контроль
Количество
часов
Примечание
По плану
Фактич.
Раздел 1: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 часов).
1.
3.09.
Вводный урок: Курс обществознания: цели, задачи, формы работы.
1 час.
2,
3.
6.09.
7.09.
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия.
Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания.
Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность
Истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога
Составить план
Таблица «Классификация социальных наук».
2 часа.
4,
5.
10.09.
13.09.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.
Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологического сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство- система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции (теория Пифагора). Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества.
Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос
Работа с источниками,
Сообщения.
2 часа.
6,
7.
14.09.
17.09.
Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.
Основные понятия,
сообщения
2 часа.
8,
9.
20.09.
21.09.
Общественная мысль России.
Таблица «Русская философская мысль 19-20 в.»
2 часа.
10,
11.
24.09.
27.09.
Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.
Схема «Потребности современного общества».
2 часа.
12.
28.09.
Обобщение: Место философии в системе обществознания.
Контрольный
тест №1.
1 час.
Раздел 2: Общество и человек (28 часов).
13,
14.
1.10.
4.10.
Происхождение человека и становление общества.
Таблица «Теории происхождения человека».
Самостоятельная работа №1.
2 часа.
15,
16.
5.10.
8.10.
Сущность человека как проблема философии.
Таблица «Взгляды философов на сущность человека».
2 часа.
17,
18.
11.10
12.10
Общество, как социальные взаимодействия и общественные отношения.
Составить синквейн «общество».
2 часа.
19.
18.10
Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Современные теории происхождения человека, нетради-ционный взгляд на проблему зарождение человека
Понятии: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура
Понятийный диктант.
1 час.
20.
19.10
Человек - биосоциальная система.
Великая тайна - человек. Человек - биосоциальная система. Социальная сущность деятельности.
Составить план
1 час.
21.
22.10
Мышление и деятельность. Мышление и язык.
Мышление и деятельность. Мышление и язык.
Анализировать общество как форму совместной жизнидеятельности людей
Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни.
Работа с источниками.
Тест.
1 час.
22.
25.10.
Общество и социум.
Уровни социально-философского анализа общества.
Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества.
Сравнительная характеристика
1 час.
23.
1.11.
Общественные отношения.
Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения.
Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа
Практикум.
1 час.
24.
2.11.
Системное строение общества.
Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.
Схема «Структура социальной системы общества».
1 час.
25.
12.11
Изменчивость и стабильность.
Изменчивость т стабильность.
Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»
Понятийный диктант.
1 час.
26.
15.11
Традиционное общество.
Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур.
Таблица «Типология общества».
Практическая работа №1.
1 час.
27,
28.
16.11
19.11.
Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.
Характеризовать типы обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологи-ческого и сициально-конкретного уровней
Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация.
Сравнительная характеристика.
2 часа.
29.
22.11
Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.
Восток и Запад в диалоге культур.
постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов.
Таблица «Типология циилизаций».
1 час.
30.
23.11
Теория локальных цивилизаций.
Теория общественно-экономических формаций.
Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества.
Работа с учебником.
1 час.
31,
32.
26.11.
29.11.
Теория постиндустриального общества.
Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.
Учения философов о цивилизационном подходе
Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип
Сравнительная характеристика «Формационный подход и Локально-цивилизационный подход».
2 часа.
33.
30.11.
Типы социальной динамики.
Факторы изменения социума.
Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе.
Составить план.
Самостоятельная работа №2.
1 час.
34,
35.
3.12.
6.12.
Участники исторического процесса.
Исторические личности.
Философия истории. Исследовать факто-ры изменения социума
Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности.
Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса.
Практикум.
Сообщения.
2 часа.
36.
7.12.
Прогресс и регресс.
Противоречивость прогресса.
Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса.
Сравнительная таблица «Прогресс и регресс».
1 час.
37.
10.12.
Критерии прогресса.
Многообразие путей и форм общественного развития.
Многообразие путей форм общественного развития.
Историческая альтернатива
Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса
Схема «Критерии прогресса».
Практическая работа №2.
1 час.
38.
13.12.
Свобода как познанная необходимость.
Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество.
Практикум.
1 час.
39.
14.12.
«Свобода от» или «свобода для».
Свободное общество.
Проблема «деиндиви-дуализа-ции», «предопределения»
Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество.
Эссе «Что такое свобода?»
1 час.
40.
17.12.
Обобщение: «Общество и человек».
Контрольный тест №2.
1 час.
Раздел 3. Деятельность как способ существования людей (13 часов).
41,
42.
20.12.
21.12.
Сущность и структура деятельности.
Потребности и интересы.
Деятельность человека: сущность и структура деятельности.
Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы.
Схема «Потребности человека».
2 часа.
43.
24.12.
Многообразие видов деятельности.
Творческая деятельность.
Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.
Выяснить природу и особенности творческой декятельности.
Бессознательное в деятельности
Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия.
Социологическое мини-исследование
«Ведущие мотивы учебной деятельности моих одноклассников».
1 час.
44.
27.12.
Создание и освоение духовных ценностей.
Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека.
Практикум.
1 час.
45.
28.12.
Духовная жизнь общества.
Анализ особеннос-тей духов-ной дея-тельности
Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология.
Составить развёрнутый план «как создаются и сохраняются духовные ценности?»
1 час.
46,
47.
14.01.
17.01.
Труд как вид человеческой деятельности.
Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства.
Исследовать перспективы развития социального партнерства в России.
Проект «перспективы развития социального партнёрства в России».
2 часа.
48.
18.01.
Человеческий фактор производства.
Социальное партнерство.
Социальное партнерство.
Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства.
Проект «перспективы развития социального партнёрства в России».
1 час.
49,
50.
21.01.
24.01.
Политика как деятельность.
Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности.
Схема «Субъекты и объекты политики».
Тест.
2 часа.
51.
25.01.
Власть и властная деятельность.
Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть.
Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма.
Составить характеристику политического лидера.
1 час.
52.
28.01.
Легитимность власти.
Типология властных отношений.
Практикум.
1 час.
53.
31.01.
Обобщение: «Деятельность как способ существования людей».
Контрольный тест №3.
1 час.
Раздел 4. Сознание и познание (26 часов).
54,
55.
1.02.
4.02.
Бытие и познание.
Познание как деятельность.
Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность.
Таблица «Этапы познания».
2 часа.
56.
7.02.
Чувственное познание: его возможности и границы.
Способы познавательных деятельностей. Формы чувственного познания.
Схема «Формы чувственного познания».
1 час.
57.
8.02.
Сущность и формы рационального познания.
Формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.
Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм.
Сравнительная характеристика.
1 час.
58.
11.02.
Свойства и критерии истины.
Объективность истины. Критерии истины.
Практикум.
1 час.
59,
60.
14.02.
15.02.
Виды истины.
Абсолютная и относительная истина.
Сравнительная характеристика
2 часа.
61.
21.02.
Истина и заблуждение.
Истина и заблуждение.
Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий.
Понятийный диктант.
1 час.
62,
63.
22.02.
25.02.
Миф и познание мира.
Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни.
сообщения
Практическая работа №3.
2 часа.
64.
28.02.
Народная мудрость и здравый смысл.
Народная мудрость. Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл.
Работа с источниками.
1 час.
65.
1.03.
Познание средствами искусства.
эсхатология, паранаука.
Работа с источниками.
1 час.
66,
67.
4.03.
7.03.
Особенности и уровни научного познания.
Методы научного познания.
понятия и термины: «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.
Схема «Особенности научного мышления».
2 часа.
68,
69.
8.03.
11.03.
Дифференциация и интеграция научного знания.
Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания.
Составить план.
2 часа.
70.
14.03.
Основные принципы научного социального познания.
Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества.
Схема «Виды человеческих знаний».
1 час.
71.
15.03.
Виды социальных знаний.
Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний.
. Идеальный тип - инструмент научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитарное знание.
Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход
Практикум.
1 час.
72,
73.
18.03.
21.03.
Знание и сознание. Сознание индивидуальное и общественное.
Понятия: «общественная психология», «идеология», «сознание», «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение»; ознакомить с особенностями категорий «сознание» и «знание»;
Таблица «Теоретическое и обыденное сознание».
2 часа.
74.
22.03.
Теоретическое и обыденное сознание.
. Практическое и обыденное сознание.
Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение.
Сравнительная характеристика.
1 час.
75,
76.
1.04.
4.04.
Самосознание и самопознание.
Роль самооценки в формировании личности.
Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка.
Социологический опрос.
2 часа.
77,
78.
5.04.
8.04.
Развитие самопознания и формирование личности.
Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности.
Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность.
Практикум.
2 часа.
79.
11.04.
Обобщение по теме «Сознание и знание».
Зачёт.
1 час.
Раздел 5. Личность и межличностные отношения ( 26 часов).
80,
81.
12.04.
15.04.
Человек, индивид, личность.
Понятия: индивид и индивидуальность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Практикум.
2 часа.
82,
83.
18.04
19.04.
Возраст и становление личности. Периодизация развития личности.
Понятие возраста в психологии. Становление личности.
Понятийный диктант.
2 часа.
84.
22.04.
Направленность личности.
Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция.
Групповая работа «критерии социального поведения школьника».
1 час.
85,
86.
25.04.
26.04.
Общение как обмен информацией.
Общение. Средства межличностной коммуникации.
Практикум.
2 часа.
87.
2.05.
Вербальное общение.
Понятие вербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.
Сравнительная характеристика.
1 час.
88,
89.
3.05.
6.05.
Общение как межличностное взаимодействие .
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.
Схема «Типы взаимодействия».
Самостоятельная работа №3.
2 часа.
90.
9.05.
Общение как взаимопонимание. Общение в юношеском возрасте.
Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.
Анализ материалов СМИ.
1 час.
91.
10.05
Малые группы.
Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.
Схема «Виды малых групп».
1 час.
92.
13.05.
Межличностная совместимость.
Групповая сплочённость. Дружеские отношения. Самоопределение личности.
Составить план.
1 час.
93.
16.05.
Групповая дифференциация.
Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.
Практикум.
1 час.
94.
17.05.
Семья как малая группа.
Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.
Работа с источниками.
Тест.
1 час.
95.
20.05.
Неформальные молодежные группы.
Криминализация в асоциальных группах.
«дедовщина» и другие формы насилия в группе.
Сообщения.
1 час.
96.
23.05.
Антисоциальная субкультура.
Опасность криминальных групп.
Особая опасность криминальных групп.
Анализ материалов СМИ.
1 час.
97.
24.05.
Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте.
Проблема межличностного конфликта. Структура, функции. Динамика конфликта. Социальные нормы, социальные санкции
Схема «Структура межличностного конфликта».
Практическая работа №4.
1 час.
98,
99.
27.05.
Как успешно разрешать конфликты? Межнациональные конфликты.
Пути конструктивного разрешения конфликта. Понятие межнациональный конфликт.
Эссе «пути разрешения конфликта».
2 часа.
100.
30.05.
Обобщение: Конфликт и пути их разрешения.
Эссе «пути разрешения конфликта».
1 час.
101,
102,
103,
104,
105.
31.05.
Резерв.
5 часов.
Используемая литература:
Учебник - Л.Н. Боголюбов «Обществознание», Москва: Просвещение, 2012 г..
Дополнительная литература:
-
Конституция РФ
-
Программно-методические материалы: обществознание. 10-11 кл./ сост. Т.И. Тюляева. - Москва: Дрофа, 2001.
-
Тесты по обществознанию: пособие по подготовке к ЕГЭ, вступительному тестированию. - Москва: ИКЦ МарТ, 2013г.
-
История философии. - Москва, 1994.
-
Философия. - Москва. 1995.
-
Радугин А.А. Социология. - Москва, 2003г.