Урок по обществознанию в 10 классе «Рынок, цена, конкуренция»

Конспект урока на тему «Рынок, цена, конкуренция» рассчитан на изучение и характеристику основных терминов, составляющих суть рыночной экономики. Урок нацелен на активную самостоятельную работу учащихся. Предусматриваются: обсуждение высказываний, повторение ранее пройденного материала по теме «Экономика как хозяйство и наука», высказывание учащимися своего мнения по изучаемым вопросам, знакомство с функциями рынка на конкретных примерах, формулирование выводов, применение творческих способносте...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок обществознания в 10 классе на тему

«Рынок, цена, конкуренция»

Цели: ввести понятия рынок, рыночная экономическая система, цена, конкуренция; выявить функции рынка; расширить знания учащихся в разделе "Рыночная экономика", углубить понимание ими процессов функционирования рыночной экономической системы; развитие коммуникативной культуры учащихся; развитие умений выделять главное, анализировать общественные явления, приводить примеры, делать выводы.

Оборудование: ПК с проектором, экран

Материал: презентация, приложения, карточки, стиплер.

План урока: 1.Рынок: признаки, функции, задачи.

2.Цена - механизм функционирования рынка

3.Конкуренция.

Ход урока:

I.Организационный момент

Здравствуйте ребята, присаживайтесь. Поприветствуйте партнеров по лицу и партнеров по плечу и пожелайте друг другу хорошего дня.

II. Актуализация. Сейчас обратите внимание на слайд, прочитайте высказывание и подумайте о чем оно.

«Погоня за прибылью - единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают».
Фридрих Хаек. (выводы: экономика, экономическая сфера)

Давайте проверим домашнее задание и вспомним основные термины, понятия, которые необходимы нам при изучении экономической сферы общества.

III. Проверка домашнего задания

  1. Для этого мы используем структуру ДЖОТ ТОТС. На столах лежат карточки, каждый берет по 3 штуки. Вы должны будете подобрать и записать на них термины, связанные с темой «Экономика как хозяйство и наука». (2 минуты)

  2. Для закрепления знаний проведем КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Каждый участник, начиная с первого, дает определение записанным терминам в 3 раунда. (7-8 минут)

  3. Второй участник каждой группы называет один термин и дает его определение.

  4. А сейчас, используя полученные ранее знания, попробуйте охарактеризовать экономику нашей страны в настоящее время (выслушиваются ответы, делается вывод: основу современной экономики составляет рыночная система). А что же представляет собой рынок, какие функции он выполняет, какими механизмами приводится в действие? Обо всем этом поговорим сегодня на уроке, ответ на вышеперечисленные вопросы будет целью нашей работы. Запишите тему в тетрадях: «Рыночные механизмы»

IV. Основная часть.

  1. Рынок и его функции.

Для начала нужно выяснить, что понимается под словом «Рынок». Это мы узнаем с помощью структуры ФИНКТ РАЙТ РАУНД РОБИН. Организуется работа с термином. Выслушиваются ответы нескольких учеников (3 участник). В ходе обсуждения выясняются два значения этого слова, определяется рынок как экономическая система.

1) Место купли-продажи товаров, встречи продавцов и покупателей, где сталкиваются их интересы;

2) Форма контактов между продавцами и покупателями товаров и услуг, недвижимости, ценных бумаг и валюты, на основе которых совершаются сделки купли-продажи предметов торговли.

Экономика, основанная на таких отношениях, называется рыночной. Основные причины возникновения рыночной экономики: развитие разделения труда (специализация; возможность и необходимость обмена, купли-продажи); частная собственность (формирование свободных цен).

Задачи рынка. На рынке может продаваться только то, что уже произведено, следовательно, рынок охватывает и обмен, и производство, и потребление. Рынок определяет направления преобразований в самом процессе производства, реальную цену товара, реальную зарплату работников и прибыль предпринимателей, производство тех товаров, которые действительно нужны обществу.

Рынок выполняет ряд важных функций, которые определяются стоящими перед ним задачами. Давайте рассмотрим эти функции.

На столах учеников лежит информация о функциях, учащиеся прочитывают, обсуждают и каждая группа на конкретном примере объясняет одну из функций классу (2 участник). Прослушиваются ответы и делаются выводы.(5 минут)

ИНФОРМАЦИОННАЯ:

  • Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции (если цена повысилась) не хватает и где и какая продукция произведена с избытком (цена снизилась, скидки). (Пример. Если цена на телефоны САМСУНГ повысится, это говорит производителю о том, что данная марка телефона покупается потребителями больше и нужно увеличить его производство. В то же время цены на НОКИА снизились, потому что их стали меньше покупать и продавцы установили скидки, чтобы таким образом привлечь внимание покупателей и не лишиться прибыли.)

РЕГУЛИРУЮЩАЯ:

  • Цены помогают устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей. (реагируя на изменение цен, производитель корректирует объем товаров, меняет ассортимент, повышает качество товаров. Пример. Перед началом зимнего сезона производители одежды и обуви снижают цены на осеннюю коллекцию и прекращают на время их производство, чтобы тратить свои ресурсы, деньги для производства зимней одежды, которая сейчас принесет большую прибыль)

СТИМУЛИРУЮЩАЯ:

  • Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки, так как повысить цену своего товара им мешают конкуренты с такой же продукцией. Поэтому для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях рыночной экономики. Рынок стимулирует технический прогресс. (Пример. В районе открылась новая пекарня, где используют новейшее оборудование. Благодаря этому пекарня сэкономила на затратах и снизила цену хлеба. А прежняя пекарня не могла снизить цены, в этом случае она не получала бы прибыль. В результате покупатели предпочли покупать хлеб новой пекарни, старая же лишилась покупателей и обанкротилась)

САНИРУЮЩАЯ:

  • Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц (товары которых перестали пользоваться спросом) и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным (фирмы, которые способны заинтересовать потребителя, производящие нужный товар). (Пример. Когда фирма А начала производство автоматизированных стиральных машин, которые намного облегчают стирку белья, фирма Б, производящая машины прежних конструкций, начала терпеть убытки и вынуждена была закрыться)

2. Цена - основной механизм функционирования рынка

Еще раз обратите внимание на функции рынка и попробуйте выявить главный механизм, с помощью которого рынок регулирует и стимулирует производство (цена). Аргументируйте и обсудите свой выбор с партнером по лицу (высказывается четвертый участник каждый группы). (1 минута)

Цена - количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара, т.е. денежное выражение стоимости товара. (работа с термином, записи)

Вывод: Рыночная экономика управляется ценами, которые определяются количеством произведенных товаров и спросом на них. Они посылают «сигналы» покупателям и продавцам, обеспечивая восприимчивость экономики к колебаниям спроса и предложения. Цены выполняют две основные функции: ограничивают потребление ресурсов и служат мотивацией для производства. Но есть еще один механизм, который приводит рынок в действие. Для этого необходимо заполнить пропуски в высказываниях (презентация). 1. Рыбы в море поступают, как люди на земле: большие поедают малых. (У. Шекспир). 2. КОНКУРЕНЦИЯ - жизнь торговли и смерть торговцев. (Элберт Хаббард). 3. КОНКУРЕНЦИЯ обеспечивает наилучшее качество продуктов и развивает наихудшие качества людей. (Дэвид Сарнофф). 4. Там, где нет КОНКУРЕНЦИИ, спится лучше, но живется хуже.

3.Конкуренция. Экономическая наука не без оснований исходит из того, что люди в своих хозяйственных делах преследуют свой личный интерес. При этом интересы разных людей неизбежно пересекаются и противоречат друг другу, между ними возникает соперничество. Конкуренция в экономике всегда возникает там, где количество благ ограничено. Если много человек пьют из полноводного источника, конкуренции между ними нет. Но если источник находится в пустыне и не может напоить всех - она неизбежна. Давайте попробуем дать характеристику «конкуренции», исходя из ранее полученных знаний. Для этого мы используем структуру РАФТ. Вы будете выступать в роли исследователей конкуренции, которым нужно подготовить брошюру для широких слоев населения. Для этого нужно указать: 4 участник - определение термина (конкуренция в экономике), 3 участник - конкретный пример из жизни, 2 участник - положительные черты конкуренции, 1 участник - отрицательные черты. Перед вами лежат листы и стиплеры. Каждый участник, после обсуждения в группе, берет и заполняет отдельный лист, после окончания работы все листы скрепляются. Выслушиваются выступления (5-7 минут, опрашивается 1 участник каждой группы).

Конкуренция - это борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи. (работа с термином). Делаются выводы по теме.

IV. РЕФЛЕКСИЯ: Что нового узнал на уроке?/ Чему научился? Делимся с партнерами по плечу. Начинает тот, у кого день рождение ближе к Новому году.

Мы вспомнили сегодня на уроке, что собой представляет рынок, познакомились с его функциями и основными механизмами, которыми являются цена и конкуренция. Остальные механизмы рассмотрим на следующем уроке.

Д/З: выявить положительные и отрицательные черты рынка на конкретных примерах



© 2010-2022