Урок по обществознанию для 11 класса по теме «Узнай больше и действуй!»

Методическая разработка урока «Узнай больше и действуй!» Номинация: методическая разработка урока по праву Класс и место урока в программном материале: Страхование и пенсионное дело, 11 класс   Краткое описание: В занятии используется работа в группах, игровой вариант формирования групп, обсуждение, устные выступления по итогам обсуждения в группах, работа с понятийным аппаратом. Предполагается, что учащиеся знают содержание темы: «Пенсионная система в РФ», что позволяет им свободно размышлять...
Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока

«Узнай больше и действуй!»


Номинация: методическая разработка урока по праву

Класс и место урока в программном материале:

Раздел: Страхование и пенсионное дело, 11 класс

Цели и задачи урока:

В ходе проведения урока учащиеся смогут:

1. Овладеть знаниями и практическими навыками в области гражданского права;

2. Сформировать интерес к дальнейшему изучению пенсионного законодательства;

3. Повысить правовую культуру;

4. Создать условия для формирования понимания личной ответственности каждого за своё будущее пенсионное обеспечение;

5. Сформировать «пенсионную культуру» основанную на принципе «Твоя будущая пенсия зависит от тебя, сделай её достойной»

6. Продолжить формировать умения:

- принимать участие в групповой работе, обсуждении, подборе аргументов и контраргументов;

- правильно распределять время работы над заданиями;

- выступать публично, презентуя результаты работы;

- оценивать на уроке свою работу и работу товарищей;

Оборудование урока:

- компьютер;

- интерактивная доска для заполнения таблицы;

- мультимедийный проектор;

- раздаточный материал для работы в группах;

- мини-презентация, для заполнения пауз во время работы команд;

Краткое описание:

В занятии используется работа в группах, игровой вариант формирования групп, обсуждение, устные выступления по итогам обсуждения в группах, работа с понятийным аппаратом. Предполагается, что учащиеся знают содержание темы: «Пенсионная система в РФ», что позволяет им свободно размышлять по основным вопросам урока, анализировать и систематизировать свои знания.

Ход занятия

  1. Мотивационный блок.

Учитель: ребята, на доске записаны слова и словосочетания, связанные общей темой: трудовой стаж, накопительная часть, страховая часть, социальные доплаты. Скажите, что объединяет эти понятия? (ответы учащихся - все они относятся к начислению пенсии)

Учитель: Итак, все понятия действительно относятся к начислению пенсии.

В вашем возрасте кажется, что такие слова «пенсия», «пенсионер» не имеют большого значения. Вы думаете, что с вами этого не случиться, а значит и нечего об этом беспокоится. Но старость неизбежна, а с ней неизбежна и пенсия. И знания пенсионного законодательства вам точно смогут пригодиться, если только вы не думаете, как герой сценки, которую для вас приготовили учащиеся 9 класса.

Сценка

«Хочу на пенсию»

Персонажи:

- Бог Работы

- Богиня Пенсии

- Кандидат
Бог Работы (обращается к ребятам): Я, Бог Работы - Трудень - собрал всех вас на профессиональном Олимпе и торжественно объявляю: у нас новый кандидат на пенсию!
Боги: Ах, как здорово! Как славно!
Бог Работы: Да, это значит, у нас снова есть работа! Сейчас мы этого кандидата хорошенько проверим. Я первый и начну!

( в класс входит мальчик)

Бог Работы: мальчик, а ты не ошибся? Ведь чтобы стать пенсионером необходимо достичь пенсионного возраста: женщинам - 55 лет, а мужчинам - 60 лет.

Мальчик: уважаемый Бог Работы мне только 15, но я очень хочу стать пенсионером. В школе на уроках права я узнал, что каждый человек с момента рождения имеет право на пенсию. А еще я слышал, что о пенсии нужно думать заранее. Раз я о ней уже задумался, зачем так долго ждать до 60 лет. Пойду на пенсию прямо сейчас. Буду деньги получать, на шоколадки их тратить. Можно?

Богиня Пенсии: Да ты, братец, видать лентяй и двоечник. А что же тебе Известно обо мне?

Мальчик: Пе́нсия - регулярное, ежемесячное денежное пособие.

Бог Работы: да, не густо. Что ж, кандидат, повезло тебе. Сегодня ты можешь многое узнать, если будешь внимательно слушать.

Богиня Пенсии: ну что готов?

  1. Информационный блок.

  1. Постановка проблемы

Учитель: ребята, я думаю, мы поможем нашему кандидату. В ходе нашего урока, вы должны ответить на вопрос: нужно ли думать о пенсии смолоду? На материале по пенсионному законодательству подтвердить или опровергнуть данное высказывание. Все выводы мы будем заносить в таблицу.


Проблемный вопрос

Аргументы

«за»

Аргументы

«против»

Нужно ли думать о пенсии смолоду?




  1. Рассмотрение проблемы

Учитель: для рассмотрения данной проблемы давайте разделимся на мини группы. Первая команда у нас уже есть - это учащиеся 9 класса. Они будут следить за ходом урока, получат новые знания по пенсионному законодательству, и также смогут ответить вместе с вами на проблемный вопрос.

Разделиться еще на две мини группы мы сможем при помощи игры «Пинг-понг». Мячиком для пинг-понга будут понятия из области пенсионного законодательства. Первый участник игры, давший определение понятию получает право выбрать следующего члена для своей команды. Игра продолжается до тех пор, пока в первой команде будет ровно половина учащихся всего класса. Оставшаяся половина игроков станет членами второй команды.

Итак, я начинаю. Пинг-понг - что такое «пенсия»?

Перечень понятий и терминов

  1. ГУК

  2. Доходы от инвестиционных средств пенсионных накоплений

  3. Застрахованные лица

  4. Индексация

  5. «Молчуны»

  6. Обязательное пенсионное страхование

  7. Страхователи

  8. СНИЛС

  9. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

  10. Трудовая пенсия

Ответы учащихся

Пе́нсия (от лат. pensio, платёж) - регулярное (обычно - ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:

  • достигли пенсионного возраста (пенсии по старости),

  • имеют инвалидность,

  • потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца).

Государственная управляющая компания (ГУК) - юридическое лицо, уполномоченное Правительством Российской Федерации осуществлять инвестирование переданных ему в доверительное управление Пенсионным фондом Российской Федерации средств пенсионных накоплений граждан, которые не воспользовались правом выбора частной управляющей компании или НПФ, а также тех граждан, которые осознанно доверили управление своими пенсионными накоплениями государственной управляющей компании. В настоящее время функции ГУК выполняет «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк, ВЭБ).

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений, чистый финансовый результат от реализации активов, финансовый результат, отражающий изменение рыночной стоимости инвестиционного портфеля на основе переоценки (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации).

Инвестирование средств пенсионных накоплений в зависимости от выбора гражданина осуществляет государственная управляющая компания, частная управляющая компания или негосударственный пенсионный фонд.

Застрахованные лица - граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (см. обязательное пенсионное страхование).

Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающее по трудовым договорам, самозанятое население и т.д.

Индексация - увеличение размера пенсий и иных социальных выплат.

Размер увеличения определяется Правительством Российской Федерации исходя из уровня роста цен на товары и услуги за соответствующий период, а также исходя из уровня роста доходов ПФР (в части трудовых пенсий).

«Молчуны» (обиходное выражение, не закрепленное в законодательстве) - граждане, не воспользовавшиеся правом выбрать для управления своими пенсионными накоплениями государственную или частную управляющую компанию, либо негосударственный пенсионный фонд. Средства этих граждан по умолчанию инвестируются в составе расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании.

Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на частичную компенсацию гражданам заработка, получаемого ими до наступления обязательного страхового обеспечения - пенсии. ОПС в России осуществляется страховщиками - Пенсионным фондом Российской Федерации и негосударственными пенсионными фондами.

Страхователи - все юридические лица без исключения, а также индивидуальные предприниматели и лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой - адвокаты, нотариусы и др., занимающиеся частной практикой, уплачивающие страховые взносы за своих работников (застрахованных лиц) либо за себя лично в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) - номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования. Этот номер обозначен в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования.

Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования - документ, который гражданин получает в территориальном органе ПФР по месту жительства. Гражданин, впервые поступивший на работу, получает страховое свидетельство через страхователя (работодателя).

В страховом свидетельстве указаны СНИЛС, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, пол, дата регистрации в качестве застрахованного лица. Страховое свидетельство предъявляется при устройстве на работу, при заключении трудового договора, при обращении в ПФР по любому вопросу, в том числе за назначением (перерасчетом) пенсии.

Трудовая пенсия - ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые они получали перед установлением им трудовой пенсии либо которые утратили нетрудоспособные члены семьи человека в связи с его смертью. Право на такую выплату определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными законом. Существуют следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Учитель: команды сформированы, а на столе их ждут кейс-пакеты. В каждом кейс-пакете набор документов, которые необходимы человеку, чтобы заработать пенсию.

Кейс-пакет

  1. Заявление на поступление человека на работу,

  2. Страховое свидетельство

  3. № 074-477-841-47

Команды должны, объяснить какое значение имеют эти документы в пенсионной системе?

Пока команды работают с документами для команды «Новички» немного интересных фактов о пенсии:

Слайд 1,2

Ответ команды:

  1. В данном случае имеется в виду заявление на поступление человека на работу. Это необходимо для того чтобы, ваш работодатель мог перечислять некоторую сумму денег на твою будущую пенсию.

  2. Страховое свидетельство - это верное подтверждение того что человек стал участником пенсионной системы. Страховое свидетельство человеку может выдать работодатель или он его может получить самостоятельно, обратившись в пенсионный фонд по месту жительства. На пенсионном свидетельстве ФИО, дата и место рождения, а также номер личного пенсионного счета.

  3. Так выглядит номер личного пенсионного счета. На него работодатель кладет будущую пенсию. Чем выше у человека зарплата и больше трудовой стаж, тем больше денег на его пенсионном счете. Информацию о том, платит ли работодатель взносы за вас в ПФ можно получить из ежегодных извещений ПФ, Интернет портале, или лично обратившись в управление ПФ по месту жительства.

Вывод для таблицы: необходимо как можно быстрее устроиться на работу, чтобы получить СНИЛС, на который работодатель будет перечислять деньги на твою будущую пенсию.

Учитель: ну, что ребята, я думаю, ваши знания помогут в будущем нашему кандидату в пенсионеры сделать свой первый шаг в пенсионной системе. А давайте попробуем вместе дать ему несколько дельных советов, как увеличить его будущую пенсию?

Команды в ваших кейс-пакетах лежат два письма. Прочтите их. Ответьте на заданный в письме вопрос и сформулируйте несколько дельных советов для кандидата в пенсионеры.

А для вас команда «Новички» снова немного интересных фактов о пенсии:

Слайд 3,4

1 команда:

Здравствуйте!

Очень хочу услышать ваш ответ. Я устроился на работу за заработную плату в 30 тысяч рублей, но 20 тысяч рублей я получаю в конверте, а 10 тысяч по ведомости. Мой товарищ получает намного ниже меня - 10 тысяч по ведомости, в конвертах им денег не платят. После того как мы станем пенсионерами будет ли моя пенсия больше чем у моего товарища?

Ответ команды:

Нет. Взносы в Пенсионный фонд работодатели отчисляют с официальной зарплаты (зарплата по ведомости). Так что пенсионные накопления у вас и вашего товарища будут одинаковые, так как и зарплата у вас по ведомости одинаковая.

Советы: Избегайте работодателей, уклоняющихся от уплаты налогов и взносов или выдающих жалование « в конверте», контролируй, начисляет ли роботодатель взносы в ПФ.

Внимательно изучай письма ПФ о состоянии твоего лицевого счета.

Вывод для таблицы: в течение трудовой деятельности ты должен заботится о постоянном зачислении взносов в Пенсионный фонд.

2 команда:

Здравствуйте!

Очень хочу услышать ваш ответ. Мне 16 лет. Я услышала, что можно увеличить свою будущую пенсию. Как можно это сделать?

Ответ:

Сделать это просто. С 14 лет каждый человек может вступить в Программу государственного софинансирования. Программа действует 10 лет. Откладывая на пенсию из личных средств, с помощью программы удваиваете эти деньги на своем пенсионном счете. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года. А еще можно увеличить свою пенсию, если продолжать работать после достижения пенсионного возраста. За каждый последующий год стажа размер страховой части пенсии будет увеличиваться до 6 %.

Советы: Участвуй в программе государственного софинансирования.

Не спеши выходить на пенсию. Внимательно изучай управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.

Вывод для таблицы: формируй личные пенсионные накопления через Программу государственного софинансирования, чтобы увеличить свою пенсию. Будь инвестором - это современно и правильно!

  1. Аналитический блок.

Учитель: ребята, мы с вами хорошо поработали. Давайте теперь вернемся к нашему проблемному вопросу: нужно ли думать о пенсии смолоду? (обсуждение результатов заполнения таблицы)

Проблемный вопрос

Аргументы

«за»

Аргументы

«против»

Нужно ли думать о пенсии смолоду?

Необходимо как можно быстрее устроиться на работу, чтобы получить СНИЛС, на который работодатель будет перечислять деньги на твою будущую пенсию

В течение трудовой деятельности ты должен заботится о постоянном зачислении взносов в Пенсионный фонд

Формируй личные пенсионные накопления через Программу государственного софинансирования, чтобы увеличить свою пенсию. Будь инвестором - это современно и правильно!


Учитель: слово предоставляется команде «Новички»

Представитель команды «Новички»: исходя из результатов заполненной таблицы, можно сделать вывод - думать о пенсии действительно необходимо в молодом возрасте.

И какой будет твоя пенсия, зависит только от тебя!

  1. Рефлексивный блок.

Вопросы для рефлексии.

  1. Выделите не менее четырех форм деятельности, в которых вы принимали участие на уроке.

  2. Что было самым трудным в ходе урока?

  3. Что было наиболее интересным?

  4. Что нового я узнал(а) на уроке?

  1. Домашнее задание

Проверь свои знания:

1. Страховщиком по обязательному пенсионному страхованию является:

А) страховой агент;

Б) Пенсионный фонд Российской Федерации;

В) управляющая компания.

2. При регистрации в системе обязательного пенсионного страхования каждому гражданину открывается:

А) светлое будущее;

Б) возможность бесплатного проезда;

В) индивидуальный лицевой счет.

3. После регистрации в системе обязательно пенсионного страхования гражданину на руки выдается:

А) лицензия на пенсию;

Б) страховое свидетельство;

В) пенсионное удостоверение.

4. Пенсия по старости на общих основаниях устанавливается при достижении возраста:

А) женщины - 55, мужчины - 60;

Б) женщины - 57, мужчины - 62;

В) женщины - 75, мужчины - 85.

5. Минимальный трудовой стаж, требуемый для установления трудовой пенсии по старости:

А) 1 месяц;

Б) 10 лет;

В) 5 лет.

6. Трудовая пенсия по старости состоит из нескольких частей:

А) государственной и личной;

Б) страховой и накопительной;

В) семейной и государственной.

7. Отметьте существующие виды пенсий:

А) по старости;

Б) по потере паспорта;

В) по инвалидности;

Г) по многодетности;

Д) по нетрудоспособности.

8. Взносы на обязательное пенсионное страхование уплачивают:

А) родители;

Б) страховая компания;

В) работодатель.

9. Кто может добровольно уплачивать дополнительные взносы на накопительную часть трудовой пенсии:

А) все граждане РФ;

Б) работающие граждане;

В) пенсионеры.

10. Как можно распорядиться своими пенсионными накоплениями:

А) перевести в банк;

Б) перевести в управляющую компанию или негосударственный пенсионный фонд;

В) снять наличными.

Рекомендации к проведению урока:

Практика изучения правоведческих курсов в школе показывает, что их усвоение школьниками достигает наибольшей эффективности при использовании активных форм и творческо-поисковых, интерактивных методов обучения, обращенных к эмоциональной сфере ребенка, а также такие формы деятельности как диалоги, полилоги, дискуссии, дебаты, деловые и ролевые игры. Большое значение имеют средства массовой информации, информационные технологии. Включение в компьютерную сеть открывает перед школьниками доступ к любой информации в области прав человека. При адаптации уроков правовых знаний следует учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся. В 9-11 классах предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий, которые учитывают содержательную и организационно-деятельностную специфику тематики прав человека и опираются на учет интересов и жизненного опыта учащихся. А также можно использовать поисково-исследовательской метод, проектную технологию и деятельностную практику (дискуссии, практикумы). Разработку данного урока можно проводить в курсе обществознания при изучении раздела в 9 классе «Человек и его права», в 11 классе «Закон и право»

Список использованных источников:

  • pfrf.ru

  • Научно-теоретический журнал «Преподавание истории в школе» № 1, 2012 год. А.Н. Иоффе. Структура современного урока истории, обществознания и права как основа организации деятельности учащихся.

10


© 2010-2022