Урок - лекция Развитие парламентаризма в России

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ВЕЧЕ

Совершен­но особый путь в период государственной раздробленности прошел Новгород. Если на основной территории страны в это время закладывались основы авторитарной государственной власти, то в Новгороде возобладали тенденции к демократии. Там сложилась другая политическая культура и другие цен­ности населения, отличные от традиции силь­ной центральной власти и коллективных ценностей Москов­ской Руси.

По своим масштабам новгородская земля в XIII - XV вв.- большое государство, способное соперничать по тер­ритории с любым из королевств Европы.

К XIII в. в Новгороде существовала богатая политическая и правовая традиция. Еще в начале XI в., княжа в этом горо­де, Ярослав Мудрый отказался платить дань Киеву и тем по­ложил начало независимости Новгорода. Ярослав же в 1017 г. за помощь новгородцев в освобождении Киева от поля­ков и князя-братоубийцы Святополка даровал Новгороду осо­бые грамоты, ставшие юридическим основанием независимо­сти. Впоследствии в течение многих столетий все князья, ко­торых приглашал Новгород, давали клятвы на этих грамотах, обязуясь не нарушать вольности новгородцев. Значение Ярославовых грамот было настолько велико, что, когда в XV в. Новгород был покорен Московским государством, они не только были уничтожены, но из летописей были изъяты всякие упоминания о них.

Ослабление Киева помогло органам городского самоуправ­ления взять верх над княжеской властью. В 1136 г. в Новгоро­де произошло народное восстание, закончившееся смещением князя и ограничением его прав, закреплением власти за изби­равшимися на вече посадником, епископом и тысяцким.

Новгородцы провозгласили «вольность в князьях», т. е. они могли назначать и смещать князя по своему желанию. По осо­бому договору, «ряду», князья были лишены права раздавать волости, владеть собственностью на территории новгородской земли, судить жителей Новгорода, давать особые преимуще­ства, торговать со странами Европы помимо новгородцев, даже охотиться вне определенной зоны поблизо­сти от города. Были ограничены доходы князей. Наконец, как это бывало и в Европе, княжеский двор был выселен из горо­да на Рюриково городище, чтобы нельзя было захватить власть в Новгороде военной силой. К князю стали обращаться «господин», а не «государь.» Государь, как считали новго­родцы, бывает только у холопов.

С другой стороны, значительно увеличивалась власть городского веча, на котором были представлены все семьи горо­да, а также пригороды. Формально вечу принадлежала теперь вся власть в городе. Именно оно призывало князя и смещало его. На нем выбирались градоначальник- «посадник» и «тысяцкий», ру­ководитель военной «тысяцкой» организации. Это означало введение в Новгороде демократического, республиканского государственного устройства, роднившего его с западноевропей­скими свободными городами. Основной ценностью новгород­цев стала теперь не верность князю или другому феодалу, а преданность городской общине - господину Великому Новго­роду.

Однако в отличие от средневековых европейских городов, демо­кратический вечевой строй в Новгороде до конца существова­ния республики был архаичным и неоформленным. Не суще­ствовало систем подсчета голосов на вече, победа той или иной группы определялась «на слух». Не были защищены права меньшинства, а значит, и трудно было добиться ком­промисса. Часто оставшиеся в меньшинстве уходили с веча и собирали свое собственное вече в одном из районов города. Это приводило к тому, что частыми являлись столкновения между группами граждан, сопровождавшиеся насилием, гра­бежами и поджогами. Демократия зачастую перерастала в анархию.

Неспособность новгородцев создать представительные ор­ганы управления привела к тому, что власть все более перехо­дила в руки боярской олигархии, нескольких наиболее бога­тых семей. Формально все граждане считались равными. Жизнь, здоровье, свобода, честь, имущество всех новгородцев охранялись судом одинаково. Но фактически бояре благодаря подкупу бедняков часто могли управлять вечем, навязывать ему выгодные им решения. Являясь зародышем гражданского общества на Русской земле, Новгород так и не смог стать, подобно современным ему городам Запада, осно­вой развития буржуазного общества и культуры.

С ростом власти боярства власть и на­род все более противопоставлялись друг другу. К XV в. бояре фактически узурпировали права народного веча. Все вопросы жизни города решались на совещаниях боярства «концов» го­рода. Борьба боярства и купечества, доходившая до пота­совок на улицах города, подрывала единство новгородского общества.

Возвышение мос­ковских князей было бы затруднительно без богатств Новго­рода.

Возглавила борьбу с Москвой Марфа Борецкая, жена быв­шего посадника. Ей удалось объединить боярство, купцов, ря­довых новгородцев. Новгородское вече отказало великому князю в праве собственности на новгородской земле и в дани. Новгородцы поклялись в верности городу. Началось преследо­вание наместников и дворян великого князя, живших в горо­де. Новгородцы защищали исконные свободы Новгорода, принцип самоуправления, вольность его жителей. Иван III, называвший Новгород «отчиной великого князя», обвинил его в национальной измене.

Этот конфликт был разрешен военным путем. Необученное новгородское войско в битве при Шелони в 1471 г. бежало перед привычным к войне московским войском, в которое вхо­дили и татары. Перед лицом угрозы голода и военного разгро­ма город был сдан. Хотя условия мира были довольно мило­стивыми, основы независимости Новгорода оказались подо­рваны.

Иван III в 1478 г. вновь захватил Новгород, заставив новгородцев принять присягу, по которой они стано­вились подданными великого князя. Вольности города были уничтожены. Преследования мятежных новгородцев продол­жались еще десятки лет, пока большая часть населения горо­да не была выселена в другие земли, прежде всего в По­волжье, а в 1570 г. перебита опричниками Ивана Грозного.


ДУМЫ

В конце XV - начале XVI в. оформились структуры вла­сти Московского государства. Главной из них была Боярская дума - совещательный орган при царе. В нее входили пред­ставители высшего московского боярства, князья ранее неза­висимых княжеств. В Думе было от 5 до 12 бояр и около 10 лиц более низкого звания - окольничих. Существовали два общегосударственных ведомства: дворец и казна. «Дво­рецкие» управляли царскими землями, в казне, кроме денег, хранились государственный архив и государственная печать. Фактически это была государственная канцелярия.

Земские соборы

Царь Иван IV и Избранная рада осуществили целую серию реформ. Задуманные преобразования должны были способствовать окончательному собиранию и объеди­нению всех русских земель вокруг сильной центральной власти, т. е. сформировать централизованное государ­ство. Разработчики реформ понимали, что это очень сложная и длительная задача. Решить ее можно лишь при поддержке широких слоев населения.

В 1549 году царь повелел собрать в Москве пред­ставителей боярства, духовенства и служилых людей для обсуждения предложенных преобразований. Это был первый в истории России Земский собор - со­брание представителей всех русских земель. В своем выступлении царь обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они творили во время его малолетства, и по­обещал в дальнейшем охранять население от произвола бояр и местных властей. Критика боярских злоупотреб­лений стала для реформаторов обоснованием необходи­мости крупных перемен в стране.

В последующие годы на Земские соборы приглаша­лись представители почти от всех слоев населения. Они собирались для решения наиболее важных государст­венных вопросов. Правда, прямых выборов на собор не происходило, его участники назначались властями.

После окончания Смутного времени с освобождением столицы пред­стояло восстановить в России государственную власть, избрать нового царя. В ноябре 1612 года Минин и Пожарский ра­зослали извещения о созыве Земского собора. В январе 1613 года в Москве собрались представители от дворян, бояр и духовенства, казаков и стрельцов, а также посланцы 50 горо­дов. Всего в работе Земского собора приняло участие пример­но 700 человек.

Около двух месяцев обсуждался вопрос о выборе нового ца­ря. Сразу же были отклонены кандидатуры иностранцев. После жарких споров царем был избран 16-летний Михаил Федоро­вич Романов, родственник по материнской линии царя Федора Ивановича. Он устраивал многих. Его поддерживали дворяне, духовенство и казаки. Боя­ре рассчитывали править страной, навязывая юному царю свою волю. Править страной стали родственники и приближенные царя.

Клятва Михаила Федоровича о правлении и согласии с Земским собором и Боярской думой не была слу­чайной: в условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти молодой царь был вынужден искать опору у всех слоев населения страны. Такой опорой должен был стать в пер­вую очередь Земский собор. На протяжении всего царствования Михаила Федоровича главной чертой соборов стал значительный рост представительства на них низших сословий. Избранные на собор депутаты получали от своих избирателей «наказы», кото­рые они должны были отстаивать перед царем. В отличие от правления Ивана Грозного и Бориса Годунова теперь в Земских соборах главную роль играли представители дворян и посадско­го населения. При Михаиле Земские соборы собирались доволь­но часто. А в период до возвращения из плена отца Михаила - Филарета, Зем­ский собор практически не прекращал работу. По мере укреп­ления царской власти Земские соборы собирались все реже.

После смерти Филарета некоторые дворяне предложили пре­образовать Земский собор в постоянно действующий парламент. Однако эти планы шли вразрез с интересами самодержавной власти. Соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения планов развития страны, как прежде. А с усилением крепостничества представительство низших слоев населения в Земских соборах стало незначительным.

Последний Земский собор был созван в 1653 году. С тех пор самодержавная власть опиралась не на представителей сосло­вий, а на бюрократию и армию.


СПЕРАНСКИЙ

К началу XIX в административная система государства находилась в состоянии очевидного развала. Александр I надеялся навести порядок и укрепить государство.

Александру I удалось найти человека, который с полным правом мог претендовать на роль реформатора. Михаил Михайлович Сперанский (1772 1839) происходил из семьи сельского священника. Выдающиеся способности и исключительное трудолюбие вы двинули его на важные государственные посты. В 1807 г. Александр приблизил его к себе, а затем взял с собой, отправившись в Эрфурт на свидание с Наполеоном" Француз­ский император быстро оценил скромного статс-секретаря, внешне ничем не выделявшегося в русской делегации. «Не угодно ли вам будет, государь, - в- шутку спросил он Александра, - променять этого человека на какое-нибудь королевство?»

Сперанский отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления Он не терпел хаоса и сумбура. Любой самый запутанный вопрос в его изложении приобретал упорядоченную стройность. В 1809 г. по поручению Алексан­дра он составил проект коренных государственных преобразований. В основу государственного устройства Сперанский положил принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Созда­вались представительные собрания нескольких уровней во главе с Государственной думой - всероссийским представи­тельным органом. Дума должна была давать заключения по законопроектам, представленным на ее рассмотрение и за­слушивать отчеты министров.

Все власти - законодательная, исполнительная и судеб­ная соединялись в Государственном совете, члены которого назначались царем. Мнение Совета, утвержденное императором, становилось законом. Если возникало разногласие, царь по своему выбору утверждал мнение большинства или меньшинства. Ни один закон не мог вступить в действие без обсуждения в Государственной думе и Государственном совете.

Реальная законодательная власть по проекту Сперанского оставалась в руках императора и высшей бюрократии. Но Сперанский подчеркивал, что суждения Думы должны выра­жать «мнение народное». В этом и заключался принци­пиально новый подход Сперанского: действия властей, в центре и на местах, он хотел поставить под контроль обще­ственного мнения. Ибо безгласность народа открывает путь к безответственности властей.

По проекту Сперанского избирательными правами пользовались все граждане России, владеющие землей или капиталами, включая государственных крестьян. Мастеровые, домашняя прислуга и крепостные крестьяне в выборах не участвовали, но пользовались важнейшими гражданскими правами. Главное из них Сперанский сформулировал так: «Никто не может быть наказан без судебного приговора». Это должно было сильно ограничить власть помещиков над крепостными.

Осуществление проекта началось в 1810 г., когда был создан Государственный совет. Но затем дело остановилось: Александр I все более входил во вкус самодержавного правле­ния.

© 2010-2022