Разработка урока Конфессиональная ситуация в Республике Казахстан

Данная разработка содержит не только текстовый материал, но и фотографии, диаграммы, к ней прилагается презентация по теме, с данными по религиозным конфессиям на 2013 год.Учащимся предложены различные виды работы по теме с использованием приемов критического мышления, анализа материалов СМИ.
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по Основам религиоведения в 9 классе

Учитель Алибекова Ханифа Бахиджановна, школа-гимназия № 17 г.Актобе

Тема: " Межконфессиональная ситуация в современном Казахстане"

Цель:познакомить учащихся с межконфессиональной ситуацией в Республике Казахстан, развивать готовность к диалогу религий.

Задачи урока: изучить информацию о возможностях различных конфессий в Республике Казахстан, обратить внимание учащихся на роль религии в современном обществе, политику государства в создании атмосферы религиозного согласия; развивать навыки критического мышления, умение сравнивать, делать выводы, использовать материалы СМИ ;

воспитывать толерантное отношение к представителям различных религиозных конфессий.

Оборудование: учебник Основ религиоведения , презентация " Роль религии в жизни современного Казахстана", Конституция Республики Казахстан, Закон "О религиозной деятельности и религиозных объединениях» 2011 г, видеоматериалы(фрагмент фильма "Подарок Сталину")

"Каждый имеет право на свободу совести.Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством" ( Конституция РК статья 22.)

Ключевые понятия: слайды 1-3

Свобода совести -

Конфессии-

Толерантность-

Светское государство-

Методы и приемы : проблемно-поисковый, технология критического мышления,

Ход урока

I.Вызов

Вводное слово учителя:В Конституции Казахстана утверждается,что Казахстан является светским, правовым и демократическим государством. Вспомните, что означает понятие " светское государство " ? ( религия отделена от государства)

НезависимыйКазахстан проводит взвешенную политику в религиозной сфере.Как можно объяснить тогда эти кадры официальной хроники и рисунки?

Посмотрите на картинку (слайд 4-5)

Разработка урока Конфессиональная ситуация в Республике Казахстан


Разработка урока Конфессиональная ситуация в Республике Казахстан


Какие мыслями и мнениями вы хотели бы прокомментировать эти фотодокументы?

Возможные ответы учащихся :

-в нашей стране действует принцип свободы совести и свободы вероисповедания

-в нашей стране есть верующие разных конфессий

-у нас проводятся большие встречи представителей разных религий

- Казахстан известен в мировом масштабе как страна где прислушиваются к мнению религиозных деятелей и призывают их к сотрудничеству

II.Осмысление

Учитель: Почему светское государство Республика Казахстан тесно сотрудничает с религиозными организациями в стране и за рубежом?( вероятный ответ учащихся- у нас многонациональная и многоконфессиональная страна, государство делает все, чтобы представители разных религий жили в согласии )

Как вы думаете , ребята какие важные права и свободы нужны для того чтобы верующие люди мирно жили в одной стране ?

Возможные ответы детей :

-свобода совести

-свобода вероисповедания

-толерантность

-согласие

Учитель:Давайте повторим, что означают понятия слайды 6-7

"Свобода совести "-свобода от духовного насилия, с какой бы стороны не исходило такое насилие

"свобода вероисповедания"- ( право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; добровольно участвовать или не участвовать в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях; не допускается принуждение в обучении религии),

"Конфессии" -(то же,что вероисповедание, то есть принадлежность к какой-либо религии, церкви )

Действительно, ребята, в нашей повседневной жизни мы наблюдаем в стране множество фактов, говорящих о увеличении количества верующих, причем разных направлений, рост строительства мечетей, православных храмов, синагог, свободное отправление, то есть совершение религиозных обрядов.Можно утверждать, что это говорит о возрастании роли религии в жизни общества.Сейчас мы посмотрим,что представляет собой религиозное пространство Республики Казахстан.

Слайд 8 Диаграмма 1."Структура конфессионального пространства в РК" на 2009 год.

Разработка урока Конфессиональная ситуация в Республике Казахстан


Анализ диаграммы учащимися

Всех граждан Республики Казахстан условно можно разделить на: неверующих, верующих так называемых «традиционных» для Казахстана конфессий (русское православие и суннитский ислам) -95 % , иудаизм-3 % , католицизм-1 % и верующих протестантских, неопротестантских и новых религиозных формирований - протестантская группа- 1% .Все религиозные конфессии и объединения равны перед законом.

Слайд 9 Религиозные объединения в Актюбинской области (2005-2009 годы)

Учитель : Почему стало возможным такое свободное развитие религиозной деятельности?

Ученики: За более чем 20 лет независимости государство постоянно проводило и проводит политику, обеспечивающую свободу совести, сохранение и укрепление гражданского мира . Закон Республики Казахстан " О свободе вероисповедания и религиозных объединениях " принятый в 1992 году закрепил принцип свободы вероисповедания.Закреплено равенство всех граждан независимо от их этнической или религиозной принадлежности.Запрещены любые ограничения общечеловеческихи гражданских прав.Государство признало важную роль религии в духовном совершенствовании человека. В стране стала издаваться литература, вещать радио и телепрограммы на религиозно-нравственные темы.Возвращены и вновь построены мусульманские мечети, православные храмы, костелы, синагоги в городах и поселках Республики, где верующие могут свободно беспрепятственно осуществлять обряды и таинства своей веры.Благодаря такой политике государства возрос интерес населения к религии...Слайд 10 Храмы Казахстана

На 1 января 2009 года количество религиозных объединений составило 4209, а количество конфессий и деноминаций достигло 42.( т.о, за 20 лет независимости количество религиозных объединений выросло более чем в 6 раз, количество конфессий - в 2 раза).В казахстанском обществе все годы независимости воспитывалось толерантное отношение к представителям не своей религии.

16 ноября - Международный день толерантности.
Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Историческая справка ( история слова толерантность)
На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.
Найдите в словаре значение понятия "толерантность", сравните его со значением понятия " терпимость"( диаграмма Венна)

Различие

Сходство

Различие

Толерантность-

Терпимость-

Толерантность -определение на с.281 в конце учебника-терпимость к чужому образу жизни,поведению, обычаям, верованиям , чувствам, мнениям ,идеям.Предлагаю познакомиться с другим более узким определением

Более узкое определение , религиозная толерантность есть признание права на свободу религиозного самоопределения, уважительное отношение граждан к этому праву, к культурно-религиозному плюрализму общества, утвержденных как исходные положения и демократические нормы государства.

Веротерпимость -привилегированное положение в государстве одной из религий при признании права на исповедании других

Слайд 11-12 -фото и диаграмма

Диаграмма 2. Как вы относитесь к убеждениям

представителей других религиозных направлений?

Разработка урока Конфессиональная ситуация в Республике Казахстан


Из диаграммы мы наглядно видим ,что на 2010 год 2/3 населения РК (62,6 %) спокойно, без агрессии относились к представителям других конфессий, 13,2 % относились нейтрально и только 10 % -негативно и крайне негативно, 14 % сочувственно, как к потерянным людям.

В последние несколько лет представителями ряда зарубежных экстремистских групп делались попытки внедрить в нашей республике идеи терроризма и "джихада", проповедники нетрадиционных религиозных структур вели незаконную деятельность по распространению запрещенной литературы, вовлечению в свою преступную деятельность молодежи. В некоторых регионах страны произошли преступления направленные против сотрудников правоохранительных органов.Общество для защиты своих прав потребовало от государства пересмотра законов с учетом изменившейся ситуации.-слайд13

Слайд 14 Знаешь ли ты:

в 2011 году был принят закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях»,предусматривающий перерегистрацию всех религиозных организаций.Предыдущий Закон Республики Казахстан " О свободе вероисповедания и религиозных объединениях " был принят в 1992 году и поскольку ситуация изменилась стало необходимо внести в него важные изменения и дополнения, что и было сделано в 2011 году.Закон предусматривал перерегистрацию всех религиозных общественных объединений.

Перерегистрация религиозных объединений Казахстана завершилась 25 октября 2012 года.

В Казахстане количество религиозных объединений после проведения перерегистрации сократилось на 32% и составляет 3088, представляющих 17 конфессий.

В РК насчитывается 17 конфессий.

Ислам в Казахстане представляет духовное управление мусульман,

а православие - православная церковь Казахстана.

Перерегистрацию прошли в качестве филиалов ДУМК более 2 тыс. мечетей.

В октябре 2012 года получило свидетельство республиканское религиозное объединение - митрополичий округ, объединивший 9 епархий и 261 приход.

Кроме того, начали действовать по новому закону армянская апостольская церковь и 8 старообрядческих церквей.

В Казахстане действуют 79 субъектов римской католической церкви, 4 иудейские общины и 2 буддистских объединения.

Учитель: Как вы думаете , почему произошло сокращение численности религиозных структур в РК и число конфессий ?

Вероятные ответы учащихся :(если не знают дети , учитель пояснит сам)

-общество увидело истинное лицо некоторых религиозных структур и отошло от них

-государство стало жестче контролировать религиозные объединения на предмет законности их деятельности

-запрещена деятельность ряда религиозных объединений как признанных экстремистскими и террористическими

-пресечены финансовые вливания из-за рубежа для экстремистских организаций

Обратите внимание и старайтесь не попасть под влияние этих организаций:

Список запрещенных организаций на территории РК

1. «Аль-Кайеда.» - 1990г. основатель У.Б.Ладен Пакистан 2. «Исламская партия Восточного Туркестана.» - 1990 .гг. СУАР КНР.
3. «Курдский народный Конгресс. «(Конгра-Гел)-1978г.
4. «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ)-80-е.гг.
5. «Асбат аль-Ансар.»-1985г Ливан.
6. «Братья мусульмане.»-1928г Египет.
7. Движение «Талибан.»-1994г. Афганистан.
8. «Боз гурд.»-1965-70е гг. Турция.
9. «Жамаат Моджахедов Центральной Азии» - на базе ИДУ.
10 «Лашкар-и-Тайба.»-1980г, г Лахор.
11. «Общество социальных реформ» -Кувейт.
12 «Хизб-ут-Тахрир».
13 «Аум Сенрике.» Япония.
14 «Организация освобождения Восточного Туркестана».
15 «Исламская партия Туркестана.» ( «Жамагат Туркестана»).
16 Движение (самооздоровления) Абдуллаева Ф.М.(Фархат-ата),
именуемое «Алля-Аят».
17 Движение «Ата жол» (Ак жол).

18.Церковь саентологии.США Рон Хаббард.

Учитель: Поддержанию межконфессионального диалога в стране успешно содействуют созданный по инициативе Президента Международный центр культур и религий, а также Конгресс религиоведов Казахстана во главе с депутатом Сената Парламента, академиком Гарифоллой Есимом. Повышается статус и авторитет религии, расширяются ее функции , с каждым годом растет число верующих и религиозных объединений.С 1995 года в Республике действует Ассамблея народа Казахстана-консультативно-совещательный орган при Президенте РК.В Казахстане прошли четыре съезда лидеров мировых и традиционных религий. Наша страна стала местом диалога мировых религий.

Подведение итогов урока.Рефлексия

Выскажите свое мнение по поводу двух высказываний:мудрой мысли, высказанной во время своего правления прусским королем Фридрихом Великим (1712-1786 гг.): «Ко всем религиям надо от­носиться терпимо, ибо каждый человек должен попасть на небо своим путем».И почти в то же время французский писатель Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694-1778) заметил: «Величайшие распри производят меньше преступлений, чем религиозный фанатизм».

Домашнее задание: прочитать параграф 16, подготовить сообщение о 4 съезде лидеров мировых и традиционных религий в Астане в 2012 году.

© 2010-2022