- Преподавателю
- Обществознание
- Разработка урока на тему Мы - россияне
Разработка урока на тему Мы - россияне
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шишкина В.А. |
Дата | 27.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Разработка урока по теме
Национальный идеал и ценности. Мы - россияне.
11 класс.
Шишкина Валентина Алексеевна
Учитель истории и обществознания
МОУ СОШ №39 х. Галицина
Славянского района
Краснодарского края
Хутор Галицин 2011 год.
Тема урока: Национальный идеал и ценности. Мы - россияне.
Цель урока: раскрыть проблему формирования национального идеала и ценностей на примере развития нашей страны.
Задачи урока: вспомнить с учащимися этапы становления российской государственности и ее особенности, выяснить, что явилось основополагающим моментом для становления единого государства, какие ценности и идеалы сформировались у граждан нашего государства, чем мы гордимся, что нас всех объединяет; учить ребят формировать гражданскую позицию, развивать чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Тип урока: вводный урок с использованием заранее подготовленных выступлений учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор,
Эпиграф: «Многие вещи управляют людьми - климат, религия, законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи; как результат этого образуется общий дух народа». (Ш. Монтескье).
Вступительное слово учителя: Современный мир - глобальный мир. Все народы мира соединены разнообразными связями. Телевидение, Интернет, мобильная связь, сверхзвуковая авиация и скоростные поезда сокращают расстояния. Мы все больше ощущаем свою принадлежность к единому человечеству.
Однако люди, объединяясь в человечество, делают это по - разному - в зависимости от тех представлений о человеческом единстве, которые были выработаны в различных культурных традициях, присущих мировым цивилизациям. Эти традиции - уникальный вклад разных народов в общечеловеческое единство.
Для нас, россиян, это особая задача. У нас тысячелетняя история, великое культурное наследие, мощное государство, объединяющее более ста народов, исповедующих все основные религии мира. Роль России в мировом сообществе неуклонно растет. И для того чтобы мы могли обеспечить себе национальное будущее, мы должны выработать ясное представление о прошлом. Давайте мы вспомним процесс становления российской государственности и российской цивилизации.
Выступления учащихся.
Киевская Русь.
Российская государственность и российская цивилизация изначально несут в себе качество универсализма. Первое государственное образование - Киевская Русь - возникло как объединение восточнославянских племен на стратегическом военно - торговом пути из балтийского моря в Черное. (Слайд№1)
Значительным препятствием на пути создания единого государства являлись два обстоятельства: множество особых религиозных культов и отсутствие письменности. Оба эти препятствия были преодолены в ходе военно - торговых контактов Древней Руси с Византией. В 988 году князь Владимир Святославович принял христианство и установил эту религию в качестве государственной. А пришедшие из Византии на Русь священники Кирилл и Мефодий создали славянский алфавит. Так мировая религия и общеславянская письменность создали предпосылки для появления изначально универсального , объединяющего многие народы и культурные традиции, открытого миру государства.
Раздробленность и централизованное государство.
Отсутствие единства внутри славянского и христианского мира привело к тому, что древнерусские княжества не сумели выстоять под напором кочевых монгольских племен.
И на 250 лет большинство княжеств попадают в зависимость от Золотой Орды. Когда великий князь Московский Иван 3 сумел восстановить полную независимость , русская государственность приняла другую форму. Оно стало централизованным владением великого князя Московского, унаследовавшего титул царя. Первым правителем, официально принявшим этот титул в 1547году, стал Иван IV Грозный. (Слайд №2)
Российская империя
Петр I проводит «европеизацию» России. В 1721 году он официально принимает титул императора, а Россия становиться империей. С этого периода Россия становится ведущей европейской державой. Однако именно в момент наивысшего государственного триумфа России на мировой арене начинается идейно - мировоззренческий спор о закономерностях и судьбе российской цивилизации. Духовная элита нации раскалывается на два лагеря: тех, кто считает Россию абсолютно самобытной цивилизацией (славянофилы) и тех, кто принимает европейское призвание России (западники). (Слайд №3).
СССР.
В октябре 1917 года империя рухнула и наша страна начала строить социалистическое общество. В конечном итоге проект построения коммунизма в одной стране оказался тупиковым. Но всемирно- исторические последствия этой попытки грандиозны. Вся история мира до сих пор определяется двумя главными событиями 20 века - созданием и распадом СССР. (Слайд №4).
Россия современная.
Наша страна прошла многовековой путь, преодолевая трудности, отстаивая свою независимость. Мы сумели сохранить самое главное - единство многонационального государства. Современная Россия - политически стабильное, экономически перспективное государство. (Слайд №5)
Длительный, многовековой путь, который прошла России за свою историю, показал что, несмотря на все проблемы, мы сохранили и свою государственность и самобытность. Но Россия не оставалась в изоляции, она развивалась во взаимодействии с другими странами.
Как пример этого множество конфессий, которые есть на территории нашей страны. (Слайд №6)
Кубань является составной частью Российского государства, она прошла такой же сложный путь в своем развитии. Давайте вспомним историю становления и развития нашего края.
Выступления учащихся.
Итог урока.
Важным условием стабильного развитие нашей страны и края является гражданское согласие, сотрудничество различных социальных и политических сил, заинтересованность всех в поддержании порядка и стабильности. Конфронтация, разжигание враждебности к тем или иным нациям, представителям других религий приводит к разрушительным последствиям.
Домашнее задание. Подберите материал по материалам СМИ о проблемах взаимоотношений различных наций на территории нашего края.