Рабочая программа по обществознанию 5 класс

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

  1. Рабочая программа по обществознанию для 5 класса составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также:

  1. Программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5 - 9 классы: пособие для учителей общеобраз. организаций - М.: Просвещение, 2013.

  2. Базисного учебного плана для учреждений Брянской области на 2015-2016 учебный год. Приказ Департамента общего профессионального образования от 26.03.2015 №1906 -04-О

  1. Учебно-методический комплект:

Обществознание: 5 класс: учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова-М.: Просвещение, 2015

  1. Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Общая характеристика программы.

Структура курса и последовательность предъявления материала.

Последовательность обусловлена, помимо учета общих принципов отбора содержания и логики его развертывания, также особенностями построения учебного содержания курса для обучающихся-подростков.

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей обучающихся.

Содержание первого этапа курса (5-7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит обучающегося в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - темы «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Обучающиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда обучающиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями обучающихся и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у обучающихся 5 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Место учебного предмета в учебном плане

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. В 5 классе 35 учебных недель (35 часов).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Личностные результаты:

• мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

• овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:

1) на использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

• относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Содержание курса по обществознанию

Введение. (1 час)

Социальная сущность личности. (19 часов)

Глава I. Человек. ( 5 часов)

Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека.

Человек - биологическое существо. Отличие человека от животных, наследственность.

Отрочество - особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность - показатель взрослости.

Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и младшими по возрасту партнёрами.

Глава II. Семья. ( 7 часов)

Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.

Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.

Глава III. Школа. ( 7 часов)

Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.

Образование и самообразование. Учеба - основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.

Школа в жизни человека и общества. «Век живи век учись». Учись учиться. Мои соученики (одноклассники).

Современное общество. (14 часов)

Глава IV. Труд. ( 6 часов)

Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд - условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.

Глава V. Родина. ( 8 часов)

Россия - федеративное государство. Структура России как федерации, права субъектов России. Русский язык как государственный.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва - столица России.

Гражданин - Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан РФ. Гражданственность.

Россия - многонациональное государство. Национальность человека. Народы России - одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Наша Родина - Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.

Итоговое повторение и контроль. (1 час)

Распределение учебного материала в 5 классе

Раздел

Количество
часов

Введение .


1


Социальная сущность личности 19

Человек .

5

Ближайшее социальное окружение. Семья

7

Школа.

7

Современное общество. 14

Труд

6

Родина

8

Повторение и контроль

1

Итого

35


Темы проектов( возможен стенд, плакат, презентация, подборка материалов прессы..)

1. Здоровый образ жизни.

2. Свободное время школьника.

  1. Творчество в науке и искусстве.





Учебно-методическое обеспечение предмета.

Обществознание. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2015.

Сорокина Е.Н.. Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс. - М.:ВАКО, 2015.

Обществознание. 5 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой/ авт.-сост. И.Ю.Буйволова. - Волгоград: Учитель, 2015.

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.]. - М. : Просвещение, 2013.

Обществознание. 5-6 классы: рабочие программы и технологические карты уроков по учебникам под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой( компакт-диск) - издательство «Учитель», 2015

Конституция Российской Федерации.

Печатные пособия.

Демонстрационные таблицы:

Человек познает мир.

Внутренний мир и социализация человека.

Человек, природа, общество.

Рыночная экономика.

Развитие общества.

Политическая система общества.

Политическая жизнь общества.

Право.

Социальная система общества.

Взаимодействие людей в обществе.

Культура и духовная жизнь.



Календарно-тематическое планирование. Обществознание. 5 класс. 35 часов.

Наименование раздела, тема урока.

Кол-во уроков

дата

Характеристика видов деятельности учащихся ( на уровне учебных действий)

1.



2-3



4-5

6



7 -8



9-10



11-12



13



14-15





16-17



18-19



20



21-22



23-24

25-26



27-28



29-30



31-32



33



34

35

Введение

Социальная сущность личности.

Человек .

Загадка человека.



Отрочество - особая пора жизни.

Практикум по теме «Человек .».

Ближайшее социальное окружение.

Семья .

Семья и семейные отношения.



Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье.

Свободное время.



Семья.

Школа.



Образование в жизни человека.





Образование и самообразование.



Одноклассники, сверстники, друзья.



Школа в жизни человека и общества.

Современное общество

Труд

Труд - основа жизни.



Труд и творчество.

Учимся творчеству.

Родина.

Наша Родина - Россия.



Государственные символы России.



Гражданин России.



Мы - многонациональный народ.



Практикум по теме «Родина»

Итоговое повторение.



1

19

5

2



2

1

7

2



2



2



1

7

2



2

2

1

14

6

2



2

2

8

2



2



2



1



1

1

Знакомится с новым учебным предметом, содержанием, особенностями работы с ним

Раскрывает на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни, характеризует и конкретизирует примерами биологическое и социальное в природе человека, сравнивает свойства человека и животных.

Описывает основные черты отрочества как особого возраста перехода от детства к взрослости, раскрывает на примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Объясняет значение понятий, выражает свои мысли, формирует способность анализировать свои поступки, нести ответственность за свои решения



Показывает на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи, сравнивает двухпоколенные и трехпоколенные семьи, исследует несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, выражает собственную точку зрения на значение семьи.

Характеризует совместный труд членов семьи, сравнивает домашнее хозяйство городского и сельского жителя, описывает свои обязанности в ведении семейного хозяйства.

Исследует несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени, описывает и оценивает собственные увлечения, характеризует значимость здорового образа жизни.

Обобщает знания , формулирует свою точку зрения, определяет собственное отношение к семье как к ценности



Исследует несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования, описывает ступени школьного образования, систему общего школьного образования в нашей стране, характеризует учебу как основной труд школьника, выявляет позитивные результаты учения.

Характеризует значение самообразования для человека с опорой на конкретные примеры, оценивает собственное умение учиться, выявляет возможности практического применения получаемых в школе знаний.

Использует элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками…, иллюстрирует примерами значимость поддержки сверстников для человека, оценивает собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

Систематизирует информацию о роли образования и самообразования в жизни человека, значении образования для общества, иллюстрирует примерами значимость дружеской поддержки сверстников для человека.

Объясняет значение трудовой деятельности для личности и общества, характеризует особенности труда как одного из основных видов деятельности человека, различает материальную и моральную оценку труда, приводит примеры благотворительности и меценатства

Различает творчество и ремесло, раскрывает признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

Систематизирует знания о различных видах труда, работает с различными источниками информации, решает творческие задачи

Объясняет смысл понятия «субъект РФ», знает и называет статус, в котором находится школа, характеризует особенности России как многонационального государства, раскрывает функции русского языка как государственного.

Описывает основные государственные символы РФ, знает текст гимна, использует дополнительные источники информации, составляет собственные информационные материалы о Москве.

Объясняет и конкретизирует примерами смысл понятия «гражданин», называет и иллюстрирует примерами основные права граждан РФ, приводит примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей

Характеризует и конкретизирует примерами этнические и национальные различия, показывает на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Отвечает на вопрос, что значит быть настоящим гражданином, работает с различными источниками информации, презентует свою работу

Объясняет значение понятий. Анализирует результаты своей работы, составляет кроссворды



© 2010-2022