Рабочая программа по обществознанию профиль 10 класс

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района

Республики Татарстан

«Рассмотрена» «Согласована» «Утверждена»

На заседании МО Зам. директора по Директор школы

Протокол №1 учебно-воспитатель- ____ Толокнова В.Г.

29 «августа»2013г. ной работе «31 августа» 2013г.

_____Макарова С.С. _____ Гогова Т.А. Приказ № 80

«31 августа» 2013г.

Рабочая программа по обществознанию 10 класс

Учитель истории и обществознания: Косова С.И.

Год составления: 2013 год.

Пояснительная записка

Статус документа:

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 года № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 года № 1089), примерной программы по обществознанию 10-11 классы, авторской программы А.И. Кравченко, 2008.

Данная рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс составлена на основании следующих документов:

- Законы РФ и РТ «Об образовании»


- Приказ МО и Н РФ от 3 июня 2011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года №1312»;

- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2013/14 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ № 1067 от 19.12/2012 г.;

- Приказа МО и НРТ №4165/12 от 10 июля 2012 года «Об утверждении базисного учебного плана для образовательных учреждений РТ, реализующих программы среднего (полного) общего образования».

- Учебного плана МБОУ «Никольская СОШ» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год, утверждённый решением педсовета (Протокол №1, от 28 августа 2013 г.)


Структура документа

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки выпускников, учебно-тематический план, основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса, календарно-тематическое планироние, перечень учебно-методического обеспечения, список литературы.

Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение обществознания (профильный уровень) на этапе среднего общего образования в объеме 175 часов. В том числе: в X классе - 105 час, в XI классе - 70 час.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений (профильный уровень) Российской Федерации отводит 105 часов для обязательного изучения учебного предмета «обществознание 10 класс» на этапе среднего общего образования из расчёта 3 часа в неделю. В календарно-тематическом планировании предусмотрен резерв 5 часов, а так же использование разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. В частности, дидактические материалы (контрольные задания, тесты, учебно-познавательные задачи разного уровня сложности) .

Уровень обучения - профильный.

Срок реализации программы - 1 год.

Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего общего образования по обществознанию на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все обозначенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. В данном курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике. Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели и задачи учебного предмета обществознание:

- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе:

Знать/понимать

- социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми.

- сущность общества как формы совместной деятельности людей.

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества.

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли.

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия.

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни).

- приводить примеры социальных объектов определённого типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах.

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности.

- решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека.

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных её носителей (материалов СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и умения.

Учебно-тематический план по обществознанию (профильный уровень) 10 класс

( 3 часа в неделю 105 часов)

резерв 5 часов

УМК: Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М. Смирнова. Обществознание. Учебник для общеобразовательных учреждений 10 клас. Рекомендовано Министерством образования РФ. М.: Просвещение, 2012 г.

Наименование темы

Количество

часов

Из них

Самостоятельные

работы

Контрольное

тестирование

Проверочные

работы

Раздел 1: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

13 часов.

1.

Обобщение: Место философии в системе обществознания.

1 час.

к/т №1.

Раздел 2: Общество и человек

28 часов.

2.

Происхождение человека и становление общества.

1 час.

с/р №1.

3.

Традиционное общество.

1 час.

п/р №1.

4.

Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

1 час.

с/р №2.

5.

Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития.

1 час.

п/р №2.

6.

Обобщение: «Общество и человек».

к/т №2.

Раздел 3: Деятельность как способ существования людей

13 часов.

7.

Обобщение: «Деятельность как способ существования людей».

1 час.

к/т №3.

Раздел 4. Сознание и познание

26 часов.

8.

Миф и познание мира.

1 час.

п/р №3.

9.

Обобщение по теме «Сознание и знание».

1 час.

зачёт

Раздел 5. Личность и межличностные отношения

26 часов.

10.

Общение как межличностное взаимодействие .

1 час.

с/р №3.

11.

Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте.

1 час.

п/р №4.

Резерв:

5 часов.


Итого:

105 часов.


СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА (105 часов, резерв 5 часов).

Раздел 1: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. Вводный урок: Курс обществознания: цели, задачи, формы работы. Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке. Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху. Общественная мысль России. Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Обобщение: Место философии в системе обществознания.

Раздел 2: Общество и человек. Происхождение человека и становление общества. Сущность человека как проблема философии. Общество, как социальные взаимодействия и общественные отношения. Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Человек - биосоциальная система. Мышление и деятельность. Мышление и язык. Общество и социум. Уровни социально-философского анализа общества. Общественные отношения. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества. Изменчивость и стабильность. Традиционное общество. Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур. Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества. Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса. Исторические личности. Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Многообразие путей и форм общественного развития. Свобода как познанная необходимость. «Свобода от» или «свобода для». Свободное общество. Обобщение: «Общество и человек».

Раздел 3. Деятельность как способ существования людей. Сущность и структура деятельности. Потребности и интересы. Многообразие видов деятельности. Творческая деятельность. Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства. Социальное партнерство. Политика как деятельность. Власть и властная деятельность. Легитимность власти. Обобщение: «Деятельность как способ существования людей».

Раздел 4. Сознание и познание. Бытие и познание. Познание как деятельность. Чувственное познание: его возможности и границы. Сущность и формы рационального познания. Свойства и критерии истины. Виды истины. Истина и заблуждение. Миф и познание мира. Народная мудрость и здравый смысл. Познание средствами искусства. Особенности и уровни научного познания. Методы научного познания. Дифференциация и интеграция научного знания. Основные принципы научного социального познания. Виды социальных знаний. Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний. Знание и сознание. Сознание индивидуальное и общественное. Теоретическое и обыденное сознание. Самосознание и самопознание. Роль самооценки в формировании личности. Развитие самопознания и формирование личности. Обобщение по теме «Сознание и знание».

Раздел 5. Личность и межличностные отношения. Человек, индивид, личность. Возраст и становление личности. Периодизация развития личности. Направленность личности. Общение как обмен информацией. Вербальное общение. Общение как межличностное взаимодействие . Общение как взаимопонимание. Общение в юношеском возрасте. Малые группы. Межличностная совместимость. Групповая дифференциация. Семья как малая группа. Неформальные молодежные группы. Криминализация в асоциальных группах. Антисоциальная субкультура. Опасность криминальных групп. Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте. Как успешно разрешать конфликты? Межнациональные конфликты. Обобщение: Конфликт и пути их разрешения. Резерв.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

сроки

Наименование разделов и тем

Теория (элементы

содержания)

Практика

Контроль

Количество

часов

Примечание

По плану

Фактич.

Раздел 1: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (12 часов).

1.

3.09.

Вводный урок: Курс обществознания: цели, задачи, формы работы.

1 час.

2,

3.

6.09.

7.09.

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и отличия.

Естественно-научные и социально-гуманитарные знания. Классификация социально-гуманитарных наук. Социология, политология, социальная психология как общественные науки. Специфика философского знания.

Понятия: общественные науки, социально-гуманитарное знание, философия, плюрализм, умозрительная деятельность

Истории развития философии, из практики работы социолога, психолога, политолога

Составить план

Таблица «Классификация социальных наук».

2 часа.

4,

5.

10.09.

13.09.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Мифологическое сознание древнего человека. Архаические представления о мире. Что такое миф? Особенности мифологического сознания, его основные черты, отличия от религиозного и философского. Типология и функции мифа. Представления о происхождении мира у разных народов древности (в Древнем Египте, Шумере, Китае, Иудее). Древнеиндийская философия: как спастись от страданий мира. Философия Упанишад: мир богов и людей, учение о переселении души, карме, определяющей судьбу человека. Основные положения буддизма. Китайская мифология. Различные объяснения происхождения мира, природы. Даосизм. Конфуцианство- система взглядов на человека и общество, «восьмеричный путь» в буддизме. Греческая мифология. Возникновение философской мысли в Древней Греции (теория Пифагора). Философия Древней Греции: рациональные начала постижения природы и общества. Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Ксенофан, Парменид, Зенон, Демокрит, Сократ. Философские учения софистов (Протагор, Горгий, Продик) и Сократ. Платон и Аристотель об устройстве общества.

Понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство, веды, реинкарнация, йога, дао, логос

Работа с источниками,

Сообщения.

2 часа.

6,

7.

14.09.

17.09.

Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

Основные понятия,

сообщения

2 часа.

8,

9.

20.09.

21.09.

Общественная мысль России.

Таблица «Русская философская мысль 19-20 в.»

2 часа.

10,

11.

24.09.

27.09.

Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания.

Схема «Потребности современного общества».

2 часа.

12.

28.09.

Обобщение: Место философии в системе обществознания.

Контрольный

тест №1.

1 час.

Раздел 2: Общество и человек (28 часов).

13,

14.

1.10.

4.10.

Происхождение человека и становление общества.

Таблица «Теории происхождения человека».

Самостоятельная работа №1.

2 часа.

15,

16.

5.10.

8.10.

Сущность человека как проблема философии.

Таблица «Взгляды философов на сущность человека».

2 часа.

17,

18.

11.10

12.10

Общество, как социальные взаимодействия и общественные отношения.

Составить синквейн «общество».

2 часа.

19.

18.10

Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

Человечество как результат биологической и социокультурной революции. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Современные теории происхождения человека, нетради-ционный взгляд на проблему зарождение человека

Понятии: человечество, антропогенез, социогенез, антропосоциогенез, исторический тип, культура

Понятийный диктант.

1 час.

20.

19.10

Человек - биосоциальная система.

Великая тайна - человек. Человек - биосоциальная система. Социальная сущность деятельности.

Составить план

1 час.

21.

22.10

Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Анализировать общество как форму совместной жизнидеятельности людей

Понятия: человек, субъект, деятельность, мышление, философская антропология, субъективность, философия жизни.

Работа с источниками.

Тест.

1 час.

22.

25.10.

Общество и социум.

Уровни социально-философского анализа общества.

Что отличает общество от социума. Уровни социально-философского анализа общества.

Сравнительная характеристика

1 час.

23.

1.11.

Общественные отношения.

Общество и природа. «Вторая природа» человека. Общественные отношения.

Понятия: общество, социум, общественные отношения, культура, закономерности общественного развития, законы, тенденции, природа

Практикум.

1 час.

24.

2.11.

Системное строение общества.

Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

Системный подход к обществу. Системное строение общества. Сферы общественной жизни как подсистемы общества.

Схема «Структура социальной системы общества».

1 час.

25.

12.11

Изменчивость и стабильность.

Изменчивость т стабильность.

Понятия: «общество как система», «общественный институт», «сфера жизни общества», «система», «саморазвивающаяся система», «социальная революция»

Понятийный диктант.

1 час.

26.

15.11

Традиционное общество.

Традиционное (аграрное) индустриальное, постиндустриальное (информационное) общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация. Современное общество. Современный мир в зеркале цивилизационного опыта. Восток и Запад в диалоге культур.

Таблица «Типология общества».

Практическая работа №1.

1 час.

27,

28.

16.11

19.11.

Становление индустриального общества. Индустриальное общество как техногенная цивилизация.

Характеризовать типы обществ с точки зрения социально-философского, историко-типологи-ческого и сициально-конкретного уровней

Понятия: традиционное общество, техногенная цивилизация.

Сравнительная характеристика.

2 часа.

29.

22.11

Современное общество в зеркале цивилизационного опыта.

Восток и Запад в диалоге культур.

постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типов.

Таблица «Типология циилизаций».

1 час.

30.

23.11

Теория локальных цивилизаций.

Теория общественно-экономических формаций.

Теория локальных цивилизаций. Теория общественно-экономических формаций. Теория постиндустриального общества.

Работа с учебником.

1 час.

31,

32.

26.11.

29.11.

Теория постиндустриального общества.

Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Учения философов о цивилизационном подходе

Понятия: цивилизация, стадиальный подход к истории, локально-цивилизационный подход к истории, культурно-исторический тип

Сравнительная характеристика «Формационный подход и Локально-цивилизационный подход».

2 часа.

33.

30.11.

Типы социальной динамики.

Факторы изменения социума.

Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Роль народа в историческом процессе.

Составить план.

Самостоятельная работа №2.

1 час.

34,

35.

3.12.

6.12.

Участники исторического процесса.

Исторические личности.

Философия истории. Исследовать факто-ры изменения социума

Социальные группы и общественные объединения. Исторические личности.

Понятия: исторический процесс, типы социальной динамики, субъекты исторического процесса.

Практикум.

Сообщения.

2 часа.

36.

7.12.

Прогресс и регресс.

Противоречивость прогресса.

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса.

Сравнительная таблица «Прогресс и регресс».

1 час.

37.

10.12.

Критерии прогресса.

Многообразие путей и форм общественного развития.

Многообразие путей форм общественного развития.

Историческая альтернатива

Понятия: общественный прогресс, регресс, многовариантность общественного развития, критерий прогресса

Схема «Критерии прогресса».

Практическая работа №2.

1 час.

38.

13.12.

Свобода как познанная необходимость.

Свобода как познанная необходимость. Свобода и ответственность. Свободное общество.

Практикум.

1 час.

39.

14.12.

«Свобода от» или «свобода для».

Свободное общество.

Проблема «деиндиви-дуализа-ции», «предопределения»

Понятия: свобода, свобода выбора, необходимость, ответственность, свободное общество.

Эссе «Что такое свобода?»

1 час.

40.

17.12.

Обобщение: «Общество и человек».

Контрольный тест №2.

1 час.

Раздел 3. Деятельность как способ существования людей (13 часов).

41,

42.

20.12.

21.12.

Сущность и структура деятельности.

Потребности и интересы.

Деятельность человека: сущность и структура деятельности.

Деятельность как способ человеческого бытия. Деятельность человека и поведение животных. Структура деятельности. Потребности человека, интересы и мотивы.

Схема «Потребности человека».

2 часа.

43.

24.12.

Многообразие видов деятельности.

Творческая деятельность.

Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра. Учебная деятельность. Соотношение деятельности и общения.

Выяснить природу и особенности творческой декятельности.

Бессознательное в деятельности

Понятия: деятельность, мотивы, потребности, интересы, творчество, цель, средства достижения цели, действия.

Социологическое мини-исследование

«Ведущие мотивы учебной деятельности моих одноклассников».

1 час.

44.

27.12.

Создание и освоение духовных ценностей.

Создание и освоение духовных ценностей. Духовная жизнь общества. Духовный мир человека.

Практикум.

1 час.

45.

28.12.

Духовная жизнь общества.

Анализ особеннос-тей духов-ной дея-тельности

Понятия: духовная деятельность, духовный мир, духовное самоопределение личности, аксиология.

Составить развёрнутый план «как создаются и сохраняются духовные ценности?»

1 час.

46,

47.

14.01.

17.01.

Труд как вид человеческой деятельности.

Труд как вид человеческой деятельности. Человеческий фактор производства.

Исследовать перспективы развития социального партнерства в России.

Проект «перспективы развития социального партнёрства в России».

2 часа.

48.

18.01.

Человеческий фактор производства.

Социальное партнерство.

Социальное партнерство.

Понятия: труд, социология труда, социальное партнерство, содержание труда, культура труда, человеческий фактор производства.

Проект «перспективы развития социального партнёрства в России».

1 час.

49,

50.

21.01.

24.01.

Политика как деятельность.

Политическая деятельность. Политика как деятельность. Цели и средства политической деятельности.

Схема «Субъекты и объекты политики».

Тест.

2 часа.

51.

25.01.

Власть и властная деятельность.

Политические действия. Власть и властная деятельность. Легитимная власть.

Понятия: политика, власть, политическая власть, легитимность власти, властвование, харизма.

Составить характеристику политического лидера.

1 час.

52.

28.01.

Легитимность власти.

Типология властных отношений.

Практикум.

1 час.

53.

31.01.

Обобщение: «Деятельность как способ существования людей».

Контрольный тест №3.

1 час.

Раздел 4. Сознание и познание (26 часов).

54,

55.

1.02.

4.02.

Бытие и познание.

Познание как деятельность.

Бытие и познание. Познаватель-ность мира как философская проблема. Познание как деятельность.

Таблица «Этапы познания».

2 часа.

56.

7.02.

Чувственное познание: его возможности и границы.

Способы познавательных деятельностей. Формы чувственного познания.

Схема «Формы чувственного познания».

1 час.

57.

8.02.

Сущность и формы рационального познания.

Формы рационального (логического) познания. Познание в жизни человека и общества. Интуиция, как способ познания.

Понятия: знание, антология, гносеология, ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, агностицизм.

Сравнительная характеристика.

1 час.

58.

11.02.

Свойства и критерии истины.

Объективность истины. Критерии истины.

Практикум.

1 час.

59,

60.

14.02.

15.02.

Виды истины.

Абсолютная и относительная истина.

Сравнительная характеристика

2 часа.

61.

21.02.

Истина и заблуждение.

Истина и заблуждение.

Понятия: эмпиризм, рационизм, относительная истина, абсолютная истина, сенсуализм, критерий.

Понятийный диктант.

1 час.

62,

63.

22.02.

25.02.

Миф и познание мира.

Миф и познание. Жизненная практика, опыт повседневной жизни.

сообщения

Практическая работа №3.

2 часа.

64.

28.02.

Народная мудрость и здравый смысл.

Народная мудрость. Понятия: уровни человеческих знаний, жизненный опыт, здравый смысл.

Работа с источниками.

1 час.

65.

1.03.

Познание средствами искусства.

эсхатология, паранаука.

Работа с источниками.

1 час.

66,

67.

4.03.

7.03.

Особенности и уровни научного познания.

Методы научного познания.

понятия и термины: «научная теория», «эмпирический закон», «гипотеза», «научный эксперимент», «моделирование», «научная революция», «дифференциация», «интеграция»; ознакомить с основными особенностями методологии научного мышления, методами научного познания.

Схема «Особенности научного мышления».

2 часа.

68,

69.

8.03.

11.03.

Дифференциация и интеграция научного знания.

Научные революции. Научное мышление и современный человек. Теория как форма научного познания.

Составить план.

2 часа.

70.

14.03.

Основные принципы научного социального познания.

Социальные и гуманитарные знание. Виды человеческих знаний. Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Научное познание природы и общества.

Схема «Виды человеческих знаний».

1 час.

71.

15.03.

Виды социальных знаний.

Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний.

. Идеальный тип - инструмент научного социального познания. Обыденное и научное социальное знание. Социальное науки и гуманитарное знание.

Понятия: социальное знание, обыденное знание, социальный факт, культурный контекст, идеальный тип, конкретно-исторический подход

Практикум.

1 час.

72,

73.

18.03.

21.03.

Знание и сознание. Сознание индивидуальное и общественное.

Понятия: «общественная психология», «идеология», «сознание», «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение»; ознакомить с особенностями категорий «сознание» и «знание»;

Таблица «Теоретическое и обыденное сознание».

2 часа.

74.

22.03.

Теоретическое и обыденное сознание.

. Практическое и обыденное сознание.

Понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение.

Сравнительная характеристика.

1 час.

75,

76.

1.04.

4.04.

Самосознание и самопознание.

Роль самооценки в формировании личности.

Основные направления познания: самопознание, познание общества, познание природы. Человек в системе социальных связей. Биологическое и социальное в человеке. Личности, ее самооценка.

Социологический опрос.

2 часа.

77,

78.

5.04.

8.04.

Развитие самопознания и формирование личности.

Личности, ее самооценка. Единство свободы и ответственности личности. Самооценка. Развитие самосознания и формирование личности.

Понятия: самосознание, самопознание, самооценка, Я-концепция, Я-образ, идентичность.

Практикум.

2 часа.

79.

11.04.

Обобщение по теме «Сознание и знание».

Зачёт.

1 час.

Раздел 5. Личность и межличностные отношения ( 26 часов).

80,

81.

12.04.

15.04.

Человек, индивид, личность.

Понятия: индивид и индивидуальность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

Практикум.

2 часа.

82,

83.

18.04

19.04.

Возраст и становление личности. Периодизация развития личности.

Понятие возраста в психологии. Становление личности.

Понятийный диктант.

2 часа.

84.

22.04.

Направленность личности.

Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция.

Групповая работа «критерии социального поведения школьника».

1 час.

85,

86.

25.04.

26.04.

Общение как обмен информацией.

Общение. Средства межличностной коммуникации.

Практикум.

2 часа.

87.

2.05.

Вербальное общение.

Понятие вербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

Сравнительная характеристика.

1 час.

88,

89.

3.05.

6.05.

Общение как межличностное взаимодействие .

Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

Схема «Типы взаимодействия».

Самостоятельная работа №3.

2 часа.

90.

9.05.

Общение как взаимопонимание. Общение в юношеском возрасте.

Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

Анализ материалов СМИ.

1 час.

91.

10.05

Малые группы.

Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.

Схема «Виды малых групп».

1 час.

92.

13.05.

Межличностная совместимость.

Групповая сплочённость. Дружеские отношения. Самоопределение личности.

Составить план.

1 час.

93.

16.05.

Групповая дифференциация.

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Практикум.

1 час.

94.

17.05.

Семья как малая группа.

Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

Работа с источниками.

Тест.

1 час.

95.

20.05.

Неформальные молодежные группы.

Криминализация в асоциальных группах.

«дедовщина» и другие формы насилия в группе.

Сообщения.

1 час.

96.

23.05.

Антисоциальная субкультура.

Опасность криминальных групп.

Особая опасность криминальных групп.

Анализ материалов СМИ.

1 час.

97.

24.05.

Структура и динамика межличностного конфликта. Поведение личности в конфликте.

Проблема межличностного конфликта. Структура, функции. Динамика конфликта. Социальные нормы, социальные санкции

Схема «Структура межличностного конфликта».

Практическая работа №4.

1 час.

98,

99.

27.05.

Как успешно разрешать конфликты? Межнациональные конфликты.

Пути конструктивного разрешения конфликта. Понятие межнациональный конфликт.

Эссе «пути разрешения конфликта».

2 часа.

100.

30.05.

Обобщение: Конфликт и пути их разрешения.

Эссе «пути разрешения конфликта».

1 час.

101,

102,

103,

104,

105.

31.05.

Резерв.

5 часов.



Используемая литература:

Учебник - Л.Н. Боголюбов «Обществознание», Москва: Просвещение, 2012 г..

Дополнительная литература:

  1. Конституция РФ

  2. Программно-методические материалы: обществознание. 10-11 кл./ сост. Т.И. Тюляева. - Москва: Дрофа, 2001.

  3. Тесты по обществознанию: пособие по подготовке к ЕГЭ, вступительному тестированию. - Москва: ИКЦ МарТ, 2013г.

  4. История философии. - Москва, 1994.

  5. Философия. - Москва. 1995.

  6. Радугин А.А. Социология. - Москва, 2003г.


© 2010-2022