Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

19


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Федоровская средняя общеобразовательная школа №5»






Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства


Вид работы - исследование

Секция Социальное проектирование

Автор (авторы):

Кондрашов Денис, Кондрашова Арина

Класс 6 «б»

Руководитель работы:

Цацуева Надежда Владимировна

Должность учитель

Преподаваемый предмет история

телефон_____________________________________

Адрес электронной почты руководителя


городское поселение Федоровский

2015 г.


Аннотация



Целью исследования является изучение возможности и перспектив возрождения села, как исторической основы народов Российского государства, источника продовольственной безопасности и занятости населения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать исторический опыт развития деревни, составив энциклопедию российского села.

2. Осваивая способы поиска информации, изучить уровень и качество жизни сельских жителей, выявив основные факторы и механизмы развития деревни.

3. Привлечь внимание сверстников и общественности к проблемам сохранения российской деревни, к ответственности за значимость своего вклада в развитие Малой Родины и всего Отечества.

4. Выявить влияние активности граждан на возрождение деревни, сделав обобщающие выводы по изучаемым проблемам.

При создании работы предпринята попытка поиска путей возрождения российской глубинки, ведь если не сохранить село сейчас, восстановить будет невозможно.

































Содержание



Введение стр. 2

I. Изучение истории российского села, его значение в развитии страны.

  1. История и современное состояние сельской местности. стр.7

  2. Основные проблемы российского села и возможные пути решения. стр.13

II. Самостоятельное исследование перспектив развития сельской местности. 2.1. Изучение мнения сельских жителей о проблемах и развитии деревни. стр. 17

2.2. Исследование материала об истории и традиционном укладе села. стр. 19

2.3. Анализ результатов проведённой работы. стр. 24

Заключение стр. 24

Литература стр. 25

Приложение









До чего земля большая,

Величайшая земля.

И была б она чужая,

Чья-нибудь, а то - своя…

А.Твардовский

Введение

Сёла и деревни, как люди: рождаются, живут и порой умирают. Как, когда и почему появилась деревня? Почему её не стало? Какие необходимы новые подходы к сельскому развитию? Почему государству стало не нужно, чтобы земля его кормила, почему проще стало покупать продукты за границей и к чему это может привести? Как спасти свою малую Родину? Малая - потому что это маленькая частица необъятной страны, Родина - потому что там живут родные люди. Деревня - моя малая Родина, она не проживёт без меня, а я не проживу без неё.

В ХХ веке сложилось потребительское отношение к селу, как к сфере производства сельхозпродукта. Но село - это, прежде всего, образ жизни российского человека, определённый уклад всех культурных и общественных отношений. Учёные считают современный кризис села кризисом всей российской цивилизации. Практически каждое отдалённое российское село находится в тяжёлом состоянии. Развитие села должно остановить приток населения в мегаполисы, который не способствует улучшению демографической ситуации в стране. Ведь ещё в конце XIX века было подмечено, что «люди рождаются в деревне, а умирают в городе». Село от города отличается меньшим уровнем социально-экономического развития, отставанием уровня материального обеспечения людей, их быта, что естественно сказывается на образе жизни населения и социальной структуре.

Актуальность изучения вопросов возрождения села и в том, что на современном этапе возрастают требования к знанию и воссозданию опыта в традиционных крестьянских обществах. Понимание собственно крестьянского, деревенского уклада жизни должно способствовать формированию политики, которая может предугадывать тенденции и перспективы устремлений населения и тем самым предупреждать негативные пути развития общества. Не производство сельхозпродукта должно являться главным, а восстановление традиционного, сложившегося веками, уклада жизни русского человека. Проблемы села исследованы в работах многих отечественных и зарубежных историков, социологов (О.В.Волобуева, А.А.Данилова, В.И.Жукова и другие). Однако, обзор литературы позволил сделать вывод, что данная тема является малоизученной, пока ещё не появились работы, анализирующие опыт и перспективы решения проблем села. За последние 10 лет сельское население России сократилось практически на миллион, по данным переписи 2013 года в деревнях и посёлках проживают 38,2 млн. человек, доля городских жителей продолжает расти. Сегодня из деревни уезжает, прежде всего, молодежь, в последние десятилетия эта проблема стала неразрешимой по причине безработицы.

Согласно печатным изданиям «Мы-Россияне», «Память рода», «Патриот Отечества», за прошедшие 20 лет в стране стало на 25 тысяч деревень меньше. Ещё 20 лет и деревенский уклад может совсем исчезнуть. Поэтому актуальность данного исследования определяется следующими противоречиями:

- между проблемой бесхозности села и потенциалом посёлков и деревень для развития экономики страны и духовного возрождения общества;

- между интересом к изучению сельского уклада жизни, как источника развития российского гражданина и государства, и оттоком населения в город.

Сельские жители практически лишены элементарных условий жизни и деятельности. Идет процесс сокращения сельских школ (по сравнению с 2004 годом - на 3 тыс.), детских садов, больниц в деревне стало в два раза меньше.

Целью исследовательской работы является изучение возможности и перспектив возрождения села, как исторической основы народов Российского государства, источника продовольственной безопасности и занятости населения.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать исторический опыт развития деревни, составив энциклопедию российского села.

  2. Осваивая способы поиска информации, изучить уровень и качество жизни сельских жителей, выявив основные факторы и механизмы развития деревни.

  3. Привлечь внимание сверстников и общественности к проблемам сохранения российской деревни, к ответственности за значимость своего вклада в развитие Малой Родины и всего Отечества.

  4. Выявить влияние активности граждан на возрождение деревни, сделав обобщающие выводы по изучаемым проблемам.

Была выдвинута гипотеза: приобщение окружающих к изучению сельского уклада жизни будет способствовать возрождению российской деревни.

Объект исследования - развитие российского села.

Предмет исследования - меры по возрождению и развитию села как исторической основы народов России.

Новизна темы состоит в следующем:

  1. Предпринята попытка изучения проблем возрождения и развития села на современном этапе развития общества с позиции школьника.

  2. Решение проектных задач затрагивает три проблемных вопроса: жилищная проблема, продовольственная безопасность и духовное возрождение народа.

  3. Новым является способ оформления результатов исследования в виде энциклопедии российской деревни.

Практическая значимость заключается в возможности использования собранных материалов для проведения мероприятий социальной направленности.

Методы исследования: анализ литературы; анкетирование, опрос; сравнительный анализ исторических материалов; эксперимент.

Источники устной информации: рассказы сельских жителей, близких родственников, встречи с членами историко-генеалогических обществ, администрации сельских и городских поселений.

Источники документальной информации: архивы, библиотеки, музеи, ресурсы Интернет, фото.

Этапы проведения исследования:

I. Информационно-накопительный:

- сбор данных о деревенском укладе жизни, традициях, историческом прошлом российского села.

II. Практический: изучение представлений сверстников о селе; поездка на Родину моих предков и встречи с интересными людьми, рождёнными в деревне; размещение на Интернет-сайте для школьников информации о поиске единомышленников, оформление альбомов «История российского села» и семейного музея по результатам проекта, презентация результатов деятельности; письменное обращение к Губернатору с просьбой решить проблемы глубинки - села, где проживает бабушка; поездки с семейным ансамблем с призывом обратить внимание на проблемы села.

IV. Контрольный этап: проведение опроса одноклассников и окружающих, анализ результатов и подведение итогов.

Ожидаемые результаты:

- привлечение внимания школьников и взрослых к историческому прошлому села, деревенским традициям;

- появление у сверстников чувства ответственности за свой вклад в развитие Малой Родины и всей России.

I. Изучение истории российского села, его значение в развитии страны.

1.1. История и особенности сельской местности.

Село - исторически сложившаяся поселенческая общность, возникшая вследствие отделения ремесла от земледелия, одна из первых форм расселения людей, занятых сельскохозяйственным трудом, отличающаяся от города малой численностью населения территории [3].

Вместе с ближайшими родственниками удалось изучить сельский уклад жизни алтайских крестьян и казаков. Найдя забытые газеты, книги, фамилии и старые фотографии, удалось встретиться и побеседовать с удивительными людьми, поучаствовать в туристических поездках по историческим местам предков в Архиерейский дом, Казанскую и Успенскую церковь на Алтае, в Новосибирске, в Кемеровской области, отыскать родственников в Санкт-Петербурге. Беседы и переписка с близкими людьми дали возможность узнать об интересных моментах сельской жизни, о традициях, обычаях и деревенских праздниках. Полученные сведения соединены в энциклопедию российского села.

Путешествуя всей семьёй по российским просторам и изучая сельский уклад жизни, удалось узнать новые сведения из истории России, познакомиться с основами национальной культуры русских, украинцев, ханты, белорусов. Анализ материалов поездок показал, что в древнем селе все поколения семьи жили под одной крышей, десять и более детей было обычным явлением. Каждый человек, живший в большой семье, ощущал себя как члена рода. Он казался себе частичкой единой души. С предками у селян были связаны многочисленные праздники, многие из которых уцелели до наших дней. По старинным обычаям, предки- «щуры» хранили своих потомков, предостерегали их, являясь им в образе птиц (возможно от этих слов дошли до нас из старины спасительные слова «чур меня»).

Изучая сельский уклад жизни, на страницах Интернет-сайтов прочитали и рассказали всем, что в селе было принято знакомясь и называя себя, добавлять: сын такого-то, внук и правнук такого-то. Без этого имя было не имя: люди сочли бы, что человек, не назвавший отца и деда, что-то скрывает. Зато уж услышав, какого ты рода, люди сразу понимали, как себя с тобой вести. Каждый род имел вполне определенную репутацию. В селе никогда не бывало ни позабытых детей, ни брошенных стариков. Когда у кого-то случалась беда, родня - даже самая дальняя, готова была прийти на выручку. Отстроить сгоревший дом, поделиться имуществом и богатством, помочь отбиться от врагов, заступиться за обиженного. Давние сельские истории рассказывают о том, что случалось даже так, что суд решал спорное дело в пользу того, кто приводил с собой больше родственников.

Города и деревни, как исторически сложившиеся типы поселений, существовали не всегда. С развитием производительных сил, с общественным разделением труда появляются поселения двух типов. В одних из них, получивших название деревень (сёл), население начало заниматься в основном сельскохозяйственным трудом, в других - городах - главным занятием стали ремесло и торговля, а позже - промышленность. Культурная жизнь в основном сосредотачивалась в городах [2].

До революции деревня состояла из мелких производителей, была достаточно крепкой, устойчиво консервативной единицей с направленностью к ещё большему обособлению и раздроблению. В 1920-1921 годы положение сел ухудшается, не было спичек, соли, за фунт соли (400 г.) нужно было уплатить пуд ржи (16 кг.). Чтоб немного заработать в зимнее время крестьяне плели лапти, продавали их по 120-130 пар. Главные социальные формы - колхоз и совхоз - в основном совпадали между собой. В начале коллективизации, в 30-х годах, отношения колхоза и семейного двора складывались так, что крестьянин так же упорно и настойчиво трудился в колхозе, как и привык ранее работать в своем индивидуальном хозяйстве, не считаясь ни с какими затратами, временем. С 50-60-х годов происходила «тихая коллективизация», которая, по выражению В.Г. Виноградского, по форме означала укрупнение коллективных хозяйств, закрытие неперспективных сёл, а по сути, перестройку крестьянской жизни: теперь уже двор превратился в филиал колхоза, село вновь распалось, что обернулось крупными просчётами. Двор ставился в центр забот сельского жителя, он развивался, существовал за счёт коллективного хозяйства, начал быстро, систематически и сознательно подключаться к потенциалу колхозов и совхозов («Все вокруг колхозное, все вокруг мое») [4].

Уже в 1980 году на одно сельскохозяйственное предприятие приходилось в среднем по 10 населенных пунктов. Положение села ухудшилось после аграрной политики 90-х годов, одновременно произошёл распад интеллектуальной среды деревни, отчуждение от труда и его результатов [9].

После 1991 года большинство колхозов и совхозов распалось. Уровень сельскохозяйственного производства резко снизился. Фермерское движение, которое росло до 1993-1994 годов, пошло вспять, и надежды на него не оправдались. Большинство исследователей считает, что стихия рынка-лучшее средство разорения сельскохозяйственного производства и села.

За несколько десятков лет XX века сельское население России сократилось в три раза. Дело не только в количественном сокращении селян. В города уходили деятельные, инициативные, талантливые люди. Даже Академия наук СССР в пору её расцвета в большей части состояла из выходцев из села.

Согласно работ социолога П.П. Великого, как и во всём обществе, на селе возросла роль власти и бизнеса [5].

М.И. Лернер отмечает, что существует всеобщая народная вера, что крестьяне образуют костяк нации, и что в обращении с землёй есть целительная красота - она вырабатывает эликсир цельности и здоровья, который не получишь от городских мостовых [2].

Село - важнейшая подсистема социальной жизни, в которой сохраняются социокультурные основы общества. Поэтому очень важно соблюдать интересы селян и остального общества. В России в 2008 - 2012 гг. была разработана Новая аграрная политика устойчивого развития сельских территорий, решения социальных проблем села.

Но, согласно социологическим исследованиям, социальные функции село выполняет успешно в условиях функционирования в режиме самоуправления.

Анализируя литературу, удалось установить основные черты села будущего:

а) самоуправляемость;

б) модернизация сельскохозяйственного производства;

в) урегулированность отношений с рынком;

г) повышенная занятость;

д) воспроизводство потребляемых ресурсов (прежде всего земли);

е) устойчивое развитие.

К числу важнейших функций села относят пространственно-коммуникационную. В наши дни интерес к этой функции обостряется. Её важность возрастает с точки зрения выявления возможностей освоения территории страны и оценки роли села в решении продовольственной задачи [1].

Следующий важный аспект, тесно связанный с данной функцией, - проблема удовлетворения духовных запросов, информационного голода жителей села. В течение уже 100 лет из села черпается больше ресурсов, чем отдаётся взамен. Расходы на воспитание, учёбу несло село, а доход от реализации труда людей, уехавших в город, доставался последнему [8].

Село все более стареет. Так, доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20%. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду.

Сельскохозяйственное производство стало убыточным, 92% всех акционерных обществ, коллективных и государственных хозяйств, а также фермерских - убыточно. Объём производства сельскохозяйственной продукции уменьшается. Главная причина - в России сегодня в сельское хозяйство отчисляется всего 2,2% от ежегодного валового внутреннего продукта. Жители хуторов, деревень, сёл несут большие убытки от бездорожья, отсутствия машин, механизмов по переработке сельскохозяйственной продукции, от отсутствия хранилищ, оборудованных современной техникой [4].

Из-за громадной разницы цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию в 8-15 раз по сравнению с 1994 г. уменьшились закупки техники, удобрений.

Разорение деревни набрали ещё большую силу. Положение в сельском хозяйстве настолько критическое, что Россия утратила продовольственную безопасность и может оказаться перед реальной угрозой голода.

Сейчас в селе идут процессы перемены форм собственности, приспособлением к налогам, кредитам, скачкам цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Отсюда падение сельскохозяйственного производства.

Более низкий уровень качества жизни способствовал формированию миграционных настроений жителей. Из сельских поселений уезжает самое молодое, образованное население, и возникают серьезные перекосы в развитии сельских поселений и отраслей экономики, связанных с ними. Село все более и более стареет. Так, доля трудоспособных людей, родившихся в селе, не превышает 20%. Половина мигрантов, приехавших в село, - пенсионеры, недостаточно подготовленные и не способные к производительному интенсивному труду [5].

Социологи отмечают, последние годы в сельском населении пригорода постепенно снижается доля крестьянства и растет число интеллигенции, рабочих, предпринимателей. Процессы межхозяйственной кооперации, создание агропромышленных комплексов сильно меняют структуру сельских поселений. Увеличивается прослойка фермеров, крестьян-единоличников, арендаторов. Сельское население по уровню доходов более разнопланово, что обостряет проблемы бедности на селе. В селе, в противовес городу, жизнь не открывает невиданные возможности для проявления способностей и личной свободы, не обещает богатства и почестей. Но сельские жители не знают проблему одиночества городского жителя [1].

В настоящее время село переживает большие трудности. Реформы 80-х, а затем и 90-х годов повели за собой массу проблем, в результате чего сельское население сократилось в несколько раз. Вырождение села сказывается во всем. Закрытие школ и больниц заставляет местных жителей задумываться о миграции в города. В то же время остаются привлекательными тишина и спокойствие сельской жизни [8].

Некоторые сегодняшние процессы развития сельских поселений убеждают, что будущий уклад жизни людей может стать результатом слияния лучших, привлекательных черт и деревенского, и городского образа жизни: неплотная застройка с преобладанием индивидуальных домов, но полным набором коммунальных услуг, близость к природе, хорошие дороги, автомобилизация [3].

Как отмечается в работах Современный горожанин свернул собственное пространство жизни до квартиры, ушёл от главного богатства - российского простора.

Изучив литературу, нами выделены особенности села: неравномерность трудовой занятости; необходимость учитывать циклы природы и погодно-климатические условия; меньшая техническая вооруженность сельхозпроизводства; более низкая комфортность быта по сравнению с городом; необходимость ведения приусадебного хозяйства; меньшие возможности для образовательного и культурного развития.

Это проявляется в образе жизни сельчан, характеризующимся большим влиянием обычаев и традиций, простыми формами общения людей, которое носит персонифицированный характер, меньшей автономностью быта, наличием своеобразных форм социального контроля за поведением личности, значительной роли и влияния местного руководства, существенного воздействия общественного мнения. Быт и производство в сельских условиях объединены в едином территориальном пространстве, не имеют жестких временных рамок, формируют особые приоритеты и социальные запросы сельского населения. Значительное время сельское население являлось поставщиком малоквалифицированной рабочей силы для реализации планов социалистического строительства в стране. В последние годы это соотношение стабилизировалось [3].

Производительность сельского хозяйства с 1948 года по 1999 год росла быстрыми темпами, что привело к сокращению потребности в рабочей силе. Если в 1970 году 54% фермеров имели источники дохода вне сельского хозяйства, то в 2002 году их было уже 93%. Коммерческое аграрное производство сосредотачивается в крупных предприятиях, а семейные фермы рассматриваются сельскими жителями лишь как дополнение к доходу от основной занятости в сельской местности (туризм, торговля, лесопосадки, грузоперевозки) [3].

Изучая литературу, удалось узнать, что в России есть ряд типов населенных пунктов (от малых к крупным):

- мыза (отдельно стоящая усадьба с хозяйством, родовое поместье),

- ху́тор (отдельная крестьянская усадьба с обособленным хозяйством, малый населённый пункт, состоящий из одного, иногда нескольких домохозяйств),

- поселок - населенный пункт по специализации основной деятельности жителей: лесной, торфяной, рыболовецкий, дачный,

- деревня - занимает промежуточное положение и является связующим звеном с другими типами населенных пунктов,

- село - культурный, духовный и технологический центр группы деревень, в котором размещаются местные организации и малые предприятия по промышленной переработке продуктов крестьянского труда: мельницы, лесопилки, крупорушки, известковые ямы,

- поселок городского типа-тип населённого пункта, в котором в отличие от сельских населённых пунктов основная часть населения (не менее 85%) не должна быть занята в сельском хозяйстве [8].

Стремление к покою и тишине людей пенсионного возраста и творческой интеллигенции, развитие интернет-технологий открыло возможность жителям крупных городов быть не привязанными к месту работы и реализовать мечту о гармоничной жизни и деятельности на лоне природы. При росте цен на коммунальные, медицинские услуги и экологически чистые продукты питания жизнь в селе становится более привлекательной. Поэтому сегодня необходимо осветить проблемы села, чтоб государство смогло принять самое активное участие в создании равноправных отношений между городом и селом, их сбалансированном развитии. Становление новых форм хозяйствования на селе невозможно без государственной поддержки. Важно не устранение деревни, а её социальное обустройство, качественное преобразование сельского расселения, установление более тесных, интенсивных социальных связей между городскими и сельскими поселениями. Анализ особенностей села позволяет сделать вывод о том, что оно является источником многих благ, не поддающихся стоимостной оценке, в том числе традиционного сельского уклада жизни и традиций народа.

1.2. Основные проблемы и возможные пути решения

Российская цивилизация сложилась в определённых климатических условиях. Её основой, которая на протяжении веков воспроизводит российский тип характера, является именно деревня. Она демонстрировала устойчивость, несмотря на все природные и социальные катаклизмы. Фактически, деревенский уклад жизни, его основные материальные элементы не менялись на протяжении столетий. Консерватизм деревни, приверженность традиционным ценностям всегда раздражала реформаторов, но обеспечивало выживание народу [8].

Пока жива деревня - живы российские традиции. В основе крестьянской культуры лежит другой принцип выгодности, чем в технологической цивилизации, другая оценка выгодности хозяйства. Под «выгодностью» подразумевалось сохранение того уклада жизни, который был не средством для достижения большего благополучия, а сам являлся целью. Выгодность крестьянского хозяйства определялась его связью с природой, с крестьянским искусством, этикой, а не только полученным урожаем.

Возрождённая духовно деревня сделает всё сама. Техника не отрицает традицию, традиция не отрицает развитие техники. Речь идёт о возрождении именно духовных традиций отношения человека с землей, с окружающей природой, с общиной, с другим человеком. В настоящее время катастрофическое состояние приобретают условия жизни в сельской местности, молодёжь продолжает покидать село и перебирается в город.

З.И. Калугина в своих работах выделила три парадокса современной аграрной реформы в России:

- внедрение мелкотоварного производства, вопреки намерениям реформаторов ведущими секторами сельскохозяйственного производства стали не фермерские хозяйства и не акционерные общества, а личные хозяйства сельских жителей;

- неэффективность современных преобразований;

- реформы не только не содействуют формированию рыночного сознания и поведения селян, но практически разрушают стремление к труду [5].

Вышеприведённые проблемы позволяют сделать вывод программного характера: Необходимо отказаться от одномерного подхода к пониманию функций села и исходить из положения, что село:

а) наряду с городом, решает стратегические вопросы расселения;

б) обеспечивает социальный контроль над территориями, решая тем самым геополитические задачи;

в) сохраняет исторически освоенные ландшафты (установка на разделение двух форм собственности, принятая в стране с 1990 года, привела во многих регионах к резкому сокращению объёмов обрабатываемых земель и к обескультуриванию огромных площадей сельхозугодий) [2];

г) решающую роль играет в обеспечении продовольственной безопасности страны;

д) сохраняет этнокультурное разнообразие общества (более ста этносов, населяющих Россию, имеют сельское происхождение, и их культура традиционно связана с селом);

е) велико значение в поддержании экологического благополучия страны;

ж) является важным фактором в решении вопроса качества жизни современного человека;

з) воспроизводит и сохраняет свой человеческий капитал, без которого невозможно существование национального сельского хозяйства.

Новая деревня должна стать важной единицей современного общества и наряду с этим остаться хранительницей традиционных жизненных ценностей. Ценность села - не в стоимости произведённого материального продукта, а в обеспечении родной страны продовольствием и историческими традициями, в сохранении основы национального жизненного уклада [1].

Если подвести итоги по всем работам, проанализированным в ходе первого этапа исследования, то можно сделать следующие проблемные выводы:

- создание и развитие крупных агрохолдингов приводит к укрупнению ряда как населенных сельских пунктов, так и районных центров за счёт концентрации сельхозпроизводства, переработки и превращению их в центры развития своего района, тем самым сокращая мелкие сёла;

- миграция сельского населения продолжается, причём возрастая;

- мигрирует в основном молодежь со средним образованием и её наиболее активная часть, что приводит к потере человеческого потенциала в сельской местности;

- рост производительности труда в крупных хозяйствах, развитие новых технологий приводит к сокращению численности работников, занятых в сельском хозяйстве и ставит проблему занятости сельских жителей в целях сохранения традиций, мест обитания, уклада и самобытной культуры.

В целях решения создающихся проблем считаем необходимым реализовать ряд упреждающих мер. В области развития сельского хозяйства и сельских поселений:

- предусмотреть перспективы развития каждого села, включив в него планы строительства дорог, газофикацию, стимулирование индивидуального строительства;

- рассмотреть опыт по строительству агрогородков;

- разработать схемы обеспечения сельского населения малонаселенных поселений социальными услугами, медицинским обслуживанием, системой образования;

В области обеспечения занятости населения:

- ускорить развитие малого бизнеса на селе и восстановление системы кооперации, стимулируя создание малых предприятий по переработке сельхозпродукции, дикорастущих грибов и ягод, лекарственных трав;

- поддержать народные промыслы, изготовление традиционных изделий, туризм;

В области стимулирования индивидуального строительства:

- разработать набор бесплатных проектов малоэтажного строительства для села с использованием разных строительных материалов (дерево, кирпич, шлакоблоки);

- разработать типовые проекты сельских домов, позволяющих впоследствии пристраивать к ним новые площади.

Деревня собой представляет относительно самостоятельную устойчивую систему. Она основными компонентами равна городу: совместно с городом формирует историческую целостность территориальной и социальной составляющих общества. В России сейчас много зaброшенных, вымирающих деревень. И в тоже время, много желающих переехать в деревню.





Глава II. Самостоятельное исследование перспектив развития сельской местности.

2.1. Изучение мнения сельских жителей о проблемах развития деревни.

Исследование мнения сельских жителей и выходцев из села о проблемах и перспективах развития отразилось в проведении анкетирования. Анкетирование проведено среди жителей сёл Акутиха, Быстрый Исток Алтайского края и городского поселения Фёдоровский ХМАО-Югры в период с июня по август 2013г. и 2014 г. Опрос был анонимным, добровольным и проводился по единой анкете из 20 вопросов. В анкетировании приняли участие 25 человек в возрасте от 18 до 73 лет (12 мужчин, 13 женщин), все они имеют различный социальный статус и род занятий.

Жители сёл, принявшие участие в анкетном опросе: студентка медицинского колледжа, директор Дома культуры, учитель истории школы, учитель начальных классов, фельдшер, повар школьной столовой, почтальон, пенсионер, безработный, уборщица в школе. Более половины участвующих в анкете не работают, из них - пенсионеры - 7 чел., только 8 человек хотят найти работу.

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Рис.1. Оценка материального положения жителей села.

При оценке материального положения лишь малая часть респондентов определила его как «хорошее» и «среднее» (5 чел). Две трети опрашиваемых оценили свое материальное положение как «не стабильное» (8 чел) и «плохое» (11 чел). Лишь 7 человек из 25 ответили, что им хватает денег на продукты питания, и только 5 человек всегда могут купить себе необходимые лекарства.

При ответе на вопрос о том, кто, по их мнению, может помочь решить существующие проблемы в селе, большинство респондентов ответили - «государство» (12 чел), 9 человек ждут помощи от семьи и друзей. На вопрос «Какие направления в работе государства по решению с проблем села вы считаете наиболее важными?», большинство сельских жителей отвечают, что необходимо, в первую очередь, создавать рабочие места. В то же время, главными проблемами села большинство опрошенных считают алкоголизм и безработицу.

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Рис.2. Анализ результатов опроса: главные проблемы села в настоящее время.

В ответ на вопрос: «Какая цель сейчас является наиболее важной для вас?» большинство респондентов отвечают: «Найти работу по специальности».

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Рис.3. Жизненные цели жителей села на данный момент.

Согласно опросу, для прекращения оттока населения из села необходимо:

-возродить обычаи, идеалы (89%),

-трудоустроить всех желающих, создав мелкие предприятия, в том числе по переработке сельхозпродукции (60%);

-пригласить специалистов и простых тружеников в современные дома (65%), либо помочь построить дома своими силами;

-заменить ветхие или создать новые коммунальные сети (в каждый дом - питьевую воду, а электричество не должно отключаться по случаю плохой погоды) (63%);

-обеспечить жителям деревни гарантированный сбыт излишков продукции с подворий (52%) и качественную медицинскую помощь (92%);

-проложить или обновить дорогу до ближайшего районного центра (74%).

Итак, основными проблемами в сельской местности являются отсутствие идеалов, стремлений, безработица и неустроенность быта. Однако, сельские жители считают, что эти проблемы можно решить, опираясь на исторический опыт и перспективы развития отдельного поселения.







2.2. Исследование материала об истории и традиционном укладе села.

Задавшись вопросом, как спасти село, нами рассмотрены работы исследователей по социологии, истории, экономике, проанализированы печатные периодические издания. Развитие сельской местности нашей страны ещё раз доказывает необходимость изучения свойств территории и их учёта при принятии решений о судьбе села.

Деревня моих предков, когда-то крупный рабочий посёлок на Алтае со стекольным заводом, подсобным крестьянским хозяйством, ткацким цехом, тремя школами и детским садом, успешная, развивающаяся, превратилась в село пенсионеров и неработающих семей.

Общими для жителей села являются заповеди: «не убий», «не лги», «не воруй», «не обманывай», «не желай чужого». Они же, как удалось узнать из литературы, входят в число библейских заповедей. Но всё же главной заповедью на селе является воспитание патриотов - хранителей традиций своего народа. Она выражается не только в описании героизма наших дедов и прадедов, но и в описаниях природы, прославлении своей Родины, осуждении предательства, трусости. В селе имеется школа и всего 10 детей в детском саду. С каждым годом количество классов в школе сокращается, но главное отличие сельской школы - основное внимание воспитанию доброты и любви к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, миротворцем, видящим свои недостатки и не осуждающим других.

Семья прабабушки жила в селе Томской области, в своём отдельном мире, в деревне староверов. Никто из них никогда не учился, а их предки ушли в тайгу ещё до установления на территории страны советской власти, пошли на жертву, чтобы сохранить свои традиции. У них не было паспортов и других документов. Около ста лет они полностью рассчитывали только сами на себя, но столько лет прожив в изгнании, сумели перестроиться, чтобы выжить: выезжали в город, чтобы сдать пушнину, рыбачили и охотились. Добытую пушнину и шкуры, таёжный мёд они выменивали на зерно, скот, одежду у казаков и других селян. Они всё умели делать для себя сами. Древняя сельская традиция обеспечивать себя продовольствием (выращивать овощи и фрукты, разводить пчёл) жива и у нас в современности. Она дала начало четырём поколениям трудовой династии.

Как выяснилось из бесед с местными жителями, в деревню приезжают:

-первая категория - желающие быть ближе к природе, работать на благо себе и людям, но у них нет денег для возрождения деревни;

-вторая категория - желающие отдохнуть на пенсии вдали от суеты и забот.

В рамках проводимого исследования, в ходе беседы с главой сельского поселения Акутиха И.В. Усовой, определены следующие проблемы: «Оплачиваемая работа в деревне отсутствует. Все места, где можно работать, - в магазине, школе, сельсовете, - уже заняты. Проблема транспортных и жилищных условий. Система транспортного сообщения села, находящегося на большом расстоянии от районного центра, зимой практически не работает. Качество подъездных дорог к деревне оставляет желать лучшего. Годами отсутствует газификация, электроснабжение при небольших порывах ветра отключается, отсутствуют элементарные нормы жилищных условий (дома в деревне не ремонтируются десятками лет). Большие проблемы переживает сельское хозяйство и исчезает».

Во время приезда в районный центр Быстрый Исток в 2012 году В.Золотухина (нашего земляка), из уст артиста так же прозвучали проблемы: «Развитие фермерства останавливается из-за отсутствия поддержки государства. Многие хотят стать фермерами или расширить хозяйство, но взять кредит не могут - нет денег. Результат - разочарование, уныние и безысходность».

Все жители села считают, что возрождением должно заниматься государство, объединяя средства частных предпринимателей и самих сельских жителей, комплексно решая проблемы. Нельзя управлять деревней из центра страны, области, района - без учета территориальных различий: то, что хорошо на юге, вредно на севере, что необходимо в пригороде, бесполезно в глубинке. Так, из бесед с родственниками удалось узнать о подобного рода проблемах: глава района, в котором находится село моих предков, проживает в краевом центре (г.Барнаул), в нескольких сотнях километров, не зная насущных проблем жителей сёл (буквально в 2014 г. закрылись больницы в с.Акутиха, с.Соколово, жителям придётся теперь добираться до города около двух часов, чтобы получить медицинскую помощь, а учитывая отсутствие расчищенной дороги и транспортного сообщения, немногим эта помощь окажется полезной).

Приезжая в алтайское село, откуда пошли корни моего рода, с болью в сердце наблюдали за вымиранием деревни. Чтобы немного помочь бабушке выжить в условиях села, отрезанного от центра, родители регулярно высылали деньги в дополнение к пенсии, но вскоре и этот вид помощи оказался невозможен: закрыли отделение Сберегательного банка. Пенсионеры должны были добираться через 30 км. по лесу в соседнее село, чтобы получить пенсию или переводы от детей. Для решения этой проблемы было решено обратиться к губернатору Алтайского края А.Б. Карлину. И руководитель принял верное решение - в селе установлен банкомат Сбербанка.

В селе с 90-х годов не было водопровода. Стали искать выход и вспомнили: есть артезианская скважина, но надо восстановить полуразрушенную водонапорную башню. Если идти обычным административным путем, сооружение будет дорого стоить, у муниципалитета таких денег нет. Но людям нечем поить скот и поливать огороды. Решено было восстановить водонапорную башню, заменив часть старых кирпичных кладок. Работали деревенские мужчины бесплатно. Собрав с каждого двора небольшую сумму пожертвования по желанию самих жителей, закупили только новые трубы, и теперь вода есть и летом, и зимой.

Еще одна идея - благоустроить дом бабушки. Поменяв за два лета крышу, обшив ее сайдингом и обновив забор с баней, позволили живущим рядом посмотреть и задуматься: надо свои дома сделать не хуже. Тем более, как оказалось, у одних семей отцы выезжали работать по вахте (имелся дополнительный доход), у других была возможность обновить дома в кредит. Так появилась улица обновленных домов. А чуть позже - из средств когда-то жившего в селе предпринимателя и администрации района построена церковь Св.Макария.

В ходе исследования удалось узнать, что многие люди в деревне хотят работать, но не у всех есть начальный капитал, предприимчивость, купеческий талант, способности к строительству. Поэтому нужна кооперация и без государства не обойтись. Никто кроме государства не сможет взять на себя риски по скупке выращенного на подворье, по справедливым ценам. Например, соседи моей бабушки с февраля выращивают огурцы, отапливая теплицу, сдают перекупщикам по 10 руб. за кг, когда на рынке в городе огурцы по 70 руб., а в местном магазине зимой 210 руб. Поэтому, производство и достойные условия для жизни считаются источником существования деревни. Живя в деревне, как говорят некоторые селяне, заработать можно животноводством, пчеловодством и растениеводством. Люди способны сами быт и производство наладить, если государство поможет создать для этого условия.

В средствах массовой информации была освещена Федеральная программа, утверждённая Д.Медведевым, которая включает в себя план по развитию села до 2020 года. Правительство выделило на новую программу 300 миллиардов рублей, из которых 90 миллиардов будут выделены из федерального бюджета, 150 миллиардов из регионов и муниципалитетов, а оставшиеся 60 миллиардов - из частных источников. План по развитию сельской местности предусматривает предоставление 42 000 жилых помещений для молодых семей, строительство школ и медицинских центров, а также подключение деревень к сетям газо- и водоснабжения. Однако эксперты испытывают серьезные сомнения по поводу успешности новой программы. Около 30% россиян на данный момент проживают в сельской местности, поэтому выделенная сумма будет являться лишь крохотным вкладом. Федеральное финансирование не сможет покрыть все существующие проблемы деревень, поэтому было решено сосредоточить все ресурсы и инвестирование в тех населенных пунктах, где инвестиционные проекты уже реализуются и будут продолжать развиваться. Большая часть денег будет выдаваться в качестве грантов для регионов, чьи предложения имеют больший инвестиционный потенциал. Однако проблема состоит в том, что многие региональные власти не имеют достаточного количества денег, чтобы участвовать в проекте финансирования.

Более того, даже если все этапы программы будут достигнуты, жители деревень не будут пользоваться такими же благами, как жители городов.

Из этого вытекают три основные практические задачи. Во-первых, необходимо развивать районирование сельской местности для различных целей: срочного решения проблем и долгосрочного прогноза, выявления современных проблем - и разработки стратегии развития на перспективу. Во-вторых, на более высокий уровень следует поставить изучение взаимосвязей между компонентами сельской местности, описание и анализ ее «что будет, если»). И в-третьих, необходимо новые и уже известные знания о сельской местности сделать частью общественного сознания с тем, чтобы учёт различий от места к месту и взаимосвязей явлений на территории для каждого человека стал вполне естественным. Поэтому участие населения в выработке и принятии решений, касающихся жизни своего села, района, развитие самоуправления - важные условия развития села.

С целью решения проектных задач, удалось опубликовать статью по проблеме исследования в журнале «Молодой учёный», принять участие вместе с родителями в фестивале «Дом семьи - Россия» и победить (2 место) г.Санкт-Петербург, в конкурсе «Моя Малая Родина», выставках летописей, реликвий, документов в г.Сургуте, в г.Ханты-Мансийске, приглашение в Москву и звание лауреата «Семья России», что доказало важность проводимой работы и появление интереса к проблемам села и возрождения сельского уклада жизни. Участвуя в фестивалях семейного творчества и концертных программах, мы и наши родные призываем всех граждан страны сохранять традиции своей малой Родины. В процессе работы над проектом мы пришли к выводу, что знакомство сверстников с сельским укладом жизни, с родным краем и традициями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать гражданами своей Родины. Итоговым результатом стало активное участие моих одноклассников в изучении традиций своих родственников-выходцев из села.

Мы, российские люди, кто-то раньше, кто-то позже, вышли из деревни. А значит и ответственность за возрождение деревни, лежит на всех нас. Возрождение деревни - и есть возрождение России. Возродив деревню - возродим корни, питающие народы российские.




2.3. Анализ результатов проведённой работы.

Проводя контрольный опрос, заинтересовавшихся проблемами села, чувствующих ответственность за свою Малую Родину, стало намного больше. Результаты контрольного исследования показали: 9 одноклассников (54%) увлечены традициями сельских жителей, знают о традициях своих предков и месте их проживания, 8 гордятся достижениями своего села и своим вкладом в его сохранение (48%), значит, работа проведена в правильном направлении.












Заключение

В большинстве явлений современность проявляет себя противоречиво: с одной стороны, современность динамична, направлена в будущее, прогрессивна, обещает невиданные изобилие, свободу; с другой стороны, открывает новые проблемы, привносимые именно масштабом и новизной достижений.

Внимание правительства, коммерческих организаций, науки к вопросам возрождения села диктуется значимостью крестьянства в историческом прошлом и в современном мире, его вкладом в социально-экономическое развитие общества, культуру, духовную жизнь страны, его исторической ролью в социальных преобразованиях. Вместе с тем, сельскому населению во многих регионах всё труднее становится уйти от проблем бедности. Проблемы развития села видятся в удовлетворении потребностей жителей, проживающих в сложных социально-бытовых условиях сельской местности. Качество и благополучие жизни крестьян, их социальные условия жизни резко отличаются от качества жизни людей в городских условиях.

Проводимые в России с 90-х годов реформы, резкое сокращение государственного финансирования, медленное развитие местного самоуправления привели к изменениям в сельском обществе и оказали негативное влияние на социальное развитие села, уровень и качество жизни большинства сельского населения. Но именно сельскому социуму должен быть отдан приоритет в развитии социальной работы в силу его специфики, которая может стать основой дальнейшего развития, если рассматривать сельских жителей как одну из категорий перспективного контингента страны. Печатные работы в журналах, участие в «Фестивале казачьей песни» на Алтае, «Дом семьи -Россия» в г.Санкт-Петербург, концертах художественной самодеятельности в г.Ханты-Мансийск, г.Нягань, семейных выставках и творческих конкурсах, обращение к губернатору Алтайского края вызвали чувство гордости за собственный вклад в решение проблемы возрождения российской деревни. Верю, что и в моих детях и внуках будет жить бесконечная любовь к своему родному краю, к великой России и малой деревеньке.

























Список литературы

1. Бондаренко Л. Оценка уровня социального развития села .- М.: Знание, 2009.-144 с.

2. Брытков М. Хозяйства населения: проблемы и тенденции развития. -М.: АПК, 2009.-149 с.

3. Великий П. П. Российское село: кризис созидания.- М.: Знание, 2009.-148 с.

4. Иллюстрированный энциклопедический словарь. -М.: Ридерз Дайджест, 2009.-425 с.

5. Пациорковский В. В. Сельская Россия: 1991 - 2001 гг. М., 2003.- 274с.

6.Полян Г., Нефедова Т., Трейвиш А., Лухманов Д., Титков А., Сафронов С. Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. М., 2001.-368с.

7.Сельская жизнь. -М.: Просвещение, 2010.- 145 с.

8. Староверов В.И. Результаты либеральной модернизации российской деревни. - М.: ТЦ Сфера, 2010.-148 с.

9. Шингарев А.И. Вымирающая деревня.- М.: Социс, - 2009.-144 с.

Приложение Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)



Иллюстрации 1-2. Поездки на Малую Родину - Алтай - изучение проблем сохранения сёл и деревень.

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Иллюстрации 3-4. Выступления о судьбе деревни в г.Сургут, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийск.

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)



Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)



Иллюстрации 5-6. Возрождение села своими руками - стройка в селе прадедов.

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Иллюстрации 7-8. Возрождение села своими руками.

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)

Иллюстрации 9-11. Наш земляк В.Золотухин о судьбе деревни.

Исследовательский проект Возрождение деревни как исторической основы народов Российского государства (6 класс)Иллюстрация 12. Как не любить мне эту землю, родное малое село!



© 2010-2022