Зачет по главе1. Роль права в жизни человека и общества. Учебник Е. А. Певцовой

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Глава 1. Роль права в жизни общества.

1. К числу прикладных юридических наук относится:

1) теория государства и права 2) криминалистика 3) уголовное право 4) международное частное право

2. К числу отраслевых юридических наук относится:

1) правовая кибернетика 2) всеобщая история государства и права 3) гражданское право

4) международное публичное право

3. Верны ли утверждения?

А. Отраслевые юридические науки помогают разобраться в правилах регулирования определенных общественных отношений.

Б. В рамках семейного права систематизируется опыт, нормы регулирования отношений между супругами, родителями и детьми.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. Верны ли утверждения?

А. Нотариус может оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Б. Частный детектив не имеет права собирать сведения, связанные с личной жизнью людей.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

5. Верны ли утверждения?

А. Судьей Верховного Суда РФ может стать гражданин РФ, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по профессии не менее 5 лет.

Б. Частный детектив не имеет права осуществлять аудиозапись в служебных помещениях без письменного согласия должностных или частных лиц.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

6. Материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствий и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм, называются

1) официальной правовой информацией 3) неофициальной правовой информацией

2) информацией индивидуально-правового характера 4) информацией правового характера

7. Теория, объясняющая происхождение права действием сверхъестественных сил, называется:

1) регулятивная 2) историческая 3) теологическая 4) теория примирения

8. «Под правом понимаются права, присущие человеку от рождения», - считают сторонники

1) теории правовой специализации 3) теории естественного права

2) теории примирения 4) регулятивной теории

9. Укажите собирательное название правил поведения первобытного общества

1) обычаи 2) мононормы 3) обряды 4) религиозные ритуалы

10. Социальные нормы первобытного общества

1) закреплялись в письменных источниках

2) обеспечивались государственным принуждением

3) создавались вследствие борьбы за власть между членами рода

4) наказанием за их нарушение являлось порицание всеми членами рода

11. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) если обвинение не доказано, обвиняемый оправдан 1) юридическая фикция

Б) справедливость 2) правовая аксиома

В) признание гражданина умершим 3) принцип права

Г) гуманизм

Д) несправедливо наказывать дважды за одно и то же

Е) равенство

А

Б

В

Г

Д

Е


12. Презумпция виновности действует в

1) гражданских правоотношениях 3) административном праве

2) финансовом праве 4) конституционном праве

13. Выберите верные суждения о правовых аксиомах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) закрепляют то, было установлено недавно

2) не требуют доказательств

3) закрепляют то, что было установлено давно

4) закрепляют то, что уже является достоверным

5) наука на правовые аксиомы не опирается

6) наука опирается на них как на исходные, проверенные жизнью данные

14. Правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного применения, называются

1) обычаями 2) мононормами 3) моральными нормами 4) корпоративными нормами

15. Верны ли следующие суждения об обычаях?

А. Обычаи - правила поведения, установившиеся в обществе в результате многократного и длительного повторения.

Б. Обычаи - социальные регуляторы, влиявшие на поведение людей первобытного общества, однако в настоящее время они не используются.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

16. Выберите особенности моральных норм и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) не фиксируются в письменной форме

2) передаются из поколения в поколение

3) обеспечиваются государственным принуждением

4) представление о морали может быть не одинаковым в разных обществах

5) фиксируются в письменной форме

6) их нарушение может вызвать лишь общественное осуждение

17. Выберите особенности корпоративных норм и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) регулируют отношения, складывающиеся внутри различных организаций и объединений

2) имеют обязательный характер только для членов организаций и объединений

3) закрепляются в указах Президента РФ

4) регулируют отношения между классами

5) закрепляются в уставах, положениях, инструкциях

6) обеспечиваются принудительной силой государства

18. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Среди современных наук особое место занимает __________ (А) - наука о праве. У каждой науки есть свой __________ (Б) - то, на что направлено ее изучение, и __________ (В) - совокупность приемов, средств познания этого предмета. Чтобы научиться понимать то, что написано в юридическом документе, следует обратиться такой науке, как __________ (Г). Право - это совокупность правил поведения, которые выражены в источниках, установлены или санкционированы __________(Д), охраняются им, их нарушение порождает __________ (Е). По-мнению сторонников __________ (Ж) теории право необходимо, чтобы регулировать общественную жизнь.

1) социальная

2) предмет

3) методы

4) история права

5) юриспруденция

6) регулятивная

7) теория права

8) государство

9) юридическая

10) объект

19. «Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает» (Станислав Ежи Лец).

Раскройте смысл высказывания в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)



Ключи.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

2

3

3

3

2

3

3

3

2

4

23132

1

2346

1

1

1246

125

5234896

«Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает» (Станислав Ежи Лец).

Пример написания эссе на заданную тему.

Для меня эта фраза является ключом к пониманию такой подсистемы общественной жизни, как право. В указанном суждении автор хотел донести до нас мысль о том, что, совершая противоправный поступок, лицо (физическое либо юридическое) не может ссылаться в оправдание своих действий на незнание им положений того или иного закона, поскольку любое противоправное деяние влечет за собой установленную законом юридическую ответственность. Тогда как знание законов, умение их правильно применять, адаптируя к конкретной ситуации, нередко приводит к тому, что лицо может избежать юридической ответственности.

Я согласна с позиций автора, поскольку считаю, что стабильность социальных отношений напрямую связана с тем, как, с одной стороны, в государстве соблюдаются законы, и, с другой, как государство использует меры государственного принуждения, в частности, меры юридической ответственности за неисполнение правовых предписаний. В юридической науке под законом следует понимать разновидность нормативного правового акта (наряду с подзаконными правовыми актами), принятого законодательными (представительными) органами власти и обладающего высшей юридической силой. Высшая юридическая сила закона означает, что законы, существующие в государстве, не должны противоречить Основному закону страны - Конституции, а также не должны противоречить друг другу. В свою очередь, юридическая ответственность - это реакция государства на совершенное правонарушение в виде применения к виновному лицу мер государственного принуждения, предусмотренных санкцией правовой нормы. Проводя связь между двумя этими категориями - закон и ответственность - следует отметить, что правовая система большинства современных государств исходит из правовой презумпции знания закона. Презумпция в праве - это предположение, основанное на вероятности (например, презумпция невиновности лица в уголовном праве, презумпция отцовства в семейном праве и т.д.). Презумпция знания закона базируется на том, что каждое лицо, обладающее правосубъектностью, то есть право- и дееспособное, а также деликтоспособное, должно нести юридическую ответственность за совершенное им противоправное деяние, несмотря на то, что это лицо не знало о его противоправности и наказуемости.

Так, например, совсем недавно в России был принят закон, направленный на охрану здоровья населения от последствий употребления табачной продукции. В частности, он содержит в себе запрет на курение в общественных местах (культурных, образовательных учреждениях, парках и т.д.). Многие из тех, кто продолжают это делать, невзирая на запрет, ссылаются на незнание этого закона и последствий, наступающих за его нарушение. Однако сотрудники полиции все равно привлекают таких лиц к административной ответственности в виде штрафов, поскольку такой запрет в государстве существует и имеет для всех одинаковое юридическое действие, что подчеркивает общеобязательность правовой нормы.

Как отмечает автор суждения, нередко знание закона может освободить лицо от юридической ответственности. И это действительно так: многие законы являются несовершенными, содержат в себе пробелы, которые являются своеобразными «лазейками», позволяющими совершить противоправное деяние в обход закона. Например, многие недобросовестные компании строят различные налоговые схемы, направленные на уклонение от уплаты налогов. С одной стороны, эти схемы вполне легальны, поскольку не нарушают правовых предписаний. В этом случае задача государства - оперативно отслеживать такие схемы, устранять пробелы, в частности, в налоговом законодательстве и вводить юридическую ответственность за такие деяния.

Таким образом, я полностью согласна с позицией автора: незнание закона не освобождает нас от юридической ответственности, тогда как умение ориентироваться в законе нередко помогает избежать ответственность.


© 2010-2022