Конспект внеклассного занятия Я - потребитель

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное занятие

Тема занятия: Я - потребитель.

Цель: формирование умений работать с нормативными документами, извлекать из них информацию, анализировать ее и применять на практике.

Задачи:

  1. рассмотреть понятия «потребитель», «продавец»;

  2. познакомить с основными положения Федерального закона «О защите прав потребителя»;

  3. учить работать с нормативно-правовыми актами;

  4. воспитывать чувство ответственности за осуществление своего выбора.

Оборудование: мульти-медиа, презентация, лист ватмана с изображенным на нем деревом, зеленые листочки, клей, карточки с заданиями.

Ход занятия:


  1. Вводная часть

  1. Организационный момент.

  2. Ролевая игра «Сюрприз».

Учащиеся совместно со студентами разыгрывают сценку. Вернувшись из школы Игорь увидел маму в слезах, а рядом - растерянный папа.

- Что случилось? - спросил Игорь.

- Да наша стиральная машина, которую мы в эту субботу купили, оказалась неисправной. Мама начала стирать, радуется, что у нее теперь такая помощница появилась. Вдруг звонок в дверь. Пришли соседи с нижнего этажа, оказывается вся вода из стиральной машины к ним в ванную комнату протекла, а они только-только ремонт сделали. Кричали ужасно. Теперь нам ремонт им делать придется. - Рассказал папа.

- Господи, какой ремонт, а где мы деньги возьмем, ведь последние на эту машину истратили. - Запричитала мама.

- Что же нам теперь делать?

Ведущий.

-Ребята, можно ли помочь родителям Игоря? Как?

  1. Сообщение темы и целей занятия.

Игорь. Так, родители, спокойно. Сейчас во всем разберемся. Вы эту машину в магазине купили. Вам должны были продать ее в исправном состоянии, а из исправной машины вода на голову соседям не польется. Поэтому вашей вины в том, что соседей залили нет и платить за ремонт будет магазин, да еще и деньги за эту машину вам вернет. Так что беспокоиться не о чем.

- А почему это магазин будет и ремонт делать, и деньги возвращать? - удивился папа.

- Да потому, что магазин нарушил ваши права, - ответил Игорь. - Сейчас вы узнаете, какие права есть у потребителя.


  1. Основная часть

1.Вступительное слово ведущего

К сожалению, многие из нас оказывались в ситуации, когда наши права и интересы как потребителей были нарушены. Чтобы избежать этого, всем необходимо знать основы потребительского законодательства. Осознание того, что мы как потребители обладаем определенными правами, придает нам уверенности, укрепит чувство защищенности.

Основополагающие права потребителя были закреплены в резолюции «Руководящие принципы для защиты прав потребителей», принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 году.

- Какие права потребителя знаете вы?

В резолюции закреплены такие права потребителей как:

  • право на безопасность;

  • право на информацию;

  • право на выбор;

  • право быть выслушанным;

  • право на компенсацию причиненного ущерба;

  • право на просвещение;

  • право на здоровую окружающую среду;

  • право на удовлетворение базовых потребностей (в еде, одежде, жилище).

В большинстве стран мира государство, опираясь на эту резолюцию, берет на себя обязанность отстаивать интересы потребителей путем принятия специального законодательства. В России тоже существуют основы законодательства о защите прав потребителей. В этой сфере действуют многие российские законы: Гражданский кодекс, Закон «О сертификации» и Закон «О рекламе», Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» и, конечно, Закон «О защите прав потребителей».

2. Работа со словарем (слайды).

В этом законе отмечено, что потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечение прибыли.

- Как вы понимаете фразу: «…имеющий намерение….

- Что означает фраза: «…для личных бытовых нужд, не связанных….

Пояснения ведущего.

Как следует из этого определения, потребитель - физическое лицо. Если товары и услуги приобретает организация (юридическое лицо), то в этом случае будут применяться нормы общегражданского законодательства.

Потребителем является человек, который еще только собирается приобрести товар или услугу, поэтому, например, отказ продавца показать ему товар и рассказать о его свойствах можно расценить как нарушение Закона. Если человек только пользуется товаром (например, не приобрел, а получил его в подарок), то и в этом случае он является потребителем. А вот человек, купивший партию полиэтиленовых пакетов для перепродажи на рынке, не будет считаться потребителем, поскольку использует приобретенный товар не для личных бытовых нужд, а для извлечения прибыли.

Другой стороной во взаимоотношениях с потребителем является продавец, изготовитель или исполнитель.

Продавец - это любая организация или индивидуальный предприниматель, реализующие потребителю товары по договору купли-продажи.

На частное лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, закон возлагает те же обязательства, что и на организацию. А вот на отношения граждан между собой потребительское законодательство не распространяется. Об этом нужно помнить, покупая товары на мелких самодеятельных рынках. Если вы приобретете что-либо у случайного прохожего или соседки, то на ваши отношения действие Закона не распространяется.

Основание применять Закон дает условие платности (возмездности) работы или услуги. Права у потребителя возникают вследствие того, что именно он оплачивает необходимые ему товары, работы, услуги.

- Как вы думаете, в какой сфере закон регулирует эти отношения?

Нормами Закона регулируются эти отношения потребителя в сфере торговли и общественного питания, службе быта, общественном транспорте, железнодорожных и авиакомпаниях, отношения с жилищно-коммунальными службами, строительными организациями, туристическими фирмами, платными учебными заведениями, банками и финансовыми компаниями.

Задание. Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает карточки с заданиями:

1.Придумайте ситуации, в которых частное лицо делает покупку, а закон о правах потребителя его не защищает.

2.Придумайте ситуацию, в которой человек может нуждаться в защите закона о правах потребителя.

- Рассмотрим некоторые права потребителя (работа со слайдами).

  1. Право на качество.

Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (работу, услугу) надлежащего качества. Надлежащие качество означает, что товар должен соответствовать стандарту, обычно предъявляемым требованиям или условиям договора. Покупая в магазине какой-либо товар, мы не должны оговаривать его качество в специальном договоре с магазином. Достаточно, чтобы товар соответствовал стандартам.

А вот если мы заказываем в ателье костюм, фасон которого согласован в договоре, то любое отступление от фасона будет считаться нарушением, хотя готовый костюм будет соответствовать и стандартам, и обычно предъявляемым требованиям.

О ненадлежащем качестве товара по Закону можно судить по наличию у него недостатка.

В случае если купленный потребителем товар имеет недостаток, то у потребителя возникает право:

- на безвозмездное устранение недостатка;

- на замену товара;

- на соразмерное уменьшение цены;

- на расторжение договора купли-продажи.

Для технически сложных товаров прав на замену возникает только при наличии в товаре существенного недостатка, т.е. недостатка, делающего его непригодным для использования.

Однако покупателю недостаточно купить пригодный для использования товар. Немаловажен вопрос, как долго он будет служить. Многие семьи имеют в своем доме товары, исправно работающие не одно поколение: холодильник, часы, стиральные машины. Законом предусмотрено право изготовителя устанавливать на товары длительного пользования «срок службы». Если изготовитель не установил срок службы самостоятельно, то по закону он будет нести ответственность перед потребителем в течение 10 лет.

Есть товары, на которые невозможно установить срок службы. Это в основном продукты питания, парфюмерно-косметические товары, медикаменты. На них устанавливают «срок годности», т.е. период, по истечении которого товар становится непригодным для использования по назначению. Согласно закону, запрещено продавать товары с истекшим сроком годности.

Еще одно право изготовителя - установление на свой товар гарантийного срока. Если изготовитель не установил гарантийного срока, то по закону он будет равен 6 месяцам. Продавец, желающий привлечь покупателей, может увеличить гарантийный срок по сравнению с изготовителем, но ни в коем случае его не уменьшить.

  1. Право потребителя на безопасность.

Оно означает, что товар при обычных условиях его использования, транспортировки и хранения должен быть безопасен для жизни, потребителя и окружающей среды. Для того чтобы обеспечить потребителю право на безопасность, государство устанавливает определенные требования, которым должны соответствовать товары, реализуемые потребителям. Эти требования содержатся в стандартах. Соответствие качества товара стандартам подтверждается государственным органом сертификации.

  1. Право на информацию.

Право на информацию заключено в том, что потребителю должна быть предоставлена необходимая, достоверная и полная информация о товаре, о продавце, о порядке приобретения товара.

Вся эта информация должна быть указана на вывеске предприятия. Потребитель имеет право требовать следующую информацию о товаре: о сертификации, об изготовителе, о сроке годности, составе, содержании вредных веществ, противопоказаниях к применению, назначении, потребительских свойствах, правилах пользования, хранения, сроке службы.

Кроме того, продавец обязан сообщить покупателю цену товара, условиях его приобретения, условия гарантии и адрес ремонтных мастерских.

Запрещена информация, несоответствующая действительности, и утаивания части информации (например, иногда продавец «забывает» сказать покупателю, что батарейки, от которых работает игрушка, в комплект не входят). Информация должна быть предоставлена на государственном языке. Если к купленному магнитофону приложена инструкция только на иностранном языке, это нарушение закона. Продавец несет ответственность за не предоставление надлежащей информации.

  1. Право на возмещение причиненного ущерба.

Покупатель в праве рассчитывать, что вред, причиненный ему некачественным товаром или недостоверной информацией, будет возмещен в полном объеме, причем как материальный ущерб, так и моральный вред. Возмещение вреда является обязанностью изготовителя в течение срока службы, а если он не установлен, то в течении 10 лет. Сумму материального ущерба подсчитать легко, а размер компенсации морального вреда в каждом конкретном случае определяется судом.

Продавец (изготовитель) товара, исполнитель работы (услуги) освобождается от ответственности за вред, причиненный потребителю, только в двух случаях: в случае возникновения вреда в следствии непреодолимой силы и в случае нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услугой и хранения товара.

  1. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей.

В России уже сложилась и развивается система информирования и просвещения потребителей. Это специальные рубрики для потребителей в наиболее массовых печатных изданиях: «Известиях», «Аргументах и фактах», Приложение к газете «Комсомольская правда». С 1992 года издается специальный журнал для потребителей «Спрос», по телевидению идет специальная программа «Впрок». И даже сейчас, читая этот материал, вы реализуете сове право на потребительское образование.

Практическая работа

Задание 1. Выполняется каждым учащимся индивидуально. Результаты озвучиваются.

Пользуясь статьей 493 ГК РФ. Форма договора розничной купли-продажи и ФЗ «О защите прав потребителя», помогите решить следующую ситуацию.

Петров в присутствии Крылова купил 1 кг творога, чек выбросил, а выйдя из магазина, обнаружил, что творог несвежий. Что делать Петрову? Обязан ли продавец принять творог обратно? Может ли Петров подать в суд на продавца с требованием возместить ему ущерб?

Задание 2.Учащиеся делятся на группы по 3 человека. Каждая группа получает проблемную ситуацию. Пользуясь статьями ГК РФ и ФЗ «О защите прав потребителя» решают проблемную ситуацию. Результаты озвучиваются каждой группой с приведением обоснования принятого решения.

Проблемные ситуации:

  1. Таксист отказался перевезти человека на том основании, что он ему не понравился. На чьей стороне закон?

  2. Телефонистка отказалась соединить пришедшего на почту клиента с другим городом на том основании, что она его видит впервые. На чьей стороне закон?

  3. Администратор гостиницы отказался поселить приезжего на том основании, что в этом месяце они много получили прибыли и теперь хотели бы отдохнуть. На чьей стороне закон?

  4. Продавщица в магазине отказалась продать мне последнюю коробку конфет, потому что увидела вдалеке свою подругу, крикнувшую: «Оставь мне коробку конфет». На чьей стороне закон?

Задание 3. Выполняется в группах по 3 человека.

Используя перечень непродовольственных товаров, не подлежащих обмену на аналогичный товар, выясните, пользуясь Законом, удастся ли вам обменять вещи, товарные чеки и ярлыки на которых сохранены:

  1. Доброкачественный линолеум на второй день после покупки.

  2. Нераспечатанные обои через неделю после покупки.

  3. Постельное белье через неделю после покупки.

  4. Исправный фотоаппарат через 23 дня после покупки.

  5. Неисправные настенные часы через месяц после покупки.

Свой ответ обоснуйте.

Творческая работа учащихся

Каждая группа учащихся составляет правило грамотного поведения потребителя и записывает его на зеленом листочке. Каждая группа приклеивает свой листочек на крону дерева (дерево изображено на ватмане).

Корни дерева - ФЗ «О защите прав потребителя», ствол - свод правил грамотного поведения потребителя, листочки - сами правила, составленные учащимися.

Правила:

  1. Относись внимательно к выбору продавца.

  2. Покупай дорогостоящие вещи только в магазине.

  3. Следи за информацией, которую предоставляет тебе продавец.

  4. При покупке следи за правильностью заключения договора.

  5. Обязательно возьми чек, квитанцию.

  6. Проверь правильность оформления технического паспорта, наличие печати и подписи продавца.

  7. Обязательно сохраняй все чеки и квитанции, особенно на одежду и обувь - ведь это единственное доказательство, что ты совершил покупку в этом месте.

  8. Никогда не подписывай договоров на банковское или страховое обслуживание, оказание туристических или медицинских услуг, не прочитав их предварительно.

  9. Если какие-то пункты договора тебя не устраивают, предложи другой стороне исключить этот пункт или откажись от его заключения.

  10. Все действия подтверждай документами: счета об оплате, справки от врача, акты. Составленные работниками коммунальных служб, чеки и квитанции.


  1. Заключительная часть

- Кого защищает Закон «О защите прав потребителя»?

- Какие права есть у потребителя?

- Кто нас защищает?

- Что мы сами можем сделать для своей защиты?

Следует помнить!!!

Потребитель, который обращается в суд на основании Закона «О защите прав потребителей», освобождается от уплаты государственной пошлины.

Рефлексия.

Учащиеся по очереди заканчивают предложения, начатые ведущим:

- Сегодня на занятии я…

- Я чувствовал себя на занятии…

- Я жду от следующего занятия…

Использованная литература

  1. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2011) «О защите прав потребителей» (с изм. и доп., вступающими в силу с 29.09.2011).

  2. Володина С. И., Полиевктова А. М. Основы правовых знаний: учебник. - М.: Вита-Пресс, 2002.

  3. Ловягин С. Н., Володина С. И. Практикум по курсу «Основы правовых знаний»: учеб. Пособие. - М.: Вита-Пресс, 1999.

  4. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России: книга для руководителей школы / Под общ. ред. Н. И. Элиасберг. - СПб., 2000.

  5. Информационно-правовой ресурс для детей «Права ребенка - твои права» [Электронный ресурс] - Режим доступа: pravadetey.ru - свободный. - Заглавие с экрана.



© 2010-2022